СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Начальное техническое моделирование”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Начальное техническое моделирование”»


Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

г. Волжского Волгоградской области




Утверждаю


Директор _______________ С.В. Винокурова


«_____» ________________________ 20 ___г.




Мастерим и играем в технограде”


программа для детей 9 - 12 лет

сроком реализации 2 года.


Разработчики:

Гребенников Юрий Николаевич

педагог дополнительногос образования,

Аганичева Наталья Вячеславовна

методист I квалификационной категории.




Утверждено методическим советом

Прот. № 3 от 07 декабря 2010г.









Волжский - 2010

Направленность программы «Мастерим и играем в технограде» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.

Программа разработана в соответствии с требованиями оформления типовых программ для внешкольных учреждений «Подготовительные технические кружки» (М.: Просвещение 1988г.) и модифицирована в части часовой нагрузки на обучающихся и подборе объектов содержания, исходя из возможностей учреждения.

При разработки программы учитывались требования выставок, конкурсов и соревнований по техническому творчеству.


Новизна программы состоит в том, что в сравнении с типовой программой кружка начального технического моделирования существенно расширено тематическое содержание программы в соответствии с новой программой по технологии, где предусматриваются расширение политехнического кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к техники. Учтены знания и умения обучающихся, которые они получают в школе и на которые надо опираться в процессе занятий начальным техническим моделированием.


Актуальность.

В детстве, особенно мальчишек, интересуют различные технические объекты. Пытаясь разобраться в их устройстве, ребенок что-то ломал, заглядывая, что внутри. У него возникало множество вопросов. Техника не только будит любознательность, желание понять, как и почему движется и работает, но и стремление изготовить что-то своими руками. Занимаясь в детском объединении начального технического моделирования, у ребят есть возможность на многие вопросы найти ответы и при помощи инструмента изготовить поделку своими руками.

Занятия начальным техническим моделированием дают возможность обучающимся познакомиться с различными видами транспорта и транспортных моделей, в упрощенном варианте познакомиться с принципом их действия (контурных или силуэтных, бумажных, простейших объемных), приобрести начальные умения постройки и навыки запуска моделей. В течение учебного года проводятся игры и соревнования с изготовленными моделями. За два года работы в детском объединении начального технического моделирования каждый обучающийся сможет определить, какой из видов моделизма ему более подходит и по окончании курса продолжит заниматься по интересующему его направлению.


Педагогическая целесообразность.

Теория и практика начального технического моделизма выстраиваются в логике двух образовательных уровней, которые распределяются по двум годам обучения. На занятиях обучающиеся знакомятся с технологией изготовления различных моделей, с приемами работы различными инструментами, получают ведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться. Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению несложных моделей, усвоение этики общения в результате работы на занятиях и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических занятий - объяснить в основных чертах конструкцию, принцип действия модели. Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по техническому моделированию, по основам несложных технических расчетов.

Осваивая данную программу, дети постепенно расширяют свой политехнический кругозор. У них развиваются познавательный интерес к технике, технические наклонности, формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, то есть устойчивые волевые качества. Кружок начального моделирования поможет обучающимся больше узнать об истории транспорта, о вкладе ученых и конструкторов в его создание и развитие, о значении транспорта для народного хозяйства и обороны страны (в самых общих чертах).

На занятиях постоянно делается акцент на освоение обучающимися графической грамоты. Первые модели выполняются с помощью шаблонов, а затем дети учатся работать по чертежам. В процессе выполнения различных практических работ необходимо учитывать, что обучающиеся еще не владеют прочными навыками разметки и работы с мерительными инструментами. Им чаще нужно предлагать различные шаблоны, оправки, размеченные заранее педагогом, полуфабрикаты и заготовки, выполненные из картона, бумаги, тонкой фанеры, деревянные рейки нужного сечения, выровненные обрезки проволоки и т.д. По мере освоения обучающимися навыков работы с чертежными инструментами им предлагаются работы, связанные с простыми геометрическими построениями при подготовке материала к раскрою или изготовления разверток определенных изделий.

Вместе с тем обучающиеся знакомятся с принятыми в технике понятиями, классификациями, признаками различных технических устройств, процессом стандартизации.

Принципы организации кружка следующие: добровольность выбора профиля технического кружка в соответствии с личными интересами и способностями, творческий характер и общественно-полезная направленность работы, самостоятельность и инициатива обучающегося при проведении мероприятий в детском объединении начального технического моделировании.

Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по начальному моделированию. Обучающиеся со своими работами участвуют в выставках, конкурсах технического творчества и соревнованиях. Образовательные уровни формируют главный стимул для обучающихся - ощущение постоянного внутреннего движения.


Цель программы: развитие технических способностей и социализация личности средствами занятий начальным техническим моделированием.


Задачи:

- способствовать расширению политехнического кругозора;

- способствовать развитию конструкторских способностей, графической грамотности, творческого технического мышления;

- сформировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами;

- профессиональное и эстетическое просвещение обучающихся.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что обучение по ней предоставляет равные возможности достичь успехов в техническом моделировании для обучающихся разного уровня физического, интеллектуального, волевого и эмоционального развития. Характерной особенностью программы является то, что по данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями.

Основными видами деятельности обучающихся на занятиях является начальное моделирование и конструирование. Процесс моделирования на первых порах происходит на репродуктивном уровне, и уже на этом этапе возможны элементы творчества. Значительное место отведено графической подготовке обучающихся, так как в техническом моделировании важно сформировать навыки в графическом изображении при изготовлении моделей. Уделено внимание тому, чтобы обучающиеся правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию. Программа предусматривает несложные задания, развивающие творческую инициативу, самостоятельность, конструкторскую смекалку.

Ведущими началами в обучении начальным техническим моделированием являются игры, конкурсы, соревнования. Педагог определят место игровой ситуации на занятии: в начале – при объяснении нового материала, в конце – при проведении соревнования с изготовленными моделями, в перерывах между занятиями – для физкультурных пауз.


Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы от 9 до 12 лет.

Количество детей в группах следующая:

1 год обучения – группа 15 человек.

2 год обучения – группа 12 человек.


Срок реализации программы 2 года.


Формы занятий:

Основной метод проведения занятий в кружке - практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Обучающиеся успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком ее выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут) с пояснениями по ходу работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем обучающимся. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме диспута, конкурса, игры. В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке моделей. Здесь уже основным методом становится научно - поисковый и проблемный.

На занятиях широко используется игровой метод, через игру происходит психологическая подготовка обучающегося к труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к новой технике.

При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой. Обучающиеся готовят сообщения по основным вопросам.

Занятие состоит из теоретической и практической частей.

Теоретической части занятия отводится не более 10-15 мин. Здесь педагог в доступной форме делает общий анализ модели, объясняет последовательность выполнения работы, требования к качеству изготовляемой модели и работы в целом, проводит инструктаж по технике безопасности и т.п., то есть даются технологические сведения.

В практической части занятия идет освоение работы с различным плотницким и слесарным инструментом, овладение навыками безопасной обработки материалов. Объекты труда должны грамотно подбираться педагогом с учетом возраста обучающихся. Эти работы должны быть привлекательными и посильными для детей. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников: выполнение однообразных операций утомляет их, быстро им надоедает. Обязательные элементы деятельности на занятиях– самое широкое использование игровых моментов, делающих труд увлекательным; поощрение проявления инициативы в решении трудовых задач и стремления преодолеть встречающиеся трудности. Целесообразно организовывать и проводить различные познавательные игры, определять место игровой ситуации на занятии. При планировании работы необходимо, чтобы обучающиеся периодически возвращались к использованию одних и тех же материалов, но в разных самоделках, чтобы виды труда постоянно чередовались, а объекты были не слишком сложными и чрезмерно трудоемкими, особенно на первых порах. Предпочтение следует отдавать таким объектам и предметам труда, которые можно сделать в течение одного-двух занятий.

При выборе объектов особое предпочтение отдается моделям, позволяющим проводить познавательные и сюжетно-ролевые игры, построенные на активном восприятии окружающей жизни. Интерес к занятиям начальным техническим моделированием повышают соревнования, проводимые по упрощенным правилам для спортивно-технических моделей. В производственно-игровую форму можно облечь подготовку к какому-либо празднику. Интересны для детей данного возраста лабораторные работы по изучению свойств материалов и конструкций. Следует всемерно поощрять самостоятельное чтение литературы о науке, технике и производстве. Развитию фантазии и ассоциативного мышления у обучающихся в значительной степени способствуют конкурсы фантастических проектов, игры “Путешествие в Техноград”, “Город мастеров”, “Здравствуй, Мастер”, “В гостях у Самоделкина”. Участие в городских выставках, конкурсах и соревнованиях является неотъемлемой частью образовательного процесса.


Режим занятий:

1 год обучения – занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Всего: 144 часа в учебном году.

2 год обучения – занятия 2 раза в неделю по 3 часа.

Всего: 216 часов в учебном году.

Исходя из степени освоения разделов содержания, интересов обучающихся или состояния материально-технической базы временное соотношение теоретической и практической частей может варьироваться и изменяться. Педагог может заменить или менять местами темы и разделы программы, изменять длительность их прохождения.


Ожидаемые результаты обучения.

1-2 год обучения.


Обучающийся будет знать:

  1. названия и назначение окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда;

  2. приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;

  3. свойства бумаги, картона, древесины, некоторых тканей, их применение, доступные способы обработки;

  1. способы применения шаблонов;

  2. способы соединения деталей из бумаги, картона, фанеры;

  3. правила сборки макетов и моделей из готовых наборов деталей конструкторов по техническим рисункам;

  1. правила организации рабочего места, техники безопасности;

  2. упрощенные правила проведения соревнований.

Обучающийся будет уметь:

  1. определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;

  2. сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;

  3. проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) вертикальные, горизонтальные и наклонные линии;

  4. называть плоские геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) и объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр);

  5. вырезать из бумаги квадрат, треугольник, из квадрата вырезать круг;

  6. изготовлять модели и макеты объектов, определенных содержанием программы из материалов простых в обработке;

  7. запускать простейшие модели на стартах соревнований.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- умение работать в коллективе;

- быть последовательным к своим действиям и доводить задуманное до конца;

- проявлять эстетическую культуру при моделировании;

- сформулировать техническую мысль и добиваться желаемого результата.


Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- бережно относиться к инструменту и оборудованию;

- проявлять коммуникативные навыки;

- проявлять интерес и доброжелательность в отношении к своим товарищам;

- проявлять чувство собственного достоинства, самоуважения.


Способы проверки.

В учебном году демонстрация умений и навыков происходит на выставке работ детского объединения по начальному техническому моделированию в учреждении и участием на городских выставках и соревнованиях по техническому моделированию. Теоретическая подготовка обучающихся проверяется в тематических контрольных срезах, технических конкурсах, олимпиадах.








ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тематический план.


Название темы

Количество часов

всего

В том числе

на теоретические занятия

на практические занятия

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Понятие о материалах и инструментах.

12

2

10

3

Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.

12

2

10

4

Первоначальные конструкторско-технологические понятия.

16

2

14

5

Конструирование из плоских деталей

16

2

14

6

Конструирование из объемных деталей.

20

2

18

7

Техническое моделирование из наборов готовых деталей.

24

2

22

8

Изготовление подарков и сувениров из различных материалов.

24

2

22

9

Игры и соревнования.

14

2

12

10

Экскурсии.

2

2

-

11

Заключительное занятие.

2

2

-

12

Мероприятия воспитывающего характера.

По плану УВР.


И т о г о:

144

22

122


















Содержание.


1. Вводное занятие.

Значение техники в жизни людей. Достижения советской науки и техники.

Порядок и план работы на учебный год. Показ готовых самоделок, выполненных обучающимися в прошлом учебном году.


2. Понятие о материалах и инструментах.

Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Понятия о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Особенности при работе с этими материалами. Инструменты и приспособления, применяемые на занятиях (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, шило, кисти для красок и клея и др.), назначение, правила пользования ими. Организация рабочего места.

Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Подвижные и неподвижные соединения деталей. Способы изготовления деталей и сборки самоделок из бумаги и картона.

Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, построек, деревьев, животных. Изготовление обложек, закладок для книг, игрушек (стрелы, голубя, воздушного змея, планера, самолета, ракеты, шлюпки, кораблика), елочных украшений, снежинок, звездочек, фонариков различной формы (сгибом бумаги по оси симметрии), складного стаканчика для воды, походной шапочки и др.

Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями (“дергунчиков”: чебурашек, тигренка, снеговика, клоуна, клюющего дятла, коня-качалки, кота и собаки, белки и зайца и т.п.).


3.Графическая подготовка в начальном техническом моделировании.

Расширение и углубление знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, угольники (45 и 60*), циркуль, карандаш, ластик, чертежная ученическая доска. Приемы работы с ними. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различиях между ними. Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Их условные обозначения. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и симметричных деталях плоской формы. Условные обозначения диаметра и радиуса. Совершенствование умений деления окружности на 2, 3, 4, 6, 8 и 12 частей.

Первоначальные понятия о плоском и объемном изображениях, о трех видах, габаритных размерах, масштабах увеличения и уменьшения, о сборочном чертеже простейшего технического объекта или сборочной единицы. Правила чтения и составления простейших электросхем.

Практическая работа. Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, часового циферблата со стрелками, шкалы компаса с обозначением румбов, простейшего дальномера, высотомера (для определения высоты подъема воздушного змея), солнечных часов, игольниц в виде 4-, 6-, 8- и 12-лепестковых цветков, фигур действующих лиц и декораций для настольного или теневого театра.

Изготовление бумажных моделей парашюта, стрелы, спортивного планера с целью закрепления умений применять в работе линии чертежа (оси симметрии, линии сгиба и т.д.).


4. Первоначальные конструкторско-технологические понятия.

Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее представление о процессе создания машины (основные этапы проектирования и производства). Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве. Понятие о природных (естественных) и искусственных материалах. Понятие о производстве. Заводы-автоматы.

Основные ручные инструменты (в сравнении с аналогичными по назначению машинами): молоток (электрический молот), дрель (сверлильный станок), пила, рубанок, слесарная ножовка, зубило, напильники (токарный, фрезерный, шлифовальный станки) и т.п. Их применение в быту и на производстве. Профессии людей, работающих этими инструментами (на этих машинах).

Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки деталей на различных материалах. Способы изготовления выкроек и разверток объектов простой формы. Понятия о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними.

Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон, фанеру и другой материал. Способы увеличения или уменьшения выкроек и чертежей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа. Изготовление технических игр (лото и викторин): “Кто работает этим инструментами?” “Инструменты-близнецы” (например, шило, бурав, коловорот с перовым сверлом, дрель со сверлами, плоскогубцы, круглогубцы, клещи, кусачки, пинцет, ручные тиски и т.д.), “Назовите их профессии?”, “Из какого материала это сделано?”, “Чем обрабатывают этот материал?” и др.

Наблюдения и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов. Составление коллекций материалов с образцами изделий из них. Изготовление таблиц к простейшим электровикторинам (с использованием открыток, почтовых марок, спичечных этикеток, иллюстраций из журналов, рисунков): “Для чего служат эти машины?”, “Легковые (грузовые) автомобили”, “Пассажирские самолеты”, “Машины на стройке”, “Машины в сельском хозяйстве” и др.


5. Конструирование из плоских деталей.

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге , половине круга и т.д.

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

Понятие о зависимости формы (внешних контуров) машины от её назначения. Рациональность форм в живой природе.

Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плоской бумаги или картона (набора геометрических фигур, различных по форме, размерам и цвету). Создание образцов силуэтов технических объектов из элементов «Геометрического конструктора» (корабль, грузовой автомобиль, самолет, подъемный кран, светофор, весы и др).

Изготовление (по образцу, рисунку, чертежу, представлению и собственному замыслу) контур моделей со щелевидными соединениями в «замок».


6. Конструирование из объемных деталей.

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания склеивания.

Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами.

Изготовление из плотной бумаги или картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток.

Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток ( макеты и модели самолетов, ракет, вагонов и автомашин различного назначения).

Создание макетов машин из геометрических фигур и тел.

Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры), кузов и кабина (параллепипеды), двигатель (куб). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации).

Изготовление объемных самоходных моделей из разных материалов.


7. Техническое моделирование из наборов готовых деталей.

Понятие о машинах, механизмах и их сборочных единицах. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора “Конструктор”). Работа с наборами “Маленький конструктор”, “Школьник-конструктор”, “Конструктор-механик” и др. Названия и назначение входящих в них деталей. Способы и приемы соединения деталей. Сборка макетов и моделей по образцу, рисунку, словесному описанию и собственному замыслу. Возможность дополнения моделей, собранных из деталей наборов, самодельными элементами (например, картонным кузовом).

Работа с наборами пластмассовых самолетов, автомобилей и других машин. Способы склеивания деталей.

Практическая работа. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых наборов деталей:

а) по образцам;

б) по рисункам из альбомов;

в) по собственному замыслу.

Приемы сборки и склеивания моделей из пластмассовых и деревянных деталей, из печатных бумажных выкроек. Изготовление самоходных электрифицированных моделей из наборов готовых деталей.


8. Изготовление подарков и сувениров из различных материалов.

Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по линейки и шаблону на бумаге и ткани. Способы перевода выкройки изделия или отдельной детали на кальку, на бумагу и ткань при помощи копировальной бумаги. Приемы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов (пластилина, бумаги, ткани, природных материалов). Способы соединения деталей разных материалов (при помощи клея, ниток, проволочных заклепок, крепежных деталей и др.). Способы соединения деталей отделочных работ, художественное оформление изделия. Организация рабочего места применительно к каждой поделке и правила безопасной работы.

Практическая работа. Изготовление подарков и сувениров к дню красного календаря (закладки, плоские и объемные аппликации, образцы птиц, зверей и сказочных героев из плоских деталей и из коробочек, игрушечная мебель из прямоугольников, кругов и коробочек, елочные украшения и технические объекты из разных материалов).



9. Игры и соревнования.

Игры на развитие творческого, технического и пространственного мышления, соревнования с моделями.


10. Экскурсии.

Организуются на местные промышленные предприятия, автопредприятия, телефонную станцию, строительную площадку жилых домов.


11. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке технического творчества.

Рекомендации по работе во время летних каникул: сбор тематических коллекций природных материалов, наблюдения живой природы, ознакомление с работой сельскохозяйственных, дорожно-строительных и других машин.

Перспективы работы кружка в будущем учебном году.



































ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Тематический план.


Название темы

Количество часов

всего

В том числе

на теоретические занятия

на практические занятия

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Конструирование макетов жилых домов и других построек.

24

2

24

3

Простейшие модели транспортной техники.

54

2

52

4

Действующие модели различных машин.

52

2

50

5

Двигатели на моделях.

12

2

10

6

Электричество на моделях.

14

2

12

7

Автоматика на моделях.

12

2

10

8

Простейшие средства связи и сигнализации.

14

2

12

9

Элементы технической эстетики.

12

2

10

10

Игры и соревнования.

14

2

12

11

Экскурсии.

4

4

_

12

Заключительное занятие.

2

2

_

13

Мероприятия воспитывающего характера.

По плану УВР.


И т о г о:

216

26

190









Содержание:


1. Вводное занятие.

Краткий обзор основных этапов развития техники. Создание новых материалов и новых способов их обработки. Современные автоматические, электронные, кибернетические машины.

«Ступени» юного техника: от технической игрушки к действующей модели, от модели к настоящей машине.

Вводный инструктаж по правилам техники безопасности.

Ознакомление с планом работы на учебный год.


2. Конструирование макетов жилых домов и других построек.

Разработка проектов бумажных и картонных жилых домов. Вырезывание, склеивание, раскрашивание и оформление различных хозяйственных построек.

Макеты жилых домов - одноэтажных и многоэтажных (упрощенных, без архитектурных деталей).

Практическая работа. Изготовление домов и других построек для комплексных макетов: «Сельская улица», «Наш гараж (автопарк)», «На городском перекрестке» (для изучения правил дорожного движения) и др.


3. Простейшие модели транспортной техники.

Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного, воздушного и водного транспорта.

Понятие о моделях транспортной техники и их разновидностях. Действующие (движущиеся, настольные (музейные), контурные (силуэтные), полуобъемные, объемные модели. Летающие и плавающие модели.

Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления контурных и полуобъемных моделей. Выбор материалов и способы их обработки. Использование заготовок (полуфабрикатов) и деталей конструктора. Способы соединения деталей и узлов.

Резиновые двигатели моделей, их устройство и действие. Способы установки двигателей на моделях. Увеличение продолжительности их действия, мощности. Понятие о движителях (колеса, гребные и воздушные винты).

Катапульты для запуска моделей, их устройство и действие.

Практическая работа. Изготовление автомоделей с резиновыми двигателями: контурных моделей грузовых, легковых и специальных автомобилей, аэромобилей (с воздушным винтом), простейших объемных моделей грузовых автомобилей, спортивных микроавтомобилей, автокранов, аэросаней.

Летающие модели: игрушки - стрела, голубь, «муха» (летающий винт); бумажные модели парашютов, планеров, самолетов, ракет с катапультой; плоские воздушные змеи (ромбические, прямоугольные, фигурные); простейший коробчатый змей; модели с резиновыми двигателями (простейший вертолет, бабочка, самолет с бумажным трубчатым фюзеляжем); картонная модель планера, запускаемая катапультой.

Модели кораблей и судов: контурные (настольные и с резиновыми двигателями; объемные парусные (яхта, шлюпка, катамаран) и с резиновыми двигателями (катер, подводная лодка); игрушка реактивный катер (с котлом из яичной скорлупы).


4. Действующие модели различных машин.

Понятия о машинах-двигателях и машинах орудиях и их назначении. Машины-двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, Солнца, а также электрическую энергию. Понятие о машинах-орудиях (обрабатывающие, транспортные, грузоподъемные). Основные механизмы машины: двигатели, передающий и исполняющий. Их назначение и взаимодействие.

Понятие о деталях машин и способах их соединения (на примере деталей набора «Конструктор механика»). Понятие о полезном и вредном трении в природе и технике, о способах борьбы с вредным трением. Способы изготовления дополнительных деталей для изготовления моделей из конструктора.

Понятие о моделях технических сооружений (мостах, башнях, опорах линий электропередачи, подвесных, канатных и монорельсовых дорогах). Способы их сборки из готовых (наборы конструкторов) и самодельных деталей.

Практическая работа. Изготовление моделей машин и технических устройств по рисункам (из альбомов, приложенных к конструкторам), чертежам и описаниям (из книг и журналов) с применением деталей конструкторов, полуфабрикатов (фанерных и деревянных заготовок) и самодельных деталей (из картона, жести, проволоки и др.).

Примерные объекты для изготовления. Упрощенные модели машин и механизмов: ветродвигатели (с двух- и многолопастными ветроколесами, роторные), водяные колеса, колесный трактор, тягач, паровая турбина.

Модели технических сооружений: железнодорожные мосты, участок подвесной или монорельсовой дороги с вагончиком.

Макет «Правила дорожного движения»: перекресток со светофором, несколько различных транспортных машин.


5. Двигатели на моделях.

Классификация двигателей. Краткая история развития двигателей. Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный). Электрические микродвигатели постоянного тока и источники их питания. Понятие о микродвигателе внутреннего сгорания. Правила установки двигателей на моделях.

Практическая работа. Ознакомление с действием резиномоторов. Установка резиномотора на модели. Включение микроэлектродвигателя в электрическую цепь. Установка микроэлектродвигателя на модели. Испытание моделей.


6. Электричество на моделях.

Понятие об электрическом токе и электрической цепи (источник и потребитель электрического тока, соединенные между собой проводами). Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейка). Правила составления электрической цепи. Понятие о проводниках и изоляторах, способы их соединения. Выключатели, переключатели, их назначение.

Применение лампочек для карманного фонаря на моделях автомобилей (фары), судов (бортовые сигнальные огни), светофоров. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и выключателей.

Понятие о вибрации. Игрушки - попрыгушки.

Понятие об электромагните. Способ изготовления простейшего электромагнита.

Практическая работа. Установка на ранее построенных моделях микроэлектродвигателей, лампочек, источников питания, выключателей и переключателей. Монтаж электропроводки. Изготовление игрушек - виброходов (жука, космического вездехода, колобка и др.).

Изготовление игрушек с использованием магнита и электромагнита (магнитного отгадчика, электромагнитных качелей, журавля и кувшина, бегающей мышки, магнита на модели подъемного крана и др.).


7. Автоматика на моделях.

Общее понятие об автоматике, ее значении и применении. Понятие об основных элементах автоматических устройств (датчике, реле, исполнительном механизме). Понятие об автоматах (механических и электрических) и дистанционном управлении машинами и моделями.

Простейшие самодельные устройства автоматического и дистанционного управления моделями.

Практическая работа. Установка на модели автомобилей автоматического выключателя или переключателя направления вращения электродвигателя.

Изготовление модели автоматического регулятора уровня жидкости, автоматического звукового сигнализатора простейшего автомата для выдачи карандашей. Изготовление игрушек: автоматические качели и собачка в будке (со звуковым реле), автопоилки для птиц. Изготовление электровикторины.

Изготовление устройства для дистанционного управления моделями грузового автомобиля, подъемного крана и др.


  1. Простейшие средства связи и сигнализации.

Значение связи в жизни людей, народном хозяйстве и обороне страны. Краткий обзор развития средств связи.

Роль сигнализации на транспорте, в промышленности, в походах (туристских, военизированных и др.).

Основные виды электрической связи: по проводам и без проводов. Понятие о телеграфной азбуке Морзе и семафорной азбуке (применяемой для переговоров на флоте).

Виды и средства сигнализации: звуковая (рупор, свисток, гудок, сирена, колокол, рожок, горн), видимая (подача сигналов движением рук, флажками, фонарями, дымом, ракетами). Светосигнальные устройства.

Разбор схем и конструкции простейших телефона, телеграфного аппарата, детекторного радиоприемника (с полупроводниковым диодом), светосигнального аппарата (гелиографа или с лампочкой для карманного фонаря).

Практическая работа. Изготовление светосигнального аппарата, простейших телефона и детекторного радиоприемника, сигнальных флажков. Сборка телеграфного аппарата из деталей набора.

Разучивание знаков телеграфной азбуки (нескольких букв) для подачи и приема сигналов отрывистыми и продолжительными свистками или световыми вспышками.

Разучивание по желанию детей семафорной азбуки.


9. Элементы технической эстетики.

Элементарное понятие о технической эстетике. Ознакомление с некоторыми элементами художественного конструирования и художественного оформления поделок. Наблюдение и анализ формы, пропорции, цвета с выявлением закономерностей и средств достижения художественной выразительности. Единство формы и содержания. Форма, цвет, пропорциональность и их равновесие – характерные показатели художественного и технического конструирования. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Первоначальные понятия о ритме, гармоничности, цветовых сочетаниях. Цветовой тон и цветовые отношения. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала.

Практическая работа. Конструирование и оформление моделей с учетом элементарных закономерностей технической эстетики.


10. Игры и соревнования.

Спортивные игры с летающими, плавающими и самоходными моделями (с летающими: посадка на полюс, облет препятствия, выполнение простейших фигур высшего пилотажа, на дальность полета и др.; с плавающими: прохождение дистанции на скорость, на прохождение ворот и др.). Игры юных связистов.

Конкурсы по скоростной сборке различных электрических схем; конкурс фантастических проектов; конкурсы смекалистых на решение конструкторских задач.

Практическая работа. Подготовка и проведение коллективной игры «Мастерим город».


11. Экскурсии.

Организуются на местные промышленные предприятия, автопредприятия, телефонную станцию, строительную площадку жилых домов.


12. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Подготовка самоделок к отчетной выставке и показательным запускам.

Методическое обеспечение.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специализированного учебного кабинета (мастерской) оснащенного вентиляцией, площадью, необходимой для размещения 15 рабочих мест. Объем на каждого обучающегося должен составлять не менее 15 куб. м. Независимо от наличия вентиляционных устройств в помещении должны быть открывающиеся окна для проветривания.

Согласно санитарным нормам помещение должно иметь естественное освещение (минимальный коэффициент естественной освещенности – 1,5) и искусственное (минимальная освещенность на рабочих местах при искусственном освещении – 300 лк). При необходимости можно на крышках столов закреплять лампы подсветки.

Помещение должно отвечать следующим основным требованиям противопожарной безопасности:

  1. степень огнестойкости – не ниже третьей;

  2. в помещении обязателен запасной (эвакуационный) выход;

  3. обязательно наличие огнетушителя и др. противопожарного инструмента;

  4. воспрещается загромождать доступы и подходы к противопожарному инвентарю, кранам, сигналам, запасному выходу;

  5. запрещается класть и прислонять легковоспламеняющиеся, огнеопасные, горючие материалы к отопительным и электрическим устройствам.

В рабочей мастерской необходимы следующие мебель и оборудование: рабочие столы для одновременной работы всех обучающихся и стол педагога, шкафы для хранения инструментов, материалов и неоконченных изделий; столярные и слесарные верстаки; классная доска размером 1500х 1000мм; стенды для наглядных пособий, аптечка с набором медикаментов (в первую очередь вата, йод, бинт, жгут), станочный парк (заточной, сверлильный, токарный, фрезерный станки по металлу и т.д.). Станочный парк оборудуется в отдельной комнате.

Столы размещаются в ряд, где естественное освещение падает слева, что является наиболее оптимальным вариантом. Готовые изделия можно разместить на стендах вдоль стен учебного кабинета. В помещении должны быть витрины с готовыми моделями и узлами моделей в сборке.

На занятиях требуется большой набор инструментов.



















Перечень необходимых инструментов, оборудования и материалов:

Наименование

Количество

Столярный инструмент.

1

Ножовка по дереву

10

Лобзик ручной с пилками

5

Рубанок малый

6

Ножи или скальпели

2

Бруски для заточки инструментов

2

Рашпиль

2

Шлицовка

2

Клещи

3

Слесарные и монтажные инструменты


Молоток слесарный

5

Дрель ручная с набором сверл

2

Ножовка по металлу

2

Надфили

10

Напильники личные

6

Напильники драчевые

6

Круглогубцы

2

Плоскогубцы

3

Пассатижи

3

Кусачки

2

Тиски настольные малые

6

Отвертки

4

Ножницы

6

Чертежные, разметочные и измерительные инструменты.


Угольники деревянные (пластмассовые)

5

Лекала

6

Транспортир

2

Готовальня

4

Карандаши чертежные

15

Линейка металлическая

5

Угольник металлический.

2

Электроинструменты: паяльник, утюг, плитка, электродрель.

Станки: заточной, фрезерный НГФ, токарно-винторезный ТВ-6, сверлильный НС-12А, универсальный деревообрабатывающий (для заготовок педагогом).

Древесина и продукты переработки древесины: сосна, липа, фанера, бумага, картон

Клеи синтетические: ПВА, БФ-2, БФ-6, “Момент”.

Материалы и их сплавы: проволока ОВС диаметром 0,15-6 мм., органическое стекло, пенопласт, композиционные материалы.

Лаки и краски на основе нитроцеллюлозы;

нитки швейные, капроновые.

Для занятий по программе необходимо следующее методическое сопровождение:

Плакаты по технике безопасности при работе с инструментами, на станках, с электрооборудованием; технологические и инструкционные карты, альбомы чертежей различных моделей; узлы в сборке и детали, макеты, готовые модели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Всегда всем весело. Сборник игр для пионеров и школьников /сост. Е.М.Минскин. М.: Молодая гвардия , 1969.

2.Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Кн. для учащихся 5 – 8 классов. Изд.2-е. М: Просвещение, 1989 г.

3.Заворотов В.А. От идеи до модели./ Кн. для учащихся 4 – 8 классов средн.шк., 2-е изд., переработанное и дополненное. М: Просвещение, 1988 г.

4.Измерительные работы в начальных классах: Сб. статей/сост. и ред. П.С.Исаков. М.: Просвещение, 1970.

5.Калмыков В. Игрушки-подарки: Альбом. М.: Малыш, 1976.

6.Константиновский М.А. О том, как работает атом. М.: Малыш, 1974.

7.Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. Сделай сам. М: Машиностроение, 1989г.

8.Павлов А.П. Твоя первая модель. М: ДОСААФ, 1979 г

9.Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М.: Просвещение, 1970.

10.Прекрасное – своими руками /сост. С.С.Газарян. М.: Детская литература, 1980. (Библиотечка пионера “Знай и умей”)

11.Программы для кружков детского технического творчества. М. Профиздат, 1969.

12.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивно-технические кружки. М: Просвещение, 1982 г.

13.Рожков В.С. Авиамодельный кружок. Изд. 2-е, М: Просвещение, 1986 г.

14.Рожков В.С. Спортивные модели ракет. М: ДОСААФ, 1984г.

15.Стахурский А.Е., Тарасов Б.В., Техническое моделирование в начальных классах: Пособие для учителя по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1974.

16.Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. / Пособие для учителей и работников внешкольных учреждений. М: Просвещение, 1983 г.

17.Тарасав Б.В. Самоделки школьника. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1978.

18.Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. (Б-ка учителя начальных классов.)

19.Яновская И.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.

Дополнительная литература:

  1. Всегда всем весело. Сборник игр для пионеров и школьников /сост. Е.М.Минскин. М.: Молодая гвардия , 1969.

  2. Измерительные работы в начальных классах: Сб. статей/сост. И ред. П.С.Исаков. М.: Просвещение, 1970.

  3. Калмыков В. Игрушки-подарки: Альбом. М.: Малыш, 1976.

  4. Константиновский М.А. О том, как работает атом. М.: Малыш, 1974.

  5. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М.: Просвещение, 1970.

  6. Прекрасное - своими руками /сост. С.С.Газарян. М.: Детская литература, 1980. (Библиотечка пионера «Знай и умей»)

  7. Стахурский А.Е., Тарасов Б.В., Техническое моделирование в начальных классах: Пособие для учителя по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1974.

  8. Тарасав Б.В. Самоделки школьника. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1978.

  9. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. (Б-ка учителя начальных классов.)

  10. Яновская И.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!