Направление «Верность и измена»
Тема урока (2 часа): Подготовка к сочинению-допуску по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».
Цели урока:
Обучающая:
обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,
закрепить умение писать сочинение-допуск,
закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитать вдумчивого и внимательного читателя,
воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;
воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения.
Развивающая:
развивать познавательные навыки учащихся,
развивать критическое и творческое мышления,
развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ход урока
I. Введение в тему...
Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»
У.: Произнесите про себя два слова ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА. Какие чувства вызывают они в вашем сердце? Почему?
У.: Составьте ассоциативные ряды к этим словам.
| любовь | |
вера | ВЕРНОСТЬ | преданность |
| доверие | |
| предательство, обман | |
недоверие | ИЗМЕНА | подлость |
| разочарование, боль | |
У.: Может ли любящий человек простить предательство? Аргументируйте свой ответ.
II. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»
1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)
У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили?
У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)
У.: Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).
У.: Отвечая на вопросы, составьте таблицу «Верность и измена»:
- Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.
- Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои на протяжении разговора)?
- Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?
- Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? Как в описании героев отражено авторское отношение к ним?
- Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?
- Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?
- Понимает ли он, что когда-то предал любимую женщину?
- Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?
- К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь)
- Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)
Примечание:
материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно,
первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь
| Герои | Фактический материал (цитаты из рассказа) | Комментарий ученика |
Измена любви, потеря счастья | Николай Алексеевич | 1. Портрет героя «стройный старик-военный», «еще чернобровый, но с белыми усами», «взгляд…усталый», «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове», «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами» 2. Психологическое состояние Николая Алексеевича «неприязненно крикнул», «отрывисто, невнимательно ответил», «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», «сказал…торопливо», «усталость и рассеянность его исчезли», «покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал», «болезненно усмехнулся», «вынув платок и прижав его к глазам», «отходя от окна уже со строгим лицом», «хмуро думал», «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда», «сдвинув чёрные брови», «закрывая глаза, качал головой». | Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей. Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор. Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь. |
Верность любви, Чистота души | Надежда | 1. Портрет героини 2. Психологическое состояние Надежды | Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла. Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом: Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством. |
- Смогли бы вы простить человека, который предал вас? Почему?
2. Подготовка к итоговому сочинению
1) Повторение структуры сочинения
1. Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения.
2. Основная часть.
1) Довод 1 + иллюстрация.
2) Довод 2 + иллюстрация.
3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)
2) Составление нескольких видов вступления к сочинению на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» и тезиса (антитезиса)
Вступление 1.
Верность… Удивительно доброе слово, от которого веет надежностью, любовью, заботой, вниманием… И измена! Она разрушает счастливый мир! Казалось бы, только что небо было голубым, солнце – ярким, настроение – замечательным… Ты был счастлив!!! И вдруг – боль, разочарование, обида! Потому что в жизнь ворвалась измена!
Тезис: Думаю, со мной многие согласятся: если ты столкнулся с предательством любимого, то мир перестаёт существовать, потому что «любовь и предательство – вещи несовместимые».
Вступление 2.
Жизнь, к сожалению, устроена так, что рядом с любовью порой уживается предательство, с верностью – измена. И никто из нас не застрахован от боли и обиды, которые наполняют сердце при расставании с любимым.
Тезис: Мне кажется, предательство убивает любовь (иллюстрация: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Наташа Ростова и Андрей Болконский)
Антитезис: В жизни иногда бывает так: человек, которого предали, хранит в своем сердце любовь к изменившему ему всю жизнь (иллюстрация: рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи»).
3) Работа над основной частью сочинения
Задание: Напишите основную часть сочинения-рассуждения на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» по предложенной схеме, дополнив её примерами
Тезис 1: Любовь уходит, если на её пути встречается измена.
1. Причины (почему истинен тезис?):
а) в душе человека поселяется боль и обида;
б) человек теряет радость жизни, потому что думает о том, кто его жестоко обидел, предав самое светлое в мире – любовь;
в) от измены в любви страдает не только тот, кого предали, но и тот, кто предал: он теряет частицу самого себя.
2. Следствие (что следует из основного тезиса):
а) надо задумываться над своими поступками, над тем, как они повлияют на жизнь того, кого ты предаешь;
б) надо беречь любовь;
в) если любовь прошла, надо уметь расставаться красиво, оставляя в душе другого светлое чувство грусти, а не обиды («Как дай вам бог любимой быть другим»)
Тезис 2: Жизнь продолжается даже после измены близкого человека
1. Причина (почему истинен тезис?):
измена любимого делает человека сильнее, закаляет его волю;
2. Следствие (что из этого следует)
а) нельзя «зацикливаться» на той боли, которую причинило предательство любимого;
б) надо найти в себе силы идти дальше.
4) Обсуждение видов заключения и составление их к теме «Любовь и предательство – вещи несовместимые»
Виды заключения | Пример заключения |
1. Обобщение основных мыслей автора сочинения | Итак, мы видим, что если в мир любви вошла измена, то этот хрупкий мир рушится: не могут рядом существовать верность и измена. И только в редких случаях человек хранит светлые воспоминания об оставшемся в прошлом чувстве к обманувшему его человеку. |
2. Риторический вопрос | В заключение мне хочется сказать: не могут «жить» рядом любовь и предательство. Они убивают друг друга! Разве это не так? |
3. Призыв, обращение к читателю | Обобщая сказанное, хочу обратиться к тем, кто любит. Берегите свою любовь! Не дайте её разрушить! Не изменяйте любимому, помните, что, изменяя ему, вы изменяете себе… |
4. Использование цитат | Итак, данная тема ещё раз заставила меня убедиться в том, что измена разрушает любовь, и даже если обиженный человек хранит верность предавшему его, он испытывает боль, которую проносит сквозь годы. Как тут не вспомнить слова Лопе де Вега: «Измена другу – преступленье без оправданья, без прощенья» |
III. Домашнее сочинение
Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем с опорой на рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»
Темы (на выбор)
1. В чём может скрываться причина измены?
2. Когда возникает выбор между верностью и предательством?
3. Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже не получается».
4. Проблема нравственного выбора: верность или измена?
6