Краткий рассказ
о писателе.
Патриотический пафос повести. Эпоха и герои. Тарас Бульба и его сыновья
Н.В.Гоголь.
«Тарас Бульба».
Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь.
Родительский дом в Васильевке
Нежин. Гимназия высших наук
Полтава. Уездное училище.
30-е годы
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ
Произведения Н.В.Гоголя
1831 год
1835 год
Картина Петра Геллера "Гоголь, Пушкин и Жуковский летом 1831 .
1842 год
Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий , много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.
1935 год сборник «Миргород»
«...козачество – широкая разгульная замашка русской природы».
«...русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба» (1826-1835)
Исторические и фольклорные источники:
- Украинские летописи;
- «Запорожская сторона» А.И.Срезневский;
- «Малороссийские песни, изданные М.Максимовичем» и др.
«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»
Запорожская Сечь
1569 – Польша и Литва объединились в Речь Посполитую, в неё вошли и земли Украины.
Новая власть пыталась «обратить» украинцев в католичество.
На Днепре существовало государственное образование Запорожская Сечь.
Казаков, живших в укреплённом лагере на Хортице, стали называть запорожцами , так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.
С 1569 г. Борьба против польской шляхты. Центр борьбы – Запорожская Сечь.
Историческая борьба длилась два века (15-17вв.) Закончилась воссоединением Украины и России в 1654г.
Перед глазами Тараса Бульбы и его сыновей Остапа и Андрия открылась завораживающая картина, когда они подъезжали к знаменитому гнезду запорожского казачества.
Звон кузнечных молотов, сильные казацкие голоса, весёлый смех жизнерадостных запорожцев, музыка — так встретила их Сечь.
курень
Прийти на Сечь мог каждый, но решивший здесь поселиться должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов.
Если пришедший был непригодным к воинской службе, его не принимали, отсылая обратно домой.
Прием в Сечь был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься
сторожевая башня
Вопросы для анализа
В повести «Тарас Бульба» опоэтизирована духовная нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».
1. Какому периоду истории посвященная повесть?
2. Как характеризует писателя создание этого произведения?
3. Как показан быт и обычаи Запорожской Сечи?
4. Чем привлекательны образы запорожцев ?
Образ Тараса
Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ — он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жизни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне. Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда истоки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.
«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и все, и все!»
Александр Бубнов «Тарас Бульба»
« Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»
Последний подвиг Тараса
Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.
Последние слова Тараса Бульбы
«- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..
А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
- Любовь к родине и ненависть к врагам;
- Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
- Прямота и суровость нрава;
как полководца;
- Высокоразвитое чувство товарищества.
!!! До повести Н. В. Гоголя в русской литературе не было таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья Остап и Андрий, другие запорожцы.
!!! В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперёд в изображении народа как могучей силы исторического процесса.
Повесть «Тарас Бульба» —
народно-героическая эпопея.
В судьбах её главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли.