СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества

Цель и задачи:

- открыть своеобразие Гоголя как писателя и человека, не похожего на предшественников и современников;

- помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками;

- содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, умению анализировать и оценивать художественное произведение; совершенствовать навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом;

- воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  портрет писателя, выставка книг, мультимедийная презентация, компьютер.

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества»

План-конспект урока русской литературы в 9 классе

________________________________

Тема: Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества

Цель и задачи:

- открыть своеобразие Гоголя как писателя и человека, не похожего на предшественников и современников;

- помочь понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками;

- содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, умению анализировать и оценивать художественное произведение; совершенствовать навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом;

- воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, мультимедийная презентация, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

4. Актуализация опорных знаний

Викторина.

– Узнаете ли вы Гоголя и его гениальных современников?

– Проверим себя, насколько мы чувствуем индивидуальность, неповторимость художника.

- Слушая тот или иной фрагмент, не забудьте о пушкинском лаконизме, сдержанности, динамике; лермонтовской экспрессии повествования, романтической загадочности сюжета и характера, метафоричности описания; гоголевской неторопливости и обстоятельности повествования, щедрости словесной живописи, шири и усложненности фразы.

1) Кому принадлежат эти слова (автор произведения)?

«Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, – а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!» (М. Ю. Лермонтов.)

2) Чьи это стихи?

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

(А. С. Пушкин.)

3) Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

(А. С. Пушкин.)

4) Кому принадлежат эти слова о Пушкине:

«Со смертью Пушкина остановилось движение поэзии нашей вперед. Это, однако же, не значит, чтобы дух ее угаснул; напротив, он, как гроза, невидимо накопляется вдали… Уже явились и теперь люди не без талантов. Но все еще находится под сильным влиянием гармонических звуков Пушкина; еще никто не может вырваться из этого заколдованного, им очерченного круга и показать свои собственные силы…» (Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».).

- Это фрагмент из пока еще не знакомых вам «выбранных мест из переписки с друзьями». А насколько хорошо вы знаете уже изученные произведения Н. В. Гоголя?

5) Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)

6) Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (Императору Николаю I.)

7) Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Где-то между Пензой и Саратовом.)

8) О каком герое повести «Тарас Бульба» эти слова, чей это портрет?

«Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его». (Остап.)

9) Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:

– не любил это кушанье;

– постился в канун Рождества;

– испугался колдовства.

10) Назовите имя пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». (Рудый Панько.)

5. Изучение нового материала

1-слайд. Портрет писателя, высказывание: «Мир Гоголя- это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его».

- У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения)..

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

2- слайд. Дом в Сорочинцах.

- Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, что вы можете рассказать про детские годы великого писателя.

Сообщения учащихся:

20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.

Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны.3-слайд. Два первые- мальчики - умерли, едва родившись. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая- чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.

Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: « Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

4 - слайд. Дом в Васильевке.

- Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку, как стал зваться хутор Купчинский по имени его отца Василия Афанасьевича. 5-7 слайды

Здесь- с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками - прожил он девять лет.

Характер у писателя был смесь- смесь материнского и отцовского. От отца он принял меланхолию и веселость, от матери - дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.

Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.

Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.

- Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь? Послушаем своих товарищей.

Сообщения учащихся:

8- слайд. Полтава.

В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.

Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.

Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.

Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.

9- слайд. Нежинская гимназия высших наук.

« Я почитаюсь загадкою для всех… Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный… Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними.

Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем». Н. В. Гоголь

Нежин- город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.

Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах- первые годы в гимназии. Пока не раскрылись его таланты, он чурался общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении.

Но минул год - он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь- мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.

В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».

Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.

Здесь же написано его первое напечатанное произведение- поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».

В 1825 году умирает отец Гоголя- Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.

В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.

Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.

- Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?

Сообщения учащихся:

10- слайд. Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев- Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.

Гоголь обращается в редакции столичных журналов, где ему за ничтожную плату удается кое- что напечатать. В журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение «Италия». Но основную надежду он возлагал на поэму «Ганц Кюхельгартен». Напечатал он эту поэму под псевдонимом « В. Алов». Но поэма была зло высмеяна критиками.

Неудача, постигшая Гоголя с изданием первой книги, явилась одной из причин его неожиданного отъезда за границу в конце июля 1829 года. Пробыв в Германии около полутора месяцев, Гоголь через Гамбург вернулся в Петербург. К этому времени относится попытка Гоголя поступить актером в русскую труппу Александринского театра, но она окончилась неудачей.

Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире.

Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетневым. Он, в свою очередь, знакомит его с А. С. Пушкиным. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.

Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.

Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. « Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю литературную известность и всеобщее признание. Исполнилась заветная мечта Гоголя- он нашел свое истинное призвание в жизни.

11-12 слайды. Рим. « В сердце моем Русь…». Н.В. Гоголь

- Ребята, мы знаем, что больше десяти лет жизни Гоголь провел в Риме, столице Италии. Что мы знаем об этом периоде жизни Гоголя?

Сообщение учащихся:

1836 год делит жизнь Гоголя на две половины. У него началась эра странствования. Впереди ждала дорога, дорога.

Он колесит по всей Европе. Но только в Риме он прожил с перерывами около десяти лет.

Гоголь назвал Рим «родиной своей души».

Годы жизни в Риме- это годы писания «Мертвых душ».

Гоголь вел в Риме скромную, уединенную жизнь. В часы отдыха он совершал длительные прогулки по Риму. Желанным гостем Гоголь был на вилле княгини Волконской. По вечерам встречался со своими друзьями- художниками.

В отличие от многих заезжих путешественников, Гоголя в Риме влекло иное. Он с увлечением знакомился с повседневной жизнью и бытом простых людей Италии, их обычаями, народным творчеством. Для этого он изучает итальянский язык.

«Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде, я должен до последней минуты своей работать…Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился». Н. В. Гоголь.

- А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни писателя.

Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.

26 января умерла после непродолжительной болезни Екатерина Михайловна Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой. Смерть эта так тяжело отозвалась в душе Гоголя. Что он не нашел в себе сил прийти на похороны. С этих пор мысль о смерти овладевает Гоголем. Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 4 марта 1852 года в 8 часов утра Гоголь умер. 13- слайд.

- «Труды мои будут вдохновенны» писал Гоголь с гордой надеждой.

Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.

Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», в которых он не побоялся вывести перед своих современников всю страшную, потрясающую «тину мелочей», обволакивающих душу человека в мире корысти и социальной неправды, Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.

6. Обобщение

1) Викторина

1. Где и когда родился Н.В Гоголь? (1 апр. 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии)

2. Какую двойную фамилию носил отец Гоголя? (Гоголь-Яновский)

3. Какое образовательное заведение окончил писатель? (Нежинскую гимназию высших наук)

4. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? (роль Простаковой)

5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким именем оно было подписано? («Ганс Кюхельгартен» 1829 г. В. Алов)

6. Как звали пасечника, от имени которого ведётся рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)

7. Какую пословицу взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)

8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»? (Императору Николаю I)

9. Кем бы стал Гоголь, если бы не стал писателем, по мнению современников? (Актёром, художником)

2) Конкурс «Узнай героя»

- А теперь предлагаю вам назвать героев и произведение по фрагментам статьи, которые я буду зачитывать.

1. «…главный герой повести, единственный знающий и Диканьку, и Петербург, влюблён в капризную дочь богатого козака Корнея Чуба, черноокую семнадцатилетнюю красавицу…»(Вакула-кузнец, «Ночь перед Рождеством»)

2. “…центральный персонаж повести, вечный титулярный советник, маленький человечек с лысиной на лбу, чуть более 50 лет…» (Башмачкин Акакий Акакиевич, «Шинель»)

3. «…второй по значимости персонаж комедии, голова уездного города, от которого три года скачи, ни до кого не доскачешь, участвует от первой до последней сцены…» (Городничий, «Ревизор»)

4. «…старый казачий полковник, центральный персонаж повести из жизни запорожцев той эпохи, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена и вражда с католической Польшей стала непримиримой…» (Тарас Бульба)

5. «…сладкий сентиментальный помещик, первый к кому поехал Чичиков в надежде приобрести мёртвые души; его мир — ложная бытовая идиллия…» (Манилов, «Мёртвые души»)

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Прочитать 1-8 главы поэмы “Мёртвые души”.

9. Комментированное выставление оценок

10. Рефлексия
























Сообщения учащихся: 1

20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.

Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые- мальчики - умерли, едва родившись. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая- чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.

Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: « Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

- Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку, как стал зваться хутор Купчинский по имени его отца Василия Афанасьевича.

Здесь- с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками - прожил он девять лет.

Характер у писателя был смесь- смесь материнского и отцовского. От отца он принял меланхолию и веселость, от матери - дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.

Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.



Сообщения учащихся: 2

В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.

Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.

Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.

Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.

9- слайд. Нежинская гимназия высших наук.

« Я почитаюсь загадкою для всех… Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный… Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними.

Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем». Н. В. Гоголь

Нежин- город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.

Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах- первые годы в гимназии. Пока не раскрылись его таланты, он чурался общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении.

Но минул год - он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь- мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.

В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».

Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.

Здесь же написано его первое напечатанное произведение- поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».


В 1825 году умирает отец Гоголя- Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.

В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.

Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.



Сообщения учащихся: 3

Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев- Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.

Гоголь обращается в редакции столичных журналов, где ему за ничтожную плату удается кое- что напечатать. В журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение «Италия». Но основную надежду он возлагал на поэму «Ганц Кюхельгартен». Напечатал он эту поэму под псевдонимом « В. Алов». Но поэма была зло высмеяна критиками.

Неудача, постигшая Гоголя с изданием первой книги, явилась одной из причин его неожиданного отъезда за границу в конце июля 1829 года. Пробыв в Германии около полутора месяцев, Гоголь через Гамбург вернулся в Петербург. К этому времени относится попытка Гоголя поступить актером в русскую труппу Александринского театра, но она окончилась неудачей.

Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире.

Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетневым. Он, в свою очередь, знакомит его с А. С. Пушкиным. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.

Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.

Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. « Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю литературную известность и всеобщее признание. Исполнилась заветная мечта Гоголя- он нашел свое истинное призвание в жизни.



Сообщение учащихся: 4

1836 год делит жизнь Гоголя на две половины. У него началась эра странствования. Впереди ждала дорога, дорога.

Он колесит по всей Европе. Но только в Риме он прожил с перерывами около десяти лет.

Гоголь назвал Рим «родиной своей души».

Годы жизни в Риме- это годы писания «Мертвых душ».

Гоголь вел в Риме скромную, уединенную жизнь. В часы отдыха он совершал длительные прогулки по Риму. Желанным гостем Гоголь был на вилле княгини Волконской. По вечерам встречался со своими друзьями- художниками.

В отличие от многих заезжих путешественников, Гоголя в Риме влекло иное. Он с увлечением знакомился с повседневной жизнью и бытом простых людей Италии, их обычаями, народным творчеством. Для этого он изучает итальянский язык.

«Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде, я должен до последней минуты своей работать…Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился». Н. В. Гоголь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!