СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Накануне отмены крепостного права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме " Накануне отмены крепостного права"

Просмотр содержимого документа
«Накануне отмены крепостного права»



Тема урока : Накануне отмены крепостного права.


Над уроком работала:

  1. Паскочина И.А



Образовательные ресурсы:


№ п/п

название ресурса

краткая характеристика

1.

www. school-collection.edu.ru




Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы,

методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства)

для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

2.

http://pedsovet.org/

Содержит каталог ссылок на учебные заведения, образовательные сайты, учебные материалы,

представленные в Интернете

3.

http://zavuch.info/



Содержит нормативные документы, рабочие программы, дидактические материалы, разработки уроков.


4.

http://festival.1september.ru/



Интересные методические приемы, формы проведения уроков и внеклассных мероприятий,

занятий, авторские задачи и упражнения, опыт организации кружков и школьных научных

обществ, сценарии школьных вечеров.






II. Тематика и формы учебных занятий:


класс

тема

форма занятия (учебное, внеклассное, внешкольное)

Основные виды учебной деятельности школьников

8

1.Накануне отмены крепостного права.

Урок-исследование

Работа в группах, составление схем, анализ первоисточников


III. «Конструирование урока с использованием технологий деятельностного типа»

Форма развернутого плана урока

1. Подготовительная часть

Тема: Накануне отмены крепостного права

Автор

1.Паскочина И.А


Класс: 8

Предмет: история России

Дата разработки: 15.12.2014 г.


Краткое описание идеи занятия :

  1. Чем мотивируется выбор темы? (стандартом, учебника, курсами, программами, желанием преподавателя и т.п.)

Урок истории в 8 классе.  Относится ко второму разделу  «Россия во второй половине 19 века.».  Данный урок дает представление учащимся о причинах отмены крепостного права.

  1. Как будут использованы внутрикурсовые и межпредметные связи? (с какими темами или школьными предметами)

Межпредметные связи с обществознанием по теме « Политика», по истории« Внутренняя политика Александра 1.», « Внутренняя политика Николая 1.» всемирной историей 19 века.

  1. Какова значимость данной темы в учебном процессе или программе?

Отражает важнейший этап истории страны, показывает результаты реформ государственного управления, попытки решения крестьянского вопроса.

  1. Какие ценности будут затрагиваться в данной теме?

Нравственные ценности исторических персоналий 2-ой половины 19 века,которыми они руководствовались.

  1. Что будет оцениваться и как?

Групповая работа

самооценка.

  1. Какие стратегии, технологии, методы и приемы будут использованы?

Деятельностно - компетентностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение.


2.Цель(и) урока (занятия):

  1. Дать представления о противоречиях ,проявившихся в развитии России во 2-ой половине 19 века.

  2. Объяснять причины отмены крепостного права в России.

  3. Охарактеризовать противоречия в развитии России 1-ой половины 19 века.

  4. Высказывать суждения и оценки о начале правления Александра 2.



3.Задачи:

  1. Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий.

  2. Воспитывать уважение к историческим персоналиям 2- четверти 19 века.

  3. Развивать интерес к отечественной истории.

Образовательная:

Охарактеризовать противоречия в развитии России 2-ой половины 19 века.

Сформировать знания о причинах отмены крепостного права.

Сформировать понимание неизбежности отмены крепостного права.

Развивающая:

Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.

Формировать умение работать с понятием, таблицей, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.

Развивать монологическую речь, ведение диалога.

Воспитательная:

Формирование гражданской и нравственной позиции


После проведения урока учащиеся смогут:


  1. определять или давать определения, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать - выделять общее и различия;

  2. давать развёрнутую характеристику источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в текстовый);

  3. понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.

5.Основные понятия (словарь занятия):

Политический режим- совокупность приёмов, методов, форм, способов осуществления политической, включая государственную, власти в обществе.

Недоимки— неуплаченные в срок налоги, сборы.

«Оттепель»- смягчение режима, политического давления.

Абсолютизм - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти-царю, императору - принадлежит вся полнота власти.


6.План занятия:

1. Предпосылки отмены крепостного права.

2.Император Александр 2.

3.Причины отмены крепостного права.

4.Российская «Оттепель»


7.Вопросы занятия (или проблема занятия): ИТОГ УРОКА


  1. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Аудио-визуальные средства и раздаточные материалы, а также учебник А.А. Данилова, Л.Г . Косулиной «История России 19 век», техническое обеспечение – презентации, компьютерный проектор , карта «Россия во 2-ой половине 19 века» ,схемы.


II. Вводная часть

1.Мотивация.19 февраля 1855 года скончался император Николай 1. Русское образованное общество встретило кончину самодержца с нескрываемым удовлетворением. В прошлое уходила эпоха реакции и деспотизма, олицетворением и символом которой был умерший монарх .Новым императором российским стал его старший сын Александр, с которым общество связывало свои надежды на скорые перемены.

В конце урока мы с вами сумеем убедиться в том, сбылись ли эти надежды.

Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради. Ознакомление с планом изучения нового материала.



2.Постановка проблемы (основные вопросы занятия)

Деятельность учителя: задает вопрос: «Оправдались ли надежды общества на скорые перемены во время правления Александра 2?»

Деятельность учащихся: слушают, формулируют, высказывают свою точку зрения

III.Основная часть.


1.Информационный блок

Актуализация знаний


Деятельность учителя


Анализ контрольной работы по теме:

«Итоги развития России в первой половине 19 века»


Деятельность учащихся



Анализируют, перечисляют, дают определения, формулируют правильные ответы.

Изучение нового материала.

В конце 18- начале 19 века шли поиски решения крестьянского вопроса. Над этим размышляла Екатерина 2 , этим занимались чиновники – реформаторы Александра 1 и Николая 1. Но конец крепостничеству наступил лишь при императоре Александре 2. Это было обусловлено всем ходом исторического развития России.

Изучив материал параграфа19 , вы сможете определить, почему отмена крепостного права произошла только во второй половине 19 века.

С приходом к власти нового императора соотечественники стали говорить, что в политической жизни страны наступает « оттепель».

- Каким же был Александр 2?

- Работая с текстом пункта 2 и дополнительным материалом (документ), выделите сильные и слабые стороны императора Александра 2.

Сайд 1.











Работа с документом, ответы на вопросы.







На первое место при Александре2 вышел вопрос русской жизни – крестьянский. До него русские императоры уже пытались его решить.

- Вспомните, какие попытки были сделаны:

- Павлом1;

- Алексанром1;

- Николаем1.

Составление обобщающей схемы:

Павел1

Александр1

Николай 1

1797- указ о трёхдневной барщине ( рекомендательный характер);

1797- запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян;

1798- запрещение продавать украинских крестьян без земли.

1801-право покупки земли государственными крестьянами;

1803-указ « о вольных хлебопашцах»

1804-1805-запрещение в Прибалтике продавать крестьян без земли;

1809- указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь.


1837-1841-реформа П.Д. Киселёва в государственной деревне;

1842- указ « об обязанных крестьянах»

1847-1848- инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии.


2. Аналитический блок.


Разделившись на творческие группы, используя материалы п.1,3,4, исследуем экономическое и политическое положение России в начале правления Александра 2.







Задание для 1 группы – работая с п 1 с. 132-133 исследовать и охарактеризовать предпосылки отмены крепостного права.

Задание для 2 группы – работая с п31 с. 134-135 исследовать и охарактеризовать причины отмены крепостного права.

Задание для 3 группы – работая с текстом п.4 с.136-137 исследовать и охарактеризовать проявления и пределы российской «оттепели»

Слайды 2-8.

Результаты работы 1 группы:

  1. Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества ещё в 18 веке.

  2. По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение в том, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны.

  3. Россия имела опыт отмены крепостного права в трёх прибалтийских губерниях и введения в западных губерниях инвентарных правил.

  4. При Александре 1 и Николае 1 работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права.

  5. Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войну серьёзно подрывали экономику страны.

Результаты работы 2 группы:

1. Труд крепостных крестьян являлся малопроизводительным.

2. Кризис крепостнической системы хозяйствования.

3. Военно- техническая отсталость России, что продемонстрировала крестьянская война.

4. Крепостное право как форма рабства осуждалось всеми слоями общества.

5. Правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений.

Результаты работы 3 группы:

1.Александр 2 издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим:

-1856 г.- издал амнистию политическим заключённым: декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам;

-приостановил на 3 года рекрутские наборы в армию;

-списал недоимки.

2.Стали издаваться новые журналы- « Русский вестник» , « Русская беседа», « Сельское благоустройство».

3.Особой популярностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне « Полярная звезда» , «Голоса из России» , « Колокол».

4. Обращения в печатных изданиях А. И. Герцена к царю, за публикациями которых Александр 2 внимательно следил.

Главная опора власти – дворянство оставалось в своём большинстве противником крестьянской реформы.



На основе работы с документами с.137-138 определите:

1.Какую программу предлагал Александру 2 известный историк и общественный деятель М. П. Погодин?

2.М. П. Погодин имел репутацию достаточно консервативного мыслителя. Чем вы объясните проявление столь смелой программы?

3. О каких настроениях русского крестьянства свидетельствует 2-ой документ?

4.Можно ли считать , что во время и после Крымской войны наблюдался значительный рост крестьянского движения?

5.С каким фактором связывали своё освобождение крестьяне?


Работа с документами и поиск ответов на вопросы.

3.Заключительная часть.


По вопросу отмены крепостного права существуют две точки зрения :

  1. Крепостное право- тормоз для экономического развития страны.

  2. Крепостное право отнюдь не исчерпало своих ресурсов.

Проанализируйте эти точки зрения и определите, какая из них вам кажется более предпочтительной. Почему?


Сбылись ли надежды общества на скорые перемены в начале правления Александра 2?

Учащиеся высказываются, обобщают, решают проблемное задание. Используются факты на уроке.

Оценивание

Предлагаю провести самооценку вашей работы

Самооценка групп

Домашнее задание

Параграф 19, вопросы и задания с.137.





4. Рефлексия

Понравилась ли вам работа в группах, какой этап урока вам понравился больше, было ли вам интересно?


Учащиеся высказывают, обобщают, выделяют главное и т.п.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!