Цель деятельности учителя | Способствовать развитию вычислительных навыков, умений решать задачи на нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости, преобразовывать величины, закреплению знаний отношений единиц длины, массы, времени |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости, преобразовывать величины, выполнять вычисления с многозначными числами; повторят отношения единиц длины, массы, времени. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Учебник карточки |
Основные понятия и термины | Скорость. Время. Расстояние |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вот учитель входит в класс. Что мы делаем сейчас? Встали дружно. Что нам нужно? Вот учебник, вот тетрадь, Их не надо открывать. Знает каждый ученик, Будет нужен и дневник. Не забудьте про пенал, Чтоб на парте он лежал | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | Сообщает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – устанавливают математические отношения между объектами; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участни- ков образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изуче- нию предмета; понимают важность и необходимость математических знаний в жизни человека. | Устные ответы, наблюдения учи- теля, выполненные задания. |
| 2. Устный счет: 1) «Хитрый» алгоритм». | | Выполняют задания. | |
| 2) Работа с таблицей. | – Заполните таблицу. – Какие величины известны, а какую величину надо найти? Как найти неизвестную величину? υ | t | S | 5 м/с | 9 с | ? | ? | 6 ч | 48 км | 60 м/с | 50 с | ? | | Выполняют задания. | |
| 3. Работа над задачами на движение. | № 21. – Что показывает каждое число и что надо узнать? – Как узнать, сколько времени был в пути автобус? 90 : 45 = 2 (ч). Ответ: автобус был в пути 2 часа. | Прочитав задачу, записывают ее кратко в таблице. – Нужно расстояние разделить на скорость. | | |
| | 30 : 6 = 5 (с). Ответ: за 5 секунд мальчик пробежал 30 м. Вывод: чтобы узнать время, надо расстояние разделить на скорость. | Записывают решение в тетради. | | |
| | Задача внизу страницы. 72 : 4 = 18 (ч). Ответ: 18 ч потребуется. | Решая каждую из этих задач, должны проговаривать правило, как найти неизвестную величину. | | |
| | № 22. | υ | t | S | Теплоход | 36 км/ч | 4 ч | Одинаковое | Лодка | ? | 9 ч | 1) 36 · 4 = 144 (км) – расстояние. 2) 144 : 9 = 16 (км/ч). Ответ: 16 км/ч – скорость лодки. | Решают с комментированием. | | |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
IV. Практическая деятельность | 1. Самостоятельная работа. | Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. № 23. 1) 18 : 3 = 6 (мин). 2) 24 : 6 = 4. Ответ: в 4 раза больше занимало у Васи решение задачи, чем решение примера. | Решают задачу. | Фронтальная, индивидуальная | П – используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказы- вания. Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения. Л – осуществляют смыслообразование | Устные ответы, записи в тетради |
| | № 24. № 25 (3, 4) | Преобразовывают величины. Делят и умножают многозначные числа на однозначные. | | |
| 2. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как узнать временя движения по известным расстоянию и скорости? – Что нового мы узнали сегодня на уроке? – Какое же правило вы узнали? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домаш- нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 7, № 25 (1, 2), 26 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |