СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"На что опиралась душа?!" - сценарий внеклассного мероприятия.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«"На что опиралась душа?!" - сценарий внеклассного мероприятия.»

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОРРЕКЦИОННЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ –

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Сценарий внеклассного занятия о блокаде Ленинграда:

«На что опиралась душа?!..»





















Работа воспитателя

Волкодав Н.М.

Москва

2015


«На что опиралась душа?!..»

Цель: познакомить обучающихся с историей блокадного Ленинграда.

Задачи:

  • вызвать у обучающихся чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;

  • создать условия для более глубокого ознакомления обучающихся с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов;

  • развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.

Оборудование и используемые материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации: «На что опиралась душа?!», «Блокада сердца», видео-отрывки о блокадном Ленинграде, музыка Брамса, Генделя, Альбионни, Шопена, метроном.

Ход занятия

1. Вступительное слово воспитателя. (СЛАЙД № 1)

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами ещё об одном страшном событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.

(СЛАЙД № 2)

На островах раскинулся могучий и неповторимый город. Ленинград…

Один из красивейших городов мира.

Это имя – как гром и как град Петербург, Петроград, Ленинград.

(СЛАЙД № 3)

Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей.
Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», Нарвская, Невская заставы.

(СЛАЙД № 4) Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, лились звуки музыки Глинки и Бородина.

Так жил город до Великой Отечественной войны.

2. Основная часть. (СЛАЙД № 5)

Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из детей уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье – полные электрички везут ленинградцев в пригороды отдыхать. (СЛАЙД № 6)

Они ещё не знают, что многим из них уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из них сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов-шутих в Петергофе. (СЛАЙД № 7)

Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывает война.

(СЛАЙД № 8) Жители начинают возвращаться домой. И поначалу в городе не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами. Можно очень вкусно и недорого поесть в ресторанах.

(СЛАЙД № 9) Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, как правило, вглубь страны.

Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла. Им очень повезло…

Но уже в конце августа поезда с людьми, которые пытаются уехать из Ленинграда, не могут вырваться из города, кочуя со станции на станцию, они через 10-12 дней вынуждены возвратиться назад – в город.

(СЛАЙД № 10) На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий. Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна) Ленинград был окружен. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить.

(СЛАЙД № 11) 8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург, кольцо врага сжимается. Страшная угроза нависла над городом на Неве в Ленинграде началась блокада. (СЛАЙД № 12)

Сумеете ли вы оценить и понять всё, что выстрадали Ленинградцы в эти суровые, страшные, блокадные дни?
900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встаёт сразу за этими строками – 900 героических дней.

Особенно тяжёлым был первый год блокады.

3. Работает Группа «историков» (говорят дети)

Шалаев Александр. (СЛАЙД № 13)

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. (СЛАЙД № 14) До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

Воспитатель.

(СЛАЙД № 15) Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее.

Враг рассчитывал, что голодные, измученные люди сами сдадут оккупантам город.

(СЛАЙД № 16) Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км. баррикад, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты.

Алиев Тимур

(СЛАЙД № 17)

Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.

(СЛАЙД № 18) Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Воспитатель. (СЛАЙД № 19)

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи.

(СЛАЙД № 20) С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 г, а все остальные по 200 г хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов. На декаду полагалось 50 грамм сахару, 100 грамм конфет, 200 грамм крупы, 100 грамм растительного масла, 100 грамм рыбы и 100 грамм мяса.

Заборчук Сергей. (СЛАЙД № 21)

В Ленинграде начался голод. Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.

(СЛАЙД № 22) К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. (СЛАЙД № 23) Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода за три года блокады.

Группа «артистов» (СЛАЙД № 24)

Фомин Антон

Склонившись над мглой снеговою
Девчонка с ведерком пустым,
Чуть движется… А за Невою,
Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята,
Везут свою мёртвую мать.

Воспитатель. (СЛАЙД № 25)

В конце ноября ещё одно снижение норм хлеба – 125 грамм. 125 грамм в день. Задумайтесь над этим!

В моей руке буханка хлеба, которая весит 600 грамм и стоит 30 рублей, а в другой руке – маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь.

Возьмите этот кусочек, понюхайте его. Каков он на запах? Передайте друг другу. Отломите кусочек и попробуйте. Каков он на вкус?

Этот хлеб ароматный, вкусный.

(СЛАЙД № 26) А тогда в 41 – м его брали в руку и с него текла вода, он был как глина. И такой хлеб давали детям. Меньше всего в этом хлебе было муки. В хлеб добавляли мякину (отходы при молотьбе колосьев), отруби, целлюлозу, крахмал, олифу (вещество на основе растительных масел), декстрин (его получают из крахмала), жмыхи (продукт переработки семян).

(СЛАЙД № 27) «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам». В музее он уже высох и лежит как что-то нарочно сделанное.



Кусочек этот бы тогда…

И сына я б не потеряла…

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда!

Детей голодные глаза,

С застывшим ужасом… в слезах…

Священный Ленинградский Хлеб –

125 бесценных граммов,

Лежит в музее… под стеклом –

Свидетель мужества и славы!

Группа «историков» (СЛАЙД № 28)

Каримов Азим

В осаждённом городе продолжали работать школы.

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды, идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

(СЛАЙД № 29) В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Воспитатель. (СЛАЙД № 30)

Но дети, не смотря на все эти трудности, с удовольствием пойдут в школу, так как находиться одним дома гораздо страшнее. Кроме того, учителей и учеников прикрепят к столовым, и в конце занятий их будут кормить горячим супом.

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград!

Бейся, сердце! Стучи, не смотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

Рассказ Карасёвой «Хлебные крошки» (СЛАЙД № 31)

Это было во время войны, в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.

Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжелый и влажный, потому, что муки в нем было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны прилавка толпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изнемождённые лица.

Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками. Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавца, разрезавшего буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нес ее в рот.

Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранила, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Продавщица молча делала свое дело: отпускала людям их блокадный паек.

Люди брали хлеб и отходили. А кучка Ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед человечеством.

Ноздрин Олег (СЛАЙД № 32)

Ленинградские мальчишки и девчонки, измученные голодом и холодом, шли на фабрики и заводы. Многие из детей становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. (СЛАЙД № 33) Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага – фронту нужны танки, самолёты, снаряды.

Старшеклассники записывались в народное ополчение. (СЛАЙД № 34)

(СЛАЙД № 35) Каждый день ленинградские дети совершали подвиги: потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках и крышах домов, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов.

(СЛАЙД № 36)

После снятия блокады более 15 тысяч мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». (СЛАЙД № 37)

В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда".
Ю.Воронов.

Воспитатель. (читается на фоне видео – отрывка о блокадном Ленинграде) (СЛАЙД № 38)

Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами почитаем некоторые отрывки из этих дневников.

Из дневника жителя блокадного Ленинграда А.Г.Дымова:

«Старость. Старость – это усталость изношенных деталей человеческой машины, истощение внутренних ресурсов. Ритм старости – медлительный. Но сейчас все мы старики. Независимо от возраста. Наши тела и чувства живут ритмом старости. Я видел вчера девочку лет девяти в огромных дырявых валенках. Она меняла кусок подозрительного студня вероятно, собачьего, на кусок хлеба. У неё были смертельно усталые глаза, согнутая спина, морщинистое лицо. Лицо усталой пожилой женщины. Разве можно это забыть когда-нибудь? Разве можно это простить?»

Группа «артистов»

Фомин Антон.

Блокада – далеко это слово
От наших с вами мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Группа «историков» Рапницкий Андрей (СЛАЙД № 39)

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей.

Все, что было за кольцом блокады, называли Большой землей. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями пытались доставить продукты и топливо.

(СЛАЙД № 40) 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса, и пошли первые грузовики с мукой. (СЛАЙД № 41) Все, кто обслуживал ледовую трассу, водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Воспитатель (СЛАЙД № 42)

И было так – на всем ходу
Машина задняя осела,
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам

Группа «историков»

Шалаев Александр (СЛАЙД № 43)

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».

(СЛАЙД № 44) Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. (СЛАЙД № 45) Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

(СЛАЙД № 46) Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

Группа «артистов» (на фильм «Воспоминания») (СЛАЙД № 47)

Алиев Тимур

Из воспоминаний детей блокадного Ленинграда:

«Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…»

Заборчук Сергей

«…Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать».

Ноздрин Олег

«Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара».

Каримов Азим

«Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Фомин Антон

«Мне было 8 лет. Блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят – хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Воспитатель.

(СЛАЙД № 48) Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

(СЛАЙД № 49) …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. С детских лет Таня вышивала  - и все цветы, цветы…

Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки все: дом, детство, родных... В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке семь коротких трагических записей.

(СЛАЙД № 50) «Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
(СЛАЙД № 51) «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
(СЛАЙД № 52) «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
(СЛАЙД № 53) «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
(СЛАЙД № 54) «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
(СЛАЙД № 55) «Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
(СЛАЙД № 56) «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

(СЛАЙД № 57) Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту.

Мать – белошвейка шила обмундирование для бойцов.

Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы.

Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Первой не стало Жени, она умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило.

Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало.

Лёка буквально жил на Адмиралтейском заводе, работая там днём и ночью, часто по 2 смены подряд. Родных навещать приходилось редко, хотя завод был недалеко от дома — на противоположном берегу Невы. Он умер от дистрофии 17 марта. Ему было всего 24 года.

Один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом.

Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

(СЛАЙД № 58) Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

(СЛАЙД № 59) Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. (СЛАЙД № 60) Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.

Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. (СЛАЙД № 61)

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

«Вновь не должно это все повториться».

18 января 1943 советские войска перешли в наступление. И лишь 27 января 1944 в результате кровопролитных боёв, блокада была полностью снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

(отрывок из очерка Марии Шершневой «Блокада сердца»)

«…Блокадников, тех, кто помнит сами дни блокады, осталось уже очень мало, в основном те, кто были детьми. Многие из них рассказывают об этом крайне редко, часто отказываются совсем. Извиняются, но не могут. Очень тяжело.

Нам, родившимся много позже войны, многого уже не понять, ничего подобного не пережить. У нас потихоньку стираются из памяти школьные линейки, красные галстуки, рассказы ветеранов. Книги о войне стоят ровным рядком на дальней полке. Кадры кинохроники, отпечатавшиеся в памяти с детства: прожектора в ночном небе, бомбежки, голод, закутанные люди в очередях за водой и хлебом. Это что-то, что мы хорошо выучили, но забыли зачем. Может быть, нам нужны новые сильные впечатления? Нужны фильмы-катастрофы и голливудский «Титаник», для того чтобы вновь увидеть и осознать, как и почему в трагические моменты мир раскалывается на две половины: на тех, кто спасает свою жизнь, и тех, кто эту самую жизнь, спасает, даже ценою своей. Может быть, так нам сейчас понятнее? Ведь мы не пережили той блокады, но переживаем сейчас другую — блокаду сердца.

Или просто нужно сделать усилие, чтобы перечитать реальные воспоминания тех, кто сохранил жизнь города, дослушать рассказы тех, кто выжил, выжил не только физически, но и душевно, и постараться понять их слезы. Слезы, которых у нас нет, потому что нет воспоминаний. И отдать дань уважения и благодарности — просто уже самим этим усилием и попыткой понять... понять, благодаря чему они выжили и что они пережили, и сохранить это в памяти…»

Они чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял их никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений.

И в память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.











Интернет – ресурсы

  • http://images.yandex.ru/

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда

  • http://blokada.otrok.ru/poetry.php

  • http://bestmymusic.com/267-pesni-blokadnogo-leningrada-o-leningrade-.htm

  • http://video.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/135/

  • http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=leningra






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!