Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А.Канайкина
На рубеже веков.
Учитель истории
Алькин Д.Н.
Над нашим городом прошумели ветры многих эпох.
Он жил ещё тогда, когда в этих краях обитало полукочевое племя мещера и вокруг звучала
угро-финская речь.
Жилища мещеряков.
Шалаш
Финно-угорские племена -жители лесного севера от Балтийского моря до Уральских гор
Племена: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, мещера.
Занятия: земледелие, скотоводство, собирательство, охота, рыбная ловля, ремесло
В конце I начале II тысячелетия нашей истории на мещерскую землю со стороны современного города Муром пришли славянские племена кривичи .
Место расселения
В «Повести временных лет» указывается,
что «кривичи иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».
Происхождение названия «кривичи»
Есть предположение, что название кривичей
отражает характер границы, идущей по кривой линии, т.е. отражает своеобразие той значительной части их территории где много холмов, а местность как бы кривая: возвышенные места чередуются с более низкими.
Поселения кривичей занимали холмистую местность. Либо поселения располагали по берегам озёр и рек.
Жили они семьями в домах-полуземлянках
площадью 10 – 20 кв.м.
Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева.
Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной.
Топился дом по-чёрному. Позже стали строить избы.
Славянское поселение.
Нельзя сказать , что мещеряки встретили кривичей с восторгом, однако же и не ополчились против них, как некоторые угро-финские племена.
Мещеряки стали с любопытством наблюдать, что это за люди- пришельцы, и что они принесли
с собой – добро или зло.
Со временем увидели, что славяне явились
в эти места не как завоеватели, принеся с собой
в Мещерский край более совершенные,
более разумные начала жизни.
Самое удивительное для местных жителей было то,
что славяне вели оседлый образ жизни и строили себе жилища из ошкуренных брёвен.
Эти жилища назывались избами и жить в них было удобнее и безопаснее, чем в шалашах и землянках.
И мещеряки со временем стали строить себе избы.
А ещё славяне, как утверждает
«Повесть временных лет», занимались земледелием, и занимались прилежно.
Кроме того, они знали кузнечное и гончарное ремёсла,
и знали хорошо, лучше чем мещеряки.
И не держали свои умения в секрете,
делясь с мещеряками.
Пройдут годы, десятилетия и славянские парни станут брать в жёны мещерских девушек, а молодые мещеряки будут жениться на славянках.
В последствии мещеряки примут образ жизни славян, станут забывать свой язык, веру и языческие обычаи и в конце концов растворятся в более сильном и одарённом племени, войдут в состав русского народа.
С течением лет славяне и мещеряки, расставшись с полукочевым образом жизни, образуют большое, по тем временам, селение, которое получит название
Городец Мещерский.
Городец Мещерский встанет на высоком, гористом и обширном мысу при впадении в реку Оку
речки Бабенки.
Городец Мещерский — Старый посад
Существует придание, что в 1152 году в Городец Мещерский прибыл со своей дружиной великий князь Суздальский Юрий Долгорукий.
Великий князь Суздальский Юрий Долгорукий в то время был озабочен укреплением границ своего княжества и, отметив удачное расположение Городца Мещерского , повелел ему стать крепостью.
1152 год принято считать годом основания города.
Бытует свидетельство того, что город существовал гораздо раньше 1152 года.
Священник Иоанн Добролюбов в своей книге «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1891 г. приводит следующее: «При Богоявленской
церкви (города Касимова) сохранился камень с надписью, в которой сказано, что «Городец сей получил крещение через св. в. кн. Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме.
Камень этот, к сожалению, после закрытия церкви бесследно исчез.
В 1015 году святой князь Глеб был убит,
а значит, и «городец сей» существовал
на этом месте ранее этой даты.
Как и все более или менее крупные населённые пункты того далёкого прошлого Городец Мещерский в целях защиты от неприятеля был обнесён рвом, земляным валом и деревянной стеной.
Более двух веков Городец Мещерский нёс пограничную службу, но в 1376 году он не устоял перед татаро-монгольским нашествием и был разгромлен и сожжён .
Однако жители города через несколько лет построили новый город, только на другом месте, в полутора верстах выше по реке Оке. Место было удачное. Теперь город располагался между двумя огромными оврагами. ( ныне они называются Успенским и Никольским, по имени построенных здесь потом Церквей).
Успенская церковь
Никольская церковь
Эти глубокие овраги с высоченными берегами являлись неприступными для противника естественными рубежами, оборонявшими город
с востока и с запада.
Никольский овраг
Успенский овраг.
С юга город защищался Окой с её высоким гористым берегом.
С севера же город охранялся непроходимым
в ту пору лесом.
Время строительства нового Городца Мещерского было временем княжения на Москве Дмитрия Донского и его сына Василия.
Василий I
Дмитрий Донской
В правление этих князей Городец Мещерский, которым на то время владел принявший православие мещерский князь Александр Укович , был присоединён к Московскому княжеству.
Однако же задача быть укреплённым пограничным пунктом за Городцом Мещерским осталась.
Теперь он уже стоял на границе Московского княжества с беспокойным в то время Казанским ханством и впоследствии сыграл определённую
роль в укреплении и расширении княжества,
в присоединении Казани к Москве.