СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На тему "ПРАВА И СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ" Методист Деменева М.Н.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«На тему "ПРАВА И СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ" Методист Деменева М.Н.»

    1. ПРАВА И СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


ОБЩИЕ права и свободы предусмотрены Конституцией РФ (конститу- ционные), а также Трудовым кодексом РФ (трудовые) с учетом оформленных трудовых правоотношений.


      1. Общие права и свободы

ОБЩИЕ Конституционные права и свободы предусмотрены главой 2 Конституции РФ, условно их можно разделить на три группы: личные, полити- ческие, социально-экономические и культурные.


Личные

Личные права принадлежат человеку от рождения.

Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

Среди личных прав можно выделить следующие:

  • право на жизнь (статья 20)

  • право на защиту чести и достоинства личности (статья 21)

  • свобода мысли и слова (статья 29)

  • право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)

  • право на частную жизнь (статья 23)

  • неприкосновенность жилища (статья 25)

  • «права национальностей» (статьи 28, 26)

  • свобода передвижения и выбора места жительств (статья 27)


Политические

Политические права и свободы, в отличие от личных прав и свобод, при- надлежат только гражданам государства.

Данные права могут быть реализованы как лично, так и через объедине- ние с другими людьми.

Среди политических прав можно выделить следующие:

  • свобода печати и СМИ (статья 29)

  • право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов (статья 30)

  • право на мирные собрания, шествия, пикетирования (статья 31)

  • избирательные права (статья 32)

  • право на участие в отправлении правосудия (часть 2 статьи 32)

Социально-экономические и культурные

Социально-экономические и культурные права обеспечивают свободу че- ловека в экономической, социальной и культурной сферах и дают ему возмож- ность защитить свои жизненные интересы, развиваться интеллектуально и ду- ховно.

Среди социально-экономических и культурных прав можно выделить следующие:

  • право на экономическую деятельность (статья 34)

  • право частной собственности (статья 35)

  • трудовые права и свободы (статья 37)

  • защита материнства и детства (статья 38)

  • право на социальное обеспечение (статья 39)

  • право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ста- тьи 41, 42)

  • право на образование (статья 43)

  • право на свободу творчества и участие в культурной жизни (статья 44)


ОБЩИЕ трудовые права и свободы предусмотрены ст. 21 Трудового кодекса РФ.

Они связаны с общим регулированием трудовых отношений, гарантиро- ваны всем работникам, без учета особенностей и специфики сферы образова- ния:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора;

  • предоставление работы, обусловленной трудовым договором;

  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным тре- бованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

  • своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соот- ветствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и каче- ством выполненной работы;

  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительно- сти рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегод- ных отпусков;

  • полная достоверная информация об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предостав- ленных законодательством о специальной оценке условий труда;

  • подготовка и дополнительное профессиональное образование;

  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

  • участие в управлении организацией;

  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных дого- воров и соглашений через своих представителей, а также на информа- цию о выполнении коллективного договора, соглашений;

  • защита своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, вклю- чая право на забастовку;

  • возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;

  • обязательное социальное страхование.


      1. Специальные права и свободы

СПЕЦИАЛЬНЫЕ права и свободы учитывают особенности и специфи- ку деятельности в сфере образования и предусмотрены ч. 3 и 5 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» (академические) и Трудовым кодексом РФ (трудовые).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ академические права и свободы можно условно раз- делить на 2 группы:

  • связанные с осуществлением педагогической деятельности;

  • направленные на обеспечение условий для педагогической деятельно- сти.


Связанные с осуществлением педагогической деятельности

(п.п. 1–8 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»):

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

  • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной про- граммой и в порядке, установленном законодательством об образова- нии;

  • право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

  • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и меж- дународной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

  • право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образователь- ную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фон- дам, материально-техническим средствам обеспечения образователь- ной деятельности, необходимым для качественного осуществления пе- дагогической, научной или исследовательской деятельности в органи- зациях, осуществляющих образовательную деятельность;

  • право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Россий- ской Федерации или локальными нормативными актами.


Направленные на обеспечение условий для педагогической деятельности

(п.п. 9–13 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»):

  • право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

  • право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

  • право на объединение в общественные профессиональные организа- ции в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

  • право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справед- ливое и объективное расследование нарушения норм профессиональ- ной этики педагогических работников.

В соответствии с ч. 4 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществлять- ся с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отноше- ний, требований законодательства Российской Федерации, норм профессио- нальной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нор- мативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ трудовые права связаны с особенностями трудовых отношений в сфере образования и предусмотрены главой 52 Трудового кодекса РФ:

  • право на сокращенную продолжительность рабочего времени в зави- симости от должности и места работы (статья 333);

  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

(статья 334);

  • право на длительный педагогический отпуск не реже чем через каж- дые 10 лет непрерывной педагогической работы (статья 335).

Указанные трудовые права являются в том числе и гарантиями, которые предоставляются педагогическим работникам и подробнее будут рассмотрены в разделе 5 настоящего пособия.


Отдельно стоит остановить внимание на разграничении понятий «пра- ва» и «свободы».

Применительно к рассматриваемым ситуациям права – это юридическая возможность делать что-то (а это «что-то» должно быть основано на законе и определен порядок этого действия).

А свобода – это отсутствие юридического принуждения или ограничения в этом действии.

Например, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрена свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, основанная на соответствии педагогического работника квалификационным требованиям предъявляемым к должности, его знаниям, умениям и навыкам, а п. 4 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образо- вании в РФ» предусмотрено право на выбор педагогическим работником учеб- ных пособий, но не любых, а тех, которые предусмотрены федеральным переч- нем учебников.

Можно сказать, что права появляются в ответ на ограничение отдельных свобод.

«Свобода одного заканчивается там, где начинаются права другого».


      1. Морально-правовой и этический аспект соблюдения прав и свобод

педагогических работников


Отдельное внимание уделим морально-правовым аспектам и вопросам этики при реализации педагогическими работниками своих прав и свобод. По- следнее все чаще привлекает излишнее внимание не только других участников образовательных отношений, но и общественности.

Например, конституционная свобода слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) выразившаяся в плохих словах об учителе, обвинении его в некомпетентности, неправильной методике преподавания и т. д. будет заканчиваться там, где бу- дет начинаться право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) учителя применительно к его особому правовому статусу и вытекающему из него свободам, предусмотренным п. п. 1–2 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».

При этом необходимо учитывать судебную практику неоднозначного правоприменения положений о свободе слова в контексте оскорблений. Так, высказывания, носящие оценочный характер (критическое мнение, в том числе отрицательная оценка), не являются наказуемыми, так как не образуют состава гражданско-правового правонарушения, предположения, гипотезы, вопросы, выводы, выражения мнения не могут быть признаны недостоверной и пороча- щей информацией (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2018 г. № Ф04-2331/18 по делу N А27-11609/2017, Апелляци- онное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного су- да от 10 марта 2015 г. по делу № 33-1413/2015).

Далее, свобода искать, получать, передавать, производить и распро- странять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ), выразившаяся в фотографировании учителя на камеру смартфона во время уроков или перемены без его согласия, будет заканчиваться правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну учителя, ведь в соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и рас- пространение информации о частной жизни лица без его согласия не допуска- ются.

Рассматривая указанную конституционную конструкцию, важно четко определить и разграничить понятийный аппарат.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения) независимо от формы их представления. В соответствии со ст. 8 указанного закона граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из лю- бых источников, но при условии соблюдения в т. ч. конституционных требова- ний, применительно к ситуации – праву на частную жизнь.

Несмотря на то, что понятие частная жизнь законодательством не рас- крывается, ее характеристика приводится в правовых позициях Конституцион- ного суда РФ (определения Конституционного суда РФ от 9 июня 2005 г.

248-О, от 28 июня 2012 № 1253-О), в соответствии с которыми частная жизнь – это то, что человек считает возможным скрыть от других (т. е. это не обязательно какие-то интимные факты сексуального характера). Так, напри- мер, педагогический работник может считать частной жизнью морщины на ли- це и, используя вышеназванную правовую конструкцию, заявить о необходи- мости соблюдения его конституционных прав и требовать прекратить, по край- ней мере, собирать информацию о элементах его внешности, которые он счита- ет своей частной жизнью, следовательно, возможным скрыть от других.

Применительно к гражданскому законодательству частная жизнь, изоб- ражение гражданина относится к нематериальным благам – подлежащим охране (ст. 150, 152.1, 152.2 Гражданского кодекса РФ).

Способы защиты нематериальных благ предусмотрены ст. 12, 152, 152 Гражданского кодекса РФ.

Так, например, если кто-то распространит информацию о частной жизни педагогического работника (ту, что он желает скрыть от других), следует воспользоваться способами защиты гражданских прав.

На основании ч. 3. ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ педагогический работник вправе требовать удаления изображения, а также пресечения или за- прещения дальнейшего его распространения, а также компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ.

Стоит отметить, что вышеназванными положениями гражданского зако- нодательства предусмотрены исключения, которые для понимания и осмысле- ния ситуации необходимо рассмотреть отдельно.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ не требуется согласия гражданина на обнародования его изображения в случае, если исполь- зование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения су-

дами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касаю- щихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и обще- ственными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не за- нимающегося какой-либо публичной деятельностью.

В этой связи можно сделать вывод, что к таким интересам может отно- ситься информация, связанная с исполнением публичными должностными ли- цами и общественными деятелями своих полномочий. Педагогический работ- ник (учитель, воспитатель и т. д.) публичным должностным лицом не являет- ся. Указанный вывод подтвержден в разъяснениях Роскомнадзора от 30 августа 2013 г. «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и осо- бенности их обработки».

Таким образом, частная жизнь педагогического работника не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправ- ный характер. Право на неприкосновенность частной жизни означает возмож- ность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглаше- нию.

Особенности защиты прав педагогических работников рассмотрены в разделе 6 пособия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!