СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе..»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая биография поэта, анализ стихотворения "Я не ищу гармонии в природе..." и его философская основа

Просмотр содержимого документа
«Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе..»»

Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ 1903–1958 гг. «Природа для поэзии, живописи и музыки – зеркало, в котором она яснее видит свой облик».

Николай Алексеевич

ЗАБОЛОЦКИЙ

1903–1958 гг.

«Природа для поэзии, живописи и музыки – зеркало, в котором она яснее видит свой облик».

Про  Николая Алексеевича Заболоцкого  часто говорили, что он совсем не похож на поэта. Выглядел он скорее, как счетовод или агроном. Поэта такие слова страшно обижали. Ведь Николай Алексеевич считал поэзию не просто своим призванием. Для него творчество было священнодействием. Это отношение проявлялось даже в мелочах. Например, поэт терпеть не мог небрежного отношения к рукописям. Сам же он стихи записывал ровным аккуратным почерком, который отличался от его обычного. Поэт даже брал для этого уроки каллиграфии и рисунка. Вся жизнь Заболоцкого была посвящена поэзии.

Про  Николая Алексеевича Заболоцкого  часто говорили, что он совсем не похож на поэта. Выглядел он скорее, как

счетовод или агроном. Поэта такие слова страшно обижали. Ведь Николай Алексеевич считал поэзию не просто своим призванием. Для него творчество было священнодействием. Это отношение проявлялось даже в мелочах.

Например, поэт терпеть не мог небрежного

отношения к рукописям. Сам же он стихи

записывал ровным аккуратным почерком,

который отличался от его обычного.

Поэт даже брал для этого

уроки каллиграфии и рисунка.

Вся жизнь Заболоцкого была посвящена поэзии.

Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого необычайно многогранна: это стихи, воспевающие родную природу, стихотворения, посвященные самому высокому ее творению — человеку, его жизни, труду, борьбе, произведения для детей и взрослых. Заболоцкий известен не только как оригинальный поэт, но и как замечательный переводчик. Переводы Рабле, Шарля де Костера, «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, наконец, «Слова о полку Игореве», выполненные Н. А. Заболоцким, приблизили к русскому читателю гениальные произведения древнерусской и зарубежной литературы.

Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого необычайно многогранна: это стихи, воспевающие родную природу, стихотворения, посвященные самому высокому ее творению — человеку, его жизни, труду, борьбе, произведения для детей и взрослых. Заболоцкий известен не только как оригинальный поэт, но и как замечательный переводчик.

Переводы Рабле, Шарля де Костера, «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, наконец, «Слова о полку Игореве», выполненные Н. А. Заболоцким, приблизили к русскому читателю гениальные произведения древнерусской и зарубежной литературы.

Родился Заболоцкий в Казани в семье агронома. Детство его прошло в Уржумском уезде Вятской губернии (ныне Марийская Республика). Белинского 6. Дом Заболоцкого в Уржуме Поэт вспоминал впоследствии: «Семье жилось нелегко. Детей у матери было шестеро, и я — старший из них. Погружённая в домашние заботы, мать старилась раньше времени и томилась в захолустье. Когда-то радостная и весёлая, теперь она видела всю безвыходность своего неудачного супружества и нерастраченные душевные силы свои выражала в исступлённой любви к детям».

Родился Заболоцкий в Казани в семье агронома. Детство его прошло в Уржумском уезде Вятской губернии

(ныне Марийская Республика).

Белинского 6.

Дом Заболоцкого

в Уржуме

Поэт вспоминал впоследствии: «Семье жилось нелегко. Детей у матери было шестеро, и я — старший из них. Погружённая в домашние заботы, мать старилась раньше времени и томилась

в захолустье. Когда-то радостная и весёлая, теперь она видела всю безвыходность своего неудачного супружества и нерастраченные душевные силы свои выражала в исступлённой любви к детям».

Николай Алексеевич Заболоцкий происходил из трудовой семьи. Будучи поэтом, он с гордостью вспоминал о деде, который был солдатом. Стремясь обеспечить большую семью всем необходимым, его отец работал агрономом. Обладая суровым нравом и придерживаясь жёстких патриархальных порядков, он считал Николая своим истинным преемником. Мать, до замужества служившая сельской учительницей, была человеком деятельным, разносторонним, уделяла особое внимание воспитанию детей. Благодаря ей сын пристрастился к книгам.

Николай Алексеевич Заболоцкий происходил из трудовой семьи. Будучи поэтом, он с гордостью вспоминал о деде, который был солдатом. Стремясь обеспечить большую семью всем необходимым, его отец работал агрономом. Обладая суровым нравом и придерживаясь жёстких патриархальных порядков, он считал Николая своим истинным преемником. Мать, до замужества служившая сельской учительницей, была человеком деятельным, разносторонним, уделяла особое внимание воспитанию детей. Благодаря ей сын пристрастился к книгам.

 В семилетнем возрасте мальчик начал писать стихи, он хорошо учился, много читал, увлекался живописью. У отца была библиотека, на стеклянной дверце шкафа было наклеено вырезанное из какого-то календаря наставление: «Милый друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги — всё равно, что хлеб». В третьем классе школы он делал рукописный журнал, в котором размещал свои стихотворения. В 1913 году Заболоцкий поступил в реальное училище в Уржуме. Поэт увлекается химией, историей, рисованием, открывает для себя творчество Блока. Уржумское реальное училище

В семилетнем возрасте мальчик начал писать стихи, он хорошо учился, много читал, увлекался живописью. У отца была библиотека, на стеклянной дверце шкафа было наклеено вырезанное из какого-то календаря наставление: «Милый друг! Люби и уважай книги. Книги — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги — всё равно, что хлеб».

В третьем классе школы он делал рукописный журнал, в котором размещал свои стихотворения.

В 1913 году Заболоцкий поступил в реальное училище в Уржуме. Поэт увлекается химией, историей, рисованием, открывает для себя творчество Блока.

Уржумское

реальное

училище

В 1920 году Заболоцкий поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако через полгода бросает учебу и возвращается домой. Вскоре переезжает в Петроград и поступает в Пединститут имени Герцена на отделение языка и литературы. Когда в 1925 году Заболоцкий закончил Педагогический институт имени А. И. Герцена в Ленинграде, он уже был автором нескольких опубликованных стихотворений, участником литературных объединений. Медицинский факультет Московского университета

В 1920 году Заболоцкий поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако через полгода бросает учебу и возвращается домой. Вскоре переезжает в Петроград и поступает в Пединститут имени Герцена на отделение языка и литературы.

Когда в 1925 году Заболоцкий закончил Педагогический институт имени А. И. Герцена в Ленинграде, он уже был автором нескольких опубликованных стихотворений, участником литературных объединений.

Медицинский факультет

Московского университета

 В 1926–1927 годах Николай Алексеевич служил по призыву в армии, в Ленинграде, входил в редколлегию военной стенгазеты. Именно в это время Заболоцкий смог отточить собственный, уникальный поэтический стиль.  Краткая биография Заболоцкого была бы неполной без упоминания о том, что он в 1927 году вместе с другими писателями основал Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которое входили Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев. В этом же году Николай Алексеевич устраивается в отделение детской книги ОГИЗа в Ленинграде. В группу входили: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин.

В 1926–1927 годах Николай Алексеевич служил по призыву в армии, в Ленинграде, входил в редколлегию военной стенгазеты. Именно в это время Заболоцкий смог отточить собственный, уникальный поэтический стиль.

Краткая биография Заболоцкого была бы неполной без упоминания о том, что он в 1927 году вместе с другими писателями основал Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которое входили Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев. В этом же году Николай Алексеевич устраивается в отделение детской книги ОГИЗа в Ленинграде.

В группу входили:

Даниил Хармс,

Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров,

Игорь Бахтерев,

Дойвбер Левин.

В 1929 году был издан его первый сборник «Столбцы», в котором проявилось стремление молодого поэта к экспериментам в области стиха. Сборник вызвавал неоднозначную реакцию критиков. В 1933 году выходит поэма «Торжество земледелия», в которой автор затронул многие философские и нравственные вопросы. Вскоре Заболоцкий начинает работать в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1937 году выходит его сборник «Вторая книга».

В 1929 году был издан его первый сборник «Столбцы», в котором проявилось стремление молодого поэта к экспериментам в области стиха. Сборник вызвавал неоднозначную реакцию критиков.

В 1933 году выходит поэма «Торжество земледелия», в которой автор затронул многие философские и нравственные вопросы. Вскоре Заболоцкий начинает работать в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1937 году выходит его сборник «Вторая книга».

Заболоцкий был среди тех русских писателей, которые в советское время подверглись репрессиям. В 1938 году его арестовали по доносу. Поэта обвинили в борьбе против советского строя.  Поэт свою вину не признал, несмотря на пытки, издевательства, помещение в психиатрическую больницу. Его приговорили к пяти годам лагерей. Наказание он отбывал в Востоклаге в Хабаровском крае, затем в Алтайлаге. Заболоцкий работал на лесоповале, землекопом, черно рабочим, подрывником, чертежником… Об этом периоде своей жизни Заболоцкий написал книгу «История моего заключения», которая была опубликована в СССР в 1988 году.

Заболоцкий был среди тех русских писателей, которые в советское время подверглись репрессиям. В 1938 году его арестовали по доносу. Поэта обвинили в борьбе против советского строя.

Поэт свою вину не признал, несмотря на пытки, издевательства, помещение в психиатрическую больницу. Его приговорили

к пяти годам лагерей. Наказание он отбывал в Востоклаге в Хабаровском крае, затем в Алтайлаге. Заболоцкий работал на лесоповале, землекопом, черно рабочим, подрывником, чертежником…

Об этом периоде своей жизни Заболоцкий написал книгу «История моего заключения», которая была опубликована в СССР в 1988 году.

СТО писем 1938 -1944 года Николай Заболоцкий  Книга «100 писем.1938—1944», в которой опубликованы выдержки из переписки Заболоцкого с супругой Е. Клыковой, свидетельствует, что все его мысли в лагере были о жене, которая осталась с двумя маленькими детьми без средств к существованию и в самое тяжелое военное время жила без помощи и поддержки с клеймом жены «врага народа». Заболоцкий освободился из лагеря в 1944 году. Из-за запрета жить в Москве он обосновался в Караганде, куда приехала его семья. 

СТО писем

1938 -1944 года

Николай Заболоцкий

Книга «100 писем.1938—1944», в которой

опубликованы выдержки из переписки Заболоцкого с супругой Е. Клыковой, свидетельствует, что все его мысли в лагере были о жене, которая осталась с двумя маленькими детьми без средств к существованию и в самое тяжелое военное время жила без помощи и поддержки с клеймом жены «врага народа».

Заболоцкий освободился из лагеря в 1944 году. Из-за запрета жить в Москве он обосновался в Караганде, куда приехала его семья. 

 В Караганде Заболоцкий закончил один из самых значительных своих трудов , начатый еще в 1937 году, — переложил на русский язык «Слово о полку Игореве», который был опубликован в журнале «Октябрь» в том же году.. Эта работа получила высокую оценку. В 1946 году поэт получил разрешение вернуться в Москву и восстановил членство в Союзе писателей.  Начались долгие скитания по съемным квартирам, жизнь под надзором госбезопасности, однако Заболоцкий работал не щадя сил, как будто наверстывал годы, упущенные для творчества. Несмотря на проблемы со здоровьем, он много писал, переводил, особенно из грузинской поэзии, и «за вклад в развитие грузинской литературы и искусства» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В Караганде Заболоцкий закончил один из самых значительных своих трудов , начатый еще в 1937 году, — переложил на русский язык «Слово о полку Игореве», который был опубликован в журнале «Октябрь» в том же году.. Эта работа получила высокую оценку.

В 1946 году поэт получил разрешение вернуться в Москву и восстановил членство в Союзе писателей.

Начались долгие скитания по съемным квартирам, жизнь под надзором госбезопасности, однако Заболоцкий работал не щадя сил, как будто наверстывал годы, упущенные для творчества. Несмотря на проблемы со здоровьем, он много писал, переводил, особенно из грузинской поэзии, и «за вклад в развитие грузинской литературы и искусства» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 Поэт работал до последнего дня своей жизни.  Первый инфаркт в 1955 году подорвал здоровье поэта. 14 октября 1958 года Николай Алексеевич скончался от второго сердечного приступа. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве.  В 1963 году по заявлению жены последовала посмертная реабилитация Н.А. Заболоцкого, о котором К. Паустовский писал: «Чудесный, удивительный человек… стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».

Поэт работал до последнего дня своей жизни.

Первый инфаркт в 1955 году подорвал здоровье поэта. 14 октября 1958 года Николай Алексеевич скончался от второго сердечного приступа. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1963 году по заявлению жены последовала посмертная реабилитация

Н.А. Заболоцкого, о котором К. Паустовский писал: «Чудесный, удивительный человек… стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».

 Поэзию Заболоцкого называют космической. Космизм – это особая философская система, появившаяся в начале двадцатого века. Увлечение Заболоцкого космизмом выросло из его увлечения научными трудами, живописью и, конечно же, из бесконечной любви к природе. Согласно идеям космизма, Вселенная – это единый живой организм, в котором связаны космос, жизнь и разум. Всё живое и неживое взаимодействует и преобразуется из одного в другое.

Поэзию Заболоцкого называют космической.

Космизм – это особая философская система, появившаяся в начале двадцатого века. Увлечение Заболоцкого космизмом выросло из его увлечения научными трудами, живописью и, конечно же, из бесконечной любви к природе. Согласно идеям космизма, Вселенная – это единый живой организм, в котором связаны космос, жизнь и разум. Всё живое и неживое взаимодействует и преобразуется из одного в другое.

 В лирике Заболоцкого весьма необычно решается традиционная тема природы, в которой поэт, в отличие от других, уже хорошо знакомых вам русских поэтов, не видит гармонии и величия. Природа в его стихах то «чудовище», то такое же страдающее существо, что и человек. Судьба природы («разрушенной природы»), жизнь которой находится, по его мнению, под угрозой уничтожения, волнует поэта точно так же, как и судьба человека.

В лирике Заболоцкого весьма необычно решается традиционная тема природы, в которой поэт, в отличие от других, уже хорошо знакомых вам русских поэтов, не видит гармонии и величия. Природа в его стихах то «чудовище», то такое же страдающее существо, что и человек. Судьба природы («разрушенной природы»), жизнь которой находится, по его мнению, под угрозой уничтожения, волнует поэта точно так же, как и судьба человека.

https://www.youtube.com/watch?v=eLg_xajqghk  Одним из наиболее известных текстов Заболоцкого является стихотворение под названием «Я не ищу гармонии в природе». Автор предается глубоким размышлениям о природных явлениях. Почему данное стихотворение не утрачивает своей актуальности среди читателей и в наши дни? Какую главную мысль хотел донести до нас поэт? Чтобы выяснить это, проанализируем стихотворение Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» 

https://www.youtube.com/watch?v=eLg_xajqghk

Одним из наиболее известных текстов Заболоцкого является стихотворение под названием

«Я не ищу гармонии в природе». Автор предается глубоким размышлениям о природных явлениях. Почему данное стихотворение не утрачивает своей актуальности среди читателей и в наши дни? Какую главную мысль хотел донести до нас поэт? Чтобы выяснить это, проанализируем стихотворение Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Работу над созданием своего произведения Николай Алексеевич завершил в 1947 году. Известно, что в 1944 году поэт только вернулся из сталинских лагерей, где по воле судьбы ему пришлось прожить целых пять лет.  Николай Алексеевич обратился к теме природы, ведь другие темы могли навлечь на него новое политическое преследование. Прежние его работы следствие охарактеризовало как «подрывные» и «контрреволюционные». Отзывы продажных критиков послужили материалами уголовного дела. Поэтому творчество Заболоцкого с 1944 по 1953 год состояло преимущественно из переводов и пейзажной лирики.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Работу над созданием своего произведения Николай Алексеевич завершил в 1947 году. Известно, что в 1944 году поэт только вернулся из сталинских лагерей, где по воле судьбы ему пришлось прожить целых пять лет.

Николай Алексеевич обратился к теме природы, ведь другие темы могли навлечь на него новое политическое преследование. Прежние его работы следствие охарактеризовало как «подрывные» и «контрреволюционные». Отзывы продажных критиков послужили материалами уголовного дела. Поэтому творчество Заболоцкого с 1944 по 1953 год состояло преимущественно из переводов и пейзажной лирики.

1. Понятны ли вам эмоциональное состояние и раздумья героя стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...»? Герой стихотворения рассуждает о природе, как сделать так, чтобы она процветала, не погибала. Толковый словарь Ожегова - 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов. 2. Уточните значение слова «гармония». Подберите синонимы и антонимы к этому слову. 3. В литературе - органическая взаимосвязь всех компонентов  художественного произведения. Синонимы – Соответствие, умиротворение, единение Беспорядок, хаос, дисгармония, диссонанс Антонимы –

1. Понятны ли вам эмоциональное состояние и раздумья героя стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...»?

Герой стихотворения рассуждает о природе, как сделать так, чтобы она процветала, не погибала.

Толковый словарь Ожегова -

1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки.

2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов.

2. Уточните значение слова «гармония». Подберите синонимы и антонимы к этому слову.

3. В литературе -

органическая взаимосвязь всех компонентов 

художественного произведения.

Синонимы –

Соответствие, умиротворение, единение

Беспорядок, хаос, дисгармония, диссонанс

Антонимы –

КОМПОЗИЦИЯ Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трёх разных сторон, что и обусловливает трёхчастное композиционное деление. 2 1 3 В первой части автор объясняет читателю, по какой причине он не ищет гармонии в природном мире. Заболоцкий считает, что сама суть окружающего мира имеет дисгармоничное начало, за исключением того, что создано человеком. Вторая часть стихотворения находится в тональном противоречии с первой. Здесь автор описывает природный мир в состоянии покоя. Николай Алексеевич описывает момент, когда природа готовится погрузиться в глубокий сон. В финальной части поэт рассуждает о природе как о матери всего человечества: да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять её в русло гармонии, при этом не изменяя её суть.

КОМПОЗИЦИЯ

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трёх разных сторон, что и обусловливает трёхчастное композиционное деление.

2

1

3

В первой части автор объясняет читателю, по какой причине он не ищет гармонии в природном мире. Заболоцкий считает, что сама суть окружающего мира имеет дисгармоничное начало, за исключением того, что создано человеком.

Вторая часть стихотворения находится в тональном противоречии с первой. Здесь автор описывает природный мир в состоянии покоя. Николай Алексеевич описывает момент, когда природа готовится погрузиться в глубокий сон.

В финальной части поэт рассуждает о природе как о матери всего человечества: да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять её в русло гармонии, при этом не изменяя её суть.

Докажите, используя текст стихотворения, что его герой не ищет «гармонии в природе», потому что не надеется её там найти. Как своенравен мир её дремучий! В ожесточённом пении ветров Не слышит сердце правильных созвучий, Душа не чует стройных голосов. Поэт не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична. Владимир Мигачев «Лес» Владимир Мигачев «Обрыв»

Докажите, используя текст стихотворения, что его герой не ищет «гармонии в природе», потому что не надеется её там найти.

Как своенравен мир её дремучий!

В ожесточённом пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.

Поэт не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.

Владимир Мигачев

«Лес»

Владимир Мигачев «Обрыв»

Какой показана природа в стихотворении «Я не ищу гармонии в природе...»?  Ho в тихий час осеннего заката,  Когда умолкнет ветер вдалеке,  Когда, сияньем немощным объята,  Слепая ночь опустится к реке...  И в этот час печальная природа  Лежит вокруг, вздыхая тяжело,  И не мила ей дикая свобода,  Где от добра неотделимо зло. тихий час сияньем немощным  Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”, поэтому уставшая и страдающая. Слепая ночь печальная природа дикая свобода Найдите наиболее характерные эпитеты, помогающие представить образ уставшей, страдающей природы.

Какой показана природа в стихотворении

«Я не ищу гармонии в природе...»? 

Ho в тихий час осеннего заката, Когда умолкнет ветер вдалеке, Когда, сияньем немощным объята, Слепая ночь опустится к реке... И в этот час печальная природа Лежит вокруг, вздыхая тяжело, И не мила ей дикая свобода, Где от добра неотделимо зло.

тихий час

сияньем немощным

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”, поэтому уставшая и страдающая.

Слепая ночь

печальная природа

дикая свобода

Найдите наиболее характерные эпитеты, помогающие представить образ уставшей, страдающей природы.

Как вы объясните выражение «прообраз боли человечьей»?  Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и засыпающая “печальная природа” — все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:   Так, засыпая на своей кровати,  Безумная, но любящая мать  Таит в себе высокий мир дитяти,  Чтоб вместе с сыном солнце увидать. Автор понимает, что чувствует природа, когда человек вторгается в её границы, уничтожает её.

Как вы объясните выражение «прообраз боли человечьей»?

Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и засыпающая “печальная природа” — все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих: Так, засыпая на своей кровати, Безумная, но любящая мать Таит в себе высокий мир дитяти, Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Автор понимает, что чувствует природа, когда человек вторгается в её границы, уничтожает её.

Найдите строки, позволяющие говорить о том, что перед нами лирическое произведение, созданное поэтом XX века? Что меняется в связи с этим в общей картине природы? И снится ей блестящий вал турбины, И мерный звук разумного труда, И пенье труб, и зарево плотины, И налитые током провода.

Найдите строки, позволяющие говорить о том, что перед нами лирическое произведение, созданное поэтом XX века? Что меняется в связи с этим в общей картине природы?

И снится ей блестящий вал турбины,

И мерный звук разумного труда,

И пенье труб, и зарево плотины,

И налитые током провода.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Можно восхищаться по отдельности солнцем, осенним закатом, ветром, пением птиц. Однако все природные явления тесно связаны между собой и представляют собой клубок противоречий и хаотичных движений. В ней нет добра и зла, разума и глупости, она управляема инстинктом, а потому слепа. За внешней красотой могут прятаться боль и жестокость. В ней незачем искать гармонии и справедливости. Но все это можно найти в мире человека, в его уме, который должен защищать и совершенствовать природу. Главенство и ответственность людей по отношению к нашей общей матери — вот смысл стихотворения «Я не ищу гармонии в природе».  Главная идея текста — противопоставление нашей цивилизации и природной среды, которое должно стать началом плодотворного тандема. Гармонию человека и природы, их плодотворное сотрудничество, поэт сопоставляет с тёплыми взаимоотношениями матери и ребенка. Эти отношения являются самыми чистыми и бескорыстными, ведь в их основе лежит искренняя любовь. Такова главная мысль произведения «Я не ищу гармонии в природе».

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Можно восхищаться по отдельности солнцем, осенним закатом, ветром, пением птиц. Однако все природные явления тесно связаны между собой и представляют собой клубок противоречий и хаотичных движений. В ней нет добра и зла, разума и глупости, она управляема инстинктом, а потому слепа. За внешней красотой могут прятаться боль и жестокость. В ней незачем искать гармонии и справедливости. Но все это можно найти в мире человека, в его уме, который должен защищать и совершенствовать природу. Главенство и ответственность людей по отношению к нашей общей матери — вот смысл стихотворения

«Я не ищу гармонии в природе».

Главная идея текста — противопоставление

нашей цивилизации и природной среды, которое

должно стать началом плодотворного тандема.

Гармонию человека и природы, их

плодотворное сотрудничество, поэт

сопоставляет с тёплыми взаимоотношениями

матери и ребенка. Эти отношения являются

самыми чистыми и бескорыстными, ведь в их

основе лежит искренняя любовь.

Такова главная мысль произведения

«Я не ищу гармонии в природе».

Во многих исследованиях литературоведов и критиков, посвященных Н. А. Заболоцкому, отмечались его яркий талант, упорный труд, творческие поиски, богатство тем и мотивов его поэзии, разнообразие художественных средств выражения, благозвучие стиха. Поэт всю жизнь стремился к духовному совершенству. И читателям он оставил такой завет: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! «Заболоцкий – фигура недооценённая. Это гениальный поэт... Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше» ,  –  говорил поэт  Иосиф Бродский . Иосиф Александрович  Бродский 1940-1996

Во многих исследованиях литературоведов и критиков, посвященных Н. А. Заболоцкому, отмечались его яркий талант, упорный труд, творческие поиски, богатство тем и мотивов его поэзии, разнообразие художественных средств выражения, благозвучие стиха.

Поэт всю жизнь стремился к духовному совершенству. И читателям он оставил такой завет:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

«Заболоцкий – фигура недооценённая. Это гениальный поэт... Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше»  говорил поэт  Иосиф Бродский .

Иосиф Александрович

Бродский

1940-1996


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!