СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Онлайн-обучение.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии.»

Тема: Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, знакомство с афишей комедии.

Цели урока: повторение  известных сведений о жизни и творчестве Н.В.Гоголя;  знакомство с творческой и сценической историей создания комедии, развитие восприятие учащимися литературного произведения; воспитание любви  к творчеству писателя, нравственных качеств учащихся, приобщение к  искусству, театру.

Смотри видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=wP58_zoPpdI&feature=emb_logo

Конспект учителя.

Н иколай Васильевич Гоголь — одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX в. Вторую половину столетия часто называют «веком прозы». Его воздействие на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.

Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.



Родина и родители Н.В. Гоголя.

Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе...»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, — все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

Нежинская гимназия высших наук. 

Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.

Встреча с Пушкиным.

По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831г. у Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе...»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия...!» — пишет он. В 1833-34 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в своею очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин. «Мертвые души» - поэма в прозе. Поэма «Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.

 Творческий кризис. Смерть Гоголя.

Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Донском монастыре его несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».

Историю создания  комедии «Ревизор».

Задумывал Гоголь «Ревизора» ещё в 1830-х гг. Тогда он работал над поэмой «Мёртвые души», и у него появилась идея отобразить в комедии смешные черты русской действительности. «Рука дрожит написать… комедию», - так сам автор отзывается о своём творческом желании.»

В 1935 году он пишет Александру Сергеевичу Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чёрта».

Похожий случай был с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте.

Работал Гоголь над пьесой всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор читал готовую комедию на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы.

В далёкой российской глубинке, в провинциальном городе С. молодого, проигравшегося в карты человека принимают за ревизора из Санкт-Петербурга. Все главные чиновники, которые, каждый на своём месте, весьма злоупотребляют служебным положением, спешат наперебой задобрить столичного гостя, едва ли не насильно давая ему крупные взятки.

Молодой человек, сначала напуганный вниманием к себе таких лиц, постепенно понимает, что его принимают за важную персону, и пользуется случаем. Мелкий чиновник, в действительности весьма незначительная фигура, человек «без царя в голове» лихо живописует свою жизнь: у него очень высокая должность, он часто бывает при дворе, дружит с Пушкиным и едва ли не покровительствует ему.

В результате он, застрявший в С. лишь потому, что ему нечем было расплатиться за постой в трактире, уезжает из города в лучшей тройке, с полным кошельком и воспоминаниями о днях, прожитых в доме городничего.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» — так отзывался Гоголь о своей пьесе. Именно такой он её видел — беспощадная насмешка, очищающая сатира, орудие борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе.

Сценическая история комедии. Рассказ с «остановками»

 Сюжет есть, комедия готова за удивительно короткий срок, два месяца понадобилось Гоголю для создания пьесы. «Ревизор» был принят к постановке в петербургском Александринском театре.

 Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций Гоголь сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Его замечания точны, требования определённы. Гоголь не хочет, чтобы  комедия выглядела как весёленький пустячок. Не развлекать публику, а  тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности – вот цель Гоголя.)

Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой: актёры не поняли сатирической направленности комедии или побоялись играть так, как требовалось; спектакль получился примитивно-комическим.

Однако даже в такой интерпретации, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию. «Верхи» общества, обличаемые Гоголем, всё же почувствовали насмешку; комедия была объявлена «невозможностью, клеветою и фарсом». Существует версия, что сам Николай I, присутствовавший на премьере, сказал после просмотра: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне — больше всех».

И все же государю пьеса понравилась: комедию допустили к дальнейшим постановкам. Учитывая собственные впечатления от игры, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки. Изменения пьесы «Ревизор» Гоголем продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен нынешнему читателю и зрителю.

Гоголь, видя непонимание замысла «Ревизора» публикой и актёрами, пишет многочисленные статьи и комментарии к своей пьесе. В 1842 году, после постановки комедии в окончательной её редакции, он публикует «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», затем «Театральный разъезд после представления новой комедии», позже, в 1856 году — «Развязка «Ревизора».

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину, он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Ответьте на вопрос:

- Как вы думаете, почему Гоголь был полон мрачных мыслей? (Гоголь был не понят публикой, недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виною тому, что меня не поняли». Комедия не укладывалась в рамки обычного водевиля, поэтому Гоголь от актеров требовал естественности и правдоподобия на сцене)

Оценка критиков.

История создания пьесы «Ревизор» свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору нелегко, отняло у него немало сил и времени. И все же комедия нашла своих ценителей в среде просвещённых и думающих людей. У многих передовых критиков «Ревизор» получил очень высокие оценки. 

Петр Андреевич Вяземский: «..Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умён автор..."

Осип Иванович Сенковский:

«...Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность.»

Константин Сергеевич Аксаков:

«...Те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия.»

Виссарион Григорьевич Белинский в своей статье пишет: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое…».

 Парад действующих лиц. 

Афиша первого представления «Ревизора» в Александринском театре.

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

  «Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

 «Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

  «Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук».

  «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

 «Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

  «Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

 Задание:

- Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений  состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

- Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25  конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов; уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)

Итоги урока:

Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня.

Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера.

Задание: составить синквейн об этом выдающемся писателе (письменно в тетради).

Домашнее задание.

Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

 

Характер

 

Речевые

 

Поступки

 



Пужанская Екатерина Васильевна,

учитель родного (русского) языка и литературы

МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа №2».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!