Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Дать понятие наброска – как выражения минимальными средствами впечатления от натуры.
Раскрыть сущность выполнения наброска - как вида рисунка особым образом постигшего внутренний мир человека, который находиться в постоянном движении.
Сформировать представление: о технике выполнения, материалах используемых художниками для передачи различных состояний.
Продолжить работу по закреплению знаний о пропорциях фигуры человека.
Вспомнить применение наброска в творчестве великих художников.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Использование ЦОР | Прогнозируемый результат |
Постановка целей и задач урока | Через обсуждение набросков выполненными мастерами необходимо уделить внимание технике их выполнения, проследить, какие именно материалы использует художник для передачи различных состояний. Общая принципиальная установка при выполнении быстрых набросков | самостоятельно ставят цель урока определяют технику выполнения набросков в максимально короткий срок осмыслить предстающую работу оценить характерные особенности изображаемой фигуры быстро изобразить ее с помощью скупых графических средств | Слайд 2 | -выбор фигуры: какую лучше выполнить в карандаше, а какую тушью. |
Актуализация знаний | Вступительная беседа учителя по вопросам: Показ и обсуждение набросков больших мастеров Набросок как постижение внутреннего мира человека Выражение настроения человека через набросок Движение человеческого тела, тот или иной жест выражают психологическое состояние человека, настроение | анализ и обсуждение работ выдающихся художников ответы на вопросы повторение пройденного материала по пропорциям фигуры человека. | Слайд 1,2 | любой художник в течение всей жизни уделяет наброскам много внимания вспомнить пропорции фигуры человека |
Основные материалы и принадлежности | виды различных средств и используемых для рисования органичный набор рисовальных материалов традиционные и более современные материалы | Из достаточно великого выбора, выбрать тот материал , чтобы при работе получить удовольствие | Слайд 3,4 | Освоив материалы, учащиеся выбирают и пробуют по настроению |
Техника выполнения | Создание изображения, когда с помощью небольшого количества линий ограничивают контурные очертания и основные элементы формы предмета | Выбор материала необходимо согласовать с тем впечатлением , которое производит изображаемая фигура,- угловата ли она, или наоборот, пластична. | Слайд 5,6,7, | Отработка терминов |
| внутренний мир человека в наброске пропорции фигуры человека | | Слайд 8, 9 | На этом этапе урока идет повторение пройденного материала, учащиеся вспоминают пропорции фигуры человека |
Набросок в творчестве художников | Формировать понятия художественного образа и художественно-выразительных средств их взаимосвязь и взаимозависимость | Ребята самостоятельно анализируют произведения | Слайд 11,12 | Обсуждение и анализ произведений, какими материалы и технику применяли художники и место наброска в их творчестве |
Лаконизм в наброске человека | особенность наброска лаконизм существенное значение в быстром рисовании умение начинать работу с установления целого | В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур Выразить общее впечатление от рисуемого Дать цельное представление о нем. | Слайд 10 | Правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур Внимательно следить за соотношением частей и целого в рисунке. |
Закрепление | углубление и осмысление учебного материала выработка и проверка знаний анализ работ прошлых уроков | повторение нового материала выяснение прочности знаний по работам | Слайд 13,14 | умение соотносить факты с понятиями умение производить основные идеи умение выделять и конкретизировать |
Практическая работа (20мин) | Отбор детей, с которых будут сделаны наброски Проставляет их в активном движении (наклон, поворот и тому подобное) Определяет время наброска 7-8 мин. | Выбирают наиболее интересные движения | Слайд 15 | Выбор фигуры: какую лучше выполнить в карандаше, а какую тушью. |
Заключительный этап (5 мин.) | - Организовать просмотр набросков | - обсуждение набросков | | Достигнуто то или иное впечатление при помощи разных выразительных средств. |
| | | | |
Учитесь рисовать. Н.Ф. Соломяный. Минск. 2004г.
Основы учебного академического рисунка. Н.Г. Ли. М.; изд.Эксмо, 2005
Искусство рисунка. Б.А. Соловьева. С.-п., 2004г.
Рисуем и пишем людей: простейшее руководство по созданию удачного портрета. Дж.Рейнз; Пер.с англ. Ю.А. Лысенковой – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 128с.:ил.
Рисунок и живопись. Полный курс. Пер. Е. Зайцевой. – М.: Эксмо, 2010. – 256.: ил.