СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н-НН в суффиксах имен прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Конспект урока


Автор – Тарасенко Альбина Григорьевна

Образовательное учреждение – МБОУ «Арефьевская ООШ»

Предмет – Русский язык

Тема:«Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Класс - шестой

Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык:Учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2013 г.»

Время реализации занятия – 45 минут

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

РазвивающиеРазвивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитательные Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,

Тип урока:Открытие нового знания;

Форма урока:урок-поиск


Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.


План проведения урока:



Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Садитесь. К уроку готовы? Я желаю вам плодотворной работы сегодня. А начнём мы урок с языковой разминки.



Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме)

3 мин.







Повторение.

( прием «Закончи фразу»).

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….

2 Имена прилагательные изменяются по…

3 По значению и форме имена прилагательные делятся на….

4 В предложении имена прилагательные бывают…

5 Основные способы словообразования имен прилагательных…

6 Чаще всего имена прилагательные образуются ..

7 Сложные прилагательные пишутся через…

8 Какие степени сравнения имеют прилагательные…

Называют конечную фразу.













Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах)


5мин.

Перед вами 3 ряда слов.Внимательно их рас­смотрите. Из каждого ряда надо исключить лишнее слово.

1) Трёх(этажный), осе..ий, серо(глазый);

2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);

3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий;

-Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?


-Запишите в рабочий лист слово осенний.

-Объясните написание словтрёх(этажный)и серо(глазый)



-Какое слово лишнее во втором ряду?

-Запишите в рабочий лист лишнее слово из 2 ряда серебряный.


-Объясните написание слов юго-западный, темно-зеленый.



-Что можете сказать о третьем ряде слов?

-Запишите в рабочий лист лишнее словоутренний.

-Объясните написание словрусско(немецкий), древне(русский)


Читают слова на экране, находят лишнее слово



Из первого ряда можно исключить слово осенний. Слова трёх(этажный)и серо(глазый)сложные имена прилагательные. Пишутся слитно.


Во втором ряду лишнее слово серебряный. Юго-западный, темно-зеленый сложныеприлагательные. Они пишутся через дефис.

В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагатель­ные русско(немецкий), древне(русский)сложные, первое слово пишется через дефис, а второе- слитно.



I этап. Постановка учебной

проблемы.



3мин.







1мин.






-А сейчас докажите, что записанные слова -это прилагательные.




- В какой части прилагательных пропущены буквы?

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).

-Все ли правильно записали слова?Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)



- Значит, какова тема сегодняшнего урока? Запишите её в рабочий лист. ПИШУ.


- Сформулируйте цель урока, опираясь на его те­му. Используйте для этого опорные слова на доске.

  1. Познакомиться с правилом

2) учиться... .


Слова осенний, серебряные, утреннийэто имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какие? какой?

Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.


Мы не знаем,когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-.


Одна и две буквы н в суффиксах прила­гательных


Познакомиться с правилом написания бук­вы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно пи­сать суффиксы прилагательных с буквой н.


II этап.

Поиск решения учебной проблемы



3мин.











7мин.
































2мин.














- Посмотрите ещё раз на эти слова. Вы можете сказать, когда пишется Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез)
- Скажите, в какой морфеме находится наша орфограмма?

- От слов какой части речи образованы эти прилагательные? Запишите их.

- С помощью каких суффиксов? Выделите их.

- Что вы заметили? Есть какие-нибудь идеи?


У вас в рабочем листе есть таблица..(Внимательно рассмотрите её).Как вы думаете :что мы будем делать в таблице?

Работаем в парах

Образование и написание имен прилагательных


Существительное

суффикс

Прилагательное

исключения

I

Туман

Станция

Тыква

-ОНН

-ЕНН


-

-

ветрЕНый,но безветренный

II

Пчела

Кожа

Трава

-ИН

-АН

-ЯН


-

-

стеклЯННый

оловЯННый

деревЯННый

III

Полное прилагательное

Краткое прилагательное

Река медлЕННая.

Река медлЕННа.


-Сначала поработаем со сло­вами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существитель­ного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прила­гательных выделите суффикс и определите количество Н

-Обобщите первую часть нашей работы и скажи­те, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?

-Какое слово является исключением из этого правила?

-Запишите это слово в свои словари в 1 колонку..

-Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II и делают вывод.

-Какие слова являются исключениями в этой части? Запишите их в словарь.



- Под цифрой III о каких прилагательных идёт речь?Сколько н пишется у полных прилагательных? У кратких? Сделайте вывод о написании в них суффикса.



-А теперь откроем учебник п.64 стр.29 и посмотрим,как это правило сформулировано в учебнике. Правильно мы с вами делали выводы ?



Выдвигают гипотезы написания Н и НН в суффиксах прилагательных.
Фронтальная беседа.

В суффиксе

От существительных: осень, серебро, утро

_Выделяют -Н-, -ЯН-, -ЕНН-

Учащиеся молчат.

Образовывать от существительных прилагательные при помощи суффиксов.




РАБОТА В ПАРАХ







Выполняют задание 1.

Рабо­тают с таблицей .

Делают вывод.


Работают со словарём. Ветреный

Делают вывод.Стеклянный, оловянный, деревянный

Делают вывод. Формулируют правило – открытие нового знанияи определяют алгоритм написания прилагательных с н и нн


Работа с учебником.


Началоформирования умений. Составление алгоритма.

1мин.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.


Рассматривают алгоритм.

Организация деятельности по применению новых знаний.

3мин.





1мин.

5мин.







2мин.

1. Коллективная устная работа. (Сигнальные карты)

- Объясните правописание слов:

Комиссионныйкомиссия+онн

Клюквенныйклюква+енн

Лебединый лебедь+ин

Стеклянныйстекло+янн

Телефонныйтелефон+н

Государственныйгосударство+енн

Травянойтрава+ян


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


2. Распределительный диктант с взаимопроверкой в рабочих листах.

Распредели слова на две группы:

Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый ,шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.


3. Работа со словосочетаниями ( по цепочке):образуйте прилагательные.

Пальто из кожи, кофта из шерсти, хлеб изржи, ограда из камня, чашка из глины, кисель из клюквы, стол из дерева, конфеты с лимоном, герой из былины, лепешка из тыквы, писк комара, ваза из стекла.



Применяют сигнальные карты.





Раз — подняться, потянуться
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Рабочие листы. Взаимопроверка








Устная работа.

5мин.

4. Буквенный диктант.

Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

Поставь себе оценку: «5»- нет ошибок; «4»- 1,2ошибки; «3»- 3-5 ошибок; остальные –«2».



Рабочий лист


Индивидуальная работа.


Дети выполняют задание и закрепляют правило о право­писании Н и НН в суффиксах прилагательных.






Самооценка.

Рефлексия.

Итог урока.

1мин.

-Сегодня на уроке я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …


Оставьте рабочие листы на столе, я их проверю и завтра оглашу результаты вашей работы.



Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.


Домашнее задание

3мин.

6. Просмотр слайдов « Зимушка-зима».
Составьте предложения, используя словосочетания:

сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце.


Мини-сочинение «Зимушка-зима», используя словосочетания-всем. Индивидуально- карточки для сильных уч-ся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!