СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов "В полном разгаре страда деревенская" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов "В полном разгаре страда деревенская" 6 класс (Меркин)»

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…»

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…»

ЦЕЛИ выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н.А.Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери формировать навыки выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, лексической работы развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин»

ЦЕЛИ

  • выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н.А.Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери
  • формировать навыки выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, лексической работы
  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин»
Какие понятия включает в себя слово гражданин? Патриотизм, любовь к родной природе, родной земле, близким, высокая  нравственность... Гражданин в лирике Н.А. Некрасова — «Отечества достойный сын», человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.
  • Какие понятия включает в себя слово гражданин?

Патриотизм, любовь к родной природе, родной земле, близким, высокая нравственность...

Гражданин в лирике Н.А. Некрасова — «Отечества достойный сын», человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку? Посмотрим, картины художника А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», иллюстрирующие стихотворение Н.А. Некрасова.
  • Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?

Посмотрим, картины художника А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», иллюстрирующие стихотворение Н.А. Некрасова.

Когда было написано стихотворение? Какое знаменательное историческое событие произошло к этому времени? Стихотворение датировано 1862—1863 гг. В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.
  • Когда было написано стихотворение? Какое знаменательное историческое событие произошло к этому времени?

Стихотворение датировано 1862—1863 гг. В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особен­но усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Тема материнства, тяжелой женской доли звучит в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Мать», в поэме «Мороз, Красный нос». Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины-матери. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

Тема материнства, тяжелой женской доли звучит в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Мать», в поэме «Мороз, Красный нос».

Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины-матери. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения? Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен? Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание? Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ» , ударение на последнем, ключевом слове мать передают предельный накал чувства.

Выразительное чтение двух первых трехстиший. В каких строчках зву­чит главная тема стихотворения?

  • Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?
  • Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное зву­чание?

Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ» , ударение на последнем, ключевом слове мать передают предельный накал чувства.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!». Найдите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте? Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок. Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестер­пимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».

  • Найдите слова, созвучные по интонации словам всевыносящего, многостра­дальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя — нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!». Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них? Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».

  • Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам?..». Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция? Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа . А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам?..».

  • Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа . А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!..»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества. Какова художественная роль риторических фигур в стихотворении? Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, открывающее пространство для размышлений.

Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!..»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

  • Какова художественная роль риторических фигур в стихотворении?

Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность и выразительность речи. В конце некоторых строк стоит многоточие, открывающее пространство для размышлений.

Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения? Стихотворение «В полном разгаре...» написано в 1862 г., после отмены крепостного права . Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки . Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива.
  • Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?

Стихотворение «В полном разгаре...» написано в 1862 г., после отмены крепостного права . Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки . Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива.

 В начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.  Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70-х гг. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И.Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова...

В начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе.

Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70-х гг. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И.Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова...

Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясен он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнем, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обреченность, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877). Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал ее и после смерти Некрасова. Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. Книги на столике с лекарствами, листки бумаги, рассыпавшиеся по полу, — все это органично в картине и раскрывает ее содержание. Некрасов до конца дней своих остался поэтом-гражданином.

Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясен он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнем, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обреченность, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877). Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал ее и после смерти Некрасова.

Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. Книги на столике с лекарствами, листки бумаги, рассыпавшиеся по полу, — все это органично в картине и раскрывает ее содержание. Некрасов до конца дней своих остался поэтом-гражданином.

Великое чувство! У каждых дверей,  В какой стороне ни заедем,  Мы слышим, как дети зовут матерей  Далеких, но рвущихся к детям.  Великое чувство! Его до конца  Мы живо в душе сохраняем, —  Мы любим сестру, и жену, и отца,  Но в муках мы мать вспоминаем!

Великое чувство! У каждых дверей, В какой стороне ни заедем, Мы слышим, как дети зовут матерей Далеких, но рвущихся к детям. Великое чувство! Его до конца Мы живо в душе сохраняем, — Мы любим сестру, и жену, и отца, Но в муках мы мать вспоминаем!

Стихи Н.А.Некрасова 70-х гг. более чем когда-либо полны настроений сомнений, тревоги, общего неблагополучия и катастрофичности, в них появляется стремление к максимальной обобщенности, желание осмыслить мир в целом. Для лирики этого периода свойственно ощущение «вселенского горя», мира в целом как мира страшного, сознание безысходности «рокового пути». Как в стихотворении проявляется авторское мироощущение, свойственное поэту в этот период? Ответьте строчками стихотворения. Мы любим сестру, и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем!

Стихи Н.А.Некрасова 70-х гг. более чем когда-либо полны настроений сомнений, тревоги, общего неблагополучия и катастрофичности, в них появляется стремление к максимальной обобщенности, желание осмыслить мир в целом. Для лирики этого периода свойственно ощущение «вселенского горя», мира в целом как мира страшного, сознание безысходности «рокового пути».

  • Как в стихотворении проявляется авторское мироощущение, свойственное поэту в этот период? Ответьте строчками стихотворения.

Мы любим сестру, и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем!

О чём говорит обращение к теме женщины-матери в последний период творчества Н.А.Некрасова? Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве Н.А.Некрасова. В стихах, посвящённых этой теме, нашла отражение гражданская позиция автора: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе.
  • О чём говорит обращение к теме женщины-матери в последний период творчества Н.А.Некрасова?

Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве Н.А.Некрасова. В стихах, посвящённых этой теме, нашла отражение гражданская позиция автора: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…» Прочитать главы повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый». Выписать слова, воссоздающие черты портрета отца. Выписать из текста художественные детали, дающие представление о характере отца.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»
  • Прочитать главы повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый». Выписать слова, воссоздающие черты портрета отца. Выписать из текста художественные детали, дающие представление о характере отца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!