СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Налоговая система России : малый бизнес сельхозпроизводителей в историческом аспекте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает налоговую сиситему России в части сельхозпроизводителей, поскольку Русь, Российская империя во все времена  была крупнейшим сельхозпроизводителем, и основные налоги государство получало именно от сельхозпроизводителей

Просмотр содержимого документа
«Налоговая система России : малый бизнес сельхозпроизводителей в историческом аспекте»

Налоговая система России : малый бизнес сельхозпроизводителей в историческом аспекте


Зайцева Галина Владимировна

Учитель финансовой грамотности

МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


Налоговая система имеет первостепенное значение для развития государства в целом, и это безусловная истина современности. Налоги пополняют бюджет на восемьдесят процентов, и в зависимости от налоговых поступлений, от способов их сбора развивается любое современное государство. Государство, как централизованная власть, финансируется за счет налогов, взымаемых с граждан и предприятий — с юридических и физических лиц. Увеличение налоговых поступлений и дает возможности успешного развития государства. Но созданная система налогообложения соответственным образом, включающая различные преференции для некоторых участников налогового оборота, способна и поддерживать востребованные направления развития экономики, и продвигать новые направления развития экономики. Для современной России наиболее востребованным, требующим непрерывной поддержки, является малый бизнес.

Система налогообложения разных стран формируется веками, развивается, опираясь в истории на политический и экономический направления развития государства. Каждая страна имеет собственный менталитет, собственную историю развития, в том числе развития экономики и предпринимательской деятельности а, значит, и собственный подход к формированию системы государственности, наполнения бюджета.

В российской истории развитие системы налогообложения сыграло значимую роль в основные периоды активного развития России, в том числе за счет развития внешней торговли, в которой востребованы были исконно русские производства: пенька, лен, зерновые. Просторы России, и современной, диктуют и возможности развития — производство сельскохозяйственной продукции, а, значит, и продуктов питания.

Веками Российские хозяйственники обеспечивали страну продуктами питания, что предопределялось наличием природных ресурсов на необъятных просторах нашей Родины. Издавна наши предки занимались собирательством, обеспечивали запасы пропитания на холодный период времени года, и объемы налогов, вносимых, в натуральном виде, зависели от количества собранного и запасенного. И уже в незапамятные времена существовали черные схемы укрывательства от налогообложения. Часть доходов укрывалась в потаенные места, куда не могли заглянуть собиратели налогов. Позже, при внедрении земледелия, все изменилось – пахотные земли начали учитываться, а русские традиционно занимались производством на земле, которой в России было предостаточно. Россия была аграрной страной, которая достигла своего процветания к началу ХХ века. Одновременное развитие индустриального направления российской экономики, могло решить многие проблемы в развитии российской экономической системы.

Начиная с периода 30ых годов ХХ века традиции крестьянского хозяйства, его уклад были утеряны, а взамен не создано ничего нового, поэтому для развития современного сельскохозяйственного производства, необходимо создать, сформировать механизмы государственной поддержки, государственного воздействия и регулирования сельскохозяйственного производства для успешного развития, в том числе в системе налогообложения. Развитие производства, а особенно сельскохозяйственного, возможно при условии создания условий для развития частного бизнеса с предоставлением поддержки государства в различных формах, и с помощью преференций в налогообложении тоже.

Основная особенность развития российской налоговой системы — особая свобода в системе налогообложения, что связано с необычайным богатством естественных ресурсов и форм управления в государстве российским, характерным для начального периода его формирования и развития особенно.

Исследователи развития экономики, народного хозяйства, финансов России начала ХХ века выделяют несколько периодов в развитии предпринимательства, финансов, учетных систем в экономике России. В частности, М. В. Довнар-Запольский1, П. Х. Спасский2, И. П. Козловский3 — исследователи начала ХХ века выделяют пять периодов развития российского предпринимательства в системе развития российской экономики, перечень которых представлен в таблице 1

Таблица 1. Этапы развития экономики, финансов, предпринимательства

Период

Описание деятельности на этапе

1

IX —X

Становление Руси, как государства, начальное формирование системы налогообложения.

2

XII —XIV

Татаро-монгольское нашествие, замершее предпринимательство (кроме Новгорода и Пскова), оплата и налогов, и дани татарам

3

XV —XVII

Формирование государства Российского

4

XVII —XVIII

Становление империи от Петра I до Екатерины II

5

XIX — начало XX

Развитие империи, становление систем экономики, предпринимательства, налогообложения

В соответствии с развитием экономической системы, становления государственности, развивалась и система налогообложения России. Налоги, как инструмент формирования государственных финансов, и на Руси, и в России существовали всегда, но наибольшие успехи в формировании системного налогообложения были характерны для петровской эпохи.

Именно Петр Великий, который смог построить империю, сформировал и ввел впервые обоснованную систему налогообложения. Поддерживания предпринимателей-купечество он обеспечил формирование системы российских финансов, налогообложения в России. Одновременно Петр сформировал и предупредительные меры в отношении возможных отрицательных фактов в налогообложении, в системе уплаты, собираемости налогов: он вводит должность обер-фискала в 1711 году и обеспечивает обязательность уплаты налогов для наполнения казны введением 10% штрафа для наказания неплательщиков. Государство при Петре становилось значительно богаче, купеческий класс развивался, уплата налогов, как обязательная процедура, дала возможность наполнения бюджета, и система налогообложения, не смотря на сложности, была выстроена.

Система налогообложения претерпевала естественные изменения, но в целом, действовала с изменениями до Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года. После революции была сделана попытка отказаться от сложившейся веками системы сбора налогов, формирования бюджета и распределения денежных средств для нужд государства в пользу продразвёрстки. Новшество вызвало естественное сопротивление, прежде всего сельскохозяйственного производителя, поэтому стоявшим у власти большевикам пришлось вернуться к традиционным методам налогообложения через возврат к предпринимательству и взиманию налогов.

Если первые пять этапов развития экономики, предпринимательства, финансов определяются столетиями, то в начале ХХ века все изменилось, и наиболее интересный период возрождения экономики, предпринимательства и налогообложения связан с седьмым периодом развития – деятельностью в условиях новой экономической политики (НЭП), которая была внедрена официально в 1921 году, поддержка. «Забитая, разоренная, почти умершая в годы военного коммунизма промышленность в эпоху НЭПа каждый месяц поднималась, шла вперед крупными скачками.»4.

Опираясь на исследования экономического развития в России, можно представить перечень поэтапного развития экономики в ХХ веке (таблица 2).

Таблица 2. Этапы развития экономики и предпринимательства в ХХ в.

Период

Описание деятельности на этапе

5

1861-1913

Развитие империи, в условиях сформированной системы налогообложения

6

1914-1921

Венный период, период военного коммунизма, падение уровня производства до 14% от показателей 1913 г.о

7

1922-1926

НЭП

1922г. — выпуск продукции достигает 21 процент довоенного уровня

1923 г. — рост выпуска продукции составил 30 %

1924-1926 гг — период управления ВСХН Дзержинским Ф.Э. наиболее высокий рост:

1924 г. — 39% довоенного уровня;

1925 г. — 65 %;

1926 г. — 90 %; развиваются новые производства

8.1.

1929-1941


Первичное развитие советской экономики в условиях постепенного уничтожения частного предпринимательства и развития предпринимательства государственного

8.2.

1941-1953

Переориентация на военную экономику

8.3.

1954-1986

Экономика государственного предпринимательства

9

1986-2015

Развитие рыночного хозяйства и предпринимательства

Девятый период развития российской экономики — период новейшей истории России связан со становлением нового экономического рыночного пространства — рыночной экономики, основанного на развитии активного предпринимательства, которое развивалось в условиях абсолютной отсутствия законодательных основ предпринимательской деятельности. К 1992 году, когда экономика была переведена на развитие рынка, возникла необходимость наполнения бюджета, что и повлекло за собой создание системы предпринимательской деятельности и налоговой системы новейшей России.

Возникшая в 90ые годы ХХ века экономическая ситуация, несомненно, напоминала ситуацию 1921 года — голодная, разваленная Россия, граждане которой стремятся к свободе, в том числе выражаемой в стремлении к организации и ведению бизнеса. Никакие новые формы ведения хозяйства, введение продразвёрстки не могли решить вопросы развития экономики. И только внедрение Новой экономической политики дает возможности крестьянству производить и продавать продукты питания, накормить страну, и молодая Советская Республика восстает из пепла. Необходимым условием для нового этапа в экономическом развитии послужили механизмы для создания предприятий малого предпринимательства, поддержка индивидуальных, традиционных для России крестьянских хозяйств в условиях внедрения системы налогообложения, с помощью чего были решены вопросы развития предпринимательской деятельности, наполнения бюджета, развития экономического пространства Советской России в целом.

Почему же в период НЭПа случился рост российской экономики, а новые условия хозяйствования 90ых, не дали ожидаемого результата? Не стоит забывать о том, что внедрение новой экономической политики не было бы возможным, если бы не двухвековое активное развитие Российской империи на Восток: политика имперской России была направлена на активное освоение новых земель. При активной поддержке государства переселенцами были освоены для аграрного производства новые земли Сибири и Дальнего Востока. Современные города и села Алтая, Забайкалья, Приамурья и Приморья служат памятниками освоения дальних земель империи крестьянами, готовыми к работе на земле. Была подготовлена инфраструктура для сельскохозяйственного производства в условиях свободного предпринимательства, когда усилиями свободного крестьянства были отвоеваны новые пахотные земли Алтая, Забайкалья, Приамурья, Дальнего Востока. Необходимо отметить и тот факт, что начиная с 80ых годов XIX века освоение новых земель, проводилось при активной поддержке государства. Переселенцы получали возможность бесплатного переезда, деньги на обустройство, а в пользование большие, по сравнению с Центральной Россией, наделы земли 5.

В новейшей истории России формирование системы свободного предпринимательства, предоставление возможности организации бизнеса в агропромышленном комплексе — это традиционный способ обеспечения государства сельскохозяйственными продуктами, и, одновременно, способ наполнения бюджета — наиболее приемлемые факторы для активного развития экономики. Поэтому возникает необходимость формирования нового направления законодательной системы в области, прежде всего, предпринимательского, а в дальнейшем, налогового, финансового права.

Первичный пробный вариант законодательства, определяющего возможности создания частных кооперативных предприятий, впервые после 30ых годов был создан в 1986 году ХХ века6, в период угасающей советской системы. Однако, на первом, четырехлетнем этапе, предпринимательская деятельность не была подкреплена законодательством. Хотя кооперативная собственность в Советском Союзе существовала, на ее основе можно было бы продолжить развитие частнопредпринимательской сельскохозяйственной деятельности, как коллективной, так и индивидуальной с одновременным введением системы налогообложения. Однако, система предпринимательства появилась в 1986, и сформировалась в 1990 году7, а система налогообложения, как обязательная составляющая часть предпринимательства, разработана была только в 1991 году8. В первые 4 года свободного предпринимательства, государство не получило от предпринимателей налоговой, бюджетной поддержки, чем был ознаменован первый этап развития советского предпринимательства, получившего возможность выйти из тени в среду, в которой отсутствовало законодательное регулирование предпринимательской деятельности. Разрешение осуществлять предпринимательскую деятельность, хоть и в качестве создания кооперативов, было своевременным, однако, вводить систему предпринимательства нужно было, не только предоставляя права гражданам России, но и определяя обязанности введением системы налогообложения.

Но все-таки, не сразу, а постепенно наряду с необходимостью организации и ведения предпринимательской деятельности, выявилась необходимость наполнения бюджета за счет налоговых поступлений от предпринимательства в условиях формирования налогового законодательства. В России, хотя и с опозданием, только в 1991 году начинают действовать законы о предпринимательской деятельности, в том числе в системе гражданского права9 о налоговой системе и о налогообложении10, о первоочередных мерах поддержки малого бизнеса11, о государственной поддержке малого бизнеса12. Если на первых порах системы налогообложения не существовало вовсе, то сформированное налогообложение не было совершенным в течение нескольких лет.

Введение Налогового кодекса РФ13 в 1998 меняет ситуацию. Если на первых этапах развития налоговая система не учитывала возможности регулирования бюджетных поступлений за счет приоритетных форм развития различных направлений предпринимательства. Постепенно определена значимость развития малого бизнеса, в том числе для развития сельского хозяйства страны. С разрешением ведения частного бизнеса, активно продвигается развитие такого вида предпринимательства, как торговля, но сельскохозяйственный бизнес, в том числе малый, практически не развивался по многим причинам. Одна из причин: уничтожение менталитета дореволюционной России, предполагающего развитие крестьянства, как крепкого класса, объединяемого в кооперации. Власть оценивает необходимость развития малого бизнеса, в том числе в сельскохозяйственном секторе, но пока в части поддержки действует несогласованно.

В России существуют различные способы создания малого бизнеса, в том числе приемлемые для сельскохозяйственных производителей:

коллективные формы могут быть представлены, как общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы;

единоличные формы – общества с ограниченной ответственностью, в котором можно объединить членов одной семьи, либо создать единолично, либо осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

В системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей существуют послабления и льготы, но незначительные. На сегодняшний день, наиболее приемлемым для микробизнеса в сельском хозяйстве является применение Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), который действует, не тех же принципах, что и упрощенная система налогообложения (УСНО), но для сельскохозяйственного производства. Микропредприятия или индивидуальные предприниматели, выручка которых не превышает 60 миллионов рублей, имеют основные средства, остаточная стоимость которых не превышает 100 миллионов рублей, а среднесписочная численность работников не превышает 15 человек, имеют право применять специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения (УСНО), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Для индивидуальных предпринимателей (ИП) предусмотрена патентная система налогообложения (ПСН), относимая так же к специальным налоговым режимам. Микропредприятия применяют специальные налоговые режимы по своему решению, по собственному выбору, но на основании управленческого решения могут применять и общую систему налогообложения (ОСН). Плательщиками ЕСХН признаются сельскохозяйственные товаропроизводители, ЕСХН и предназначен именно для представителей сельскохозяйственного производства. Налогооблагаемой базой по ЕСХН являются доходы минус расходы, ставка налога установлена — 6%. Для производителей это самый выгодный режим, но воспользоваться им могут только налогоплательщики-сельхозпроизводители, у которых доля выручки от производства сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в составе совокупной выручки.

Если микропредприятия имеют право на применение специальных налоговых режимов, наряду с общей системой, то малые и средние организации малого бизнеса имеют право применять только общую систему налогообложения — единую для применения всеми субъектами, общую систему налогообложения (ОСН). ОСН предполагает систему налогообложения, включающую оплату косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы), прямых налогов (налог на прибыль). Налог на имущество, обязателен к оплате малыми и средними предприятиями, от которого были освобождены плательщики, применяющие специальные налоговые режимы, до недавнего времени. Предусмотрены и другие налоги, которые оплачивают и все предприятия, и применяющие специальные налоговые режимы в том числе (налоги на землю, на воду, транспортный налог). Выбора между применением ОСН и переходом на специальные режимы (СНР) определяется тем, что применение ОСН предполагает более высокую налоговую нагрузку. Но и ситуация с освобождением от налогов: на добавленную стоимость, имущество, для микропредприятий, применяющих специальные налоговые режимы, постепенно меняется не в лучшую сторону.

Введение в систему налогообложения с закреплением на законодательном уровне специальных налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога состоялось в 2003 году, осуществление расчета налога было максимально простым. В 2007 году, когда для отнесения на расходы материалов, товаров были поставлены определенные условия, на основании которых произошло усложнение формы налогового учета плательщиков, избравших для себя налоговый режим — упрощенную систему налогообложения. При введении УСНО и ЕСХН в России упрощенцы были освобождены, и от уплаты нескольких налогов: НДС, налога на прибыль и налога на имущество, и от существовавшего единого социального налога (ЕСН). В 2010 году был отменен единый социальный налог, а упрощенцы стали налоговыми агентами работников по уплате взносов во внебюджетные фонды. И ситуация изменилась: на представителей микробизнеса-плательщиков УСН и ЕСХН в том числе, возложена обязанность осуществления платежей во внебюджетные фонды с предоставлением сложной отчетности. Отчетность в сложных формах предоставляется в Пенсионный, Социальный фонды РФ, что определяет значительное повышение учетной нагрузки на малый бизнес в части неосновной деятельности — финансового обслуживания предприятий.

Упрощенцы вынуждены сдавать сложный, объемный для всех налогоплательщиков налог на добавленную стоимость в части агентских соглашений в электронной форме.

Неотвратимыми становятся и платежи, связанные с изменением в части налогообложения имущества, принятыми на федеральном уровне. Если регионом, в котором находится недвижимость микропредприятий, с 01.01.2015 будет принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, спецрежимники региона, принявшего законодательство, с этого числа могут стать полноправными плательщиками налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости налогооблагаемого недвижимости.

Можно сделать вывод о том, что все налоги, от которых были освобождены упрощенцы на момент принятия упрощенной системы налогообложения, постепенно обросли новым условиями, исполнение которых легло налоговым бременем на тех, кому «оказывается» помощь.

Исследуя историю введения специальных налоговых режимов, можно сказать, что положение налогоплательщиков существенно ухудшилось, и это, безусловно, влияет на принятие решение об открытии бизнеса отрицательно.

Введенные в 2015 году для индивидуальных предпринимателей налоговые каникулы, как ни странно не коснулись лиц, применяющих ЕСХН14 – тех самых сельхозпроизводителей, которые могли бы поддержать экономику государства в части импортозмещения продуктов питания.

В целом, система налогообложения предполагает серьезную функциональную обязанность малых организаций, в том числе предпринимателей сельскохозяйственного производства по организации бухгалтерского и налогового учета и подготовки налоговой и бухгалтерской отчетности, что отнимает время на привлечение внутренних ресурсов для развития неосновного направления учетно-отчетной деятельности. Возникают серьезные риски, которые не дают возможности массового привлечения в малый бизнес различных слоев населения. Выходом из сложившейся ситуации может стать активное применение аутсорсинга для организации и ведения учетной, кадровой деятельности предприятий, и особенно предприятий-сельхозпроизводителей. Однако, непосредственно аутсорсинг, как новый вид услуг, обеспечивающий финансовое обслуживание организаций, не имеет твердо очерченных законодательных границ, обеспечивающих права предпринимателей в части ответственности аутсорсера. Аутсорсинг становится все более востребованным направлением деятельности, а, значит, требует развития в экономическом и правовом поле.

По мнению Витте С.Ю. Система хозяйствования, сформированная к началу ХХ века, была гибкой, и сочетала различные подходы к формированию системы налогообложения, возможно, именно по этой причине, страна добилась высоких экономических показателей в предвоенные годы. Немаловажную роль в развитии экономики сыграли и преференции, предоставляемые предпринимателям15.

Современное налогообложение России нельзя назвать преференционным для представителей малого бизнеса, особенно для предпринимателей-сельхозпроизводителей. В условиях эмбарго государству необходимо продумать варианты реальной поддержки, в том числе в системе налогообложения, которая могла бы обеспечить деятельность сельхозпроизводителя на современном экономическом пространстве страны.


Библиографический список


1. О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации : [Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.01.1986 № 40, не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

2. О предприятиях и предпринимательской деятельности : [ Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

3. Об основах налоговой системы в Российской Федерации : [ Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

4. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : [ Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : [ федер. закон от 14.06.1995, № 88-ФЗ не действует ] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации : [ федер. закон: Часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ принята Гос. Думой 22.12. 1995 г. по состоянию на 01 марта 2015 г. ] : [Электронный ресурс] : СПС «Консультант Плюс» 2015 г.

7. Налоговый кодекс РФ : [ федер. закон: Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ ; Часть вторая от от 05.08.2000 № 117-ФЗ. по состоянию на 01 марта 2015 г. ] : [ Электронный ресурс ] : СПС «Консультант Плюс» 2015 г.

8. Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области от 28.01.2015 № 101-ЗО : [Закон, принят постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2015 г. N 2441]

9. Валентинов, Н. (Н. Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина; Годы работы в ВСХН во время НЭП. Воспоминания / сост. и авт. вступ. ст. С.С. Волк. — М., Современник, 1991, 367с.

10. Витте, С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Алесандровичу в 1900-1902 годах./С.Ю. Витте предисл. МСт. П. Афанасьева. — М. : Издательство Юрайт,2011. — 629 с. — серия : Антология мысли

11. Довнар-Запольский, М. В. История русскаго народнаго хозяйства. 1том — Киевъ — Петербургъ. : И. Склад издания в книжных магазинах Оглоблина. — 366 с. 

12. История торговли и промышленности в России – издание в 3х томах, под ред. П.Х. Спасского, том 1 — И. С-Петербург, Пушкинская ,14, 1910, с.

13. Козловский, И. П. Краткий очерк истории русской торговли, вып. 1,2 — Киевъ : И. Тип А.О. Штерензона , 1898-1900 — 164 с. 

14. Освоение Приморья : [Электронный ресурс] : Режим прямого доступа: http://www.fegi.ru/PRIMORYE/history/i№dustry.htm — Загл. с экрана

1 11. Довнар-Запольский, М. В. История русскаго народнаго хозяйства. 1том — Киевъ — Петербургъ. : И. Склад издания в книжных магазинах Оглоблина. — 366 с. 

2 12. История торговли и промышленности в России – издание в 3х томах, под ред. П.Х. Спасского, том 1 — И. С-Петербург, Пушкинская ,14, 1910, с.

3 13. Козловский, И. П. Краткий очерк истории русской торговли, вып. 1,2 — Киевъ : И. Тип А.О. Штерензона , 1898-1900 — 164 с. 

4 9. Валентинов, Н. (Н. Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина; Годы работы в ВСХН во время НЭП. Воспоминания / сост. и авт. вступ. ст. С.С. Волк. — М., Современник, 1991, 367с.

5 Освоение Приморья : [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.fegi.ru/PRIMORYE/history/i№dustry.htm — Загл. с экрана

6 О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации : [Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 09.01.1986 № 40, не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

7 О предприятиях и предпринимательской деятельности : [ Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

8 . Об основах налоговой системы в Российской Федерации : [ Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

9 Гражданский Кодекс Российской Федерации : [ федер. закон: Часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ принята Гос. Думой 22.12. 1995 г. по состоянию на 01 марта 2015 г. ] : [Электронный ресурс] : СПС «Консультант Плюс» 2015 г.

10 Об основах налоговой системы в Российской Федерации : [ Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

11 О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : [ Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 не действует] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

12 О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : [ федер. закон от 14.06.1995, № 88-ФЗ не действует ] : Электронный ресурс : СПС Консультант Плюс, 2015 г.

13 Налоговый кодекс РФ : [ федер. закон: Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ ; Часть вторая от от 05.08.2000 № 117-ФЗ. по состоянию на 01 марта 2015 г. ] : [ Электронный ресурс ] : СПС «Консультант Плюс» 2015 г.

14 Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области от 28.01.2015 № 101-ЗО : [Закон, принят постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2015 г. N 2441] : [ Электронный ресурс ] : СПС «Консультант Плюс» 2015 г.

15 10. Витте, С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Алесандровичу в 1900-1902 годах./С.Ю. Витте предисл. МСт. П. Афанасьева. — М. : Издательство Юрайт,2011. — 629 с. — серия : Антология мысли


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!