СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь.Шинель. Тема маленького человека в повести

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет провести урок с применением технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь.Шинель. Тема маленького человека в повести»

Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Цель: Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков смыслового чтения

  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо

Ход урока

1. Стадия вызова

- Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: "Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое".

- Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз?

(Акакия Акакиевича Башмачкина)

- Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине.

- К какой теме обратился Гоголь для раскрытия образа главного героя произведения? (Гоголь обратился к теме "маленького человека")

- Тема урока "Образ "маленького" человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель".

- Дома вы поработали с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение словосочетания "маленький человек".

("Маленький человек" в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

- Какую цель мы ставим на уроке? (ответы)

- Итак, мы определили цель нашего урока - характеризуя главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, мы должны рассмотреть образ "маленького человека".

- "Маленький человек" (прикрепляю на доску)

- Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас ассоциируются с "маленьким человеком".

(Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания "маленький человек")

(Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение, одиночество и т.д.)

2. Стадия осмысления (Прием «Шесть шляп мышления»)

Для того чтобы рассмотреть образ "маленького" человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Башмачкину, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

Задания для групп

"Белая шляпа" - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Башмачкиным.

"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.

Выступления групп

Вывод В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького" человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием

Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ героя с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя (на доске записан синквейн)

Башмачкин

  • Спокойный, неряшливый

  • Работает, страдает, умирает

  • Живёт в своём мире

  • Жертва

3. Рефлексия

Закончить наш урок я хочу притчей:

 В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарём в руках.

- Ты что ищешь? - спросили они.

- Я ищу человека, отвечал Демосфен и продолжал свой путь. Через некоторое время афиняне опять обратились к Демосфену.

- Так что же ты ищешь, Демосфен?

- Я ищу человека:

- Кого: его, меня?

- Я ищу ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА!

- Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных людей.

Продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я впервые задумался…

Гоголь, рассказывая историю жизни Акакия Акакиевича, …







Приложения

Задание "Белой шляпы"

1. Как звали главного героя?

Выразительно прочитайте отрывок "Знакомство с Башмачкиным"

В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк:

2. Как характеризует героя его портретное описание?

3. Сколько было лет герою?

4. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?

5. Какое будущее ждало?

6. О чём мечтал герой?

7. Почему мечта казалась неосуществимой? Какое жалованье было у Акакия Акакиевича?

8. Сбылась ли его мечта?

9. Какое событие резко изменило его "счастливую" жизнь?

10. Чем закончилась кража шинели?

11. Назовите ключевое слово (о ком мы говорили)



Задание "Жёлтой шляпы"

Прочитайте отрывок "Отношение сослуживцев" (см. стр. 360)

1. Каково отношение к нему сослуживцев?

2. Как характеризует эта сцена Башмачкина?

3. Сочувствовали ли вы герою? Почему?

Прочитайте отрывок из текста

Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его: подсмеивался, подмигивал, помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.

- Как он относится к своей работе? Какие черты характера героя можно назвать, читая отрывок.

- Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком мире?(одно прилагательное)

Задание "Чёрной шляпы"

1. Как вы относитесь к Башмачкину?

2. Можно ли сказать, что герой сам заслуживает неуважение окружающих? Почему?

3.Прочитайте отрывков из текста

Он вовсе не думал о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его казалась необыкновенно длинною... И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: ли сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; ходя по улице, поспевал под окно в то самое время, когда на него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки:

Как характеризует героя отрывок?

Прочитайте фрагмент "За обедом" (см. стр. 363)

4. Как характеризует эта сцена Башмачкина?

5. Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете.

(одно прилагательное)

Задание "Красной шляпы"

1. Какие чувства и эмоции переживает герой?

2. Прочитайте фрагмент "Шинель готова!" (см. стр.374)

С какой целью автор придумал сюжет с шинелью?

3.Прочитайте отрывок из текста

Увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами. У него затуманило в глазах и забилось в груди. "А ведь шинель-то моя! - сказал один громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать "караул", как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову. Акакий Акакиевич чувствовал только, что сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал.

3.Насколько легко пережил потерю герой? Что он чувствовал?

3. Опишите три поступка Башмачкина, которые его характеризуют (три глагола

Задание  "Синей шляпы"

Поразмышляйте: влияет ли на судьбу человека выбранное имя при его рождении, или человек сам может повлиять на свою судьбу?

1. Определите по словарю, как переводится имя Акакий.

2. Объясните происхождение фамилии Башмачкин.

3.Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем?

4. Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?

5. Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

6. Кто в итоге для вас Башмачкин. (одно существительное)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!