СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

систематизация изученного материала о принципах русской орфографии; закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия

Просмотр содержимого документа
«Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии»

Тема. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Цель: систематизация изученного материала о принципах русской орфографии; закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия.

Задачи урока: Предметные: обобщить теоретические основы вопросов раздела « Орфография», актуализировать умения, сформированные при их изучении, применять орфографические знания при работе с языковым материалом. Метапредметные: развивать ключевые компетенции обучающихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала, развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом. Личностные: воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков обучающихся с использованием проектной технологии.

Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Система контроля: контроль преподавателя, самоконтроль

Оборудование: компьютер и проектор с презентацией учебного материала; тесты с заданиями по типу ЕГЭ; рабочие листы с заданиями; ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.

Предполагаемые результаты: обучающиеся знают нормы русской орфографии, её принципы; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.

Формирование языковой компетенции:

1. Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

2. Закрепление навыков правильного письма.

3. Формирование коммуникативной компетенции:

4. Формирование правильной и эффективной речи.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

2.1. Орфоэпическая разминка. Обучающиеся, подбиравшие материал для орфоэпической разминки, меняются текстами и читают их, соблюдая орфоэпические нормы.


2.2. Лексический диктант. Данный вид работы используется для освоения обучающимися лексических значений слов, приобретения навыков работы с толковыми словарями.

Форма проведения: обучающимся дается лексическое значение слова, по которому они должны определить загаданное слово и правильно его воспроизвести. Таким образом, обучающиеся не только закрепляют орфографические навыки, но и обогащают свой лексический запас. При подготовке лексического диктанта возможны вариации: диктант готовит один обучающийся (при этом набор слов произвольный); каждый обучающийся получает «свою букву», на которую он подбирает слова; или же подбирает слова по определенной тематике (музыка, кино, техника, искусство и т. д.).

Для диктанта берется одна группа слов из домашнего задания, например группа слов Б:

1) Состояние полного безразличия, равнодушия. (Апатия)

2) Незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. (Агрессия)

3) Человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства, своего дела. (Виртуоз)

4) Спор, обсуждение вопроса на собрании, в печати, в беседе. (Дискуссия)

5) Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока какая-либо внешняя сила не изменит этого состояния. (Инерция)

6) Обозначенная стоимость на товаре, денежном знаке, ценной бумаге. (Номинал)

7) Равенство, равноправие сторон. (Паритет)

8) Язвительная насмешка, злая ирония. (Сарказм)

9) Художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. (Сентиментализм)

10) Направление развития, склонность, стремление. (Тенденция)

11) Душевное переживание, чувство. (Эмоция)

12) Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. (Коррупция)

Дополнительное задание: составить сложноподчиненное предложение, в главной части которого использовать любое из записанных слов.


2.3. Повторение изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии с привлечением упражнений учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.

Слушая преподавателя, обучающиеся должны подготовиться к ответу на вопрос: «Каковы главные принципы русской орфографии?»

Несколько лет назад в «Известиях» была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Слово еденомышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова агенство, обьявление, сдесь, адресс...

В ХVIII в. В. К. Тредиаковский призывал писать «по звонам», иначе говоря, по произношению. В начале ХХ в. академик А. В. Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым.

Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному. Так, «по звонам», предлог без с различными словами может быть написан по-всякому: биз дома, биш шороху, биж жиру, бис фкусу.

В русском алфавите не могут быть отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и целых регионов (аканье, оканье, цоканье и т. д.). По мысли М.В. Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник».

Существует:

- морфологический принцип, предложенный М. В. Ломоносовым «по кореню», «по произвождению речений», - одинаковое написание морфемы в словах определенной части речи, например: агентство (агент + суффикс -ств-).

- традиционный принцип русской орфографии предполагает запоминание написания корней слов. По традиции пишутся окончания -ого (-его) прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа.

Современные представления о ведущем принципе русской орфографии сводятся к тому, что русское письмо - письмо по сильной позиции, когда звук наиболее слышим, для гласного сильная позиция - позиция под ударением: дома́, потому что дом. Для согласных - перед гласным или перед сонорными согласными м, н, л, р: чеснок, потому что чеснока; водопровод, потому что водопроводный. Такой принцип - принцип слабой и сильной позиции орфографии называется фонематическим (от слова «фонема» звук-смыслоразличитель).


III. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова.

1. Слово преподавателя.

Последнее время все чаще и чаще приходится слышать взволнованные голоса людей, озабоченных снижением грамотности обучающихся. Понятно, что речью и элементарной орфографической грамотностью должен владеть любой человек, окончивший школу.

Грамотный человек чувствует себя более уверенно, занимаясь общественной и профессиональной деятельностью. Вот вам и подсказка к определению темы нашего урока.

Ответ: Орфография.

Сегодня мы с вами постараемся расширить ваши знания в данной области языкознания, повторим ранее изученное.


2. Орфоэпическая разминка.

- А что такое орфоэпия?

Орфоэпия (от греч. orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

В чем особенности словесного ударения в русском языке?

Русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны).

В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? В английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).


3. Поставить ударение в данных словах.

Цель работы: повысить речевую культуру обучающихся.

Аллего́рия, альтруи́зм, амо́рфный, анало́гия, багрове́ть, бази́ровать, бездыха́нный, блоки́ровать, бутафо́рия, вве́ргнуть, ве́рование, воскресе́ние, грилья́ж, дегусти́ровать, дремо́та, жа́ловать, жалюзи́, заку́пориться, запломбирова́ть, заржаве́ть, избалова́ть, катало́г, краси́вее.


4. Слово преподавателя.

Академик Лев Владимирович Щерба писал: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».

Как вы понимаете это высказывание?

Сам академик говорил, что Язык - явление социальное и по своему существу служит для общения между людьми, сплачивает группы, а письмо и подавно по самому существу вещей еще, может быть, больше, чем устный язык.

- А как можно победить низкий уровень грамотности: чтение, самосовершенствование, саморазвитие занятия и т.д.

Запишите данное высказывание в качестве эпиграфа к уроку.


Принципы русской орфографии

- Сегодня мы с вами познакомимся с основными принципами русской орфографии. Что означит принципы орфографии?

Принципы орфографии - это закономерности, лежащие в основе орфографической системы.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Можно сказать, что слова орфография и правописание – синонимы.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.


История русской орфографии.

На протяжении почти всего XIX века отмечался значительный орфографический разнобой и в официальных документах, и в произведениях писателей.

С середины 30-х годов XX века стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г.

Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией учёного-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина.

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов (Морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий).


Морфологический принцип русской орфографии.

Следуя морфологическому принципу, необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфемы - приставки, корни, суффиксы и окончания), несмотря на различие в их произношении. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определённая информация о его значении и грамматических свойствах.

Каждый из нас хоть один раз в жизни придумывал новые слова. Обычно этим занимаются дети: машину называют бибикой, собаку авкой. Но придумывают новые слова не только дети. Вот посмотрите: я напишу стихотворение, которое было создано в начале прошлого века. Внимательно читайте:

ДЫР БУР ЩЫЛ

УБЕЩУР

СКУМ

ВЫ СО БУ

Р Л ЭЗ

Сочинил это пятистишие поэт Александр Крученых.

Он пытался создать новый революционный язык. Вы поняли что-нибудь из этого стихотворения? По-моему, ничего никто не понял.

А вот эту великолепную фразу придумал для своих учеников другой человек, Лев Владимирович Щерба, лингвист, академик. Он не выдумывал нового языка, а вот с какой целью он придумал эту фразу, мы сейчас с вами посмотрим. Смотрите внимательно:

Глокая куздра штеко будманула бокра и кудрячит бокренка.

Поняли что-нибудь, или смеетесь?

Вроде бы ничего не понятно, но можно разобраться. О чем же здесь идет речь? И так, какое-то существо, которое назвали куздра похоже на кошку, собаку, да еще глокая, может добрая, может злая, а может глупая, как-то очень штеко – вольно, случайно сделала, что сделала – будланула, может толкнула, может клюнула какое-то существо, которое называют бокра, да еще не одного бокра, а с бокренком. А бокренок похож на теленка, котенка, то есть детёныш. Так вот, что делает бокра с бокренком – она его курдячит – может гладит, может лижет. Непонятно, но какое-то действие делает. И вот единственное слово знакомое – это союз И. Лев Владимирович Щерба не мог его ничем заменить, так как без него не связать части предложения.

Вот те самые кирпичики, которые Лев Владимирович использовал при создании этого предложения и есть строительный материал нашего языка.

И так, мы догадались, что ГЛОКАЯ – это прилагательное по окончанию АЯ (выделить), куздра – окончание А – женский род, ед.число., Штеко – похоже на наречие, окончания у него нет, есть суффикс – О, будлунула – здесь целых два суффикса – НУ – Обозначает мгновенное действие, и суффикс Л – указывает на прошедшее время глагола. Бокра – это существительное, похоже на слово бобер в родит.падеже своим окончанием А. Кудрячит – с этим словом никто не ошибется – это глагол, у него есть яркое глагольное окончание – ИТ, ну а бокренка Лев Владимирович сделал по типу теленка, котенка, суффикс ЁНК, который в русском языке обозначает детёнышей.

Так вот, для чего академик придумал такое предложение? А для того, чтобы доказать, что наш русский язык строится по очень строгим, но правильным законам. А строительные кирпичики, из которых получаются слова называются морфемами. Это приставка, корень, суффикс, окончание.

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).


Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

ветош… на дорог… отмер… о площад… береч… об экскурсии… пол…скать ребенка

про…ба


Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.


Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

ра…колоть бе…душный без…дейный р…спись р…збить от…скать чре…мерный


Традиционный принцип орфографии

Существует в современной орфографии и принцип дифференцированного написания (смысловой принцип).

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания, например написание жи – ши (в древнерусском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным).


5. Практическая работа.

Используя таблицу «Основные отличия русской орфографии», выполните задание.

Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту (дать приют), пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.

Взаимопроверка: поменяйтесь местами, проведите проверку работ по образцу.

Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.

Традиционный: кавычки, компромисс, прилагательное, чувство, терраса.

Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный, чрезмерный, рассыпать, россыпи.

Дифференцирующий: поджег сарай, умышленный поджог, призреть сироту, презирать труса, шумная компания, избирательная кампания.

Вывод.

Многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими.

Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.


IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Беседа с обучающимися

Что включает в себя понятие Орфография?

Назовите основные орфографические принципы.

Что нового узнали на уроке?

Какая работа вызвала наибольший интерес?

2. Задание: составьте, пожалуйста, синквейн по теме урока в парах.

Орфография.

Морфологический, фонетический.

Развивает, учит, увлекает.

Люди пишут, а время стирает.

Система правил.

3. Заключительное слово преподавателя.

Язык - это живой организм, и потому он находится в постоянном развитии, изменении, в нём происходит стремительное обновление - в том числе и словарного состава.

Самуил Яковлевич Маршак писал:

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что может стереть

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен звук умереть?


4. Выполнить тест «Проверь себя».

1. Дрож..и, ви..жать, ..жение, жуж..ание, мо..жечок, мож..евельник, ..жет, ж..енный на огне, забре..жил рассвет, заж..енный фонарь.

2. Ср..внить результаты экспериментов, обл..гать налогами, предл..жить свои услуги, распол..житься на отдых, обл..жить зверя, предл..гать выход из создавшегося пол..жения, распол..гаться по степени увеличения, соб..раться в театр, выб..ру нужную книгу, разделить пор..вну, заск..чить на минутку, молодая пор..сль.

3. Бе..заботный, бе..связный, бе..платный, бе..возвратный, и..бирать, ни..послать, во..звание, во..кликнуть, бе..сердечный, бе..системный, бе..звездный, бе..совестный, бе..спорный, бе..звучный, и..зябнуть, и..следовать, ра..сада, бе..жизненный, бе..цветный, ра..слабиться, ра..сказывать, и..жевать, и..целять, и..царапать, и..раненный, и..числять, ра..жать, ра..жалобить, рас..чет.

4. Спряч.., вскач.., реч.., обознач..те, навзнич.., свеж.., залеж.., съеш..те, извлеч.., рубеж.., приготов..те, невтерпеж.., камыш.., достич.., тягуч.., душ.., насладиш..ся, тиш.., повер..те, могуч.., изображаеш.., печ.., товарищ.., расслаб..ся, дач.., телепередач.., похож.., испеч.., участвуеш.., волнуеш..ся, проч.., биш... .

5. Лет..ик, перевод..ик, буфет..ик, набор..ик, рассказ..ик, бан..ик, доклад..ик, груз..ик, заправ..ик, камен..ик, обид..ик, подпис..ик, стеколь..ик, развед..ик, перепис..ик, раздат..ик, сортиров..ик, бетон..ик, кровель..ик, объезд..ик.

6. Авиацион..ый, агитацион..ый, станцион..ый, единствен..ый, петушин..ый, телевизион..ый, промышлен..ый, кожан..ый, ветрен..ый, искусствен..ый, многочислен..ый, естествен..ый, пьян..ый, письмен..ый, лебеди…ый, стеклян..ый, торжествен..ый, бешен..ый, кован..ый, правительствен..ый, шерстя..ой, иностран..ый, лошадин..ый, землян..ой, туман..ый, времен..ый, ржан..ой, умствен..ый, путан..ый.

7. Крепкая беч..вка, сильный ож..г, крепкий ш..в, мягкая ш..рстка, дать пощ..чину, страшный обж..ра, городские трущ..бы, отличная уч..ба, вкусный ш..колад, новые ш..рты, подж..г дома, навязчивый ухаж..р, прославленный дириж..р, молодой менедж..р, искусный ж..нглер, тяж..лая кош..лка, Ш..стакович.

8. Ан..отация, ал..егория, новел..а, привил..егия, дил..ер, кол..ичество, бал..ада, эл..егия, интел..ект, корал.., кол..екция, кристал..ьный, воен..ачальник, гум..анизм, драм..а, сум..ировать, програм..ный, тер..орист, кор..упция, кор..идор, пер..он, пьес..а, пес..имизм, мас..он, бас..ейн, дес..ант, кас..ета, компромис.., груп..ка, диф..ирамб, кот..едж, эф..ект, аф..иша.

9. Пр..сутствовать на пр..мьере, пользоваться пр..в..легиями, непр..станные споры, пр..чудливый узор, старинное пр..дание, избирать пр..з..диум, пр..нарядиться к приему, знаки пр..пинания, пр..вратное толкование, пр…одолевать препятствия, пр..стиж-ная профессия, пр..дирчивый судья, непр..язненное отношение, непр…тязательные желания, пр..вышать полномочия, непр..ложный закон, пр..умножить богатства, беспр..мерный поступок.

10. Брон..жилет, утк..нос, земл..ройка, земл..делие, одн..фамилец, пеш..ход, волн..рез, чуж..странец, вод..качка, земл..коп, басн..писец, кров..бращение, птиц..ферма, машин..строение, сорок..ножка, тысяч..летие, восьм..классник, сорок..летие, оч..видец, солнц..пек, лес..сплав, сердц..биение, суд..ходство, нефт..химия, электр..фикация.


5. Работа с тестовым заданием ЕГЭ.

(1)Я - старый человек. (2) Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. (3)Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. (4) И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. (5)Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. (6) Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? (7) То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. (8) А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. (9) Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась.(10) Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзываете на другом. (11)Спрятаться не удастся никому. (12)Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)


Задания:

1.Образовать от национальностей страну и назвать столицу.

Этнохороним, этникон - название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.

2. Из 6 предложения выписать эпитет.

3. Из предложений 6 - 7 выписать словосочетания в переносном значении

4. Как вы понимаете выражение «Колокол звонит по каждому из нас?»

Это название романа Эрнеста Хемингуэя. Эпиграф к роману взят из английской проповеди священника и писателя Джонни Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Смысл выражения: предложение задуматься о своем месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, солидарности людей и т. д.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!