Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. К уроку готовы? Я желаю вам плодотворной работы сегодня. А начнём мы урок с языковой разминки. | |
Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) 3 мин. | Повторение. ( прием «Закончи фразу»). 1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…. 2 Имена прилагательные изменяются по… 3 По значению и форме имена прилагательные делятся на…. 4 В предложении имена прилагательные бывают… 5 Основные способы словообразования имен прилагательных… 6 Чаще всего имена прилагательные образуются .. 7 Сложные прилагательные пишутся через… 8 Какие степени сравнения имеют прилагательные… | Называют конечную фразу. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах) 5мин. | Перед вами 3 ряда слов.Внимательно их рассмотрите. Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. 1) Трёх(этажный), осе..ий, серо(глазый); 2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый); 3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий; -Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему? -Запишите в рабочий лист слово осенний. -Объясните написание словтрёх(этажный)и серо(глазый) -Какое слово лишнее во втором ряду? -Запишите в рабочий лист лишнее слово из 2 ряда серебряный. -Объясните написание слов юго-западный, темно-зеленый. -Что можете сказать о третьем ряде слов? -Запишите в рабочий лист лишнее словоутренний. -Объясните написание словрусско(немецкий), древне(русский) | Читают слова на экране, находят лишнее слово Из первого ряда можно исключить слово осенний. Слова трёх(этажный)и серо(глазый)— сложные имена прилагательные. Пишутся слитно. Во втором ряду лишнее слово серебряный. Юго-западный, темно-зеленый — сложныеприлагательные. Они пишутся через дефис. В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско(немецкий), древне(русский)сложные, первое слово пишется через дефис, а второе- слитно. |
I этап. Постановка учебной проблемы. 3мин. 1мин. | -А сейчас докажите, что записанные слова -это прилагательные. - В какой части прилагательных пропущены буквы? - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). -Все ли правильно записали слова?Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какова тема сегодняшнего урока? Запишите её в рабочий лист. ПИШУ. - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске. Познакомиться с правилом 2) учиться... . | Слова осенний, серебряные, утренний— это имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какие? какой? Буквы пропущены в суффиксах прилагательных. Мы не знаем,когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н. |
II этап. Поиск решения учебной проблемы 3мин. 7мин. 2мин. | - Посмотрите ещё раз на эти слова. Вы можете сказать, когда пишется Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез) - Скажите, в какой морфеме находится наша орфограмма? - От слов какой части речи образованы эти прилагательные? Запишите их. - С помощью каких суффиксов? Выделите их. - Что вы заметили? Есть какие-нибудь идеи? У вас в рабочем листе есть таблица..(Внимательно рассмотрите её).Как вы думаете :что мы будем делать в таблице? Работаем в парах Образование и написание имен прилагательных | | Существительное | суффикс | Прилагательное | исключения | I | Туман Станция Тыква | -Н -ОНН -ЕНН | | - - ветрЕНый,но безветренный | II | Пчела Кожа Трава | -ИН -АН -ЯН | | - - стеклЯННый оловЯННый деревЯННый | III | Полное прилагательное | Краткое прилагательное | Река медлЕННая. | Река медлЕННа. | -Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н -Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных? -Какое слово является исключением из этого правила? -Запишите это слово в свои словари в 1 колонку.. -Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II и делают вывод. -Какие слова являются исключениями в этой части? Запишите их в словарь. - Под цифрой III о каких прилагательных идёт речь?Сколько н пишется у полных прилагательных? У кратких? Сделайте вывод о написании в них суффикса. -А теперь откроем учебник п.64 стр.29 и посмотрим,как это правило сформулировано в учебнике. Правильно мы с вами делали выводы ? | Выдвигают гипотезы написания Н и НН в суффиксах прилагательных. Фронтальная беседа. В суффиксе От существительных: осень, серебро, утро _Выделяют -Н-, -ЯН-, -ЕНН- Учащиеся молчат. Образовывать от существительных прилагательные при помощи суффиксов. РАБОТА В ПАРАХ Выполняют задание 1. Работают с таблицей . Делают вывод. Работают со словарём. Ветреный Делают вывод.Стеклянный, оловянный, деревянный Делают вывод. Формулируют правило – открытие нового знанияи определяют алгоритм написания прилагательных с н и нн Работа с учебником. |
Началоформирования умений. Составление алгоритма. 1мин. | Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий. | Рассматривают алгоритм. |
Организация деятельности по применению новых знаний. 3мин. 1мин. 5мин. 2мин. | 1. Коллективная устная работа. (Сигнальные карты) - Объясните правописание слов: Комиссионныйкомиссия+онн Клюквенныйклюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянныйстекло+янн Телефонныйтелефон+н Государственныйгосударство+енн Травянойтрава+ян ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 2. Распределительный диктант с взаимопроверкой в рабочих листах. Распредели слова на две группы: Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый ,шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. 3. Работа со словосочетаниями ( по цепочке):образуйте прилагательные. Пальто из кожи, кофта из шерсти, хлеб изржи, ограда из камня, чашка из глины, кисель из клюквы, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, лепешка из тыквы, писк комара, ваза из стекла. | Применяют сигнальные карты. Раз — подняться, потянуться Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. Рабочие листы. Взаимопроверка Устная работа. |
5мин. | 4. Буквенный диктант. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове. Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный. Проверь себя. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | нн | н | н | нн | нн | н | н | нн | н | нн | Поставь себе оценку: «5»- нет ошибок; «4»- 1,2ошибки; «3»- 3-5 ошибок; остальные –«2». | Рабочий лист Индивидуальная работа. Дети выполняют задание и закрепляют правило о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных. Самооценка. |
Рефлексия. Итог урока. 1мин. | -Сегодня на уроке я: 1) узнал, открыл для себя… 2) научился, смог… 3) могу похвалить себя и своих одноклассников за … Оставьте рабочие листы на столе, я их проверю и завтра оглашу результаты вашей работы. | Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме. |
Домашнее задание 3мин. | 6. Просмотр слайдов « Зимушка-зима». Составьте предложения, используя словосочетания: сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце. | Мини-сочинение «Зимушка-зима», используя словосочетания-всем. Индивидуально- карточки для сильных уч-ся. |