СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народное хореографическое творчество и проблемы нравственного воспитания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народное хореографическое творчество и проблемы нравственного воспитания»

ВВЕДЕНИЕ




Во все времена нравственное воспитание было актуально. Нравственное воспитание - это одна из главных сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал и жить согласно нормам принципам, и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Для развития этих качеств в условиях современности необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации. Хореографическая деятельность в условиях внешкольных учебных заведений является одним из самых эффективных методов развития детского творчества. Танцевальная культура учащихся образуется путем воспитания ценностного восприятия ими этического, а также эстетического начала танца. В современной жизни активно задействованы в танцевальной среде дети самых разных возрастов.

Актуальность данной работы определена современной тенденцией роста числа хореографических коллективов, которым необходима организация именно систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой нравственного развития. Народная хореография – это своеобразная полифункциональная система,с помощью которой происходит полноценному и многостороннему развитию человека. Народные танцы имеют необходимый потенциал для развития нравственного воспитания детей школьного возраста. При помощи народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к истории своего народа..

Объект – нравственное воспитание детей средствами народного хореографического творчества.

Предмет – особенности нравственного воспитания детей средствами народного танца.

Цель – теоретически обосновывать и изучить особенности нравственного воспитания детей в процессе освоения русского народного танца. Достижение представленной цели обусловлено решением следующих задач:

- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.

- рассмотреть хореографическое искусство как средство нравственного воспитания детей;;

- изучить формы и методы развития нравственно - эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.

- провести педагогический эксперимент на базе самодеятельного хореографического коллектива путем постановки русской пляски-импровизации «Чибатуха» и проанализировать его результаты.

- подобрать музыкальный и лексический материал для создания хореографической постановки «Чибатуха», выстроить композицию по законам драматургии;

В качестве методов были использованы теоретические и эмпирические.

Теоретические:

  • изучение и анализ литературных источников;

  • системный анализ народного хореографического искусства;

  • анализ воспитательной работы в хореографическом самодеятельном коллективе.

Эмпирические:

  • общение с руководителями самодеятельных коллективов;

  • собственный опыт педагогический и балетмейстерской работы.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, литературы (30 источников) и видеозаписи хореографической постановки «Чибатуха». Общий объем работы составляет 54 листа.


























ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ



1.1. Цели и задачи нравственного воспитания детей




Нравственностью называют моральное качество человека. Это некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, который чаще всего пользуются в речи и литературе как синоним морали, а иногда — этики. В перечни философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда она соответствует обыденному словоупотреблению. Понятие нравственности, в более узком, смысле используется для определения части или уровня морали в целом. При этом под нравственностью в ряде случаев имеется в виду внутренняя сторона морали.

Одна из важнейших сторон обширного процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей, способности ориентироваться на идеал, выработка им нравственных качеств, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном можно воплотить в реальных поступках и поведении- все это нравственное воспитание.

Формирование развитой личности, воспитание растущей особы, составляет одну из главных задач в современном обществе. Не осуществимо преодоление отчуждения человека от его истинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе развития общества. Оно требует вклада со стороны людей, которые направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на воплощение, открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственной модернизации человека. В этом двойном процессе реальная возможность развития личности человека обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов социума.

Наличие объективных условий все же само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Одной из главных задач воспитания является правильно организованный процесс деятельности ребенка. Именно в деятельности формируются нравственные качества, а на изменение мотивов и целей деятельности могут повлиять возникающие отношения, чтов свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Таким образом, деятельность человека выступает и как составляющая его нравственного развития .

Основные задачи нравственного воспитания можно сформулировать таким образом:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие чувства нравственности;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения .

Процесс развития морального сознания ребенка происходит через восприятие, осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей и педагогов, окружающей среды, а так же через переработку этих воздействий опираясь на нравственный опыт индивида, ценностными ориентациями, его взглядам. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение. Таким образом, образуется субъективное отношение к нему. В связи с этим, создаются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком своих поступков, направленность школьного воспитания и реальные поступки детей.

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого происходит процесс создания воздействия на сознание, чувства, поведение учеников и образуются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Это освоенный личностью моральный опыт общества, который выражается в уровне развития нравственных понятий, оценок, нравственных чувств, суждений, ценностей, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения- все это нравственная культура личности Обязательным условием для проведение нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые были заложены в основу ее нравственных качеств:

  • отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

  • отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

  • отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

  • отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

  • отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).

Методологической основой нравственного воспитания является этика - отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индивидуального сознания в которой соединились категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые координируют взаимодействия между людьми. Моральной нормой называют правило, требование, которое определяет, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственность – освоенная, внутренне принятое общественное мнение, мораль, которая контролирует индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание – целостность нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д.

Форму переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе называют нравственным чувством. Только соприкоснувшись с предметом устойчивых чувств. Нравственные понятия, оценки, убеждения и т.п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.

Культура поведения – синтез культуры общения, культуры речи, культуры внешности, и бытовой культуры – это одна из важнейших составляющих нравственно-этической культуры личности. Культура поведения проявляется в формах поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т.п.).

Для осуществления нравственного воспитания, педагогу необходимо:

  1. Организовать целенаправленную работу по нравственному обучению учащихся, которая направлена на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.) и на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

  2. Привлечь внимание детей к различным видам деятельности и общению, которое предполагает нравственный выбор и оценку. Большое значение во время воспитания нравственной культуры имеет оценочная деятельность учащихся.

  3. Обновление всех источников нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т.д.).

В зависимости от возраста можно определить задачи и содержание данного направления воспитательной работы, а также всех остальных направлений:

-младший школьный возраст – это формирование на первых порах основ нравственности, освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, воспитание нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду

-подростковый возраст - это знакомство с общечеловеческими ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, ответственности, справедливости, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, степени воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т.п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предотвращение конфликтов с разными группами общения.

-юношеский возраст - освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), совокупность этой деятельности с решением задач нравственной работы над собой. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главная составляющая самосознания и мировоззрения старшеклассников

Рассмотрим пути нравственного воспитания. В первую очередь это использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования, формирование нравственного опыта и культуры здравоохранения, правоохранительных органов; общественного поведения в совместной деятельности учащихся. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, приучение и упражнение, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, дискуссии. Также можно проводить ролевые игры, различные тренинги, давать порученя, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.

Основными критериями сложившейся нравственной культуры личности являются:

  • развитость эмоциональной среды (нравственных чувств, эмпатии);

  • способность к нравственному выбору и развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм;

  • сформированность основных нравственных качеств и культуры поведения.




1.2. Нравственное воспитание средствами народного танца




На современном этапе развития общества остро стоит вопрос о воспитании духовно — нравственной личности. Всё большее и больше учёных, деятелей культуры, педагогов, воспитателей, социологов, врачей взволнованы проблемой деградации молодого поколения, увеличения смертности среди молодёжи, наркомании, преступности. Как решать эту проблему? Все в один голос говорят о том, что воспитание духовных и нравственных начал необходимо начинать с самого раннего периода жизни ребёнка и в данном процессе должно участвовать все окружение и родители, и педагоги образовательных учреждений, в том числе системы дополнительного образования. Хореографическое искусство является, на данный момент, самым востребованным и массовым искусством. Потребность в двигательной активности у детей настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия танцами помогают творчески реализовать эту потребность, так как постоянное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укрепляет скелет и мускулатуру, но и тренирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.

В нравственно-эстетическом и физическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет хореографическое искусство. Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, которые связанны с трудовыми процессами и эмоциональными ощущениями от окружающего мира. Танец существовал и существует в культурных традициях всего человечества. За долгую историю развития общества он изменялся, отражая культурное развитие каждой эпохи. Существует огромное множество направлений, школ, стилей и форм танца, не похожих друг на друга. 

Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Нельзя поспорить с тем, что в создание и развитие народных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает вполне реальные жизненные явления. Так, в нем выражены принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, которые происходят в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а значит, и в народной хореографии. Таким образом, народный танец как один из видов хореографического искусства выступает своеобразной формой отражения действительности.

Каждая историческая эпоха и каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, добавляли свои определенные музыкально-хореографические формы.

Область современного народного танца - бытовые жизненные ситуации (гуляния, праздники), где его главная цель - способствовать взаимодействию людей между собой. Тем не менеее социальная роль народного танца значительно шире. ЕЕ можно определить многообразными эстетическими и этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано народное танцевальное искусство.

Передавая из поколения в поколение традиции бытовых танцев, народ сохранил в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Изменения в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения одних и тех же танцев, а также к появлению новых их форм.

Вместе с тем народная бытовая форма танца и танцы, которые исполнялись в великосветских салонах, соприкасались друг с другом. Между ними был постоянный взаимообмен. Не только народные танцы проникали на балы и праздники аристократии, но и многие из народных танцев, переобразованные в салоне, снова возвращались в народ. Однако при этом как в народной, так и в салонной бытовой хореографии всегда сохранялись свои правила и традиции.

В связи с тем, что народная хореография является составной частью современной культуры, в ней также происходят процессы, которые отражают эту борьбу. В наше время, когда можно широко и быстро внедрить в бытие или иные новые танцы, или музыкальные ритмы с помощью развитых средств информации, народный танец нередко распространяется не по законам логики, а под влиянием стихии моды.

Танец отражает объективную действительность. Безусловность реального жизненного содержания выражается в нем условно. Главным выразительным средством в танце является пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца создаются во времени и пространстве на основе музыки. Народный танец может рассказывать о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах. Но и как хореографическое искусство в целом, является по преимуществу искусством, которое отражает, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, мысли, настроение, чувства.

По содержанию и форме народный танец является глубоко национальным и может выражать общечеловеческие чувства . Национальный характер танца можно увидеть в целом ряде особенностей: исполнительской манере, колоритных деталях, хореографической и музыкальной структуре. В бытовом танце от национальной первоосновы сохраняется все самое типичное, обращается внимание на наиболее характерные ее черты. При этом движения танца, его пластика приобретают более обобщенный характер, как бы укрупняются. В то же время техническое исполнение движений существенно упрощается, композиция па и фигур имеют законченный вид.

Во второй половине XIX в., на процесс развития танца, значительное влияние оказала деятельность профессиональных балетмейстеров и педагогов-аранжировщиков. Они преобразили национальные пляски, упростили , приспособили для самого широкого, массового исполнения.

Танцевальные формы бытовой народной хореографии родились среди самого народа. Они являются плодом коллективного творчества. Коллективность народного танца можно увидеть как в процессе его создания, так и в процессе исполнения, так как только коллектив, определенная социальная группа общества, делает возможным длительное существование того или иного танца. От того, примет ли коллектив народ , зависит судьба танца. Эта закономерность лежит в основе появления, развития и распространения народного танца. Для жизни танца, необходимо, чтобы его знали наиболее широкие круги исполнителей – это главное условие его существования.

Сочинение танцевальной музыки имеет богатые традиции. Достаточно много народных танцев оставили свой след в творчестве ведущих композиторов и даже композиторов-классиков. Благодаря этому танцевальная музыка приобрела художественную ценность. Проходя через века, танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов.

На формирование внутренней культуры человека народный танец имеет также значительное влияние. Изучение и занятия народным танцем гармонично связаны с усвоением норм народной этики, которые невозможно представить без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, простота, безупречная вежливость, скромность, чувство меры, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность и приветливость - вот те черты, которые приобретаются в процессе занятий танцем и становятся необходимыми в повседневной жизни. Таким образом занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Благодаря тому что танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем способны развивать чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Народный танец является одним из средств нравственного воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как любое другое искусство, народный танец имеет способность приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Хорошо танцующий человек испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радуют точность, пластичность, красота, с которыми он исполняет сложные танцевальные элементы. Все это само по себе является источником эстетического удовлетворения.

В искусстве хореографии красота и совершенство формы неразрывно гармонируют с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве сосредоточена сила его воспитательного воздействия. Исполнение любого танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцор стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свои эмоции, настроение, проявляет свои внутренние качества и выражает свое мировоззрение.

Процесс обучения танцу очень активный, творческий, пробуждающий в человеке художественное начало. Во время осваивания танцевальной лексики, человек не просто пассивно воспринимает красивое, а и преодолевает определенные трудности, проделывает конкретную немалую работу для того, чтобы эта красота была ему доступна. Познавая красоту в процессе творчества, человеку дается возможность глубже чувствовать прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, а эстетические оценки происходящих явлений в жизни и в искусстве - более зрелыми.

Народный танец является хорошим средством организации досуга молодежи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство помогает выплеснуть энергию молодежи, наполняет ее бодростью и удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище и игре.

Следовательно, народная хореография выступает как средство нравственного воспитания, развития творческих способностей, массового общения людей, внутренней культуры человека, дает возможность с пользой провести время, познакомиться с интересными людьми, подружиться, т.е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.

Часто можно услышать о том, что образование призвано создавать наиболее благоприятные условия для формирования многогранной и всесторонне развитой личности. Подразумевая под этим условия, в которых в равной степени будут функционировать и взаимно дополнять друг друга два основных его процесса: обучение и воспитание. К сожалению, в современных условиях системы образования, развитие которой идет по западному образцу, главным становится интеллектуальное развитие учащихся и приобретение ими узкоспециализированных знаний, умений и навыков, которые, казалось бы, должны обеспечить успешное будущее учащихся и особенности в их профессиональной карьере. Торможение развития гуманитарных аспектов в образовании, где духовно-нравственному воспитанию остается второстепенная роль, ведет за собой серьезные проблемы в развитии личности детей и подростков. Включение в образовательный процесс активных и творческих видов деятельности становится незначительным по отношению к естественнонаучным дисциплинам. У детей наблюдается нарушения их психофизического и эмоционального состояния (хроническая усталость, гиподинамия; усугубление положения по физиологическим и психологическим зависимостям: от повсеместного курения и потребления алкоголя до интернет-зависимости и зависимости от компьютера вообще ), а также обеднение духовной сферы подрастающего поколения.

Чтобы решить данную проблему видится необходимость обращения, прежде всего, к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, действенным средством которого всегда было народное творчество. При правильном сочетании с другими видами учебно-познавательной деятельности, введение различных видов народного творчества в образовательный процесс дает возможность расширить диапазон возможностей для учащихся в самовыражении, раскрытии и реализации своего духовного потенциала, а также в сбережении и укреплении их психофизического здоровья. В рамках данного исследования раскрывается роль народной хореографии как одного из средств формирования личности детей и подростков.

Народная хореография – это своего рода полифункциональная система, которая способствует полноценному многостороннему развитию человека. Охватывает как совершенствование его объективных характеристик, т.е. телесной субстанции человека (физическое здоровье, красота строения тела, ровная осанка и т.д.), так и формирование его субъективных свойств и качеств, которые составляют внутреннее содержание человека, другими словами его душевно-духовную организацию (нравственные идеалы, ценности, отношение к другим людям, силу воли и т.д.).

Одним из важных аспектов роли народного танца является развитие «тонкого», более проникновенного и полного чувства окружающего мира, познания себя. Это можно отобразить, например, в триадной модели восприятия известной из «вечной философии»: «рациональное – чувственное – интуитивное».

В процесс осмысления, восприятия, и созидания танца всегда имеется процесс образования (образов создания), который в свою очередь задается особенностями своей внутренней и внешней структуры. Внутреннюю структуру танца можно определить характером как чувственной, душевной организацией человека, так и пространственно-временной и визуально-звуковой организацией самой хореографической постановки. Она, как никакая другая творческая деятельность, напрямую связана с человеком, его тело – это материя танца, с помощью которого выражается мысль танца. Внешняя структура танца определяет его индивидуальное лицо, складывающееся из хореографии (смена движений и рисунков), костюма, звукоритмического аккомпанемента, свето-цвета и т.д.

Музыкально-ритмическое содержание танца, не смотря на то, что принято воспринимать его в качестве аккомпанирующего элемента, имеет более глубокое значение как для танцующего, так и для зрителя. Ритму танца всегда придавалось особое значение и даже приписывался некоторый мистический смысл. Еще в древние времена была установлена взаимосвязь между ритмами явлений природы и сменой условий жизни. Ритм, считался основополагающей материей и его нарушение ведет к нарушению порядка во Вселенной. Исходя из этого с чувством ритма всегда связывали состояние гармонии. Известно, что любое изменение ритма влияет на биоэнергетику и способствует изменению психофизического состояния человека, как в сторону его улучшения, так и в сторону ухудшения. Нейрохирурги Иллинойского университета в США определили, что неправильные ритмы, которые идут в противовес с природными ритмами необходимыми нам для правильного функционирования могут приводить к патологии, которой они дали название ритмический токсикоз. Эти сигналы определенного ритма и тембра, которые нарушают наши правильные ритмы коры головного мозга, разрушают иммунитет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Специалисты утверждают, что специфика звучания народной музыки, которая сопровождает танец и является неотъемлемой его частью, оказывает наиболее положительное влияние на всю систему организма человека. В результате этого поднимается настроение, повышается интеллектуальная деятельность, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания снижается болевая чувствительность. Внешние музыкальные вибрации народной музыки созвучны внутренним природным ритмам человека. Следовательно, музыкальное сопровождение народного танца является дополнительным фактором положительного влияния на развитие детей. Имеется в виду звучание народных инструментов и особый, созвучный природе человека, звукоряд народных мелодий.

Стоит отметить, что любое движение человека должно быть также ритмически согласованным, скоординированным и четким. Если движения не согласованы, то это влечет за собой статическое напряжение, что в энергетическом отношении представляет собой перегрузку одних психонейрологических центров и снижение работоспособности других. В процессе занятия народной хореографией у учащихся развивается координация движений (например, выполнение дробных выстукиваний с различными вариациями рук и разворотами корпуса), их согласованному сочетанию, и тем самым возможностей всего опорно-двигательного аппарата. Это является важным фактором, так как «ритмически организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание, а затем и на сознание. На сегодняшний день это свойство танца, используется в «танцевальной терапии».

Танец – это вид активной творческой деятельности, во время которой работает вся костно-мышечная система исполнителя. В таком качестве народный танец выполняет две основные функции. Первой функцией является актуализация природных потребностей ребенка в двигательной активности, что в настоящее время имеет особое значение. Врачами был проведен подсчет, что на двигательную активность детей приходится всего 15 % суток, а 85 % времени дети находятся в состоянии гиподинамии, что в свою очередь приводит к повышению уровня заболеваемости школьников. Только 20 % современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60 % – ко второй, а 14 % детей серьезно больны. Отсюда мы замечаем особую важность терапевтической функции хореографии. В оценке терапевтического влияния физических упражнений во время занятий народным танцем учитывается их стимулирующее воздействие на физиологические процессы в организме.

Народный танец всегда была спутником жизни человека, являлся и является эффективным средством духовно-нравственного воспитания, универсальным языком общения между людьми разных культур инкультуризации человека. Эта связь является несомненным и определяющим фактором роли народной хореографии , его неразрывная связь с понятием «народ». К этому понятию в наши дни общество относится неоднозначно, а порой даже пренебрежительно, как к чему-то старому, давно ушедшему в прошлое и не актуальному в нашем «бурно развивающемся мире». Современное общество практически потеряло духовную связь со своим культурно-историческим прошлым, которое всегда укрепляло любое общество и в этом кроется источник многих проблем в духовном состоянии современного населения.

Активная популяризация массовой «антикультуры» приводит к изменению народного танца, превращая «чистое и прекрасное» в подобие варьете. Все реже можно встретить хореографические коллективы с репертуаром народных танцев и образовательные учреждения, где народные танцы преподаются в чистом виде. К большому сожалению, сегодня образ репера или крутой «тусовщицы» для молодежи кажется более значимым и привлекательным , как бы дает возможность ощутить себя принадлежащим к «супер» группе.

На сегодняшний день доказан тот факт, что культивируемая в настоящее время поп-рок-музыка, под которую все чаще воплощаются в жизнь идеи современных хореографов, построена на воздействии строго определенных инфразвуковых частот. Они заставляют человека танцевать в определенном стиле даже помимо желания. Посредством народной хореографии, в свою очередь, человек соединяется с высокой культурой проявления духа народа через движение, являясь ярким выражением художественно-исторической памяти нации.

Важную роль в формировании основ взаимопонимания между людьми разных национальностей, более глубокого осознания истоков сложившегося и свойственного только этим народам мировоззрения, особенностей их менталитета, обычаев, традиций, что способствует определению целевой направленности России как многонациональной и поликультурной страны и пробуждению истинного патриотизма у подрастающего поколения имеет процесс познания культуры разных народов средствами народной хореографии. Рядом эмпирических исследований определено, что данные межэтнические взаимодействия детей характеризуются устойчивостью, глубиной и положительным эмоциональным фоном. Если мы говорим, что народная хореография имеет немаловажное значение в формировании личности детей и подростков, то необходимо еще раз упомянуть о том, что благодаря глубокому, осознанному подходу в изучении танцевального фольклора приобретаются не только новые знания, умения и навыки в этой области, но и укрепляется психофизическое состояние здоровья учащихся, создаются условия для формирования высших ценностей и идеалов в сознании каждого, раскрываются творческие способности ребенка, его личностный духовный потенциал, а также в полной мере восполняется потребность учащихся в двигательной активности. При этом решается одна из важных задач российского общества на современном этапе его развития по сохранению и развитию уникального этнокультурного наследия.

Сущность нравственного воспитания ребёнка средствами хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие спм особности ребёнка: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и оценивать прекрасное до способности творить. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие слуховых, зрительных и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление, а также даёт дополнительный импульс для мыслительной памяти. Занятие хореографией способствует улучшению психологического, эмоционального и физического состояния, снижению гиподинамии, воспитанию чувства коллективизма, снятию перегрузок, , развитию настойчивости, силы воли и эстетического вкуса детей. Формирование духовно- нравственных основ ребёнка можно осуществить с помощью погружения ребёнка в эстетическую среду хореографического искусства, вызывающую эмоциональную чувствительность и переживания ребёнка.

В условиях внешкольных учебных заведений хореографическая деятельность является одним из самых действенных способов развития детского творчества. Знание особенностей каждого возрастного периода развития ребенка позволяет педагогу более эффективно раскрывать и развивать творческий потенциал воспитанников.

К сожалению, на сегодняшний день, мы редко можем увидеть изучение именно народной хореографии, которая наиболее способствует развитию нравственности у детей.

Народный танец вызывает чувство радости, одухотворенности заставляет любоваться человеческой красотой. Как явление культуры, он не стареет, но на данном этапе развития культуры его вытесняет «современность».

Для более высокой эффективности нравственного воспитания средствами народного танца хотелось бы, чтоб в пропаганде нашего искусства принимали активное участие печатная пресса, радио и особенно телевиденье. Необходима организация серии образовательных передач для детей (и не только) по истории и развитию народного танца, а не масса детских эстрадных конкурсов. Показ выступлений лучших профессиональных коллективов, ансамблей песни и танца, народных хоров, где есть танцевальные группы, передачи о великих деятелях хореографического искусства. Все это значительно может повлиять на воспитание детей и привлечение их внимания к народному творчеству.

Народный танец – это душа народа, его красота и величие. Зажигательные, бытовые танцы, трогательные, лирические хороводы, сюжетные танцы раскрывают быт, обряды, традиции народа. Течение времени требует прогресса и развития. Но все же, увлекаясь новым, мы не должны забывать о наших корнях и истоках. Возрождение народных традиций, создание новых коллективов народного танца, изучение фольклора – вопросы, которые диктует время.














ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА «ЧИБАТУХА»



2.1 Обоснование выбора темы




В последнее время наблюдается высокий интерес молодежи к танцевальной культуре. Активно возрастает количество танцевальных коллективов, популярным стал общий танец на выпускных вечерах, на свадьбах, появилось современное направление флеш-моб, которое позволяет задействовать огромное количество танцоров одновременно. Но в современном молодежном мире не скрыть и большое количество проблем. Одна из таких проблем - это межличностные отношения. К сожалению, в современном подростковом обществе, в большой степени забыты принципы уважения и терпимости. Довольно часто можно встретить проявление неуважения и к сверстникам, и к людям старшего поколения (родителям, педагогам, и др.). Это следствие определенных как объективных, так и субъективных процессов. Молодые люди не всегда способны справиться с потоком различной информации и правильно ее проанализировать, провести грань между положительным и отрицательным. Огромным пластом полезной и положительной информации являются сокровища народного творчества. Все собранное и проверенное временем достояние каждого народа является чистым и безопасным источником для познания молодыми людьми.

Одним из источников, который хранит богатство традиций любых взаимоотношений неизбежно является народная хореография. В каждом народе сохраняется память достойного поведения и уважительного отношения в обществе.

Изучение русского народного танца способствует знакомству зрителя с богатейшим хореографическим наследием, фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине и своей нации. Занятия русским народным танцем способствуют физическому развитию, равномерному укреплению тела, развивает силу, ловкость, изящество.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, которая способна к преобразованию, профессиональному самоопределению, самопознанию, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – необходимое условие на занятиях русским народным танцем.

Можно относиться по-разному к современности, но нельзя относиться к прошлому с пренебрежением. Необходимо развиваться, но надо всё же знать как было, а к культуре своего народа надо не только относится с почитанием, но и с пониманием, что народное творчество - это то, что мы из себя представляем.

Выбранная тема работы основана на материале русского танца Курской области «Чибатуха» и подразумевает:

- возможность нравственного воспитания детей средствами хореографии;

- знакомство с красотой и разнообразием русской народной музыки; которая своею самобытностью и темпераментом заняла прочное место в мировой культуре;

- показать красоту и широту души русских девушек, искренность и силу русского народа

- работу с воспитанниками над грациозностью исолнения;

- позволяет отработать и развить навыки в исполнении женского танца, с изяществом и жизнерадостностью свойственной русскому характеру;

- передачу зрителю доброту и радость, а также порадовать яркими костюмами.




2.2. Историческая справка




Танцы российского народа имеют обширную историю и ведут свои корни еще со времен Древнейшей Руси. К русским народным танцам относятся: пляски и массовые народные увеселения, задорные большие хороводы, которые являлись важной частью традиционных ежегодных гуляний, символических ярмарок и увеселительных действ. Какие же у них отличительные особенности и преимущества? И что же вообще являет собой этот вид хореографии?

Прежде всего, русские народные танцы – это веселье и смех, прыжки и активные движения, задорные пляски и, естественно, чудесные самобытные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – отражение русского человека: безграничная душа и неудержимая потребность дарить радость себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь его основу составляют и кадриль, и хоровод, и пляска.

Нужно отметить, что этот танец требует активности, мужественности, резких и четких движений от Мужчин, и мудрой величественности и плавности в каждом шаге от Девушек. Русская народная хореография – это повествование об истории Великой России. Так как зачастую они сопровождались песнями с текстами о богатырях, царях и добрых деяниях их отчизны.

Историками принято считать, что различные технические приемы и прыжки, исполняемые танцорами в русских народных танцах, были придуманы людьми для того, чтобы обогреться, ведь в основном все знаковые праздники справлялись зимой или осенью, когда оканчивались все полевые работы. Вот так и становилось горячее и телу, и душе! В наше время русские танцы изначального вида не практикуют на народных гуляниях, теперь они стали сценической изюминкой и замечательным способом расшевелить зал.

Еще в древнейшей Руси народные танцы пользовались большой популярностью. Это веселые заводные хороводы, народные гуляния, которые зачастую исполнялись на всяких ярмарках, увеселительных мероприятиях, празднествах Древней Руси. Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, прекрасные национальные костюмы. Это характер русского человека – яркий, под озорную и заводную музыку и от всей широчайшей души танец. В основе этого танца лежат: кадриль, хоровод, пляска.

Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири - медведя. Русский танец требует энергичности от юношей и кротко и величавости «плавающих» движений от девушек. Обыкновенно русские народные танцы объединяют в себе большое количество народа, что держатся за руки, платочки или венки. В сопровождающей эти танцы музыке, описывались целые истории народов, витязей, царей, отчизны, государства и великой русской земли.

В древние времена широкое распространение имели танцы на плотах. Они исполнялись по ночам: по реке пускали венки с зажженными свечками, разные поделки из соломы и различных цветов, такой своеобразный танец исполняли в ночь на Ивана Купала (славянский праздник). Эта разновидность танца тоже является своего рода ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе суженного. Они опускали на воду венки, сплетенные своими руками, и тот из мужчин который выловит венок и был ее суженным.

Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. На руси были традиционны танцы с медведями.

На западе считатют, что различные технические элементы и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманны людьми для того, чтобы согреться, так как в большинстве своем русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ прекращал все полевые работы. И такой выход из ситуации был найден смекалистым народом.

В наше время русские танцы подобного типа не практикуют на праздниках. Древний народный танец приобрел сценический вид.

Танец - это особенный вид народного искусства. Не поддается исчислению, сколько было на Руси и есть в нынешней России разновидностей танца. Они имеют самые различные названия: иногда по песне, под которую исполняются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но все эти танцы объединяют одни общие для русского народа черты: это удаль, это широта души, поэтичность, особенная жизнерадостность, объединение скромности и простоты с огромным чувством собственного достоинства.

Русская пляска — вид русского народного танца. Танец представляет собой движения, которые с развитием сюжета получают все большее разнообразие и ускоряют темп. Русская пляска носит спонтанный характер. пляски рознятся по характеру и манере исполнения для каждого региона России и имеют зачастую своё название, которое происходит от названия области или песни под которую исполняется. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Обрядовые танцы в наше время превратились в бытовые.

В Древней Руси хранителями русских танцевальных традиций были скоморохи, которые ходили ватагами и выступали под пение свирелей и удары бубнов. Скоморохи занимались увеселением князей, бояр и купцов. Обыкновенным атрибутом скоморох были маски. Подчас скоморохи организовывали пантомимы или пели заводные частушки. В 1505 году псковский игумен Памфил сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Скоморошьи пляски под гусли и гудения, осуждались Домостроем. Считалось что они «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают.

Пляски, игры, обряды были непосредственно связаны с каждодневной и праздничной жизнью восточных славян и в самобытной форме отражали познание им природы. Приход христианства изменил существовавшие народные празднества. Церковь, причислявшая пляску вместе с песнями и обрядами к «сатанинским прельщениям», стремилась искоренить её, как пережиток язычества. С распространением церковной музыки и появлением русской многоголосной песни русская пляска обогатилась элементами импровизации. Ярко выраженный национальный характер русской музыки становится основой тематических плясок и бытовых хороводов. Народные бытовые пляски и хороводы имели популярность среди различных слоев русского общества до XVII века, а затем, когда начала прививаться «европейская мода», в привилегированной среде народные танцы стали «недостойным занятием». Традиции народной пляски на Руси сохранялись в искусстве скоморохов и театральных зрелищах. Известны разнообразные переплясы: камаринская, барыня, казачок. С течением временем пляски начали исполняться в сопровождении частушек.

Существовало три основных танцевальных приема: притопыване, шаг, верчение и присядка. Обыкновенно, пляска начиналась с «выхода», когда исполнитель торжественно занимал место в центре круга, выпрямлялся откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).

Одним из самых распространённых был шаг, который состоял из множества элементов, приседаний, подъёма на цыпочки и др. Очень популярным был вариант, называвшийся трёхшаг, при котором исполнитель делал три шага, укладывавшиеся в три первые восьмушки двухчетвертного такта. Частым вариантом шага были дроби, то есть быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг мог сопровождаться покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски.

Частым элементом русской пляски были хлопки в ладоши, по телу и голенищу сапог (Камаринская).

Пляска характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, есть и в движениях сердца и лёгких, а равно и в соединённых с передвижением и с выражением ощущений, так что ритм пляски является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения.

Пляскам парни и девушки учились с малых лет. Они следили за старшими на празднетствах и свадьбах, тут же пробуя. С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать — отсюда великое разнообразие уникальных русских переплясов. Соперничая в пляске, юноши хвастали ловкостью, удалью и грацией, праздничными одияниями. Парни и девушки приглядывались друг к дружке. И чтобы приглянуться, пытались и в танцах показать себя как можно ярче.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации. В них исполнители не были ограничены определенной танцевальной хореографической композицией. Каждому танцору давалась возможность выразить себя и показать, на что он способен. Такие пляски всегда были неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Среди таких танцев которые дошли до нашего времени и ставших известными, но во многом уже коммерцилизованных, были следующие: «Барыня», «Веселуха», «Топотуха», «Плескач», «Вензеля», «Казачий пляс», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Полянка», «Чиботуха», «Сибирская потеха», «Журавель», «Гусачок», «Тимоня», «Северные заковырки», «Валенки», «Болтушки», «Во саду ли», «Круговая-плясовая», «Матрёшки», и другие.

Пляскам-импровизациям парни и девушки учились с самых малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда возникает большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наши дни получила широкое развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, разнообразные комбинации, сложные танцевальные элементы. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

Игровые танцы:

Особое место принадлежит танцам, в которых народ проявляет наблюдательность за животными или птицами ("Бычок", "Дергач", "Медведь), либо какими-нибудь явлениями природы ("метелица", "пурга").

Такие танцы можно назвать танцами-играми или же игровыми, так как в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцор не только подражает повадкам птиц или зверей, но и старается присвоить им черты человеческого характера.

Танца не может быть без образа. Если нет хореографического образа, то остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для народного танца характерным является осмысленное отношение к событиям жизни. Если описанные моменты встречаются, то зачастую как обдуманный прием. Однозначно, танцоры пользуются элементами, которые имитируют, например походку, полеты, повадки гусынь и гусаков. Но это не просто изображение птицы, а в конкретном случае пляска-игра,в которой главным условием является подражание птицам. Перепляс-соревнование, в котором главенствуют мастерство в изображении гусачка, выдумка и ловкость исполнения.

Особенно важно, чтобы исполнению образа танца были подчинены все компоненты: рисунки и движения, а также музыкальное сопровождение, костюм, цвет и образная хореографическая пластика. При этом средства выразительности танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Итоговость всего этого достигается объединением всех составляющих.

Русский народный костюм:

В жизни народного танца большое значение имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается до такой степени, чтобы исполнителю было удобно двигаться. Русская народная одежда разнообразна, ярка по краскам, красива, богата украшениями, вышивкой и аппликацией. В создании одежды народ проявил не меньше таланта и художественного вкуса, как и в создании плясок и песен.

Для мужских костюмов свойственно было использовать особый покрой рубахи, которую называли косоворотка (разрез воротника сбоку а не на середине груди). Косоворотка не имела пошивного ворота-стойки: разрез и ворот просто были обшиты узенькой полоской кумача. Штаны шили из холста, а после украшали полосками или узорами. Спустя время стали шить гладкие штаны темного цвета.

Для женского костюма был типичен сарафан. Его носили во всех областях: и в средне-русских, и южных областях, и на севере. Головные уборы и прически девушек заметно отличались от женских. Юные красавицы заплетали волосы в одну косу, носили на голове различные повязки и ленты.

К началу XX века, ринятая в этнографии система деления территории России на сложившиеся этнические зоны (казачество, северорусскую, южнорусскую, среднерусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Урал, Сибирь, Поволжье и Дальний Восток,). Особенно полно отражает разно­образие изменения танцевальных традиций и региональных осо­бенностей русского народного танца.

  • Казачество по группам: уральские, астраханские, оренбургские, кубанские, дон­ские, терские, семиреченские, сибирские, забайкальские, амурские, уссурийские, некрасовские казаки[4].

  • Центральный регион: Московская, Владимирская, цен­тральная и южная часть Тверской, Костром­ской, Ярославской, Костром­ской, Ивановской, Нижегородской областей, восточные рай­оны Смоленской и южные районы Псковской областей.

  • Северный регион: Архангельская, Вологодская, Ленин­градская, Новгородская области, север Костромской, Яро­славской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей, часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области.

  • Южный регион - это Калужская, Орловская, Тамбовская, Курская; Тульская, Ли­пецкая, Рязанская, Пензенская области, восточные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей.

  • Русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы Смоленской области)

  • Русско-украинское пограничье (Белгородская, южные районы Воронежской области).

  • Поволжье: Ульяновская, Саратовская, Самарская, области.

  • Урал: Пермская, Свердловская, Челябинская области, восточные районы Оренбургской и западные районы Курган­ской областей.

  • Сибирь и Дальний Восток (Западная Сибирь ; Алтайский край, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области; Восточная Сибирь ; Иркутская область, Хабаровский, Красноярский и Приморский края).

В данной работе будет описана пляска-импровизация «Чиботуха» . Она была распространена на территории Южного региона, Курской области России.

В Курской области Танцевальная культура складывалась как и культура других областей. Курская область является одной из немногих областей России, где появилось и достигло расцвета большое количество карагодов, танков, массовых плясок, композиция, лексика, манера которых зависят от места, где исполняется, от времени года, от количества участников, от фантазии ведущих танцовщиков, роль которых сложна и исполнять ее мог не каждый.

Многие этнографы посвятили свои работы изучению таночно-карагодного и песенно-музыкального жанра этой области. Но большее внимание этому жанру в своей исследовательской деятельности уделила А.В. Руднева.

По её определению, в Курской области утвердившееся в науке и литературе слово «хоровод» получило народную транскрипцию «каравод», «карагод», но с несколько иным смыслом в отличии общепринятого. Карагод – род пляски парами, тройками по кругу, который берет за основу личное мастерство исполнителей, самостоятельность их действий, присутсвует почти полная независимость танцора, пары или тройки солистов от остальных пляшущих. Исполняются карагоды зачастую под сопровождение музыкантов, стоящих в кругу, лицом в центр круга. Вокруг них собирается внешний круг, который движется обязательно против хода, а музыканты или хористы, стоящие во внутреннем круге движутся по солнцу. Встречаются три круга: один круг в центре – это музыканты, второй круг выстраивают участники карагода, которые стоят против друг друга парами, тройками – женщины в паре и перед ними мужчина, третий круг – это публика.

К карагодам или карагодным пляскам относятся «Комаринская», «Улица, улица широкая», «У ворот верба стояла», «Ой ты Варя», «Тараторочка», «Журавель» – пляска парами по кругу. Может исполнятся и в нескольких кругах одновременно. Это зависит от количества участников. Заводились эти круги вокруг музыкантов. «Тимоня»- пляска вокруг музыкантов, тройками по кругу.

Танки-хороводы преимущественно плясового характера, с развитыми хореографическими построениями, множеством движений и фигур. Делятся танки на два типа: танки-пляски на месте по кругу, либо «стенка на стенку», танки-шествия, либо пляски с движением по улицам. Исполняются танки как правило под песни самих исполнителей.

Водятся танки с наступления весенней поры и до глубокой осени. К ним относятся «Таня,Танюша», «Заплетаю я плетень» , «Ай да в городе во Белеве», «А летела пава», На дворе в долинке» и другие.

По композиционному построению танки разнообразны. Это может быть замкнутый круг, напоминающий форму подковы, танец рядами, петельками или зигзагами. Линейные танки с полотенцами или поясами. Круговой танок отличается от карагода, движение происходит обязательно по ходу солнца. Участниками танков и карагодов могут быть как мужчины так и женщины, иногда дети.

Выразительность у женщин в танцах Курской области различная. За основу взяты движения упруго-ритмичные, сопровождающиеся сменой положений и взмахами рук. Создается впечатление, что руки движутся непрерывно, их то поднимают вверх и, легко вибрируя, шевелят пальцами, то величесвенно складывают на груди, то исполнительница движется, наступая на юношу, «подбоченясь».

Мужчины, проделывают непрерывные движения ногами в сочетании с дробями, с прыжками и присядками , делают взмахи руками, при этом должны быть полны внимания к девушкам, движутся по всему кругу. О том как девушка несет себя говорят: «Идет, как пишет, как муха дышит». О мужчине говорят что тот не плясун, который не умеет вприсядку плясать. О манере мужчин и женщин в танцах Курской области можно также судить по высказываниям самих исполнителей: «Пляшут все одно, а выходка разная». Мужской состав в конце исполнения какого-то движения часто становится на одно колено и бьет руками по земле, голеням, голове, делают повороты вокруг себя.

Основные положения рук девушек в танцах Курской области:

1. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Обе руки согнуты в локтях, которые опущены вниз, ладони лежат на груди.

2. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Одна пука в кулачке – на поясе сбоку, другая поднята вверю. Во время танца поднята пука с платочком, девушка машет им над головой.

3. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки опущены вниз, кисти тыльной стороной наружу. Во время танца обе руки со слегка согнутыми локтями поднимаются перед собой на уровне лица, ладонями вниз и возвращаются в исходное положение.

4. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки опущены вдоль корпуса. Во время танца обе руки, согнутые в локтях, поднимаются в сторону на уровне головы. Кисти открыты, «играют» или «шевелят» пальцами.

5. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки подняты над головой, кисти открыты ладонями вперед. Во время танца пуки переводятся в правую или левую сторону.

6. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки согнуты в локтях, направлены вперед. Кисти открыты ладонями «вовнутрь», навстречу друг другу. Во время танца, не меняя положения рук, исполнители движутся то в правую, то в левую сторону.

7. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки согнуты в локтях перед грудью. Кисти открыты ладонями вниз. Одна кисть над другой, но друг к другу не прикасаются. Во время танца кисти движутся одна вокруг другой, не меняя положения, к себе и от себя.

8. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Обе руки опущены вниз вдоль корпуса, кисти свободны. Во время танца исполняется хлопок в ладоши над головой и руки возвращаются в исходное положение.

9. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки свободно опущены вниз вдоль корпуса. Во время танца руки через стороны поднимаются вверх, кисти сгибаются ладонями вниз, пальцы в стороны, а затем руки возвращаются в исходное положение.

10.Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Руки подняты вверх. Локти слегка согнуты, кисти ладонями вниз, пальцы в стороны. Во время танца, не меняя положения, исполняются различные переходы,

движения, вращения. Возможен вариант опускания рук вниз вдоль корпуса и возвращения их в исходное положение.

11. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Обе руки свободно опущены вдоль корпуса. Во время ганца одна пука слегка сгибается в локте, поднимается до уровня груди, кисть открывается ладонью вперед. Одновременно плечо слегка движется вперед и вверх.

12. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Пуки вытянуты в локтях, раскрыты в стороны ладонями вниз. Во время танца кисти и пальцы исполняют легкую «вибрацию».

13. Исполнительница стоит лицом по ходу движения. Обе руки согнуты в локтях, кулачками лежат на пояс

В танцах Курской области большинство движений строятся на ритмическом разнообразии. Исполнение движений под разные ритмы как мужчинами, так и женщинами называется « в две ноги» или в «три ноги».

Движение «в две ноги» - это чередование ног дважды. Например правая, левая,левая- все сначала.

Движение «в три ноги» - это чередование ног трижды. Например правая – левая – правая и все сначала.

В начале танца ритм таких движений несложный. Исполнители как бы подбирают темп и ритм.


На Юге России костюм имеет свои особенности и отличия в покрое, цвете, стиле вышивки, деталях, практически в каждом районе области. Таким образом костюм в южных регионах более ярких расцветок. Основной встречающийся праздничный костюм - это, зачастую однотонный, длинный сарафан преимущественно алого цвета, украшенный парчой или разноцветными шелковыми лентами и широкими поясами. Под сарафан надевается кофта из домотканой или белой ткани, а сверху надевается «завеска». Сверху кофты множество разноцветных ожерелий и бус. В состав головного убора входит кокошник и позатыльник, дополняемого различными лентами, бантами и цветами, сшитых из парчи. Мужской костюм состоит из белой полотняной рубахи в крупную или мелкую клетку, «ботухи» - это широкий пояс с махровыми концами, чаще всего красного цвета. Сверху рубахи, через плечо одевается женский пояс или два пояса, на крест. Штаны одевали синие, в полоску. Дополнением к общему виду был головной убор - шляпа, раскрашенным ковылем или овсом или украшенная цветами, перьями. В противовесот костюма народов севера, этот был более тонким, создавая ощущение легкости и воздушности, что давало больше свободы в движениях.

На создание южного стиля исполнение хороводов и плясок повлияло очень много причин. Как и в любой точке России природные и жизненные условия не только оказывали влияние на изменения интонационального строя и ритмической структуры песен, музыки, на изменение характера и манеры исполнения хороводов и плясок, но и давали повод к образованию ритмов, хороводов и плясок, движений с неповторимым характером и особенной манерой исполнения. Также, не малое влияние на развитие песенно-танцевального искусства оказывали соседи - малороссы, т.е. украинцы. 

Некоторые курские плясовые припевки по ритму и форме это украинские шуточные коломыйки. Именно отсюда берет начало музыкальное сопровождение танца «Чиботуха». А самой «Чиботухой» называли самую активную девушку бойкого нрава, которая начинала гулянья на праздники, по окончанию рабочего дня или в выходные.




2.3. Теоретическое обоснование практической работы







Содержание номера.

С давних времен танец украшал жизнь людей. Танец был одним из первых ярких языков, с помощью которого люди могли выражать свои чувства.

В русских деревнях всегда было много хлопот и всё время было чем заниматься. Но и отдыхать люди не забывали, особенно молодежь. По праздникам или просто после окончания рабочего дня, девушки собирались вместе, чтобы поделиться новостями, показать новые наряды, пообщаться. Такие встречи собиралала самая активная девушка бойкого нрава, которую называли чибатухой. Конечно же встреча не обходились без танца. Танцуя, девушки приветствовали друг дружку и переполненные эмоциями, начинали свои разговоры о том о сем. Улыбаясь друг дружке они переплетались в разных танцевальных узорах, не прекращая общения. Чибатуха не давала никому скучать и пускалась в пляс, то к одним девушкам, то к другим. Они кружились, выстукивали каблучками новых черевичек задорные ритмы, красовались друг перед дружкой.

И только поздним вечером, утомленные, но радостные девушки, расходились по домам, провожая друг дружку и ожидая следующей встречи.


Разновидность и стилистика работы.


Вид хореографического искусства: народно-сценический.

Стиль основан на лексике русского народного танца Курской области.


Форма и жанр хореографического номера


Форма: массовый танец.

Жанр: лирический.


Идейно-тематический анализ танца.


Тема: гулянье озорных, веселых русских девушек.

Идея: показать красоту, богатую душу и бойкий нрав русской девушки.

Сверхзадача: ознакомить зрителя с культурой русского танца, пробудить интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций.


Композиционное построение танца.


Експозиция: Появляется чибатуха, зазывает девушек на гулянье.

Завязка: Появляются девушки, радуясь встрече, пускаются в пляс вместе с чебатухой.

Развитие действия: Переплетаясь в разных рисунках, девушки общаются, показывая свои новые наряды и черевички. Девушек становится еще больше. Чебатуха никому не дает скучать и выплясывает то с одними девушками, то с другими, то все вместе сливаются в общем танце.

Кульминация: Девушки все вместе пустились в безудержный пляс.

Развязка: Вдоволь натанцевавшись, расходятся по домам, а самой последней уходит чебатуха.


Сценарно-композиционный план

1

2

3


Експозиция

1-й эпизод

Выход солистки на сценическую площадку.

4 такта


2-й эпизод

Выход восьми девушек на сценическую площадку.

12 тактов

Завязка

3-й эпизод

Танец девушек с солисткой и выход вторых восьми девушек.

8 такта

Развитие действия

4-й эпизод

Перестроения в полукруг и поочередное соло девушек.

32 такта


5-й эпизод

Перепляс девушек с солисткой .

12 тактов


6-й эпизод

Совместная проходка по кругу и расход на финальную комбинацию.

6 такта

Кульминация

6-й эпизод

Совместная комбинация с солисткой.

8 тактов

Развязка

7-й эпизод

Прощание девушек с солисткой и уход.

4 такта



Продолжительность номера 2 минуты и 30 секунд.


Анализ музыкального произведения


Источник музыкального материала: русская народная музыка.

Форма: состоит из одной части.

Музыкальный размер: 4/4.

Лад: мажорный.

Темп: allegro (быстрый).

Количество тактов:82.

Музыкальное сопровождение: подается на аудионосителе.

Нотное описание:



В хореографической композиции «Чибатуха» мы использовали движения, характерные для русского народно-сценического танца:

Движение №1

Исходное положение – первая прямая позиция ног

Музыкальный размер 4/4

и – опустится в полуприседание, сгибая в колене правую ногу и отводя ступню назад, колени рядом, подъем правой ноги вытянуть;

раз – перескочить на полупалец правой ноги, сгибая в колене левую ногу;

и – тоже что на раз, с левой ноги;

два–и – повторить движение.


Движение №2

Исходное положение – первая прямая позиция ног

Музыкальный размер 4/4

и – приподнять левую ногу рядом с правой;

раз – перескочить на низкие полупальцы левой ноги, приподнимая правую ногу рядом с левой;

и – ударить ребром каблука правой ноги рядом со ступней опорной ноги;

два -и – исполнить тоже что на раз-и с другой ноги.


Движение №3

Исходное положение – первая свободная позиция

Музыкальный размер 4/4

раз – чуть отделить носок левой и пятку правой ноги от пола и повернуть в право, соединяя носки обеих ног;

и – пуза;

два – чуть отделить носок правой и пятку левой ноги от пола и повернуть вправо, соединяя пятки обеих ног;

и – пауза.

Движение №4

Исходное положение – первая прямая позиция

Музыкальный размер 4/4

раз -два – исполнить два шага на высоких полупальцах;

три-четыре – исполнить еще один шаг и удар пяткой. Во время удара исполняется маленькое приседание.


Движение №5

Исходное положение – первая прямая позиция

Музыкальный размер 4/4

раз -два – исполнить два шага на высоких полупальцах, начиная с правой ноги;

три-четыре – исполнить еще один шаг с правой ноги и удар носком левой ноги по полу.


Движение №6

Исходное положение – третья позиция ног, правая нога впереди

Музыкальный размер 4/4

и – приподнять правую ногу невысоко вправо, вставая на полупальцы опорной ноги. Колени обеих ног и подъем правой – вытянуть;

раз – опуститься с носка на всю ступню правой ноги вправо, подводя левую ногу ступней к щиколотке опорной сзади. Колени обеих ног согнуть, сохраняя выворотное положение. Подъем левой вытянуть;

и – пауза;

два – встать на полупальцы опорной ноги, поднимая работающую ногу невысоко вправо. Колени обеих ног и подъем правой – вытянуть;

и – пауза.


Движение №7

Исходное положение – первая прямая позиция, руки раскрыты во вторую позицию

Музыкальный размер 4/4

и – опуститься в полуприседание на обеих ногах, правую руку провести в первую позицию;

раз – подняться на полупальцы левой ноги, подводя правую ступню к щиколотке опорной ноги и исполняя полный поворот вправо. Левую руку провести в первую позицию;

и – исполнить полуприседание по пятой открытой позиции, раскрывая руки во вторую позицию;

два -и – движение повторить.


Движение №8

Исходное положение – первая прямая позиция, согнуть ноги в коленях, руки раскрыть во вторую позицию.

Музыкальный размер 4/4

и – согнуть в колене правую ногу отводя ступню назад. Подъем вытянуть. Колени рядом. Голову повернуть вправо;

раз -и – перескочить на правую ногу вправо, сгибая левую ногу в колене и отводя ступню назад. Подъем вытянуть. Голову повернуть влево. Исполнить пол поворота вправо;

два -и – перескочить на левую ногу влево, сгибая в колене правую ногу и завершая полный поворот вправо. Колени рядом. Ступню правой ноги отвести назад. Подъем вытянуть, голову повернуть вправо.


Движение №9

Исходное положение – третья позиция ног.

Музыкальный размер 4/4

раз – широкий шаг правой ногой на каблук, колено вытянуто, носок поднят вверх;

и – левая нога подставляется на низкие полупальцы сзади к пятке правой ноги, колено присогнуто и направленно вперед;

два – шаг правой ногой вперед с ударом на всю ступню. Левая нога поднимается невысоко вперед, вытянутая в колене, свободная в подъеме;

и – пауза.


Движение №10

Исходное положение – первая прямая позиция ног

Музыкальный размер 4/4

и – правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по первой позиции, колено свободно. На вторую шестнадцатую, левая нога опускается на всю ступню около правой ноги;

раз – правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по первой прямой позиции сгибаясь в колене. Левая нога резко отделяется от пола, согнутая в колене: колено направлено вперед подъем свободен;

и – повторение движения на «и» с другой ноги;

два – повторение движения на счет «раз»;

и – повторение движения на «и».


Движение №11

Исходное положение – исходное положение третья позиция

Музыкальный размер 4/4

раз – небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога, сгибаясь в колене отделяется от пола в невыворотном положении. Колено направленно влево, ступня вправо;

и – правая нога согнутая в колене, поднимается невыворотно в воздух. Колено правой ноги направленно влево, ступня вправо, пятка поднята вверх;

два – небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога вытягиваясь в колене выворотно поднимается вперед-вправо;

и – правая нога вытянутая в колене поднимается в воздух, носок поднят вверх;

На раз следующего такта исполнитель делает небольшой перескок на всю ступню правой ноги, ставя ее около левой ноги. Движение продолжается с другой ноги.


Движение №12

Исходное положение – первая прямая позиция ног

Музыкальный размер 4/4

раз – слегка подскочив исполнитель опускается на всю ступню левой ноги присогнутой в колене. Колено и носок направлены вперед. Правая нога сгибаясь в колене, от колена отбрасывается назад. Подъем свободен;

и – правая нога поднимаясь вперед проскальзывает подушечкой стопы по полу около опорной ноги;

два – небольшой подскок на всей ступне левой ноги присогнутой в колене. Правая нога поднята невысоко вперед с вытянутым коленом, подъем свободен;

и – правая нога спереди проскальзывает по полу подушечкой стопы, приближаясь к левой ноге и слегка сгибаясь в колене.

На «раз» исполнитель перескакивает на всю ступню правой ноги, спереди сбивая левую ногу и отбрасывая ее от колена назад.

Движение продолжается с другой ноги, выполняется на месте строго ритмично. Корпус прямой, голова приподнята.


Движение №13

Исходное положение – первая прямая

Музыкальный размер 4/4

затакт и – правая нога с ударом опускается на каблук около левой ноги. Колено слегка присогнуто, носок поднят вверх. На вторую шестнадцатую правая нога опускается с каблука на всю ступню, ударяя подушечкой стопы об пол;

раз – левая нога с ударом подставляется на всю стопу к правой ноге по первой прямой позиции. Колени присогнуты, носки направлены вперед;

и – повторяется движение на «затакт»;

два – повторяется движение на счет раз.



Описание костюма девушек.


Женский сарафан розово-желтого цвета из шифоновой ткани. До талии сарафан с вырезом «карэ» плотно прилягает к телу, от талии идет клешенная юбка. Присутствует отделка красной атласной лентой по краю выреза, на талии (разделение корсета и юбки) и перед оборкой внизу юбки. На розовом корсете пришита желтая оборка с белым кружевом и аппликацией «цветок». Сверху желтой шифоновой ткани юбки крепется органза с большой аппликацией «цветок» и продольные линии, расшитые паетками. На подоле сарафана размещена аборка из розового шифона и белое узкое кружево. На спине сарафан застегивается на крючки.

Под сарафан одета блузка из кружевной белой ткани. На воротнике аборка с розовым краем. Рукава блузки сделаны пышным фонариком, длинной ниже локтя.

Под низ сарафана одет белый поъюбник из фатина и «стакан».

На ногах у девушек красные народные туфли.

На голове высоко заплетена гулька. Под гулькой прикреплен белый бант.


Описание костюма солистки.


Женский сарафан желто-оливкового цвета из атласной ткани. До талии сарафан с вырезом «карэ» плотно прилягает к телу, от талии идет клешенная юбка. По краю корсета пришита желтая аборка с белым кружевом и аппликацией «цветок». На розовом корсете пришита желтая оборка с белым кружевом и аппликацией «цветок». Корсет и юбка разделены красной атласной лентой, которая также разделяет юбку и подол. На самом краю сарафана размещена аборка из желтого атласа с аппликацией «цветок» и белое узкое кружево. Аппликации, края кружева и атласная лента расшиты паетками. На спине сарафан застегивается на крючки.

Под сарафан одета блузка из шифоновой белой ткани. На воротнике аборка. Рукава блузки сделаны из атласной ткани пышным фонариком, длинной до локтя.

Под низ сарафана одет белый поъюбник из фатина и «стакан».

На ногах у девушек красные народные туфли.

На голове высоко заплетена гулька. Под гулькой прикреплен белый бант.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Народный танец, как никакой другой вид искусства, отражает особенности национального характера и показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Это неисчерпаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие.

Народный танец является старожилом и долгожителем. Он имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность и свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству исключительную самобытность, индивидуальность, красочность. Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности и формирует нравственное воспитание детей и подростков средствами искусства. Он создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

В данной работе выявленно следующее:

- Главной задачей нравственного воспитания детей является - пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией. Через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально - эстетическую и духовно богатую личность.

- В педагогике нравственно-эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее культуру.

- На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, а также получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыке, костюме, приобретает нравственные корни своего духовного воспитания и образования.

- Народный танец - это основа художественного творчества, нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.

- Народный танец - является преимуществом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми.

- Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, является наиболее эффективным средством нравственно-эстетического воспитания ребенка.

- Во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что очень важно и оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

В данной работе на практике показано влияние народной хореографии на нравственное воспитание детей. На базе самодеятельного коллектива была выполнена работа по постановке русской пляски-импровизации «Чибатуха».

Основными показателями в работе по нравственному воспитанию детей стали: положительное эмоциональное реагирование детей на эстетические ценности окружающего мира. Во время занатий у воспитанников развивается способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, дети учатся придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Таким образом можно сказать, что в системе хореографического образования закладываются основы нравственного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. / П.Г. Богатырев. - М., - 1971. - 161с.

  2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выгодский. – М.,1968, 317с.

  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208с.

  4. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / К.Я.Голейзовский. – М.: Искусство, 1964. – 368 с.

  5. Есаулов И. Г. Народно-сценический танец / И. Г. Ессаулов. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. – 289 с.

  6. Зайцев Е. В. Основы народно-сценического танца / Е. В. Зайцев. – Винница: НОВА КНИГА, 2007. – 417 с.

  7. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. - Орел, 1999.

  8. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224 с.

  9. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1954. – 431 с.

  10. Зацепина К. С. Народно-сценический танец / К. С. Зацепина. – М.: Искусство, 1976. – 224 с.

  11. Зосимовский В. Библиографический словарь по хореографии / В.А.Зосимовский. – М.; Искусство, 1959 – 78-90 с.

  12. Иноземцев Г. В. Народный танец / Г. В. Иноземцев. – М.: Знание, 1971. – 156 с.

  13. Карпенко В. Н. Хореографическое искусство и балетмейстер / В.Н.Карпенко. – М.: 2015. – 200 с.

  14. Климов А. А. Основы русского народного танца / А. А. Климова. – М.: Искусство, 1981. – 270 с.

  15. Колногузенко Б. Основы танцевальной композиции / Б.Колногузенко.– Х.: ХДАК, 1997. – 50с.

  16. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев - М.: Педагогика, 1999.

  17. Марголис Е. М. О записи танца / Е. М. Марголис – М.: Искусство, 1950. – 34с.

  18. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 1976.

  19. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера / И. В. Смирнов. – М.: Искусство, 1986. – 192 с.

  20. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 23-

  21. Ткаченко Т. С. Народные танцы / Т. С. Ткаченко. – М.: Искусство, 1974. – 478 с.

  22. Уральская В. В. Народная хореография / В. В. Уральская. – М.: Искусство, 1972. – 189с.

  23. Устинова Т. А. Беречь красоту русского танца / Т. А. Устинова. – М.: Молодая гвардия, 1959. – 86 с.

  24. Фомин А. С. Народный танец / А. С. Фомин. – СПб: 1954. – 223 с.

  25. Чижик А. Э. «Танцы народов СССР» / А. Э. Чижик. – М.: Искусство, 1956. –96 с.

  26. Чистякова В. В. В мире танца / В. В. Чистякова. – М.: Искусство, 1964. – 132 с.

  27. Ендрюс Т. Магия танца./ Т. Ендрюс. – К.: Муз. Украина, 1996. – 112с.

  28. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/istorija-russkih-narodnyh-tancev.html

  29. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elementdance.ru/headings/russian_folk_dance_a_guest_from_time_immemorial





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!