СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Очерк жизни и творчества

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литература в X классе 

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Очерк жизни и творчества»

Русская литература 10 класс

Тема урока: Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Очерк жизни и творчества.

Цель: повторить и обобщить и расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, о его первых творческих успехах; углубить понятия о юморе и сатире; воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя; развивать творческие способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: учебник, портрет писателя, выставка книг, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выполняют практическую работу по ранее изученным произведениям Н. В. Гоголя.

Много ещё пройдёт времени,

пока уразумеется вполне всё

глубокое и строгое значение Гоголя,

этого монаха-художника,

христианина-сатирика,

аскета и юмориста,

этого мученика возвышенной мысли

и неразрешимой задачи!

И. С. Аксаков

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Погружение в тему урока: вводная беседа

• Расскажите, что вам известно о Н. В. Гоголе.

• Какие произведения писателя вы читали?

• Какие из них вам больше всего понравились и почему?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Николай Васильевич Гоголь – один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание.

И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1852 г., сразу после смерти Гоголя (обращение к эпиграфу урока): «Много ещё пройдёт времени, пока уразумеется вполне всё глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!».

Произведения Гоголя изучают в школе, его книги переиздают, успешно экранизируют и ставят на сценах ведущих театров. Это один из самых узнаваемых и читаемых писателей-классиков. И хотя уже отмечен 200-летний юбилей писателя, по-прежнему волнует вопрос: действительно ли мы смогли осознать то «глубокое и строгое значение Гоголя», о котором говорил И. С. Аксаков?

Гоголь оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор не подвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Славу украинского и российского народов несёт этот удивительный человек, «самая загадочная фигура в литературе», как его называли, оставивший потомкам свои бессмертные произведения,— Николай Васильевич Гоголь. Мы с вами, используя уже известные сведения и факты, создадим свой портрет этого гениального художника слова.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. В. Гоголя (Учащиеся составляют тезисы.)

Предполагаемая запись:

Николай Васильевич Гоголь – знаменитый русский писатель, один из великих мастеров прозы и драматургии в русской классической литературе.

Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского в местечке Большие Сорочинцы (Полтавская губерния).

Он происходил из старинного украинского казацкого рода. Отец Гоголя умер, ког да сыну было 15 лет. Предполагают, что сценическая деятельность отца, человека весёлого нрава и замечательного рассказчика, не осталась без последствий и определила интересы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру.

С 1821-го по 1828 г. Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант проявились уже в годы учёбы.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей жизни.

Первые литературные опыты Гоголя относят к 1823–1824 гг.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым и А. С. Пушкиным, оказавшим на его творчество огромное влияние. В 1831–1832 гг. вышла книга Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве — песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех.

1832–1833 гг. явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью.

В 1835 г. были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю ещё большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» -циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 г. Самая значительная из повестей петербургского цикла — «Шинель» — была завершена в 1841 г.

В 1836 г. в Александринском театре состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство.

Летом 1836 г. Гоголь уехал за границу, где он провёл в общей сложности более 12 лет. Он два раза возвращался на родину — в 1839–1840 гг. и в 1841– 1842 гг. Гибель А. С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К тому времени относится начало его работы над поэмой «Мёртвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю собственный сюжет, и писатель считал своё произведение «священным завещанием» великого поэта.

В мае 1842 г. вышел в свет первый том «Мёртвых душ». Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись яростные споры. Последние годы своей жизни Н. В. Гоголь прожил одиноко, все мысли его были поглощены вторым томом «Мёртвых душ».

В начале 1852 г. у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, состояние его здоровья ухудшалось с каждым днём. Однажды ночью во время очередного приступа он сжёг почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мёртвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребён в Свято-Даниловом монастыре.

2. Промежуточная рефлексия: беседа «Подытожим изученное…»

• Расскажите, что нового вы узнали о жизни и творчестве писателя.

• Какие факты творческой биографии писателя произвели на вас впечатление и почему?

• Подумайте, какие «тайны Гоголя» вы хотели бы разгадать и почему?

3. «Играя – обучаемся!»: викторина «По страницам прочитанных произведений»

• Кто подсказал Н.Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? (А.С. Пушкин)

• Кто украл месяц в повести «Ночь перед Рождеством»? (Чёрт)

• Кто летал верхом на чёрте? (Кузнец Вакула. «Ночь перед Рождеством»)

• Кому принадлежала красная свитка? (Чёрту. «Сорочинская ярмарка»)

• Кто летал на метле? (Солоха. «Ночь перед Рождеством»)

• Какую задачу задал чёрту кузнец Вакула в повести «Ночь перед Рождеством»? (Отвезти его в Петербург)

• Кто ел вареники без вилки, ложки и даже без помощи рук? (Пацюк. «Ночь перед Рождеством»)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока «Под сенью дружных муз…»: обобщающее слово учителя с показом фотопрезентации.

Родился Гоголь в селе Великие Сорочинцы. Для любителей народных гуляний в гоголевском стиле тут каждый год в августе устраивают настоящую Сорочинскую ярмарку — народ съезжается со всей Украины и России… «Шум, брань, мычание, блеяние, рёв — всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами».

В Сорочинцах по сей день стоят Спасо-Преображенская церковь, в которой крестили будущего писателя, и дом врача Трохимовского — в этом самом доме врач, единственный в округе, в 1809 г. помог появиться на свет Николаю, или, как говорят в Украине — Мыколе Гоголю-Яновскому.

VI. Домашнее задание 1. Прочитать главу 1 поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 2. Индивидуальные опережающие задания (3–4 учащихся). Подготовить сообщения о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».





















УРОК № 53. Н. В. ГОГОЛЬ. ПОЭМА «МЁРТВЫЕ ДУШИ»: ЗАМЫСЕЛ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ Цели: ознакомить обучающихся с  замыслом, историей создания, особенностями жанра и композиции, смыслом названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, аналитические способности; способствовать эстетическому и  нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия. Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст поэмы «Мёртв ые души», портреты Гоголя работы Ф. А. Моллера (1840; 1841), А. А. Иванова (1841), иллюстративный материал по теме урока. Тип урока: урок — анализ художественного произведения. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности поэмы, о  замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний Беседа «Вспоминая изученное…» 1) Что вы можете сказать о творчестве Н. В. Гоголя, исходя из тех произведений, с которыми вы знакомы? 2) Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н. В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы») 3) Какую женскую роль играл Н. В. Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») 4) Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. Каким псевдонимом оно было подписано? (В 1829 г., идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов) 5) Как звали пасечника, от лица которого ведётся рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько) 6) В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александринском театре) 7) Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»? (Императору Николаю I) III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Ни одно произведение русской литературы не порождало столь противоречивых толкований, как «Мёртвые души». И в вихре догадок, недоумений, насмешек и откровенных издевательств, который поднялся сразу же после выхода книги в свет (1842) и вылился в серию ожесточённых дискуссий на страницах русской прессы, в светских гостиных и литературных салонах, пожалуй, чаще всего повторялось слово «поэма».

236

Сообщая Гоголю осенью 1842 г. о впечатлении, которое «Мёртвые души» произвели в московском обществе, К. С. Аксаков писал: «Одни говорят, что “Мёртвые души” — поэма, что они понимают смысл этого названия; другие видят в этом насмешку, совершенно в духе Гоголя: нате вот, грызитесь за это слово». Слово «поэма», которым начинается её заглавие, отчасти проясняет тот угол зрения, под которым мы будем рассматривать это произведение, но книга писал ась, разумеется, не с целью доказать, что «Мёртвые души» именно поэма. Гоголь сознательно создавал свой труд в расчёте на длительное «вглядывание» в него и постепенное постижение. «…Книга писана долго: нужно, чтоб дали труд всмотреться в неё долго»,— заявлял он в 1843 г. Нужно признать, что ясность в этом вопросе не достигнута и по сей день. Давайте попытаемся понять неповторимость творческой индивидуальности Гоголя, попробуем прикоснуться к одному из оригинальнейших памятников русской и мировой литературы.

IV. Работа над темой урока 1. «Под сенью дружных муз…»: практическая работа с портретами Н. В. Гоголя (размещены на доске) Учитель. Давайте обратим внимание на портреты Н. В. Гоголя. Что особенного заметили вы, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте ваши впечатления с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя. (Раздаточный материал.) «Его белокурые волосы… от висков падали прямо… от его покатого, гладкого, белого лба так и веяло умом. В его небольших карих глазах искрилась по временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев). «Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков). «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто… Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие губы, под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное. Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…» (Г. П. Данилевский) 2. Заслушивание сообщений учащихся о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы «Мёртвые души» (Учащиеся составляют тезисы.) а) Замысел, история создания поэмы «Мёртвые души» Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года, 17 из них отданы были работе над поэмой «Мёртвые души». Сюжет её подсказан А. С. Пушкиным (как и сюжет «Ревизора»). Над «Мёртвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 г., несколько раньше, чем над знаменитой комедией. Первые три главы были написаны в России. Чем далее продвигалась работа над поэмой, тем более грандиозным и сложным представлялись Гоголю задачи, стоящие перед ним. Он по многу раз переделывает каждую написанную страницу, тщательно работает над каждой строкой, над каждым словом. В 1837 г. Гоголь уезжает за границу, где с небольшими перерывами проживёт 12 лет, постоянно работая над «Мёртвыми душами». Осенью 1839 г. Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых. Книга встречает всеобщее одобрение. Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью. Через год

237

она была завершена, и в октябре 1841 г. он снова приезжает в Россию с намерением добиться разрешения цензуры и напечатать своё творение. Под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» цензура разрешила печать, но потребовала от автора внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине» или вовсе исключить её из текста. В письме к П. А. Плетнёву он сокрушается: «Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах залатать и зашить». Чтобы спасти «Повесть…», Гоголь притушил в ней сатирические мотивы. «Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе…» — сообщает он через несколько дней в письме тому же Плетнёву. 21 мая 1842 года «Мёртвые души» появились в печати. Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточённую полемику. Одни принимали её восторженно, другие негодовали. Гоголя обвинили в клевете на Россию и в том, что он показал «какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать». Высоко оценил поэму В. Г. Белинский и отметил её выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной. б) Особенности жанра и композиции Основа композиции — путешествие главного героя, посещение им города NN и имений помещиков. Важная композиционная особенность — лирические отступления, в которых звучит голос автора. В набросках к «Учебной книге для русского юношества» Гоголь определяет жанр своего произведения как «малую эпопею». В малой эпопее нет «всемирности содержания», но зато она включает в себя «полный эпический объём замечательных частных явлений». Отличие заключается в характере героя: большая эпопея избирает героем «лицо значительное», в центре малой эпопеи — «частное и невидимое лицо, но, однако же, значительнее во многих отношениях для наблюдателя души человеческой…». «Автор ведёт его в жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе верную картину всего замечательного в чертах и нравах взятого им времени». Очевидно, что эти слова в полной мере относятся и к «Мёртвым душам». Объясняя своеобразие малой эпопеи, Гоголь пишет, что, хотя многие из них написаны в прозе, они могут быть «причислены к созданиям поэтичес ким». Колебания Гоголя в определении жанра «Мёртвых душ» объясняются тем, что по существу им создавался совершенно новый тип романа, соединивший сатиру на Россию чичиковых, ноздрёвых, плюшкиных и лирическую поэму о Руси — родине великого народа. Назвав своё творение поэмой, Гоголь хотел подчеркнуть особую значимость в нём лирического начала. Мечта о возрождении человеческой души, а вместе с ней и России была самой заветной мечтой писателя. в) Смысл названия поэмы Свою поэму писатель задумал по аналогии с поэмой Данте Алигьери «Божественная комедия», состоящей из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Им должны были соответствовать три тома «Мёртвых душ». В первом томе, следовательно, Гоголь стремился отразить «ад» русской жизни, показать уродливые стороны современной ему России. Мир, в который погружает читателя Гоголь,— это мир перевёрнутых ценностей, духовные ориентиры в нём утрачены, законы существования — аморальны. «Комизм кроется везде. Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесёт его в искусство… то мы же сами над собой будем валяться со смеху»,— писал Н. В. Гоголь. Такой принцип художественного творчества писатель вложил в «Мёртвые души». Принцип даёт возможность читателям почувствовать, как страшна и комична их жизнь, и объясняет, отчего люди сами этого не ощущают или ощущают недостаточно остро. Нарисовав картину реальной жизни, создав почти карикатурные портреты героев, в которых свойственные им недостатки, слабости и пороки гиперболизированы, доведены до абсурда — потому они и уродливы, и отвратительны, и смешны,— Гоголь показывает, как безнравствен этот мир. Противоречия эпохи, пронизывающие всю русскую жизнь, доведены им до абсурда. Самое заурядное событие приобретает под его пером зловещую, таинственную окраску. Самый обыкновенный предмет в его художественном мире значим и одушевлён. Все гоголевские герои непроизвольно создают свой вещный мир по собственному образу и подобию.

238

3. Беседа: выявление первичного восприятия прочитанного произведения

• Какие страницы «Мёртвых душ» вызвали у вас смех, а какие — горечь?

• Что интереснее было читать — «помещичьи» или «городские» главы?

• Интересно ли было читать лирические отступления? Как меняются их тон и смысл от начала к концу поэмы?

• Кто из героев «Мёртвых душ» кажется вам самым безобидным и кто — самым страшным?

• Кому вы сочувствовали, читая поэму? Какие вопросы возникли при чтении? 4. Коллективная работа над составлением таблицы «Композиция поэмы Н. В. “Мёртвые души”» (запись на доске и в тетрадях)

Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

(составляется на доске и в тетрадях)

Глава 1 →

Главы

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Громадный художественный опыт, приобретённый в процессе работы над «Вечерами…», «Миргородом», «Петербургскими повестями» и «Ревизором», дал возможность Н. В. Гоголю создать гениальную поэму. В письме Пушкину из-за границы он говорил о том, что «сюжет растянулся на предлинный роман». Действительно, «Мёртвые души» образовали своеобразную жанровую структуру, неизвестную раньше ни в русской, ни в мировой литературе.

VI. Домашнее задание 1. Прочитать главы 2-4 поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 2. Подготовить цитатный материал к образам Манилова и Коробочки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!