СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь «Заколдованное место» реальное и фантастическое в повести.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с биографией Н.В.Гоголя, в дискуссионной форме анализируем повесть "Заколдованное место", выявляя в ней элементы жизнеподобия и фантастики, пытаемся найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь «Заколдованное место» реальное и фантастическое в повести.»

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: реальное и фантастическое в повести.

Тип: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Образовательные: знакомство учащихся с биографией Н.В.Гоголя; в дискуссионной форме проанализировать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место», выявив в ней элементы жизнеподобия и фантастики; попытаться найти рационалистическое объяснение фантастическим событиям.
Развивающие: развитие познавательного интереса школьников к уроку литературы через исследовательскую деятельность (вопросы проблемного характера); развитие умения применять знания о повести Гоголя в ситуациях соревнования; умения работать в группе, распределять обязанности в группе. 
Воспитательные: на примере повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» показать губительность желания лёгкой наживы, воспитание командного духа, взаимопонимания, взаимовыручки. 

Задачи:

- создать условия для развития у обучающихся культуры читательского восприятия художественного текста;

- объяснить особенности сюжета произведения: реальность и вымысел;

- развивать коммуникативные компетенции, умение работать в группах;

- освоить новые теоретико-литературные понятия.

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование читательских интересов обучающихся;

- обогащение представления обучающихся о мире прозы Н.В. Гоголя;

- объяснение особенностей сюжета: два плана – реальный и фантастический;

- повторение теоретических ведений;

- знакомство с понятиями «легенда», «предание»;

- обогащение словарного запаса обучающихся


- развитие умения планировать свое речевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знакомого и незнакомого материала;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

- интерес к изучению литературного произведения, литературному языку;

- способность к самооценке на основе наблюдения за высказываниями товарищей;

- положительное отношение к учебной деятельности;

Умение оценивать свою деятельность


Средства обучения:

  • учебник литературы для 5 класса;

  • мультимедийный проектор и экран;

  • раздаточный материал;

  • листы бумаги, карандаши.

Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Класс разделен на три группы.

На экране звездная украинская ночь, звучит музыка.

  1. Оргмомент.

  • Чтение отрывка из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

     Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не  знаете  украинской ночи!   Всмотритесь  в  нее.  С  середины  неба  глядит  месяц.

Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще  необъятнее.

Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух  прохладно душен,  и  полон  неги, и движет океан благоуханий.

Божественная ночь! Очаровательная ночь!  Недвижно,  вдохновенно

стали  леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак  вод  их  угрюмо  заключен  в темно-зеленые  стены  садов.


-- Как вы думаете, ребята, кому принадлежат эти строки? (Слайд портрет Н.В.Гоголя)

2. Постановка цели урока.

-- Познакомимся с биографией и творчеством писателя,

  1. Биография Н.В.Гоголя. Выступает ученик.

20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка родился сын Николай. Два дня спустя младенец был крещен с местной Спасо-Преображенской церкви. Мать Гоголя, у которой двое детей перед этим умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом святителя Николая, если будет у нее сын, наречь его Николаем. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу.

Украинец по рождению, Гоголь провел свои детские и юношеские годы среди украинской природы. Еще подростком Гоголь познакомился с народной жизнью и бытом украинской деревни, горячо полюбил украинские сказки, песни, предания. Однако он с самого начала своей сознательной жизни связал себя с русской культурой, значение и великую роль которой он высоко ценил еще в отроческие годы.

В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, проучился там около двух лет, а затем был принят в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук.

В гимназии он особенно много времени отдавал чтению. Другим его увлечением был театр. Гоголь принимал участие в постановке спектаклей. В 1828 году он закончил Нежинскую гимназию и переехал в Петербург.


  1. Высказывания о Гоголе. Выступает ученик.



Современник (Пантейлемон Александрович Кулиш, историк-этнограф):

- Гоголь представлялся нам красивым белокурым мальчиком, в густой зелени сада нежинской гимназии, у вод, поросшей камышом речки, над которой взлетают чайки. Он - любимец своих товарищей, которых привлекала к нему его неистощимая шутливость. Речь его отличалась словами малоупотребительными, старинными, насмешливыми. Он любил своих товарищей, даже школьные враги ему были дороги до конца жизни…





Современник (Любич-Романович):

Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, смотрел букою. Он редко когда мыл себе лицо и руки по утрам каждого дня, ходил всегда в выпачканном платье. В карманах его брюк у него постоянно имелся значительный запас всяких сладостей - конфет, пряников. Он жевал, не переставая. Для этого он забивался куда-нибудь в угол и там поедал свое лакомство. Чтобы занять место в классе, где бы его никто не видел, он приходил первым или последним, засев на задних рядах, так же и уходил, чтобы не подлежать осмеянию.

В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Все это Гоголь собирал в Васильевке, Нежине.





  1. Творчество Н.В.Гоголя. Выступает ученик.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» явились дебютом Н.В.Гоголя, принесшим ему славу. Сборник вышел в свет в 1831 году. В это время Гоголь увлекался фантастическими сюжетами. Мир в его повестях разделен на две части: обычный, реальный и фантастический, потусторонний с представителями нечистой силы – ведьмами, русалками, чертями. Ранние повести Гоголя похожи на сказки со счастливым концом. Один из современников Гоголя, прочитав повесть, сказал: «Никак не узнаешь, что в ней быль, а что сказка».

Еще одно свойство покорило читателей в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» -- это искрометный юмор. Наборщики книги в типографии, «собирая текст» «Вечеров….», фыркали от смеха, а А.С.Пушкин после прочтения сборника был в восторге. «Сейчас прочитал «Вечера близ Диканьки», -- писал он. – Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная».

-- Познакомились с биографией и творчеством поэта, а сейчас возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте несуществующее животное, состоящее из двух существующих.

-- Чем необычны эти животные?

-- Все мы любим мечтать, что-то выдумывать, что-то изобретать. Сегодня мы с вами придумали необычных, фантастических животных. Что же такое фантастика?

Фантастика – (способность воображать), мир необычных представлений и образов, порожденных воображением художника.

Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

-- О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, какая тема урока? Сформулируйте.

-- Чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Анализировать произведение, найдем реальные и фантастические стороны в повести, опишем заколдованное место)

--Дома вы прочитали повесть «Заколдованное место»

--Легко ли читалось произведение? Все ли слова были понятны?

-Какова же одна из особенностей языка этой повести? (много украинских слов, выражений, свойственных украинскому народу)

-Как вы думаете, для чего? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, Н.В. Гоголю эта культура близка, т.к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).

--А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали произведение, проведем словарную работу. Соедините слово и его лексическое значение.

  • Баштан

  • Волость

  • Кавун

  • Комора

  • Кухоль

  • Левада

  • Люлька

  • Сопилка

  • Цибуля

  • Черевики

  • Чумаки


  • арбуз

  • малороссияне, едущие за солью

и рыбою, обыкновенно в Крым

  • место, засеянное арбузами и

дынями

  • башмаки

  • лук

  • в Древней Руси: местность,

область, подчиненная одной власти

  • глиняный кувшин

  • береговые лиственные леса,

заливаемые в половодье 

  • трубка

  • амбар

  • украинский народный

музыкальный инструмент



--Давайте по вопросам восстановим содержание повести. (По очереди отвечают группы)

1. Какое любимое занятие было у деда?

2. Чем решил развлечь дед знакомых чумаков?

3. А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков?

4. Что необычного случилось с дедом во время его танца?

5. Где горела свечка?

6. Что задумал дед сделать наутро?

7. Как дед попал в нужное место во второй раз?

8. Какой клад откопал дед?

9. Что росло на заколдованном месте

-- Скажите, а в чем особенность этого произведения? Чем оно не похоже на те произведения, которые мы читали раньше? (Автор смешивает реальность и фантастику).

-- Так давайте же найдем в повести реальные события и фантастические, а также посмотрим, какие художественные приемы использовал Гоголь. А сейчас работа в группах. Первая группа – реальные события, вторая – фантастические, третья – Каковы особенности заколдованного места? (Пространство, рельеф, освещенность). (Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое?(Украина) В какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна). От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц.   Они реальные или фантастические? А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания? А одежда героев? Какие события описываются? О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? Материал для сравнения

Реальность

Фантастика

Место действия

Время

Герои

Быт и жизнь людей

Одежда

События

Ученики: События в эпизоде фантастические, т.к. к деду «обращается» дерево в виде чудища, также ему мерещатся в темноте страшные рожи. Настроение эпизода мрачное, загадочное, вызывает страх. Оно создается при помощи описания того места, где находится дед, сама его речь нагоняет страх, т.к. он употребляет такие фразы, как «дьявольское место!», «вишь, сатанинское наваждение!» Да, автор дает описание природы и персонажей в эпизоде, чтобы читатель мог представить всю загадочность происходящего.)


Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. На первый взгляд, сказочный мир ничем не отличается от привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир только притворяется знакомым. «Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя» пространство обыденного, но оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. « Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. "Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось». Точка в пространстве волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, – «разлезлось» в обыденном, превратившись в обширную площадь. Но стоило … вернуться в фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку: «Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман). Чем дольше дед находится в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: « вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»

В заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается, нет звезд, месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна.

Единственный источник света – свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает камень.

В заколдованном месте происходят странные явления, слышатся странные звуки.


Гипербола

  • под ногами круча без дна,

  • ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…

Сравнения

  • нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды,

  • дыня… словно змея.

  • народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки.

  • ноги как деревянные стали

  • задал он такого бегуна, как будто панский иноходец.

  • как опарила! как будто свинью перед рождеством!

  • в животе, ей-богу, как будто петухи кричат

  • и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. 

Эпитеты

  • проклятый камень

  • красные очи

  • мерзостная рожа

  • сатанинское наваждение

  • хитрая бестия

  • низенький дубовый лес

-- Вывод: чего же больше в повести? Чему больше уделяет внимание Н.В,Гоголь? Почему? Обратите внимание на подзаголовок – «быль».

(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

-Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.

-Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»(Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)

--Подведение итогов.- Какой же урок дает нам Гоголь?

«Заколдованное место» - повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

Повторимся, в чем своеобразие повести – в сочетании реального и фантастического. В этом - мастерство Гоголя- писателя.

- Страшно ли было читать и слушать историю деда?
- В какой момент мы начинаем смеяться над незадачливым кладоискателем?
- Почему деду достался котел с мусором?
Запись: легкого богатства не бывает, истинно лишь то, что добыто трудом.


Домашнее задание: 1-2 группы нарисовать персонажей реальных и вымышленных, 3 группа красиво оформить свою работу. В итоге сделаем брошюрку к нашему уроку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!