Учитель: Сахадуллаева Гулизар Исламутдиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Гелинская СОШ»
Тема: Н. В. Гоголь. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Повесть " Ночь перед Рождеством"
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с великим писателем России; заинтересовать произведением, завершающим сборник «Вечеров...» повести об украинской народной жизни; учить наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения, находить юмористические моменты в тексте; развивать навыки беглого, выразительного чтения прозаического текста; помочь учащимся увидеть мастерство писателя.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся; осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Оборудование:
Материалы:
Методические приёмы:
Работа со статьёй учебника, рассказ учителя с помощью электронной презентации, выразительное чтение, словарная работа, электронный тест, составление плана
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
«...Человек, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы...» — так писал И. С. Тургенев о знаменитом писателе — Н. В. Гоголе. Как ученик и преемник великого Пушкина вошел в русскую литературу Николай Васильевич Гоголь. Его творчество сыграло значительную роль в развитии отечественной литературы.
В своих произведениях писатель часто обращался к образам простых людей. Один из его товарищей по гимназии вспоминал: «...сближение с людьми простыми, очевидно, давало ему своего рода наслаждение в жизни и вызывало поэтическое настроение».
Так, в своих знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (первая книга писателя: Сборник, состоящий из двух частей. Вышел в 1831—1832 г.) Гоголь широко использовал народное творчество, черпая оттуда занимательные сюжеты, интереснейшие образы (хитрый черт, баба-сплетница, очаровательная колдунья и другие).
Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров...». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».
Автор показывает сильное желание людей обогатиться, гибельное стремление к наживе, которое в результате приводит к неприятной, часто смешной ситуации.
Дополнение: Пушкин писал о книге Гоголя: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.
Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился".
- Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?
Пояснение: поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
Работа с репродукциям, повторение.
Обратимся к репродукциям картин Куинджи и Репина, чтобы лучше представить обстановку и место действия, народные обычаи, одежду- то, что Гоголь изобразил в своих "Вечерах..."
Вспомните о рождественских народных обычаях - о них мы говорили, изучая устное народное творчество. В народном сознании славян христианство и язычество переплетались, взаимодополнялись. Многие языческие ритуалы со временим потеряли первоначальное значение и стали восприниматься, как традиционные игры, забавы. Любимым развлечением молодёжи в сочельник на кануне рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в ответ одаривали их кто чем может- деньгами, вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.
Итак..." Последний день перед Рождеством прошёл" - обращаемся к повести Гоголя. Выразительно читаем описание ночи.
- Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?
Читаем первую главу до конца, озаглавим её « Черт украл месяц»
Обращаем внимание на сноски.
Почему некоторые сноски сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?
Читаем вторую главу. Озаглавим её «Два кума отправились в дорогу»
7. Знакомство с повестью «Заколдованное место».
Словарная работа ведется по мере прочтения текста. Кроме слов, вынесенных в сноски, не лишним будет пояснить следующее: нечистый дух, обморочить, батько, худо, уши развешивать, россказни, раздобары, собачьи дети, а также другие слова и выражения.
Мотивы призрачности нечистым путем добытого богатства.
Пересказ учащимися легенд, небольших сказок, преданий фантастического содержания. (Пример.)
ЗОЛОТАЯ КУРУШКА1
Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед — и хотела ее поймать, а она от ней прочь — а она вслед. Такая золотая курушка бежит — и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опять снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.
Потом, которы люди знают, говорят: тут клад черемушки попал. И так найти не могли.(...)
Да вот я и сама ходила искать, ладила найти... золота была и получила, да так ничего не могла найти.
ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ
Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом дворе, в Алмозере.
Копали — он уж близко. Его бы уже взять только — а он опять загремит — да вниз. Копают глубже — опять он вниз.
Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...
Первые две главы служат завязкой повести. Мы заметили, что произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными.
Перечитать следующие шесть глав, озаглавьте их.
Выбрать для рассказа одного из героев : дочка казака Чуба красавица Оксана, мать кузнеца Вакулы Солоха, казак Чуб.
Тест.
Как называется сборник ,в который Гоголь включил произведение «Ночь перед Рождество»:
а) '' Миргород'';
б)'' Вечера на хуторе близ Диканьки'';
в) '' Арабески'';
Кто в произведении украл месяц на рождество:
а) Вакула;
б) Солоха;
в) черт;
Куда Солоха прятала своих нежданных гостей:
а) под стол;
б) в мешок;
в) за печку;
Что больше всего поразило Вакулу во дворце:
а) архитектура;
б) медная ручка;
в) картины;
Какие реальные лица действуют в повести:
а) Екатерина II;
б)Потемкин;
в) Суворов;