СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нам дан во владение..." 8-9 класс(вводный урок о богатстве и выразительности русск

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок о богатстве и выразительности русского языка, построенного на высказываниях великих , включающий творческие задания для  учащихся и подготовку к сочинению на лингвистическую тему

Просмотр содержимого документа
«"Нам дан во владение..." 8-9 класс(вводный урок о богатстве и выразительности русск»

« Нам дан во владение …» (вводный урок о богатстве и выразительности русского языка ). Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУСОШ № 12 .

« Нам дан во владение …» (вводный урок о богатстве и выразительности русского языка ).

Ширина Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУСОШ № 12

.

Цель урока: 1. Познакомить с непреходящей ценностью русского языка. 2.Способствовать развитию культуры речи и коммуникативных способностей. 3. Пробудить интерес к изучению русского языка, воспитывать патриотизм, любовь к своему народу и языку.

Цель урока:

1. Познакомить с непреходящей ценностью русского языка.

2.Способствовать развитию культуры речи и коммуникативных способностей.

3. Пробудить интерес к изучению русского языка, воспитывать патриотизм, любовь к своему народу и языку.

   Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…  К Паустовский

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… К Паустовский

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.  А. И. Куприн

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи.  Н.В. Гоголь

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи.

Н.В. Гоголь

 Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…  А.Н. Толстой

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

А.Н. Толстой

Давайте рассуждать 1. Какие чувства объединяют эти высказывания о русском языке?  2. Какие достоинства и качества русского языка отмечают писатели?

Давайте рассуждать

1. Какие чувства объединяют эти высказывания о русском языке?

2. Какие достоинства и качества русского языка отмечают писатели?

Викторина. .Кто назвал русский язык « поистине волшебным»? Каков язык, по мнению А.И. Куприна, «в умелых руках и опытных устах»? .С каким драгоценным камнем сравнивал русское слово Гоголь? 4.С чем сравнивал А.Н. Толстой русский язык по яркости, по меткости, по задушевности?

Викторина.

  • .Кто назвал русский язык « поистине волшебным»?
  • Каков язык, по мнению А.И. Куприна, «в умелых руках и опытных устах»?
  • .С каким драгоценным камнем сравнивал русское слово Гоголь?

4.С чем сравнивал А.Н. Толстой русский язык по яркости, по меткости, по задушевности?

Клише к сочинению . Зная, изучая и любя русский язык, можно научиться правильно, красиво и образно выражать свои мысли !

Клише к сочинению .

Зная, изучая и любя русский язык, можно научиться правильно, красиво и образно выражать свои мысли !

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…

Звучание музыки ,

Звучание музыки ,

Блеск красок,

Блеск красок,

 Игру света,

Игру света,

Шум и тень садов,

Шум и тень садов,

неясность сна,

неясность сна,

Тяжкое громыхание грозы,

Тяжкое громыхание грозы,

Детский шёпот

Детский шёпот

И шорох морского гравия.  К.Паустовский

И шорох морского гравия.

К.Паустовский

Внимание! Вопрос!  Какие понятия можно передать с помощью русского слова?

Внимание! Вопрос!

Какие понятия можно передать с помощью русского слова?

Творческое задание Составьте маленький текст-крохотку (2-5 предложений) на одну из тем: 1.Цветы. 2. Облака. 3. Дети. 4.Утро. 5.Берёзка. 6.Смех.

Творческое задание

Составьте маленький текст-крохотку

(2-5 предложений) на одну из тем:

1.Цветы.

2. Облака.

3. Дети.

4.Утро.

5.Берёзка.

6.Смех.

Чтобы текст получился красивым и ярким, используйте изобразительно-выразительные приёмы, такие как:  1. Эпитеты.  2. Метафоры.  3. Сравнения.  4. Олицетворения и др.

Чтобы текст получился красивым и ярким, используйте изобразительно-выразительные приёмы, такие как: 1. Эпитеты. 2. Метафоры. 3. Сравнения. 4. Олицетворения и др.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.  Н.В. Гоголь

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

Наш язык и скромен и богат.

Наш язык и скромен и богат.

 В каждом слове скрыт    чудесный клад.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу  неба синь.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу

неба синь.

Ты скажи: « Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село. С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек.

Ты скажи: « Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспоминается наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло,

Вспоминается наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло,

Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою – сразу вся Россия…

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия…

Исходя из данного текста, ответьте на вопрос:   Что можно «увидеть», произнося слова русского языка ?

Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: Что можно «увидеть», произнося слова русского языка ?

Внимание! Игра!Палиндромы. (Слова, читаемые одинаково слева направо и справа налево) .По горизонтали : 3. Шум при ходьбе, беге. 5. Глаз. 7. Прибыль. 9. Житель на Дону, Кубани, Тереке. 11. Вращающаяся часть машины. 13. Вид самодельной палатки. 14. Цыганское женское имя. 15. Поручение на изготовление чего-нибудь. По вертикали:  1. Аргумент. 2.Цилиндрический стержень, на который накручивается струна в музыкальном инструменте. 4. Наводнение. 6.Револьвер с вращающимся  барабаном. 8.Междометие удивления. 10.Зажиточный турецкий земледелец. 12.Радиолокационная установка. 13.Ночное сборище ведьм в поверьях.

Внимание! Игра!Палиндромы.

(Слова, читаемые одинаково слева направо и справа налево)

.По горизонтали : 3. Шум при ходьбе, беге. 5. Глаз. 7. Прибыль. 9. Житель на Дону, Кубани, Тереке. 11. Вращающаяся часть машины. 13. Вид самодельной палатки. 14. Цыганское женское имя. 15. Поручение на изготовление чего-нибудь.

По вертикали: 1. Аргумент. 2.Цилиндрический стержень, на который накручивается струна в музыкальном инструменте. 4. Наводнение. 6.Револьвер с вращающимся барабаном.

8.Междометие удивления. 10.Зажиточный турецкий земледелец. 12.Радиолокационная установка. 13.Ночное сборище ведьм в поверьях.

Что такое Родина?  Это весь народ.  Это его культура,  Его язык…  А.Н. Толстой

Что такое Родина?

Это весь народ.

Это его культура,

Его язык…

А.Н. Толстой

Перед вами громада – русский язык. Наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ждёт вас.  Н.В. Гоголь

Перед вами громада – русский язык. Наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ждёт вас.

Н.В. Гоголь

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…  Н.М. Карамзин

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…

Н.М. Карамзин

Внимание! Конкурс!   Сочинение-рассуждение  в публицистическом стиле:  1.Слово о русском языке.  2. «О великий, могучий,  правдивый и свободный  русский  язык».  3.Не любить его(наш язык)  –значит не любить и не  блюсти нашу Родину.  4.Берегите наш великий  русский язык!

Внимание! Конкурс! Сочинение-рассуждение в публицистическом стиле: 1.Слово о русском языке. 2. «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». 3.Не любить его(наш язык) –значит не любить и не блюсти нашу Родину. 4.Берегите наш великий русский язык!

Желаем успеха!

Желаем успеха!

Литература. 1.Григорян. Язык мой – друг мой. Москва «Просвещение», 1998г. 2.Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск «Народная асвета» .,1985г 3.Косивцева Л.И. Предметная неделя в школе. Русский язык и литература. Волгоград,2002г.

Литература.

1.Григорян. Язык мой – друг мой. Москва «Просвещение», 1998г.

2.Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск «Народная асвета» .,1985г

3.Косивцева Л.И. Предметная неделя в школе. Русский язык и литература. Волгоград,2002г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!