СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (подготовка к ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация полготовлена для систематизации знаний обучающихся по темам "Глагольные окончания", "Суффиксы причастий, написание гласной перед суффиксами",готовит обучающихся к выполнению задания 12 в форме ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Написание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (подготовка к ЕГЭ)»

НОРМАТИВНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛ

НОРМАТИВНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛ

РАССТАВИТЬ В СЛОВАХ УДАРЕНИЕ  Местностей, намерение, нарост, недруг, некролог, ненависть, нефтепровод, новостей, ногтя, ногтей, отзыв, отзыв (посла из страны), отрочество, партер, портфель, поручни, приданое, призыв, свекла, сироты, сирота, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр .

РАССТАВИТЬ В СЛОВАХ УДАРЕНИЕ

  • Местностей, намерение, нарост, недруг, некролог, ненависть, нефтепровод, новостей, ногтя, ногтей, отзыв, отзыв (посла из страны), отрочество, партер, портфель, поручни, приданое, призыв, свекла, сироты, сирота, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр .
ПРОВЕРКА М Е стностей, нам Е рение, нар О ст, н Е друг, некрол О г, н Е нависть, нефтепров О д, новост Е й, н О гтя, ногт Е й, О тзыв, отз Ы в (посла из страны), О трочество, парт Е р, портф Е ль, п О ручни, прид А ное, приз Ы в, св Ё кла, сир О ты, сирот А , соз Ы в, сосредот О чение, ср Е дства, ст А туя, стол Я р .

ПРОВЕРКА

  • М Е стностей, нам Е рение, нар О ст, н Е друг, некрол О г, н Е нависть, нефтепров О д, новост Е й, н О гтя, ногт Е й, О тзыв, отз Ы в (посла из страны), О трочество, парт Е р, портф Е ль, п О ручни, прид А ное, приз Ы в, св Ё кла, сир О ты, сирот А , соз Ы в, сосредот О чение, ср Е дства, ст А туя, стол Я р .
ПОДОБРАТЬ ПАРОНИМИЧНУЮ ПАРУ К СЛОВАМ Загородить - …., занизить - …, зачинатель -.., звериный - …, звуковой - …, землистый - …, зрительный - …, изобретательный - …, информативный - …, информация - …, иронический - … искусный - …, исполнительный - …, исходный - …, каменистый - …, комфортабельный - …, конный - …, коренастый - …, костный - …, красочный - … .

ПОДОБРАТЬ ПАРОНИМИЧНУЮ ПАРУ К СЛОВАМ

  • Загородить - …., занизить - …, зачинатель -.., звериный - …, звуковой - …, землистый - …, зрительный - …, изобретательный - …, информативный - …, информация - …, иронический - … искусный - …, исполнительный - …, исходный - …, каменистый - …, комфортабельный - …, конный - …, коренастый - …, костный - …, красочный - … .
ПРОВЕРКА Загородить – ОГОРОДИТЬ, ОГРАДИТЬ, ОТГОРОДИТЬ, ПЕРЕГОРОДИТЬ , занизить – ПОНИЗИТЬ, СНИЗИТЬ , зачинатель - ЗАЧИНЩИК , звериный – ЗВЕРСКИЙ, звуковой – ЗВУЧНЫЙ , землистый – ЗЕМЛЯНОЙ, ЗЕМНОЙ , зрительный - ЗРИТЕЛЬСКИЙ , изобретательный – ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ , информативный - ИНФОРМАЦИОННЫЙ , информация - ИНФОРМИРОВАННОСТЬ , иронический – ИРОНИЧНЫЙ, искусный - ИСКУССТВЕННЫЙ , исполнительный - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ , исходный - ИСХОДЯЩИЙ , каменистый - КАМЕННЫЙ, комфортабельный - КОМФОРТНЫЙ , конный - КОНСКИЙ , коренастый - КОРЕННОЙ , КОРНЕВОЙ , костный - КОСТЯНОЙ, красочный – КРАСЯЩИЙ, КРАШЕННЫЙ .

ПРОВЕРКА

  • Загородить – ОГОРОДИТЬ, ОГРАДИТЬ, ОТГОРОДИТЬ, ПЕРЕГОРОДИТЬ , занизить – ПОНИЗИТЬ, СНИЗИТЬ , зачинатель - ЗАЧИНЩИК , звериный – ЗВЕРСКИЙ, звуковой – ЗВУЧНЫЙ , землистый – ЗЕМЛЯНОЙ, ЗЕМНОЙ , зрительный - ЗРИТЕЛЬСКИЙ , изобретательный – ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ , информативный - ИНФОРМАЦИОННЫЙ , информация - ИНФОРМИРОВАННОСТЬ , иронический – ИРОНИЧНЫЙ, искусный - ИСКУССТВЕННЫЙ , исполнительный - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ , исходный - ИСХОДЯЩИЙ , каменистый - КАМЕННЫЙ, комфортабельный - КОМФОРТНЫЙ , конный - КОНСКИЙ , коренастый - КОРЕННОЙ , КОРНЕВОЙ , костный - КОСТЯНОЙ, красочный – КРАСЯЩИЙ, КРАШЕННЫЙ .
Примеры задания №7   Пример 1.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. двадцать БЛЮДЕЦ карандаш БОЛЕЕ ТОНЬШЕ о ВОСЬМИДЕСЯТИ рублях ИХ квартира ПОЛОЖИ в сумку БОЛЕЕ ТОНКИЙ ТОНЬШЕ

Примеры задания №7

  • Пример 1.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • двадцать БЛЮДЕЦ
  • карандаш БОЛЕЕ ТОНЬШЕ
  • о ВОСЬМИДЕСЯТИ рублях
  • ИХ квартира
  • ПОЛОЖИ в сумку

БОЛЕЕ ТОНКИЙ

ТОНЬШЕ

Примеры задания №7 Пример 2.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. пара БОТИНОК пара ЧУЛОК много ДЖИНСОВ много МАКАРОНОВ КВАРТАЛЫ новостроек МАКАРОН

Примеры задания №7

  • Пример 2.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • пара БОТИНОК
  • пара ЧУЛОК
  • много ДЖИНСОВ
  • много МАКАРОНОВ
  • КВАРТАЛЫ новостроек

МАКАРОН

Примеры задания №7 Пример 3.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. ТРЕМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями по ДЛИННОЙ авеню избежать ДЕБАТОВ очень ВКУСНЕЙШАЯ ДОГОВОРЫ ВКУСНАЯ

Примеры задания №7

  • Пример 3.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • ТРЕМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
  • по ДЛИННОЙ авеню
  • избежать ДЕБАТОВ
  • очень ВКУСНЕЙШАЯ
  • ДОГОВОРЫ

ВКУСНАЯ

Примеры задания №7 Пример 4.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. пять АБРИКОСОВ мало ОТМЕТОК ХУЖЕ наши ГОСПОДИНЫ ИНСПЕКТОРЫ ГОСПОДА

Примеры задания №7

  • Пример 4.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • пять АБРИКОСОВ
  • мало ОТМЕТОК
  • ХУЖЕ
  • наши ГОСПОДИНЫ
  • ИНСПЕКТОРЫ

ГОСПОДА

Примеры задания №7 Пример 5.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. двести ГРАММОВ НАЧАЛИСЯ каникулы ИХ тетради самый МОЛОДОЙ ИНСТРУКТОРЫ НАЧАЛИСЬ

Примеры задания №7

  • Пример 5.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • двести ГРАММОВ
  • НАЧАЛИСЯ каникулы
  • ИХ тетради
  • самый МОЛОДОЙ
  • ИНСТРУКТОРЫ

НАЧАЛИСЬ

Примеры задания №7 Пример 6.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. в ОБЕИХ сумках БУХГАЛТЕРЫ ЛУЧШЕЕ всего нет ПРЕТЕНЗИЙ КОРРЕКТОРЫ ЛУЧШЕ

Примеры задания №7

  • Пример 6.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • в ОБЕИХ сумках
  • БУХГАЛТЕРЫ
  • ЛУЧШЕЕ всего
  • нет ПРЕТЕНЗИЙ
  • КОРРЕКТОРЫ

ЛУЧШЕ

Примеры задания №7 Пример 7.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. пять СОСИСЕК ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями НАИСТРАННЕЙШАЯ лекция ОБЕ девушки ИНСТРУКТОРЫ СОСИСОК

Примеры задания №7

  • Пример 7.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • пять СОСИСЕК
  • ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
  • НАИСТРАННЕЙШАЯ лекция
  • ОБЕ девушки
  • ИНСТРУКТОРЫ

СОСИСОК

Примеры задания №7 Пример 8.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. нет ПОЛУТОРАСТА рублей рота СОЛДАТОВ НАПОИ меня водой ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти тетрадей ЗАЕЗЖАЙ завтра СОЛДАТ

Примеры задания №7

  • Пример 8.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • нет ПОЛУТОРАСТА рублей
  • рота СОЛДАТОВ
  • НАПОИ меня водой
  • ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти тетрадей
  • ЗАЕЗЖАЙ завтра

СОЛДАТ

Примеры задания №7 Пример 9.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. более ТРЁХСОТ книг пять ЯБЛОК подобно ЕМУ у ЗНАМЕНИ полка КРАСИВШЕ других КРАСИВЕЕ

Примеры задания №7

  • Пример 9.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • более ТРЁХСОТ книг
  • пять ЯБЛОК
  • подобно ЕМУ
  • у ЗНАМЕНИ полка
  • КРАСИВШЕ других

КРАСИВЕЕ

Примеры задания №7 Пример 10.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно. ПОПРОБУЕМ решить ПОЛОЖИ на стол ТРЁХСТАМИ дисками много СВАДЕБ голос более ЗВУЧНЫЙ ТРЕМЯСТАМИ

Примеры задания №7

  • Пример 10.  В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку  и запишите слово правильно.
  • ПОПРОБУЕМ решить
  • ПОЛОЖИ на стол
  • ТРЁХСТАМИ дисками
  • много СВАДЕБ
  • голос более ЗВУЧНЫЙ

ТРЕМЯСТАМИ

!!! Запомните глаголы на -ЯТЬ:   относятся к I сп­ряжению! баять блеять веять граять затеять кашлять баять блеять веять граять затеять кашлять баять блеять веять граять затеять кашлять кланяться лаять лелеять маяться надеяться отчаяться кланяться лаять лелеять маяться надеяться отчаяться кланяться лаять лелеять маяться надеяться отчаяться реять сеять таять хаять чуять чаять реять сеять таять хаять чуять чаять реять сеять таять хаять чуять чаять Но: клеИть – II СПРЯЖЕНИЯ

!!! Запомните глаголы на -ЯТЬ:

относятся к I сп­ряжению!

  • баять блеять веять граять затеять кашлять
  • баять блеять веять граять затеять кашлять
  • баять
  • блеять
  • веять
  • граять
  • затеять
  • кашлять
  • кланяться лаять лелеять маяться надеяться отчаяться
  • кланяться лаять лелеять маяться надеяться отчаяться
  • кланяться
  • лаять
  • лелеять
  • маяться
  • надеяться
  • отчаяться
  • реять сеять таять хаять чуять чаять
  • реять сеять таять хаять чуять чаять
  • реять
  • сеять
  • таять
  • хаять
  • чуять
  • чаять

Но: клеИть – II СПРЯЖЕНИЯ

Как правильно определить спряжение и не ошибиться в выборе окон­чания глагола или суффикса причастия? 1. Ставьте глагол в неопре­делённую форму; 2. Смотрите, на что оканчивается инфинитив. 3. НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНЯТЬ ВИД ГЛАГОЛА. 4. Не забываем глаголы-исключения. НАПРИМЕР:  открыва..т. - Несов.вид., Н.ф. — открывАТЬ. Значит, это глагол I спряжения, в ед.ч. пишем -ешь, -ет, во мн. ч.- - ем, -ете, -ют,  в причастии -ющ: открываЕТ — открываЮТ — открываЮЩий.

Как правильно определить спряжение и не ошибиться в выборе окон­чания глагола или суффикса причастия?

1. Ставьте глагол в неопре­делённую форму;

2. Смотрите, на что оканчивается инфинитив.

3. НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНЯТЬ ВИД ГЛАГОЛА.

4. Не забываем глаголы-исключения.

НАПРИМЕР:

открыва..т. - Несов.вид., Н.ф. — открывАТЬ. Значит, это глагол

I спряжения, в ед.ч. пишем -ешь, -ет, во мн. ч.- - ем, -ете, -ют,

в причастии -ющ:

открываЕТоткрываЮТоткрываЮЩий.

Нормативные формы глаголов   ЗАПОМНИТЬ!   Не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить затмить очутиться ощутить переубедить победить разубедить убедить чудить Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом , который и образует личную форму:  смогу  победить,  может  очутиться,  надеемся  затмить . для глагола пылесосить признана форма 1 л. ед. ч.   пылесошу .

Нормативные формы глаголов

ЗАПОМНИТЬ!   Не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы:

дерзить

затмить

очутиться

ощутить

переубедить

победить

разубедить

убедить

чудить

Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом , который и образует личную форму:  смогу  победить,  может  очутиться,  надеемся  затмить .

для глагола пылесосить признана форма 1 л. ед. ч.   пылесошу .

Образование повелительного наклонения некоторых глаголов   Начальная форма глагола Единственное число бежать Множественное число ты беги  (НЕЛЬЗЯ: бежи) ездить ехать ты езди  (НЕЛЬЗЯ: ездий, ездь) вы бегите   (НЕЛЬЗЯ: бежите) вы ездите  (НЕЛЬЗЯ: ездийте, едьте)  ты поезжай  (НЕЛЬЗЯ: едь, ехай, езжай) класть вы поезжайте   (НЕЛЬЗЯ: едьте, ехайте,  езжайте) ты клади  (НЕЛЬЗЯ: ложи) лазать (разг.) лазить вы кладите   (НЕЛЬЗЯ: ложьте) ты лазай вы лазайте нет формы (НЕЛЬЗЯ: лазь) лечь нет формы   (НЕЛЬЗЯ: лазьте) ты ляг  (НЕЛЬЗЯ: ляжь) положить вы лягте   (НЕЛЬЗЯ: ляжьте) ты положи  (НЕЛЬЗЯ: положь) полоскать вы положите  ( НЕЛЬЗЯ: положьте) ты полощи   вы полощите  

Образование повелительного наклонения некоторых глаголов

Начальная форма глагола

Единственное число

бежать

Множественное число

ты беги  (НЕЛЬЗЯ: бежи)

ездить

ехать

ты езди  (НЕЛЬЗЯ: ездий, ездь)

вы бегите   (НЕЛЬЗЯ: бежите)

вы ездите  (НЕЛЬЗЯ: ездийте, едьте) 

ты поезжай  (НЕЛЬЗЯ: едь, ехай, езжай)

класть

вы поезжайте   (НЕЛЬЗЯ: едьте, ехайте, езжайте)

ты клади  (НЕЛЬЗЯ: ложи)

лазать (разг.)

лазить

вы кладите   (НЕЛЬЗЯ: ложьте)

ты лазай

вы лазайте

нет формы (НЕЛЬЗЯ: лазь)

лечь

нет формы   (НЕЛЬЗЯ: лазьте)

ты ляг  (НЕЛЬЗЯ: ляжь)

положить

вы лягте   (НЕЛЬЗЯ: ляжьте)

ты положи  (НЕЛЬЗЯ: положь)

полоскать

вы положите  ( НЕЛЬЗЯ: положьте)

ты полощи  

вы полощите  

Образование форм настоящего / будущего времени некоторых глаголов   Глагол Форма настоящего / будущего времени я беречь ты берегу ездить он бережёшь   езжу мы бережёт НЕЛЬЗЯ: я ездию, он ездиет ездишь жечь бережём вы разжечь ездит жгу бережёте они лазить жжёшь разожгу ездим берегут лажу   разожжёшь ездите жжёт лазать (разг.) жжём разожжёт ездят лазишь НЕЛЬЗЯ: я лазию, он лазиет разожжём лазит печь жжёте лазаю жгут стеречь пеку лазаешь лазим разожжёте лазает разожгут печёшь лазите стерегу лазят лазаем стережёшь печёт стережёт печём лазаете печёте лазают стережём пекут стережёте стерегут

Образование форм настоящего / будущего времени некоторых глаголов

Глагол

Форма настоящего / будущего времени

я

беречь

ты

берегу

ездить

он

бережёшь

 

езжу

мы

бережёт

НЕЛЬЗЯ: я ездию, он ездиет

ездишь

жечь

бережём

вы

разжечь

ездит

жгу

бережёте

они

лазить

жжёшь

разожгу

ездим

берегут

лажу

 

разожжёшь

ездите

жжёт

лазать (разг.)

жжём

разожжёт

ездят

лазишь

НЕЛЬЗЯ: я лазию, он лазиет

разожжём

лазит

печь

жжёте

лазаю

жгут

стеречь

пеку

лазаешь

лазим

разожжёте

лазает

разожгут

печёшь

лазите

стерегу

лазят

лазаем

стережёшь

печёт

стережёт

печём

лазаете

печёте

лазают

стережём

пекут

стережёте

стерегут

Формы прошедшего времени некоторых глаголов   Глагол Форма прошедшего времени  (с нулевым формообразующим суффиксом) замёрзнуть он замёрз  (НЕЛЬЗЯ: замёрзнул) окрепнуть он окреп  (НЕЛЬЗЯ: окрепнул) промокнуть он промок  (НЕЛЬЗЯ: промокнул) сохнуть он сох  (НЕЛЬЗЯ: сохнул)

Формы прошедшего времени некоторых глаголов

Глагол

Форма прошедшего времени (с нулевым формообразующим суффиксом)

замёрзнуть

он замёрз  (НЕЛЬЗЯ: замёрзнул)

окрепнуть

он окреп  (НЕЛЬЗЯ: окрепнул)

промокнуть

он промок  (НЕЛЬЗЯ: промокнул)

сохнуть

он сох  (НЕЛЬЗЯ: сохнул)

Нормативные формы причастий Действительные причастия НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ -УЩ- / -ЮЩ- Страдательные причастия веют — веющий -АЩ- / -ЯЩ- ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ -ЕМ- / -ОМ- НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ клеят — клеящий ведут — ведомый -ВШ-, -Ш- -ИМ- / -ЫМ-  клеить — клеивший -А- / -Я- + НН гонят — гонимый стричь — стригший овеять — овеянный ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ -ЕНН- / -ЁНН- склеить — склеенный -Т- открыть — открытый

Нормативные формы причастий

Действительные причастия

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

-УЩ- / -ЮЩ-

Страдательные причастия

веют — веющий

-АЩ- / -ЯЩ-

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

-ЕМ- / -ОМ-

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

клеят — клеящий

ведут — ведомый

-ВШ-, -Ш-

-ИМ- / -ЫМ- 

клеить — клеивший

-А- / -Я- + НН

гонят — гонимый

стричь — стригший

овеять — овеянный

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

-ЕНН- / -ЁНН-

склеить — склеенный

-Т-

открыть — открытый

Обратите внимание на схожесть окончаний глаголов с суффиксами причастий!   В 3-м лице ед. ч . имеют окончание -ет, а во мн. ч. -ут, -ют. В 3-м лице ед. ч . имеют а окончание -ит,  Пишите в действительных причасти­ях, образованных во мн. ч. -ат, -ят. от глаголов I спря­жения, -ущ; ющ-, -ем- Пишите в действительных причасти­ях , образованных от глаголов II спря­жения, -ащ-, -ящ-, -им-

Обратите внимание на схожесть окончаний глаголов с суффиксами причастий!

В 3-м лице ед. ч . имеют окончание -ет,

а во мн. ч. -ут, -ют.

В 3-м лице ед. ч . имеют а окончание -ит,

Пишите в действительных причасти­ях, образованных

во мн. ч. -ат, -ят.

от глаголов I спря­жения, -ущ; ющ-, -ем-

Пишите в действительных причасти­ях , образованных

от глаголов II спря­жения,

-ащ-, -ящ-, -им-

!!! Запомните инфинитивы, от которых образованы некоторые причастия:      движИМый – движИТЬ клеИМый – клеИТЬ колеблЕМый – колебАТЬ мучИМый – мучИТЬ невменяЕМый – вменЯТЬ  незыблЕМый – зыбИТЬся неотъемлЕМый – отнЯТЬ неприемлЕМый – принЯТЬ непроницаЕмый – проницАТЬ  движИМый – движИТЬ клеИМый – клеИТЬ колеблЕМый – колебАТЬ мучИМый – мучИТЬ невменяЕМый – вменЯТЬ  незыблЕМый – зыбИТЬся неотъемлЕМый – отнЯТЬ неприемлЕМый – принЯТЬ непроницаЕмый – проницАТЬ

!!! Запомните инфинитивы, от которых образованы некоторые причастия:

  •  
  • движИМый – движИТЬ клеИМый – клеИТЬ колеблЕМый – колебАТЬ мучИМый – мучИТЬ невменяЕМый – вменЯТЬ незыблЕМый – зыбИТЬся неотъемлЕМый – отнЯТЬ неприемлЕМый – принЯТЬ непроницаЕмый – проницАТЬ
  • движИМый – движИТЬ
  • клеИМый – клеИТЬ
  • колеблЕМый – колебАТЬ
  • мучИМый – мучИТЬ
  • невменяЕМый – вменЯТЬ
  • незыблЕМый – зыбИТЬся
  • неотъемлЕМый – отнЯТЬ
  • неприемлЕМый – принЯТЬ
  • непроницаЕмый – проницАТЬ
Обратите внимание!  В действительных причастиях прошедшего времени перед суф­фиксами -вш/-, -ш/- пишите ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола:  слышАвшийнаклеИть - наклеИвший, лаЯть— лаЯвший

Обратите внимание!

  • В действительных причастиях прошедшего времени перед суф­фиксами -вш/-, -ш/- пишите ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола:
  • слышАвший
  • наклеИть - наклеИвший,
  • лаЯть— лаЯвший
Обратите внимание! Конечная гласная инфинива -и- перед суффиксом -нн- (-н-) меняется на -е-: распил Е нныйи ть, напо Е нныйи ть. " width="640"

Обратите внимание!

Перед суффиксом -нн-, -н- в страдательных причастиях прошедшего времени пишите конечный гласный инфинитива .

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов суффиксом -е-, -а-, -я-, перед суффиксом причастия -нн- пишите эти же буквы:

увидЕнный

Обратите внимание!

Конечная гласная инфинива -и- перед суффиксом -нн- (-н-) меняется на -е-:

распил Е нныйи ть, напо Е нныйи ть.

Рассмотрим экзаменационные задания.   В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? 1) краски выгор..т, колебл..щиеся листья 2) рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу 3) маляры крас..т, ненавид..щий обман 4) флаги ре..т, люб..щие искусство ю я ю я я я ю я

Рассмотрим экзаменационные задания.

В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) краски выгор..т, колебл..щиеся листья

2) рабочие стро..т, привлека..щийся к ответу

3) маляры крас..т, ненавид..щий обман

4) флаги ре..т, люб..щие искусство

ю

я

ю

я

я

я

ю

я

Нормативные формы деепричастий Несовершенного вида От основы настоящего времени несов. вида. Что делая? -А- / -Я-  Совершенного вида рисует — рисуя  -В- /-ВШИ -ШИ От основы неопределённой формы глагола сов. вида .  Что сделав? побежать — побежав

Нормативные формы деепричастий

Несовершенного вида

От основы настоящего времени несов. вида. Что делая?

-А- / -Я- 

Совершенного вида

рисует — рисуя 

-В- /-ВШИ

-ШИ

От основы неопределённой формы глагола сов. вида .  Что сделав?

побежать — побежав


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!