Прозвенел звонок и смолк - Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!
1) Подготовиться к выразительному чтению стихотворения Д. Хармса “Что это было?” – с.174.
2) Прочитать о самом поэте (Д.Хармсе), узнать о нем как можно больше.
.
Д/з
Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр. Чем похожи и чем отличаются?
Бобер в бору затеял бал, Бобер на бал гостей созвал. Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал, И я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый пирог…
Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
Ваши предположения?
Помните ли вы, что такое рифма ?
Созвучие слов в конце стихотворных строк .
Кто в духовке жаркой в ряд
Бок румянит для ребят?
Мясо, ягоды, грибок
Запечет внутри …..
Хармс иногда писал стихи - загадки с неоконченными строчками. Недоговорённостью в стихах поэт выражает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
Вам интересны такие стихи?
Весной венки из одуванчиков
плетут, конечно, только ……
Коньком на льду чертили стрелочки,
в хоккей играли только…
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:……
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ……
Скажу я слово потолок,
а ты ответишь……..
Скажу я слово потерял,
а скажешь ты ……..
Скажу тебе я слово трус,
ответишь ты …….
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай …….
Нина Гернет
Даниил Хармс
Авторы стихотворений
Гернет Нина Владимировна – драматург, детская писательница, сказочница, педагог (1899 - 1982)
- С детства Нина отличалась неуёмной фантазией, рассказывая соседским детям страшные сказки.
- В гимназии она одна получала пятёрки у учителя словесности.
- Окончила женскую гимназию, получила звание учительницы с правом преподавания.
Гернет Нина Владимировна – драматург, детская писательница, сказочница, педагог (1899 - 1982)
- Предложил попробовать себя в роли детской писательницы С. Я. Маршак.
- Самыми известными произведениями Нины Владимировны являются сказки:
- «Катя и Крокодил»
- «Гусёнок»
- «Сказка о маленьком Каплике».
Слушать стихотворение
У стихотворения есть еще маленькая загадка.
Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
Посмотрите в чем заключается загадка в данном стихотворении?
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень - очень вкусный пирог»
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … .
позвал.
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень - очень вкусный пирог»
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый … .
пирог.
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень - очень вкусный пирог»
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что - то гости не … .
идут.
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень - очень вкусный пирог»
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … .
откусил.
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень - очень вкусный пирог»
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту … .
съел.
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень - очень вкусный пирог»
Когда же гости подошли,
То даже крошек не … .
нашли.
Что помогло нам подобрать недостающие слова?
Вспомните, что такое рифма?
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк
Играем в рифмы!
бал -
творог -
тут -
сил -
сел –
подошли -
позвал
пирог
не идут
откусил
съел
не нашли
Играем в рифмы!
Прочитайте начало стихотворных строк. Попытайтесь их продолжить. Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюдать рифму.
Дождик вылился из тучки, … .
Здесь хорошее местечко, … .
Играем в рифмы!
Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
… курочка
… дудочка
… подружка
… ватрушка
… птичка
… спичка
– Вызывает ли улыбку стихотворение, когда вы его слушали?
- Чем вам оно понравилось?
- Определите, какие чувства переживает герой?
– Представим себе, что герою не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел.
- Что мог чувствовать герой?
- Как мы будем читать это стихотворение?
- - Давайте попробуем прочитать первое четверостишие.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел. - Из-за чего он мог рассердиться на гостей?
- Значит, как мы будем читать стихотворение, с каким чувством?
- Прочитайте второе четверостишие.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. - А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.
Рисунок Фёдора Лемкуля .
Подберите строки из
стихотворения к
иллюстрациям.
По чтению, определите, какие чувства переживает герой.
– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно Прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
_ Стихотворение какого поэта мы изучали на уроке?
-Чем отличается от других стихов Д.Хармса?
- Вспомните с каким настроением вы пришли на урок?
- А теперь посмотрим, изменилось ли ваше настроение в конце урока?
Оцените свою работу на уроке, выберите и продолжите любое предложение:
- На этом уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- Сегодня я сумел…
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
1)Подготовиться к выразительному чтению стихотворения
Н.Гернет Д. Хармса “Очень-очень вкусный пирог” – с.175.
2) Сочините стихи на заданные рифмы (на выбор): … курочка … дудочка ;
… подружка … ватрушка ; … птичка
… спичка.
Можно придумать смешные, забавные двустишия.
34