СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало Отечественной войны 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

находились в прямой в прямой зависимости от Франции, а Австрия и Пруссия были тесно связаны с Францией неравноправными договорами. Стремясь подорвать экономическое господство своего основного конкурента- Англии, Наполеон навязал  европейским государствам кон-тинентальную блокаду , но это тяжело сказалось и на самой Франции, которая в 1811 году оказалась в промышленном кризисе. Нарушение Россией, в отличии от других государств, континентальной блокады показало, что она не согласна на экономическую и политичес-кую зависимость от Франции и будет противостоять её агрессивным устремлениям. Это ставило под удар стремление французской буржуазии к мировому господству.

       Наполеон в 1811 году говорил: «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её.»

        Вынужденное присоединение России к континентальной блокаде привело к сокраще-нию её торговли с главным потребителем русского сырья- Англией, и падению курса руб-ля. Русское дворянство потребовало от правительства оградить его интересы. Использование Россией для торговли американского торгового флота, Наполеон воспри-нял, как нарушение Тильзитского мира и начал готовиться к войне.

 

         ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:1.Стремление Наполеона к мировому господству.

                                               2.Обострение отношений между Россией и Францией.

       ДАТА ВОЙНЫ:12 июня 1812 года- декабрь 1812 года.

 

                         Плацдармом для нападения на Россию Франция сделала Польшу. Какую нужно было преодолеть реку, чтобы оказаться на территории России?

  - Неман

  Итак, 12 июня 1812 года форсировав Неман оказалась на территории России, т. е. Франция напала на Россию, т. о. характер войны; со стороны России это отечественная война-защита свободы и независимости страны . Для Франции- захватнический, грабительский.

     -Какова была численность армии России и Франции.( Работа с учебником – 1 абзац.)

     -Почему такая разница в численности войск? Армия Наполеона- половина армии это французы, вторая половина- воины покоренных народов Европы. Скомплектованная по принудительному принципу она теряла свою надёжность в случае серьёзных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины должны были служить в армии. Это давало возможность быстро пополнить армию. Русская армия –рекрутская система, т. е. от определённого числа мужчин служил один, следовательно большинство населения не обучено военному делу. Силы сторон:640 тысяч и 200 тысяч.

     Русская армия была разделена на три части, далеко отстоящие друг от друга: армия Барклая-де-Толли( 120 тысяч) Петербургское направление, армия Багратиона( 49 тысяч) Московское направление, армия генерала Тормасова(44тысячи) в направлении г. Волынь.

Александр 1 находился при штабе армии Барклая-де-Толли. Из трёх возможных направле-ний наступления Наполеон выбрал Московское: Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце. Наполеон планировал выиграть одно-два приграничных сражения, разгромив рус-скую армию не дав ей возможности соединиться, захватить значительную территорию, за-хватить  Москву и заключить выгодный для Франции мир. Быстрое продвижение француз

ской армии сорвало планы русского командования- задержать её силами Барклая-де-Тол-ли и ударить во фланг силами Багратиона. Стратегическая обстановка требовала скорей-

шего соединения двух армий, а это заставляло отступать. У Витебска соединиться не смо-ли, пошли до Смоленска. Численное превосходство армии Наполеона ставило вопрос о срочном пополнении армии. 6 июля 1812 года Александр 1 издал МАНИФЕСТ ( обраще-

ние царя к народу ) с призывом создавать ОПОЛЧЕНИЕ ( военные формирования созда-

ваемые в военное время из мирных граждан ).Александр 1 выехал в Смоленск.

      Война приближалась к Смоленской земле ,и всякому  кто в те дни по ней проезжал бросался в глаза опустелый вид сёл и деревень. Не было видно ни людей, ни животных.

    Ребята у вас на столе лежит документ « Из воспоминаний французского офицера на русской земле», прочтите его и дайте ответы на поставленные там вопросы.

 

 

 

      Русские отступали в порядке и не оставляли ни одного раненого. Жители следовали за армией; деревни опустели. Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров. Многие деревни постигла та же участь.Армия могла питаться лишь, что добывали мародёры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали  многих наших людей, которые отваживались отправиться на поиски. Чем больше мы продвигались вперёд, тем более полным было бегство населения. Не оставались даже старики и дети. Дело доходило до того, что даже авангард не мог раздобыть себе проводника, который был бы в состоянии назвать местность и дать какие –нибудь  сведения о соответствующем районе. Лошади и скот – всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни.

      

 

 

                                 ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ.

 

  1. Как  встретили русские города французскую армию? Какие лишения испытывала армия Наполеона?
  2. Чем можно объяснить, что, в захваченных французами русских поселениях, как пишет автор, « лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни…?»
  3. Прокомментируйте слова «..армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды….» (мародёры, авангард)

 

     С разрешения Смоленского епископа Александр 1 обратился с призывом к населению о начале партизанской войны (народные вооружённые отряды, самостоятельно действующие  в тылу врага). В августе на Смоленской земле уже действовали партизанс-

кие отряды( работа  с иллюстрациями « В 1812 году, крестьянское партизанское оружие).

22 июля 1812 года  по планам французов был нанесён первый удар - русские армии соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и неудача Наполеона. Армия Наполеона быстро уменьшалась – у Смоленска 200 тысяч, у русских – 120 тысяч.

Франция ещё превосходила Россию. 4-5 августа состоялось кровопролитное Смоленское сражение, которое по замыслу Наполеона должно быть генеральным. Атаки французов  были отбиты, но Барклай-де Толли принял решение об отступлении вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.6 августа Смоленск был оставлен.

      Встал вопрос о смене руководства русской армией, которую возглавлял Барклай-де Толли. Почему так встал вопрос? Какие были предложения ? (работа с учебником страни-ца 132 абзац 2-3) Беседа. Сообщение о Кутузове. Работа с иллюстрацией.

 

                           КУТУЗОВ МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ ( 1745-1813)

 

   Русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А.В.Суворова, генерал-фельд-

маршал. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и1787-1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, но Кутузов остался жив. Был послом в Константинополе, являлся директором Сухопутного шляхетс-

кого корпуса в Петербурге. В 1805 году назначен главнокомандующим русской армией , действующей в союзе с Австрийцами против Франции. Командовал русской армией в войне с Турцией 1806-1812 гг. За крупные победы в этой войне был возведён в графское достоинство. В начале войны 1812 года был избран начальником Московского и Петербургского ополчений. 8 августа Александр назначил его главнокомандующим русской армией. Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Ещё одной чертой Кутузова была хитрость. « Старый лис Севера»,- сказал о Кутузове Наполеон.

 

 

 

    17 августа 1812 года Кутузов принял русскую армию.( иллюстрация). Русские солдаты говорили : « Пришёл Кутузов бить французов». Подтвердил, что действия Барклая были правильные. Отдал приказ- отступать ближе к Москве- нужно было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. В конце августа перевес ещё был на стороне Франции, но сдерживать желание народа дать сражение больше было невозможно.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

                   М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО».

 

                    Мы долго молча отступали

                    Досадно было, боя ждали,

                    Ворчали старики:

                    «Что ж мы? На зимние квартиры?

                    Не смеют, что ли командиры

                    Чужие изорвать мундиры

                    О русские штыки?»

 

            Кутузов принял решение, дать большое сражение основным силам неприятеля в 120 км. от Москвы у села Бородино. Хотя соотношение сил ещё было не в пользу русской армии, но уже не столь неблагоприятным ,как раньше.

    Планы сторон: Франция-  разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Россия- Кутузов планировал оборонительное сражение, единственно возможное при данном соотношении сил. Он стремился нанести, как можно больший, урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в её пользу.

    Докажите, при помощи схемы стр.136 и текста учебника стр. абзац 5,6, что расположение русских войск  было выбрано правильно, чтобы выполнить поставленную задачу- сражение оборонительное, французов не пропустить. Словарные  слова: батарея-артиллерийское подразделение из нескольких орудий, редут- многоугольное земляное укрепление, подготовленное для круговой обороны, флеши- укрепления в форме тупого угла.

               -Какую роль в расположении войск сыграл географический фактор, т.е. ландшафт.

               -Что в расположении войск выполняло задачу- не пропустить врага?

   « Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось Бородинское сражение- 26 августа 1812 года. Тяжко вздыхали окрестности- и земля, казалось, шаталась под бременем сражающихся.»  Из воспоминаний русского офицера Ф.Н.Глинка.

     -Каков был итог Бородинского сражения. Изучаете самостоятельно дома.

     - Цели свои в этом сражении Россия выполнила- французы оборону не прорвали, хотя русские немного отступили. Моральная победа была на стороне русских .Но принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв(Старая Гвардия) Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения, войска отошли к Москве. Кутузов думал, как сохранить армию, царь и окружение требовали нового сражения.

     1 сентября 1812 года совет в Филях(сегодня Москва). Кутузов поставил перед генералами вопрос- давать новое сражение и рисковать армией, а следовательно и судьбой страны или оставить Москву без боя. Большинство генералов высказалось за новое сражение, хотя и не были уверены в его успехе. Внимательно выслушав всех , Кутузов  объявил о своём решении оставить Москву без нового сражения. « Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию» Всю ночь перед отступлением Кутузов не спал. Было слышно, как он ворочался, вздыхал и плакал.

    2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и мирное население. Наполеон отдал город на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Известно, что Наполеон, находясь в Москве трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но все его письма остались без ответа.

 

 

                              

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

 

  1. В начале войны 1812 года французская армия численно превосходила русскую, поэтому необходимо было срочно её пополнить. Как Александр разрешил эту проблему?

А)  царь издал манифест с призывом создавать народное ополчение;

Б) была введена всеобщая воинская повинность;

В) объявлено о ежемесячных рекрутских наборах.

 2.Какой генерал командовал армией, при штабе которой в начале войны 1812 года    находился Александр I ?

          А )Б.Барклай- де – Толли;

           Б) А. П. Тормасов;

            В) П. И. Багратион.

3.1 сентября 1812 года в деревни Фили под Москвой  Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нем ?

           А) Оставить Москву без боя или сражаться за неё;

           Б) Кто должен возглавить русскую армию;

           В) Как пополнить продовольственные запасы армии.

4. Показать на карте: река Неман, Витебск, Смоленск, Бородино, Москва.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§56, карта.

 

 

                     ПОВТОРЕНИЕ.

 

 ЗАДАНИЕ 1: историческая разминка: многонациональное государство, многоконфессиональное, перечислить конфессии, сословия, их виды, перечислить привилегии, кто к ним относился, крепостные крестьяне, виды повинностей, что такое барщина, на каких землях была, оброк, его виды, месячина, отходники, капиталистые крестьяне, заговор, континентальная блокада, указ о « вольных  хлебопашцах». ( фронтальный опрос)

 

ЗАДАНИЕ 2: даты (работа у доски) 1801. 1801-1825, 1803,1796-1801,1804-1813,1806-1812, 1808-1809, 1805,1806-1807, 1807.

 

ЗАДАНИЕ 3:(работа у доски) Династия Романовых- схема.

 

ЗАДАНИЕ 4:(работа с тестами-  сильный ученик).

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ФРАНЦУЗСКОГО ОФИЦЕРА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ.

 

   Русские отступали в порядке и не оставляли ни одного раненого. Жители следовали за армией; деревни опустели. Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров. Многие деревни в эти дни постигла та же участь…

   Армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали многих наших людей, которые отваживались отправиться на поиски. Чем больше мы продвигались вперёд, тем более полным было бегство населения. Не оставались даже старики и инвалиды. Дело доходило до того, что даже авангард не мог раздобыть себе проводника, который мог бы в состоянии назвать местность и дать какие-нибудь сведения о соответствующем районе. Лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни.

 

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ.

 

1.Как встретили русские города французскую армию? Какие лишения испытывала армия Наполеона?

2. Чем можно объяснить, что, в захваченных французами русских поселениях, как пишет автор, «лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни….?»

3.Прокоментируйте слова  «...армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды…»

Просмотр содержимого документа
«Начало Отечественной войны 1812 года»

ТЕМА: Начало Отечественной войны 1812 года.



ЦЕЛИ УРОКА: 1. Раскрыть причины войны 1812 года, показать её справедливый

характер. Дать понятие войн справедливых и несправедливых.

2. Воспитание чувства патриотизма.

3. Развивать у детей навыки работы с картой, документами, учебником.


ОБОРУДОВАНИЕ: карта: «Отечественная война 1812 года», иллюстрации, тексты доку-

ментов, карточки с заданиями.


ПОНЯТИЯ И ДАТЫ: партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

1812 год, 26 августа 1812 года, 1 сентября 1812 года.


ТИП УРОКА: комбинированный.



ХОД УРОКА.


I. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.


ПЛАН УРОКА.


  1. Причины войны. Обострение русско- французских отношений.

  2. Цели воюющих сторон, планы сторон. Характер войны, соотношение сил.

  3. Нашествие Наполеона на Россию.

  4. Бородинское сражение.

  5. Вынужденное оставление Москвы русской армией.


Пришедшая к власти в конце 18 века французская буржуазия стремилась утвердить политическое и экономическое господство Франции в Европе, а затем и во всём мире. В результате захватнических, агрессивных войн 1796-1805 годов почти по всей Европе утвердилось французское господство, кроме Англии, Швеции. Ряд государств находились в прямой в прямой зависимости от Франции, а Австрия и Пруссия были тесно связаны с Францией неравноправными договорами. Стремясь подорвать экономическое господство своего основного конкурента- Англии, Наполеон навязал европейским государствам кон-тинентальную блокаду , но это тяжело сказалось и на самой Франции, которая в 1811 году оказалась в промышленном кризисе. Нарушение Россией, в отличии от других государств, континентальной блокады показало, что она не согласна на экономическую и политичес-кую зависимость от Франции и будет противостоять её агрессивным устремлениям. Это ставило под удар стремление французской буржуазии к мировому господству.

Наполеон в 1811 году говорил: «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её.»

Вынужденное присоединение России к континентальной блокаде привело к сокраще-нию её торговли с главным потребителем русского сырья- Англией, и падению курса руб-ля. Русское дворянство потребовало от правительства оградить его интересы. Использование Россией для торговли американского торгового флота, Наполеон воспри-нял, как нарушение Тильзитского мира и начал готовиться к войне.


ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:1.Стремление Наполеона к мировому господству.

2.Обострение отношений между Россией и Францией.

ДАТА ВОЙНЫ:12 июня 1812 года- декабрь 1812 года.


Плацдармом для нападения на Россию Франция сделала Польшу. Какую нужно было преодолеть реку, чтобы оказаться на территории России?

- Неман

Итак, 12 июня 1812 года форсировав Неман оказалась на территории России, т. е. Франция напала на Россию, т. о. характер войны; со стороны России это отечественная война-защита свободы и независимости страны . Для Франции- захватнический, грабительский.

-Какова была численность армии России и Франции.( Работа с учебником – 1 абзац.)

-Почему такая разница в численности войск? Армия Наполеона- половина армии это французы, вторая половина- воины покоренных народов Европы. Скомплектованная по принудительному принципу она теряла свою надёжность в случае серьёзных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины должны были служить в армии. Это давало возможность быстро пополнить армию. Русская армия –рекрутская система, т. е. от определённого числа мужчин служил один, следовательно большинство населения не обучено военному делу. Силы сторон:640 тысяч и 200 тысяч.

Русская армия была разделена на три части, далеко отстоящие друг от друга: армия Барклая-де-Толли( 120 тысяч) Петербургское направление, армия Багратиона( 49 тысяч) Московское направление, армия генерала Тормасова(44тысячи) в направлении г. Волынь.

Александр 1 находился при штабе армии Барклая-де-Толли. Из трёх возможных направле-ний наступления Наполеон выбрал Московское: Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце. Наполеон планировал выиграть одно-два приграничных сражения, разгромив рус-скую армию не дав ей возможности соединиться, захватить значительную территорию, за-хватить Москву и заключить выгодный для Франции мир. Быстрое продвижение француз

ской армии сорвало планы русского командования- задержать её силами Барклая-де-Тол-ли и ударить во фланг силами Багратиона. Стратегическая обстановка требовала скорей-

шего соединения двух армий, а это заставляло отступать. У Витебска соединиться не смо-ли, пошли до Смоленска. Численное превосходство армии Наполеона ставило вопрос о срочном пополнении армии. 6 июля 1812 года Александр 1 издал МАНИФЕСТ ( обраще-

ние царя к народу ) с призывом создавать ОПОЛЧЕНИЕ ( военные формирования созда-

ваемые в военное время из мирных граждан ).Александр 1 выехал в Смоленск.

Война приближалась к Смоленской земле ,и всякому кто в те дни по ней проезжал бросался в глаза опустелый вид сёл и деревень. Не было видно ни людей, ни животных.

Ребята у вас на столе лежит документ « Из воспоминаний французского офицера на русской земле», прочтите его и дайте ответы на поставленные там вопросы.




Русские отступали в порядке и не оставляли ни одного раненого. Жители следовали за армией; деревни опустели. Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров. Многие деревни постигла та же участь.Армия могла питаться лишь, что добывали мародёры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали многих наших людей, которые отваживались отправиться на поиски. Чем больше мы продвигались вперёд, тем более полным было бегство населения. Не оставались даже старики и дети. Дело доходило до того, что даже авангард не мог раздобыть себе проводника, который был бы в состоянии назвать местность и дать какие –нибудь сведения о соответствующем районе. Лошади и скот – всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни.



ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ.


  1. Как встретили русские города французскую армию? Какие лишения испытывала армия Наполеона?

  2. Чем можно объяснить, что, в захваченных французами русских поселениях, как пишет автор, « лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни…?»

  3. Прокомментируйте слова «..армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды….» (мародёры, авангард)


С разрешения Смоленского епископа Александр 1 обратился с призывом к населению о начале партизанской войны (народные вооружённые отряды, самостоятельно действующие в тылу врага). В августе на Смоленской земле уже действовали партизанс-

кие отряды( работа с иллюстрациями « В 1812 году, крестьянское партизанское оружие).

22 июля 1812 года по планам французов был нанесён первый удар - русские армии соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и неудача Наполеона. Армия Наполеона быстро уменьшалась – у Смоленска 200 тысяч, у русских – 120 тысяч.

Франция ещё превосходила Россию. 4-5 августа состоялось кровопролитное Смоленское сражение, которое по замыслу Наполеона должно быть генеральным. Атаки французов были отбиты, но Барклай-де Толли принял решение об отступлении вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.6 августа Смоленск был оставлен.

Встал вопрос о смене руководства русской армией, которую возглавлял Барклай-де Толли. Почему так встал вопрос? Какие были предложения ? (работа с учебником страни-ца 132 абзац 2-3) Беседа. Сообщение о Кутузове. Работа с иллюстрацией.


КУТУЗОВ МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ ( 1745-1813)

Русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А.В.Суворова, генерал-фельд-

маршал. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и1787-1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, но Кутузов остался жив. Был послом в Константинополе, являлся директором Сухопутного шляхетс-

кого корпуса в Петербурге. В 1805 году назначен главнокомандующим русской армией , действующей в союзе с Австрийцами против Франции. Командовал русской армией в войне с Турцией 1806-1812 гг. За крупные победы в этой войне был возведён в графское достоинство. В начале войны 1812 года был избран начальником Московского и Петербургского ополчений. 8 августа Александр назначил его главнокомандующим русской армией. Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Ещё одной чертой Кутузова была хитрость. « Старый лис Севера»,- сказал о Кутузове Наполеон.




17 августа 1812 года Кутузов принял русскую армию.( иллюстрация). Русские солдаты говорили : « Пришёл Кутузов бить французов». Подтвердил, что действия Барклая были правильные. Отдал приказ- отступать ближе к Москве- нужно было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. В конце августа перевес ещё был на стороне Франции, но сдерживать желание народа дать сражение больше было невозможно.





М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО».


Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Кутузов принял решение, дать большое сражение основным силам неприятеля в 120 км. от Москвы у села Бородино. Хотя соотношение сил ещё было не в пользу русской армии, но уже не столь неблагоприятным ,как раньше.

Планы сторон: Франция- разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Россия- Кутузов планировал оборонительное сражение, единственно возможное при данном соотношении сил. Он стремился нанести, как можно больший, урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в её пользу.

Докажите, при помощи схемы стр.136 и текста учебника стр. абзац 5,6, что расположение русских войск было выбрано правильно, чтобы выполнить поставленную задачу- сражение оборонительное, французов не пропустить. Словарные слова: батарея-артиллерийское подразделение из нескольких орудий, редут- многоугольное земляное укрепление, подготовленное для круговой обороны, флеши- укрепления в форме тупого угла.

-Какую роль в расположении войск сыграл географический фактор, т.е. ландшафт.

-Что в расположении войск выполняло задачу- не пропустить врага?

« Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось Бородинское сражение- 26 августа 1812 года. Тяжко вздыхали окрестности- и земля, казалось, шаталась под бременем сражающихся.» Из воспоминаний русского офицера Ф.Н.Глинка.

-Каков был итог Бородинского сражения. Изучаете самостоятельно дома.

- Цели свои в этом сражении Россия выполнила- французы оборону не прорвали, хотя русские немного отступили. Моральная победа была на стороне русских .Но принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв(Старая Гвардия) Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения, войска отошли к Москве. Кутузов думал, как сохранить армию, царь и окружение требовали нового сражения.

1 сентября 1812 года совет в Филях(сегодня Москва). Кутузов поставил перед генералами вопрос- давать новое сражение и рисковать армией, а следовательно и судьбой страны или оставить Москву без боя. Большинство генералов высказалось за новое сражение, хотя и не были уверены в его успехе. Внимательно выслушав всех , Кутузов объявил о своём решении оставить Москву без нового сражения. « Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию» Всю ночь перед отступлением Кутузов не спал. Было слышно, как он ворочался, вздыхал и плакал.

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и мирное население. Наполеон отдал город на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Известно, что Наполеон, находясь в Москве трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но все его письма остались без ответа.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ:


  1. В начале войны 1812 года французская армия численно превосходила русскую, поэтому необходимо было срочно её пополнить. Как Александр разрешил эту проблему?

А) царь издал манифест с призывом создавать народное ополчение;

Б) была введена всеобщая воинская повинность;

В) объявлено о ежемесячных рекрутских наборах.

2.Какой генерал командовал армией, при штабе которой в начале войны 1812 года находился Александр I ?

А )Б.Барклай- де – Толли;

Б) А. П. Тормасов;

В) П. И. Багратион.

3.1 сентября 1812 года в деревни Фили под Москвой Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нем ?

А) Оставить Москву без боя или сражаться за неё;

Б) Кто должен возглавить русскую армию;

В) Как пополнить продовольственные запасы армии.

4. Показать на карте: река Неман, Витебск, Смоленск, Бородино, Москва.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§56, карта.



ПОВТОРЕНИЕ.


ЗАДАНИЕ 1: историческая разминка: многонациональное государство, многоконфессиональное, перечислить конфессии, сословия, их виды, перечислить привилегии, кто к ним относился, крепостные крестьяне, виды повинностей, что такое барщина, на каких землях была, оброк, его виды, месячина, отходники, капиталистые крестьяне, заговор, континентальная блокада, указ о « вольных хлебопашцах». ( фронтальный опрос)


ЗАДАНИЕ 2: даты (работа у доски) 1801. 1801-1825, 1803,1796-1801,1804-1813,1806-1812, 1808-1809, 1805,1806-1807, 1807.


ЗАДАНИЕ 3:(работа у доски) Династия Романовых- схема.


ЗАДАНИЕ 4:(работа с тестами- сильный ученик).














ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ФРАНЦУЗСКОГО ОФИЦЕРА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ.


Русские отступали в порядке и не оставляли ни одного раненого. Жители следовали за армией; деревни опустели. Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров. Многие деревни в эти дни постигла та же участь…

Армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали многих наших людей, которые отваживались отправиться на поиски. Чем больше мы продвигались вперёд, тем более полным было бегство населения. Не оставались даже старики и инвалиды. Дело доходило до того, что даже авангард не мог раздобыть себе проводника, который мог бы в состоянии назвать местность и дать какие-нибудь сведения о соответствующем районе. Лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни.


ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ.


1.Как встретили русские города французскую армию? Какие лишения испытывала армия Наполеона?

2. Чем можно объяснить, что, в захваченных французами русских поселениях, как пишет автор, «лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни….?»

3.Прокоментируйте слова «...армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!