Тема: Н. А. Некрасов «Славная осень», «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить с произведениями Н. А. Некрасова «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»
2. Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.
3. Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.
2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
3. Способствовать пониманию учащимися поэтических произведений, уметь находить красочные средства изображения.
Воспитывающие:
1. Воспитывать познавательную активность учащихся.
2. Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу.
Ход урока
Сообщение темы урока.
Эмоциональный настрой учащихся на работу.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. Мы познакомимся с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с его творчеством.
Биография Н. А. Некрасова
Николай Некрасов – русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы. А также, Некрасов был революционером-демократом, руководителем журнала «Современник» и редактором журнала «Отечественные записки». Наиболее известным произведением писателя является поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо». Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Немирове в дворянской семье. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии. В возрасте 11 лет он поступил в ярославскую гимназию, где учился на протяжении 5 лет.
Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда Николай отказался идти в военную карьеру по настоянию отца, то его лишили материальной поддержки. В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить писал стихи на заказ. В этот период он познакомился с Белинским. Когда Некрасову было 26 лет, вместе с литературным критиком Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро набирал обороты и имел большое влияние в обществе. Однако в 1862 году правительство запретило его издавать.
Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах. Например, «Крестьянские дети», «Коробейники». В 1840-х годах Некрасов также стал также сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году арендовал его у Краевского. В этот период он написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ещё целый ряд сатирических произведений, включая популярную поэму «Современники».
В 1875 году поэт неизлечимо заболел. В последние годы он работал над циклом стихов «Последние песни», который посвящал своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель скончался 8 января 1878 года и был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище.
Речевая разминка
Заглянула осень в сад,
Птицы улетели,
Целый день в саду шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть стесняется.
В.Степанов
-Прочитайте вслух.
-Как вы понимаете первую строчку стихотворения?
-Почему метели жёлтые?
-Какое слово помогает нам услышать шорох листьев?
-Отчего вздыхает воробей?
-Сформулируйте тему этого стихотворения.
-Правильно, в этом стихотворении говорится о наступлении осени.
-А кто из вас любит осень? За что?
(Уточняю, какой период осени дети любят больше всего и почему).
-Прочитайте стихотворение медленно, нараспев, чётко произнося звуки.
-Первое четверостишие прочитайте радостно, весело, а второе грустно, печально.
-Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?
Работа с новым произведением.
1) Прослушивание аудиозаписи «Славная осень»
2) Словарная работа
Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.
1)Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.
2)Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.
3)На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.
4)Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.
Проверка:
Ядрёный - свежий, бодрящий.
Бодрит – оживляет, восстанавливает.
На студёной речке – на холодной, на мёрзлой.
Поблёкнуть – завянуть.
3) Языковой анализ стихотворения
-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.
А для начала вспомним:
- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет).
- Что такое эпитет? (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)
- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим)
-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью, каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.
Эпитеты.
- Какая осень? (Славная.)
-Что значит славная? (Хорошая, тихая, спокойная).
-Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)
-Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.)
- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух? (Здоровый, ядрёный)
- Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (Эпитет)
- Далее автор описывает лёд. Какой он? (Неокрепший)
-Почему автор даёт ему такую характеристику? (В это время года лёд ещё очень хрупкий).
- А речку автор называет студёной. Почему? (Вода в реке в это время года очень холодная.)
-Дни автор называет ясными, тихими. Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы.)
-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.
6. Работа над новым произведением.
-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).
-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Русские народные сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).
1) Работа до чтения.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?
-Почему? (Высказываются предположения. Стихотворение о зиме, так как здесь нарисован Дед Мороз).
-Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
-Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).
2) Прослушивание аудиозаписи
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).
3).Словарная работа.
- Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).
-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).
-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).
-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).
4).Чтение вслух по цепочке.
-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»? (сторожит).
-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).
-Как покоряется Морозу природа? (Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).
-Что он может?
-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).
-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).
-Воевода – удачно ли это сравнение? (Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы. жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем. Егерь хозяин лесов, а мороз - хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги).
7.Физкультпауза (слайды с 7 по 10) (дети поют с движениями).
Вдоль по улице метелица метёт
Скоро все она дорожки заметёт.
Ай жги, жги, жги говори,
Скоро все она дорожки заметёт.
Запряжёмте - ка мы в сани лошадей
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай жги, жги, жги говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
А из леса мы тихонечко пойдём
И в ладоши так прихлопывать начнём.
А ногами то притопывать все враз
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
5). Анализ структуры текста.
- На какие части можно разделить текст стихотворения? (Обход владений Морозом, рассказ автора. Песня Мороза).
-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).
-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).
6).Работа с текстом произведения( по вариантам) (слайд11).
-Найти эпитеты, олицетворения.
7).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом (слайд12).
-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках? (В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стихотворении у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).
-Какова основная мысль стихотворения? (Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Таков Н.Некрасов - он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
8.Рефлексия
Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Если урок понравился - поднять зелёный кружочек. Если не понравился - красный.
9.Выставление оценок.
10.Домашнее задание
с. 168 – 170, выразительно читать; выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».