СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».»

«Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь»  Ф. М. Достоевский

«Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь»

Ф. М. Достоевский

Дом, где родился Н. А. Некрасов. Немиров  Родился 28 ноября 1821 года не Украине в местечке Немиров неподалеку от Винницы в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.

Дом, где родился Н. А. Некрасов. Немиров

Родился 28 ноября 1821 года не Украине в местечке Немиров неподалеку от Винницы в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца,

человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.

Елена Андреевна НЕКРАСОВА Мать Некрасова – Елена Андреевна (в девичестве Закревская), женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная. Она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей ( в семье их было 14), много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Играла ты и пела гимн печальный; Ту песню, вопль души многострадальной.

Елена Андреевна НЕКРАСОВА

Мать Некрасова – Елена Андреевна

(в девичестве Закревская),

женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная. Она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.

Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей ( в семье их было 14), много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.

Играла ты и пела гимн печальный;

Ту песню, вопль души многострадальной.

Алексей Сергеевич НЕКРАСОВ Детские годы в Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотичного характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Родился я в большом дому,  напоминающим тюрьму,  в котором грозный властелин  свободно действовал один,  держа под страхом всю семью  и челядь жалкую свою Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. О нем поэт написал в стихотворении «РОДИНА»: И только тот один, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил …

Алексей Сергеевич НЕКРАСОВ

Детские годы в Грешневе,

в родовом имении отца, человека деспотичного характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт.

Родился я в большом дому, напоминающим тюрьму, в котором грозный властелин свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою

Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок.

О нем поэт написал в стихотворении «РОДИНА»:

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил …

Барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

Ярославско-Костромская дорога…  Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах:  Под наши густые, старинные вязы  На отдых тянуло усталых людей.  Ребята обступят: начнутся рассказы  Про Киев, про турки, про чудных зверей …  Рабочий расставит, разложит снаряды —  Рубанки, подпилки, долота, ножи:

Ярославско-Костромская

дорога…

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах:

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турки, про чудных зверей

Рабочий расставит, разложит снаряды

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

"Гляди, чертенята?"- а дети и рады,

Как пилишь, как лудишь, им все покажи.

Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.

РЕКА ВОЛГА В ЖИЗНИ ПОЭТА. Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки , «п очти пригнувшись головой / К ногам, обвитым бечевой » . Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

РЕКА ВОЛГА В ЖИЗНИ ПОЭТА.

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки , «п очти пригнувшись головой / К ногам, обвитым бечевой » .

Они стонали от непосильной работы.

Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

Придешь, бывало, в класс И знаешь: сечь начнут сейчас…  Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Тогда же начал писать стихи. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова.

Придешь, бывало, в класс

И знаешь:

сечь начнут сейчас…

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Тогда же начал писать стихи. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова.

Петербургский университет В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».

Петербургский университет

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус.

Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».

 Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете.  Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане .  Чего только не пришлось пережить Некрасову! Он брался за любую работу: писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актёров, давал уроки…

Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете.

Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане .

Чего только не пришлось пережить Некрасову! Он брался за любую работу: писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актёров, давал уроки…

Литературная деятельность С 1841 начал сотрудничать в

Литературная деятельность

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 году поэт встречается с В.Г.Белинским , страстно увлечённым передовыми французскими идеями, клеймящим существующее в России общественное неравенство.

Общение с Белинским Некрасов считал решающим, поворотным моментом в своей судьбе.

Появляются реалистические стихи, первое из которых —  "В дороге"  (1845) — получило высокую оценку критика. 

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени.

После закрытия журнала

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 1876), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 1872)

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося заболевания. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием Некрасов скончался в возрасте 56 лет. Портрет Н. А. Некрасова, Крамской, 1877 г.
  • В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося заболевания.
  • В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием
  • Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Портрет Н. А. Некрасова, Крамской, 1877 г.

Николай Алексеевич Некрасов вошёл в историю отечественной литературы как выдающийся поэт девятнадцатого столетия. Являясь руководителем знаменитого в то время журнала «Современник», автор затрагивал в своем творчестве злободневные социальные проблемы. Одним из значимых произведений с подобным уклоном Николая Алексеевича стало стихотворение под названием «В полном разгаре страда деревенская». Здесь поэт выразил свое искреннее сочувствие к крестьянским женщинам. В произведении Некрасов создал трогательную картину непростой крестьянской доли.

Николай Алексеевич Некрасов вошёл в историю отечественной литературы как выдающийся поэт девятнадцатого столетия. Являясь руководителем знаменитого в то время журнала «Современник», автор затрагивал в своем творчестве злободневные социальные проблемы. Одним из значимых произведений с подобным уклоном Николая Алексеевича стало стихотворение под названием «В полном разгаре страда деревенская». Здесь поэт выразил свое искреннее сочувствие к крестьянским женщинам. В произведении Некрасов создал трогательную картину непростой крестьянской доли.

Григорий Григорьевич Мясоедов «Страдная пора» В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ СТРАДА ДЕРЕВЕНСКАЯ... Тяжелая судьба крестьян, непосильная физическая работа, особенно женщин, очень тяготила Некрасова. Видимо поэтому Некрасова так заботила тема женской судьбы, ставшей центральной в его творчестве. Этой теме он посвятил свое стихотворение «В полном разгаре страда деревенская», написанное в 1862 г.

Григорий Григорьевич Мясоедов

«Страдная пора»

В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ СТРАДА ДЕРЕВЕНСКАЯ...

Тяжелая судьба крестьян, непосильная физическая работа, особенно женщин, очень тяготила Некрасова. Видимо поэтому Некрасова так заботила тема женской судьбы, ставшей центральной в его творчестве. Этой теме он посвятил свое стихотворение «В полном разгаре страда деревенская», написанное в 1862 г.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Страда  - это тяжелая летняя работа в период косьбы и жатвы. Косуля  – соха Жбан  – кружка, для хранения напитков. Вянешь до времени  – лишиться свежести, стареть

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Страда  - это тяжелая летняя работа в период косьбы и жатвы.

Косуля  – соха

Жбан  – кружка, для хранения напитков.

Вянешь до времени  – лишиться свежести, стареть

Оригинал текста В полном разгаре страда деревенская...  Доля ты! — русская долюшка женская!  Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени,  Всевыносящего русского племени  Многострадальная мать! Зной нестерпимый: равнина безлесная,  Нивы, покосы да ширь поднебесная —  Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается,  Столб насекомых над ней колыхается,  Жалит, щекочет, жужжит! Приподнимая косулю тяжелую,  Баба порезала ноженьку голую —  Некогда кровь унимать! Слышится крик у соседней полосыньки,  Баба туда — растрепалися косыньки, —  Надо ребенка качать! Что же ты стала над ним в отупении?  Пой ему песню о вечном терпении,  Пой, терпеливая мать!.. Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,  Право, сказать мудрено.  В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,  Канут они — всё равно! Вот она губы свои опаленные  Жадно подносит к краям...  Вкусны ли, милая, слезы соленые  С кислым кваском пополам?.. 1862 год.

Оригинал текста

В полном разгаре страда деревенская... Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней

полосыньки, Баба туда — растрепалися

косыньки, — Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям... Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..

1862 год.

 Стихотворение датировано 1862г. В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права. Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

Стихотворение датировано 1862г.

В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» связано с непростыми воспоминаниями из детства Николая Некрасова. Уже с малых лет будущий поэт наблюдал за жестоким отношением своего отца к крестьянам и матери. Чиновник занимался тем, что взимал недоимки с земледельцев. Он прославился своей жестокостью на всю губернию. Но это качество не было лишь профессиональной деформацией. Он и дома проявлял крутой нрав. В доме Некрасовых были и побои, и скандалы, и детские слезы. Поэтому на протяжении всего своего жизненного пути Некрасов был очень обеспокоен по поводу сложной женской судьбы. Именно эта тема и стала одной из основных в его творчестве.

А с отцом, к слову, он отношения так и не наладил. Будучи взрослым, поэт пошел на филологический факультет против его воли и не поддерживал общения с ним. За это отец лишил его наследства.

Работу над созданием своего стихотворения Николай Алексеевич завершил в 1862 году. Спустя год произведение было напечатано в известном журнале «Современник». Чтобы пропустить такое дискуссионное творчество в печать, редактору пришлось даже водить цензоров на охоту за свой счет. Только так чиновники закрывали глаза на то, что печатал Некрасов в своем журнале.

Какова композиция стихотворения? На сколько частей можно его разделить? Композицию стихотворения можно разделить на три части: ✔ Обращение к доле русской женщине. ✔ Описание тяжелого женского труда. ✔ Плач крестьянки по своей участи (пот и слезы).

Какова композиция стихотворения? На сколько частей можно его разделить?

Композицию стихотворения можно разделить на три части:

  • ✔ Обращение к доле русской женщине.
  • ✔ Описание тяжелого женского труда.
  • ✔ Плач крестьянки по своей участи (пот и слезы).
В каких строках звучит главная мысль первой части стихотворения? В первой части Николай Алексеевич рассказывает читателю о непростой женской судьбе на Руси. В полном разгаре страда деревенская...  Доля ты! — русская долюшка женская!  Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени,  Всевыносящего русского племени  Многострадальная мать! Доля ты! — русская долюшка женская!  Вряд ли труднее сыскать… Даже и после отмены крепостного права в 1861 году ничего не изменилось в жизни русского народа. И крестьянка не скоро будет счастлива. 

В каких строках звучит главная мысль первой части стихотворения?

В первой части Николай Алексеевич рассказывает читателю о непростой женской судьбе на Руси.

В полном разгаре страда деревенская... Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!

Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…

Даже и после отмены крепостного права в 1861 году ничего не изменилось в жизни русского народа. И крестьянка не скоро будет счастлива. 

Как автор показывает тяжесть работы на селе?  В чем тяжесть женского подневольного труда? Зной нестерпимый: равнина безлесная,  Нивы, покосы да ширь поднебесная —  Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается,  Столб насекомых над ней колыхается,  Жалит, щекочет, жужжит! Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя - нужно выполнить работу в срок. Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых

Как автор показывает тяжесть работы на селе?

В чем тяжесть женского подневольного труда?

Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя - нужно выполнить работу в срок.

Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых

Приподнимая косулю тяжелую,  Баба порезала ноженьку голую —  Некогда кровь унимать! Работает как мужик, поднимает тяжести, непосильный труд крестьянки. Заниматься раной некогда – баба работает, а кровь капает на землю, смешиваясь с по́том.

Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!

Работает как мужик, поднимает тяжести, непосильный труд крестьянки. Заниматься раной некогда – баба работает, а кровь капает на землю, смешиваясь с по́том.

Что заставляет женщину на мгновение оторваться от работы? Доносится громкий плач ребенка Слышится крик у соседней полосыньки,  Баба туда — растрепалися косыньки, —  Надо ребенка качать! Некрасов называет причины сложной женской доли крестьянки. Плачущий ребёнок, тяжёлый труд, палящее солнце, кровавая рана на ноге — всё это характеризует реальное положение народа, загнанного бесправием в полную нищету. Крестьянка обязана выполнить свою норму работы, но это еще далеко не все, что ей нужно сделать. Дома ее ожидают новые трудности и хлопоты.

Что заставляет женщину на мгновение оторваться от работы?

Доносится громкий плач ребенка

Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки, — Надо ребенка качать!

Некрасов называет причины сложной женской доли крестьянки. Плачущий ребёнок, тяжёлый труд, палящее солнце, кровавая рана на ноге — всё это характеризует реальное положение народа, загнанного бесправием в полную нищету. Крестьянка обязана выполнить свою норму работы, но это еще далеко не все, что ей нужно сделать. Дома ее ожидают новые трудности и хлопоты.

Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция? Что же ты стала над ним в отупении?  Пой ему песню о вечном терпении,  Пой, терпеливая мать!.. Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,  Право, сказать мудрено.  В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,  Канут они — всё равно! Вот она губы свои опаленные  Жадно подносит к краям...  Вкусны ли, милая, слезы соленые  С кислым кваском пополам?..

Какова интонация этой части?

Как проявляется авторская позиция?

Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям... Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..

Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция? В финальной части Николай Алексеевич описал недолгий отдых русской крестьянки. Здесь вырисовывается неприятная картина: женщина настолько устала от непосильной работы, что даже не может спеть песню своему ребёнку, она только лишь плачет. Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа.   Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, который лирический герой задает русской крестьянке, заранее зная её ответ.

Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

В финальной части Николай Алексеевич описал недолгий отдых русской крестьянки. Здесь вырисовывается неприятная картина: женщина настолько устала от непосильной работы, что даже не может спеть песню своему ребёнку, она только лишь плачет.

Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. 

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, который лирический герой задает русской крестьянке, заранее зная её ответ.

Стихотворение стало ответом Некрасова Александру II на его манифест о даровании крепостным прав свободных обывателей. Никакой свободы это не принесло, одно ярмо сменилось другим, чуть более красивым с виду, но не менее тяжелым.

Стихотворение стало ответом Некрасова Александру II на его манифест о даровании крепостным прав свободных обывателей.

Никакой свободы это не принесло, одно ярмо сменилось другим, чуть более красивым с виду, но не менее тяжелым.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Смысл стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» заключается в том, что женская доля в простонародье тяжела и безысходна. Обычный день русской крестьянки вселяет ужас. Ее положение лучше всего характеризует слово «страда», только она не заканчивается вместе с жарой. Это описание заставляет читателя задуматься о том, что песню «о вечном терпении» пора бы прекращать. Женщины должны отстаивать свои права — такую важную мысль хотел донести до читателя Николай Алексеевич. Она не должна быть всепрощающей и безропотной, иначе ее дети разделят нелегкий жребий.

ОСНОВНАЯ

ИДЕЯ

Смысл стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» заключается в том, что женская доля в простонародье тяжела и безысходна. Обычный день русской крестьянки вселяет ужас. Ее положение лучше всего характеризует слово «страда», только она не заканчивается вместе с жарой. Это описание заставляет читателя задуматься о том, что песню «о вечном терпении» пора бы прекращать.

Женщины должны отстаивать свои права — такую важную мысль хотел донести до читателя Николай Алексеевич. Она не должна быть всепрощающей и безропотной, иначе ее дети разделят нелегкий жребий.

ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, НАСТРОЕНИЕ Тема непростой судьбы крестьянской женщины занимает важное место в стихотворении Николая Некрасова. Это основная тема произведения «В полном разгаре страда деревенская».  Как известно, в прошлые времена женщинам было намного тяжелее, чем их мужьям. Так, женщины должны были не только заботиться о воспитании детей, но и выполнять домашнюю работу, а также идти в поле и косить наравне с мужчинами.

ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, НАСТРОЕНИЕ

Тема непростой судьбы крестьянской женщины занимает важное место в стихотворении Николая Некрасова. Это основная тема произведения «В полном разгаре страда деревенская».

Как известно, в прошлые времена женщинам было намного тяжелее, чем их мужьям. Так, женщины должны были не только заботиться о воспитании детей, но и выполнять домашнюю работу, а также идти в поле и косить наравне с мужчинами.

ПРОБЛЕМАТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ ВЕЧНОЕ ТЕРПЕНИЕ МАТЕРИНСТВО НЕВЫНОСИМОЕ БРЕМЯ ТРУДА Женщины смиренно принимают свой жребий и переносят свою тяжкую долю на ребенка. Все, что он может узнать о жизни от матери, заключается в печальном возгласе поэта: «Пой ему песню о вечном терпении!» Несмотря на то, что героиня уже «из сил выбивается», при одном лишь крике ребенка она бежит так, что «растрепалися косыньки». Несмотря на страдания и заботы, мать всегда помнит о своем малыше и стремится ему помочь. Поэтому автор называет ее: «Многострадальная мать». РАВНОДУШИЕ К СЕБЕ Автор описывает, в каких условиях работают люди. Женщина недавно родила, еще не восстановилась полностью, а ей уже приходится орудовать косой на жаре и в облаке жалящих насекомых. Героиня порезалась, но даже не унимает кровь и бежит по делам. Пренебрежение к себе может привести к тяжелым последствиям. Такими темпами ребенок останется сиротой, ведь автор отмечает, что женщины вянут до времени.

ПРОБЛЕМАТИКА

СТИХОТВОРЕНИЯ

ВЕЧНОЕ ТЕРПЕНИЕ

МАТЕРИНСТВО

НЕВЫНОСИМОЕ БРЕМЯ ТРУДА

Женщины смиренно принимают свой жребий и переносят свою тяжкую долю на ребенка. Все, что он может узнать о жизни от матери, заключается в печальном возгласе поэта: «Пой ему песню о вечном терпении!»

Несмотря на то, что героиня уже «из сил выбивается», при одном лишь крике ребенка она бежит так, что «растрепалися косыньки». Несмотря на страдания и заботы, мать всегда помнит о своем малыше и стремится ему помочь. Поэтому автор называет ее: «Многострадальная мать».

РАВНОДУШИЕ

К СЕБЕ

Автор описывает, в каких условиях работают люди. Женщина недавно родила, еще не восстановилась полностью, а ей уже приходится орудовать косой на жаре и в облаке жалящих насекомых.

Героиня порезалась, но даже не унимает кровь и бежит по делам. Пренебрежение к себе может привести к тяжелым последствиям. Такими темпами ребенок останется сиротой, ведь автор отмечает, что женщины вянут до времени.

БЫТ И НРАВЫ ДЕРЕВНИ. Мы узнаем, как живут крестьянки, что пьют, чем заняты. Описание жизни, наполненное подробностями, погружает нас с народную жизнь. Можно заметить, что всё стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» пронизано чувствами боли, отчаяния и безысходности.

БЫТ И НРАВЫ ДЕРЕВНИ.

Мы узнаем, как живут крестьянки, что пьют, чем заняты. Описание жизни, наполненное подробностями, погружает нас с народную жизнь.

Можно заметить, что всё стихотворение «В полном разгаре страда деревенская» пронизано чувствами боли, отчаяния и безысходности.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (страда деревенская, долюшка женская, русское племя, ширь поднебесная, бедная баба, косуля тяжелая, «слёзы солёные», «ноженька голая», «бедная баба» и другие ЭПИТЕТЫ («слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты», «вянешь до времени» и другие помогают создать целостную картину непростой крестьянской судьбы МЕТАФОРЫ Главная мысль стихотворения подчеркивается благодаря употреблению просторечий: долюшка, баба, косуля, жбан, квасок и д.т. ПРОСТОРЕЧИЯ Неологизм «всевыносящий» выражает безграничность терпения народа. НЕОЛОГИЗМ передает всю неумолимость ошалевших насекомых: «Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!» ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ страда деревенская, долюшка женская, равнина безлесная и т д. ИНВЕРСИИ Большое количество восклицаний подчеркивает гнев автора по поводу женской доли, а несколько риторических вопросов показывают сложность борьбы с такой расстановкой сил в России. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

(страда деревенская, долюшка женская, русское племя, ширь поднебесная, бедная баба, косуля тяжелая, «слёзы солёные», «ноженька голая», «бедная баба» и другие

ЭПИТЕТЫ

(«слёзы и пот канут в жбан и будут выпиты», «вянешь до времени» и другие помогают создать целостную картину непростой крестьянской судьбы

МЕТАФОРЫ

Главная мысль стихотворения подчеркивается благодаря употреблению просторечий: долюшка, баба, косуля, жбан, квасок и д.т.

ПРОСТОРЕЧИЯ

Неологизм «всевыносящий» выражает безграничность терпения народа.

НЕОЛОГИЗМ

передает всю неумолимость ошалевших насекомых: «Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!»

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

страда деревенская, долюшка женская, равнина безлесная и т д.

ИНВЕРСИИ

Большое количество восклицаний подчеркивает гнев автора по поводу женской доли, а несколько риторических вопросов показывают сложность борьбы с такой расстановкой сил в России.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В чём смысл заключительных строк стихотворения? (письменно ответить на вопрос, записать ответ в тетрадь)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • В чём смысл заключительных строк стихотворения? (письменно ответить на вопрос, записать ответ в тетрадь)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!