СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направление работы по речевому развитию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направления работы по речевому развитию старших дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования речевое развитие выделил как отдельную образовательную область, тем самым показав, какое большое значение оно имеет в развитии и становлении личности дошкольника.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

  Работа по речевому развитию старших дошкольников многогранна, её разделы тесно связаны между собой.

          Работая по данному вопросу с детьми дошкольного возраста в 2014-2015 учебном году, решаю следующие речевые задачи. 

 

1.Воспитание звуковой культуры речи.

В начале учебного года была проведена проверка звукопроизношения у детей. Её результаты  показали, что 50% детей произносили все звуки родного языка правильно, 50% имели затруднения с сонорными звуками. С родителями данных детей проведена консультация по теме «Правильно ли говорит ваш ребёнок», рекомендована консультация логопеда. Важным в образовательном процессе ОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

          На занятиях по подготовке к обучению грамоты детям даются представления о линейных звуковых единицах: звук - слог – слово -  предложение - текст. Знакомимся с буквами русского алфавита. Закрепление данного материала осуществляется с помощью дидактических игр («Составь слово», «Буква потерялась», «Азбука-мозаика», «Кто в домике живёт» и другие).

Знакомлю детей с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением, с различением звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

          Обучаю звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине, конце слова, определение положения звука в слове, нахождению одинакового звука в разных словах).

         Развиваю умение анализировать слова различной слоговой структуры: называние с разным количеством звуков (дым – 3 звука, 3 буквы; роза – 4 звука, 4 буквы), соотнесение букв и звуков, определение количества слогов (дом - 1 слог, кни - га – 2 слога, ма-ши-на- 3 слога). Данная работа ведётся в соответствии с программой Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «По дороге к Азбуке».

 

2.Словарная работа.

Эта задача включает в себя:

-обогащение словаря тематическими группами слов;

-закрепление представлений об обобщающих понятиях (цветы, деревья, школьные принадлежности), практикую игры с мячом «Мяч лови и скорей назови», «Кто больше»;

-развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи – существительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления. Использование речевых игр «Скажи наоборот»; заучивание пословиц, поговорок («Старый друг лучше новых двух», «Март зиму кончает - весну начинает»).

 

3.Формирование грамматического строя речи.

Данная задача и последующая в большей мере решаются в непосредственной образовательной деятельности. Составляя рассказы (из личного опыта, об игрушке, по картине) учимся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе. Развиваем умение образовывать наименования детёнышей животных (корова – телёнок, собака – щенок, лошадь – жеребёнок); составляем простые предложения.

 

 

4.Развитие связной речи.

Проводимые виды занятий: обучение ответам на вопросы, диалогической речи; подробный пересказ литературных произведений, рассказывание по сюжетной картинке, по серии картинок; «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучению построения высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений.

 

 Каждая речевая задача решается посредством речевых игр, упражнений, творческих заданий, непосредственной образовательной деятельностью, направленных  на формирование разных сторон речи, что необходимо для осознания явлений языка и речи,  для развития языковой способности ребёнка, успешного обучения его в школе.

 

 

 

 

Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников.

Ты знаешь много слов. Назови любые слова.

Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое.

игла, звонок, молния;

легкий, острый, глубокий.

идти, падать, бежать.

Объясни, почему ты к слову "игла" подобрал слово "….".

Придумай предложение со словами "большой - громадный, секрет - загадка".

Подбери слова, противоположные по смыслу:

длинный, светлый, быстрый;

говорить, смеяться, спрашивать;

громко, много, легко.

Что значит слово… "шар"? "ручка"?

Назови, из каких звуков состоит слово "шар"? "ручка"? Какой первый звук? Второй? Третий? …Сколько слогов в слове "шар"? "ручка"?

Составь предложение со словом "шар", со словом "ручка".

Какое первое слово? Второе? Третье?…

У меня один красный шар, а у тебя много чего? (красных шаров). На поляне растет одна белая береза, а в роще много (белых берез). У меня одно зеленое яблоко, а у тебя много …зеленых яблок.

Снег, снеговик – какая общая часть слышится в этих словах? Какие еще слова образованы от слова "снег"? Лес, лесник - какая общая часть в этих словах? Назови другие слова, чтобы слышалась эта общая часть "лес".

Закончи предложения, когда я остановлюсь. "Гуляли зверята в лесу. Вдруг ежик закричал, потому что… Он остановился, чтобы… Зверята стали думать, как… Когда наступил вечер…"

Разложи картинки, чтобы у тебя получился рассказ.

Составь рассказ по серии картин. Придумай интересное название своему рассказу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!