СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия»

«Ревизор» как социально-историческая комедия


Орг. момент. Введение в тему

У. Здравствуйте, ребята, проверьте всё ли у вас лежит на партах для того, чтобы мы могли начать работу. Нам понадобятся тетради, ручки и учебники. Обратите внимание, что сегодня к нам пришли гости, повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте учителей.

- Ребята, любите ли вы шутить? (ответы учащихся)

- А над кем чаще всего смеётесь? Почему? (ответы учащихся)


2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель: А знаете ли вы, что именно в международный день смеха – 1 Апреля – родился известный русский писатель, драматург Николай Васильевич Гоголь? (ответы учащихся)

- Вспомните, какие произведения писателя вам уже известны?



У. Тексты, которые мы с вами уже прошли, принадлежат перу Гоголя-прозаика, а мы поговорим о Гоголе-драматурге и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедии оставила неизгладимый след в истории драмы и театра. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены театра и киноэкранов.

Запись темы урока и объявление целей

Давайте откроем тетради и запишем тему урока

СЛАЙД №1 Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия

Каковы задачи нашего урока:

- повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя;

- познакомиться с историей создания комедии,

- вспомнить особенностями драматических произведений


Обратите внимание, что перед вами лежат лист самооценки. В конце каждого этапа оцените свои умения, знания, работу на уроке.



Введение в атмосферу эпохи

У. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Петербург 19 века.

Ребята, быть может, кто-нибудь из вас был в Санкт-Петербурге? Понравился этот город?

У. Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Посмотрите на экран . Это Петербург эпохи Н.В.Гоголя Слайды 2-7 .

СЛАЙД 8 А Это Александрийский театр, в котором состоялась премьера «Ревизора». Ребята, послушайте и подумайте, о чем говорил Н.В.Гоголь на тему театра в «Петербургских записках» 1836 года? Цитата большая, будьте внимательны.

«Петербург - большой охотник до театра. Если Вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро…зайдите в это время в сени Александрийского театра, вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка. … Тут увидите, как прямо - русский герой, потеряв наконец терпение, доходит, к необыкновенному изумлению, по плечам всей толпы к окошку и получает билет. Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру. И что же дается на наших театрах?- какие-нибудь мелодрамы и водевили!» Это сказал сам Н.В. Гоголь.

Что мы можем узнать из этой цитаты?

О. Он любит театр, но возмущён его репертуаром.

У. Как вы думаете, откуда к нему пришла любовь к театру? Где истоки этой любви?

О. Возможно он увлекался театром в детстве

Слово о писателе

У. Да, верно. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о Гоголе, о его любви театру и откуда эта любовь (включаю ролик). https://yandex.ru/video/preview?filmId=3640997964554807210&from=tabbar&text=гоголь+и+театр

У: Итак, откуда любовь Гоголя к театру?

У: Театр всегда был рядом с Гоголем. Став знаменитым писатель пробует свои силы в драматургии.

Давайте вспомним, что такое драматургия, ведь мы уже встречались с этим понятием СЛАЙД 10.

Одно из понятий, что такое драматургия вы видите на экране

У.Ребята, мы с вами знаем, что существует 3 рода литературы. Кто помнит их названия?

О.Эпос, лирика, драма (СЛАЙД №11)

У.Совершенно верно. И сегодня мы поговорим о драме, как о роде литературы. Обратите внимание, какие жанры входят в этот род.

У: Повторим термины, касающиеся драматического произведения У вас на столах лежат распечатки, посмотрите, это кроссворд, нам необходимо его разгадать. Работаем в парах. На это вам дается 4 минуты.

По горизонтали:

  1.  Часть драматического произведения. (действие)

4. Объявление о спектакле (афиша)

6. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. (монолог)

  1. Пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида (ремарка)



По вертикали:

  1. Разговор между двумя лицами (диалог)



  1. Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе. (явление)

5. Драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре (пьеса)

7. В сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц (реплика)



Вот мы и повторили терминологию. Оцените себя, насколько хорошо вы помните термины. Критерии оценивания в листе самооценки

Работа с произведением

У. Итак, 19 апреля 1836 года, в воскресение, в Александрийском театре состоялась премьера комедии в 5-ти действиях «Ревизор».

О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ И ПОСТАНОВКЕ „РЕВИЗОРА“ (Татаринцев)

Николай Васильевич Гоголь мечтал о комедии «co злостью и солью». Он придавал театру исключительно большое общественно-воспитательное значение. Гоголь мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества. «На сцену их! — восклицает писатель. — Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха».

В октябре 1835 году Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию... Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь — куда смешней черта!»

Пушкин подсказал идею о ревизоре, т.к. с Александром Сергеевичем произошел похожий случай: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда писатель отправился собирать материал о пугачёвском бунте.

Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество провинциальных властей, их боязнь ревизора из центра - все это было распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в городе.
К постановке пьеса была допущена далеко не сразу. Василию Андреевичу Жуковскому лично пришлось убеждать императора Николая I в благонадёжности комедии.

Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Премьера собрала полный зал. Ярко горели огни в огромных люстрах, в ложах сияли ордена и бриллианты, на галерке шумела молодежь — студенты, молодые чиновники, художники. В императорской ложе расположились царь Николай 1 и наследник престола.

Спектакль прошел успешно. Император лично поблагодарил актеров. Существует версия, что Николай I сказал после просмотра: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне — больше всех».

Но Гоголя все это не радовало: расстроенный недостатками актерской игры, недоработками собственного текста и реакцией публики, смеявшейся, как ему казалось, вовсе не над тем, над чем следовало, он бежал из театра. Тягостные впечатления усугубились появившимися в печати отдельными критическими отзывами, которые Гоголь воспринял как откровенную травлю. «Все против меня, — жаловался он Щепкину. — Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого… Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня».


После премьеры в Александринском театре автор ещё долгое время дорабатывал пьесу. Текст «Ревизора» в том виде, который мы читаем сегодня, был написан только к 1842 году.



Физкультминутка. Закрыть глаза. С закрытыми движениями круговые движения 4 раза направо, 4 раза налево.


Сейчас мы обратимся к самому произведению

У. Ребята, кто такой ревизор?

О. Проверяющий из вышестоящей инстанции, человек, который контролирует качество работы (написано на слайде)

У. Да, это должностное лицо, производящее ревизию. Как бы мы его назвали в современном обществе? Инспектор. Раз он вынесен в заглавие, значит это центральный персонаж, вокруг которого организуется вся пьеса.

У: Здесь дан эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - это народная пословица. Как вы понимаете значение этой пословицы?

У. – или зеркало, скорее всего театр, который отражает действительность. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания.

Эпиграф был добавлен Гоголем, когда пресса обрушилась с гневными отзывами на пьесу, имелось в виду – нечего возмущаться своим художественным отражением в театре, раз вы на самом деле такие.

Далее идёт список действующих лиц, давайте познакомимся с героями пьесы. Знакомство со списком действующих лиц и анализа их имен и фамилий вам было задано на дом

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский – городничий

У. Кто такой городничий?

О. Начальник уездного города (должность, существовавшая до середины 19 века) Мэр

У. С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?

О. Сквозняк

У. О чём это может говорить?

У. В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «Сквозняк – струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга». Напоминает в одно ухо влетело из другого – вылетело. Вторая часть фамилии Дмухановский – от украинского слова «дмухати» - дуть.

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, ребята, смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким-либо учреждением. В данном случае – это училища.

О чём говорит имя? А удвоение? Лука Лукич? Вообще имя Лука означает «СВЕТ», но в данном произведении, конечно, речь идет не о светлом человеке.

У. Лука – ассоциируется с лукавым, а им отчество – удвоение признака, все такие в роду были, следовательно – человек неискренний;

А что вам напоминает фамилия персонажа? И что мы можем сказать об этом персонаже?

У. Да, фамилии Хлопов напоминает о хлопке – чём-то громком и безрезультатном, только для веселья (хлопушка, хлопать), то есть хорошо человек только впечатлением, а содержания – ноль.

АммОс Фёдорович Ляпкин – Тяпкин – судья, т.е должностное лицо, разрешающее дела в суде. Как фамилия характеризует этого героя пьесы?

О. Фамилия говорит о его отношении к работе

У. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи на это указывает также и иностранное имя, которое неуклюже не сообразуется с отчеством и фамилией. Происхождение и значение имени Амос – библейское имя древнееврейского происхождении, означает – «носимый Богом». По Библии Амос был пастухом скота из Гекои, которого Бог назначил быть пророком.

Подумайте, почему автор использует двойные фамилии?

О. Может быть, двойная фамилия говорит о двойственности человека.

У. Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений – больницы, приюты, дома для престарелых (создавались частными лицами, чтобы угодить Богу, отсюда название), а попечитель – должностное лицо, руководящее сетью учреждений какого-нибудь ведомства на местах. Как вы думаете, с чем ассоциируется его фамилия?

О. Земляника – маленькая ягода, может он как личность маленький.

У. Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер – начальник почтовый конторы (ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров). Фамилия образована от слова «шпек» - от польского шпион, постоянно шпионит, читая чужие письма.

Пётр Иванович Бобчинский, Пётр Иванович Добчинский. Городские помещики. Посмотрите, заменена лишь одна буква в фамилии. Что это подчёркивает в образе персонажей?

О. Они во всём похожи, подчёркивает сходство всех помещиков.

У. Да, действительно, это как и схожесть персонажей, и как схожесть класса помещиков.

Иван Алексеевич Хлестаков – чиновник из Петербурга.

Как фамилии характеризует героя, ведь фамилия образована от слова «хлест», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь гибким»?

О. Это энергичный человек, который легко может приврать. Клёст// Хлестаков – птичка, порхает, поёт, т.е способность говорить красиво, невелика размерами – антоним важной птице.

У. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на расположение персонажей в афише. Какая здесь особенность и какое место занимает Хлестаков в этом ряду?

О. Персонажи расположены по иерархии. У Хлестакова не велик чин, его имя стоит после всех чиновников, но при этом он очень энергичный и его все боятся.

У: Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть», что делает его должность врача довольно мрачной и смешной одновременно.

Степан Ильич Уховёртов – частный пристав. Фамилия образована путём сложения двух основ «ухо вертеть». Постоянно ушки на макушке, скользкий человек.

У . Почему Н.В.Гоголь наделяет своих персонажей говорящими фамилиями?

О. Это дополнительная характеристика героев пьесы, уже с первого знакомства формируется определённое отношение к ним. Выражает своё отношение к героям.

Оцените свою работу на данном этапе

У. Обратите внимание, что далее идут замечания для господ актеров. Как вы думаете, для чего эти замечания внесены Гоголем? (Далее по слайдам)

Замечания для господ актеров

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонёр*; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

*Резонёр – человек, любящий вести пространные суждения, преимущественно нравоучительного характера.

Ученик:

Во второй половине XIX в. получила развитие особая категория гражданских ведомственных мундиров, получивших название «формы военного покроя». Такая форма предназначалась гражданским чиновникам военного ведомства.

В отличие от военной формы мундиры «военного покроя» разделялись на разряды не по чинам, а по рангу должностей их обладателей. Шитье, указывавшее на ранг должности, полагалось только на воротнике, обшлагах (отвороте на рукаве) и карманных клапанах.

Мундир с петлицами и ботфорты со шпорами выделяют городничего из толпы чиновников, как самую значительную фигуру уездного городка.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.



Ученик:

Характеризуя жену городничего, Гоголь называет ее провинциальной кокеткой и подмечает, что в продолжение пьесы она четыре раза переодевается. В комедии автор не называет ее наряды, ограничиваясь только выбором цвета платья. Но и тут непонятное слово «палевый», что это за цвет?

Палевый – от фр. pale – бледный. Обычно имели ввиду бледно-желтый, соломенный цвет. Однако палевый имел множество оттенков. Комедия написана Н.В.Гоголем в 1836 году, а в 30-40 гг. XIX века были популярны светлые прозрачные тона и легкие ткани.



Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Ученик:

О костюме Хлестакова Гоголь дает лаконичную ремарку: «Одет по моде». А вот Бобчинский, описывая мнимого ревизора, говорит, что тот одет в «партикулярное платье». Что же это значит?

Словарь Д.Н.Ушакова объясняет это слово так: «частный, неофициальный, не служебный». Чиновник должен быть одет в служебный мундир, но ревизор приехал инкогнито. И это устаревшее слово «партикулярное» объясняет, почему именно Хлестакова, одетого по петербургской моде, могли принять за высокопоставленного чиновника.

Из монолога Осипа мы узнаем о гардеробе Хлестакова, о том, что барин любит кутить, вследствие чего и приходится ему продавать новый фрак. А что такое фрак в мужской моде XIX века?

Фрак – мужской костюм, появившийся еще в первой половине XVIII века в Англии, а позднее распространившийся по всей Европе. Изначально фрак предназначался для верховой езды. С этой целью полы верхней приталенной одежды отгибали назад, и, наконец, сложилась форма фрака.

Интересно, что этот мужской костюм остается парадным и до сегодняшнего дня. Официальные великосветские и международные мероприятия, к примеру, вручение Нобелевской премии, невозможно представить без черных мужских фраков и бабочек.



Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук.

Ученик:

Осип, слуга Хлестакова, носит поношенный сюртук непонятного цвета. Еще один из видов мужской одежды XIX века. Как он выглядел?

Сюртук – деталь мужского костюма, появившаяся в России в первые десятилетия XIX века. Поначалу сюртук действительно был одеждой, предназначенной для улицы. Длина определялась модой. В начале XIX века, когда фрак считался только официальной одеждой, в гости можно было приходить только в сюртуке. Постепенно укорачиваясь, сюртук становится прообразом современного пиджака.

Сюртук достался Осипу не новым, перешитым из верхней одежды, он превратился в повседневный пиджак. Заношен слугой до такой степени, что сам автор не решается назвать его цвет: не то синий, не то серый.

В своих мечтах Хлестаков мечтал вернуться домой в карете, чтоб Осип был одет в ливрею. А это что за костюм?

Ливрея (от франц. livree - выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты) - форменная одежда слуг, лакеев, швейцаров, отделанная галунами. (Галун – это золотая, серебряная тесьма)



Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Почтмейстер, простодушный до наивности человек.

Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся пред глазами. Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.



У: Ребята, дальнейшую работу над произведением мы продолжим на следующем уроке. Вернемся к теме. О чем мы сегодня с вами говорили? Все ли задачи выполнили?

Оцените себя, пожалуйста. Я поставлю оценки всем выступившим ребятам. Отдельно хочу отметить….

Домашняя работа (на слайде) Читать «Ревизор»

Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!