Направления работы по речевому развитию старших дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования речевое развитие выделил как отдельную образовательную область, тем самым показав, какое большое значение оно имеет в развитии и становлении личности дошкольника.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Работа по речевому развитию старших дошкольников многогранна, её разделы тесно связаны между собой.
Работая по данному вопросу с детьми дошкольного возраста в 2014-2015 учебном году, решаю следующие речевые задачи.
1.Воспитание звуковой культуры речи.
В начале учебного года была проведена проверка звукопроизношения у детей. Её результаты показали, что 50% детей произносили все звуки родного языка правильно, 50% имели затруднения с сонорными звуками. С родителями данных детей проведена консультация по теме «Правильно ли говорит ваш ребёнок», рекомендована консультация логопеда. Важным в образовательном процессе ОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.
На занятиях по подготовке к обучению грамоты детям даются представления о линейных звуковых единицах: звук - слог – слово - предложение - текст. Знакомимся с буквами русского алфавита. Закрепление данного материала осуществляется с помощью дидактических игр («Составь слово», «Буква потерялась», «Азбука-мозаика», «Кто в домике живёт» и другие).
Знакомлю детей с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением, с различением звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
Обучаю звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине, конце слова, определение положения звука в слове, нахождению одинакового звука в разных словах).
Развиваю умение анализировать слова различной слоговой структуры: называние с разным количеством звуков (дым – 3 звука, 3 буквы; роза – 4 звука, 4 буквы), соотнесение букв и звуков, определение количества слогов (дом - 1 слог, кни - га – 2 слога, ма-ши-на- 3 слога). Данная работа ведётся в соответствии с программой Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «По дороге к Азбуке».
2.Словарная работа.
Эта задача включает в себя:
-обогащение словаря тематическими группами слов;
-закрепление представлений об обобщающих понятиях (цветы, деревья, школьные принадлежности), практикую игры с мячом «Мяч лови и скорей назови», «Кто больше»;
-развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи – существительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления. Использование речевых игр «Скажи наоборот»; заучивание пословиц, поговорок («Старый друг лучше новых двух», «Март зиму кончает - весну начинает»).
3.Формирование грамматического строя речи.
Данная задача и последующая в большей мере решаются в непосредственной образовательной деятельности. Составляя рассказы (из личного опыта, об игрушке, по картине) учимся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе. Развиваем умение образовывать наименования детёнышей животных (корова – телёнок, собака – щенок, лошадь – жеребёнок); составляем простые предложения.
4.Развитие связной речи.
Проводимые виды занятий: обучение ответам на вопросы, диалогической речи; подробный пересказ литературных произведений, рассказывание по сюжетной картинке, по серии картинок; «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучению построения высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений.
Каждая речевая задача решается посредством речевых игр, упражнений, творческих заданий, непосредственной образовательной деятельностью, направленных на формирование разных сторон речи, что необходимо для осознания явлений языка и речи, для развития языковой способности ребёнка, успешного обучения его в школе.
Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников.
Ты знаешь много слов. Назови любые слова.
Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое.
игла, звонок, молния;
легкий, острый, глубокий.
идти, падать, бежать.
Объясни, почему ты к слову "игла" подобрал слово "….".
Придумай предложение со словами "большой - громадный, секрет - загадка".
Подбери слова, противоположные по смыслу:
длинный, светлый, быстрый;
говорить, смеяться, спрашивать;
громко, много, легко.
Что значит слово… "шар"? "ручка"?
Назови, из каких звуков состоит слово "шар"? "ручка"? Какой первый звук? Второй? Третий? …Сколько слогов в слове "шар"? "ручка"?
Составь предложение со словом "шар", со словом "ручка".
Какое первое слово? Второе? Третье?…
У меня один красный шар, а у тебя много чего? (красных шаров). На поляне растет одна белая береза, а в роще много (белых берез). У меня одно зеленое яблоко, а у тебя много …зеленых яблок.
Снег, снеговик – какая общая часть слышится в этих словах? Какие еще слова образованы от слова "снег"? Лес, лесник - какая общая часть в этих словах? Назови другие слова, чтобы слышалась эта общая часть "лес".
Закончи предложения, когда я остановлюсь. "Гуляли зверята в лесу. Вдруг ежик закричал, потому что… Он остановился, чтобы… Зверята стали думать, как… Когда наступил вечер…"
Разложи картинки, чтобы у тебя получился рассказ.
Составь рассказ по серии картин. Придумай интересное название своему рассказу.