СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен обобщающий материал по теме "Образы крестьян", а также по тематике и проблематике поэмы.

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"»

Н. А. Некрасов   Поэма  «Кому на Руси жить хорошо» Иванова А.В.

Н. А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Иванова А.В.

 Венцом творчества Некрасова является народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60–70-е годы XIX в. В этом монументальном произведении поэт создал широкую панораму дореформенной и пореформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране. Это картина жизни крестьянской России, где на каждом шагу ещё памятны крепи помещика, но уже возникает вольный дух подымающегося на борьбу за свои права крестьянства.  В поэме показаны основные черты современной действительности, раскрыто противоречие между интересами народа и эксплуататорской сущностью самодержавно-помещичьего строя, задерживавшего развитие страны. Иванова А.В.

Венцом творчества Некрасова является народная эпопея «Кому на Руси

жить хорошо», написанная в 60–70-е годы XIX в. В этом

монументальном произведении поэт создал широкую панораму

дореформенной и пореформенной России, показал те перемены,

которые произошли в стране. Это картина жизни крестьянской

России, где на каждом шагу ещё памятны крепи помещика, но уже

возникает вольный дух подымающегося на борьбу за свои права

крестьянства.

В поэме показаны основные черты современной действительности,

раскрыто противоречие между интересами народа и эксплуататорской

сущностью самодержавно-помещичьего строя, задерживавшего развитие

страны.

Иванова А.В.

«Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ». Иванова А.В.
  • «Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ».

Иванова А.В.

Смысл названия  «Кому на Руси жить хорошо»  Название поэмы нацеливает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно «хорошо жить» на Руси и кто может претендовать на звание «счастливого».   Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.  Главная мысль поэмы - отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции. Иванова А.В.

Смысл названия «Кому на Руси жить хорошо»

  • Название поэмы нацеливает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно «хорошо жить» на Руси и кто может претендовать на звание «счастливого».
  •   Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.
  • Главная мысль поэмы - отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.

Иванова А.В.

Две главные проблемы поэмы   Основное содержание поэмы складывается из взаимодействия и развития двух проблем.   1. Проблема народного счастья, выраженная в форме тревожного вопроса из стихотворения «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этот важнейший вопрос решается в поэме всем содержанием и тревожит и семерых мужиков, и Гришу Добросклонова, и автора, и десятки других героев. Этот вопрос, вынесенный в заглавие, порождает споры и думы о счастье и является основной темой поэмы.    2. Проблема народного самосознания, выраженная строкой: «Ты проснешься ль исполненный сил?..» (из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»). Этот вопрос является идейным стержнем поэмы. На нем сосредоточились все усилия революционной демократии, стремящейся пробудить народ к сознательной, организованной гражданской борьбе. Этот вопрос пронизывает всю лирику Некрасова.

Две главные проблемы поэмы 

  • Основное содержание поэмы складывается из взаимодействия и развития двух проблем. 1. Проблема народного счастья, выраженная в форме тревожного вопроса из стихотворения «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этот важнейший вопрос решается в поэме всем содержанием и тревожит и семерых мужиков, и Гришу Добросклонова, и автора, и десятки других героев. Этот вопрос, вынесенный в заглавие, порождает споры и думы о счастье и является основной темой поэмы.  2. Проблема народного самосознания, выраженная строкой: «Ты проснешься ль исполненный сил?..» (из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»). Этот вопрос является идейным стержнем поэмы. На нем сосредоточились все усилия революционной демократии, стремящейся пробудить народ к сознательной, организованной гражданской борьбе. Этот вопрос пронизывает всю лирику Некрасова.
Тема социального и духовного рабства  Образы крестьян  Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после освобождения. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: « Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана ».  Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ.  Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Иванова А.В.

Тема социального и духовного рабства Образы крестьян

  • Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после освобождения. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: « Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана ».
  • Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение,
  • воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ.
  • Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов.

Иванова А.В.

Крестьяне-холопы Люди холопского звания \Сущие псы иногда: \Чем тяжелей наказания, \Тем им милей господа.  Крестьяне-холопы - это духовные лакеи, отравленные ядом рабства, человеческое достоинство их убито веками крепостничества. Они готовы целовать руку, бьющую их: « Люди холопского звания сущие псы иногда. Чем тяжелей наказание, тем им милей господа ».  К холопам относятся лакей князя Утятина Ипат, восторгающийся своим барином. Лакей князя Переметьева в главе «Счастливые», хвастающий своей дворянской болезнью — подагрой. Яков Верный — холоп примерный , который повесился, чтобы отомстить барину за несправедливое отношение.  Глеб — староста , продавший за деньги «Вольную» 8 тыс. крестьян.  «Грех» предательства — тягчайшее преступление перед народом, которое повергло слушающих крестьян в уныние, воплощенное в песне «Голодная», и которое рассеял Гриша, объяснив, что всему виною «крепь».

Крестьяне-холопы

Люди холопского звания \Сущие псы иногда: \Чем тяжелей наказания, \Тем им милей господа.

  • Крестьяне-холопы - это духовные лакеи, отравленные ядом рабства, человеческое достоинство их убито веками крепостничества. Они готовы целовать руку, бьющую их: « Люди холопского звания сущие псы иногда. Чем тяжелей наказание, тем им милей господа ».
  • К холопам относятся лакей князя Утятина Ипат, восторгающийся своим барином. Лакей князя Переметьева в главе «Счастливые», хвастающий своей дворянской болезнью — подагрой. Яков Верный — холоп примерный , который повесился, чтобы отомстить барину за несправедливое отношение.
  • Глеб — староста , продавший за деньги «Вольную» 8 тыс. крестьян.
  • «Грех» предательства — тягчайшее преступление перед народом, которое повергло слушающих крестьян в уныние, воплощенное в песне «Голодная», и которое рассеял Гриша, объяснив, что всему виною «крепь».
Крестьяне-правдоискатели  В прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.  Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.  Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют своё отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам. Иванова А.В.

Крестьяне-правдоискатели

  • В прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.
  • Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.

Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют своё отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам.

Иванова А.В.

Пролог Сошлися — и заспорили:  Кому живется весело,  Вольготно на Руси?  Роман сказал: помещику,  Демьян сказал: чиновнику,  Лука сказал: попу.  Купчине толстопузому! —  Сказали братья Губины,  Иван и Митродор.  Старик Пахом потужился  И молвил, в землю глядючи:  Вельможному боярину,  Министру государеву.  А Пров сказал: царю... Иванова А.В.

Пролог

  • Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...

Иванова А.В.

Яким Нагой  Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своём путешествии. В деревне Босове Яким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт!.. Иванова А.В.

Яким Нагой

  • Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своём путешествии.
  • В деревне Босове Яким
  • Нагой живёт,
  • Он до смерти работает,
  • До полусмерти пьёт!..

Иванова А.В.

Яким Нагой С ним случай был: картиночек  Он сыну накупил,  Развешал их по стеночкам  И сам не меньше мальчика  Любил на них глядеть.  Пришла немилость божия,  Деревня загорелася —  А было у Якимушки  За целый век накоплено  Целковых тридцать пять.  Скорей бы взять целковые,  А он сперва картиночки  Стал со стены срывать;  Жена его тем временем  С иконами возилася,  А тут изба и рухнула —  Так оплошал Яким!..  На примере Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадёжности.  Яким живёт той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом: Яким готов постоять за свои права, в нём нет ничего холуйского, он честный труженик, оберегающий своё человеческое достоинство. Иванова А.В.

Яким Нагой

С ним случай был: картиночек Он сыну накупил, Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика Любил на них глядеть. Пришла немилость божия, Деревня загорелася — А было у Якимушки За целый век накоплено Целковых тридцать пять. Скорей бы взять целковые, А он сперва картиночки Стал со стены срывать; Жена его тем временем С иконами возилася, А тут изба и рухнула — Так оплошал Яким!..

  • На примере Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадёжности.
  • Яким живёт той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом: Яким готов постоять за свои права, в нём нет ничего холуйского, он честный труженик, оберегающий своё человеческое достоинство.

Иванова А.В.

Яким Нагой Работаешь один,  А чуть работа кончена,  Гляди, стоят три дольщика:  Бог, царь и господин!   У каждого крестьянина  Душа что туча черная —  Гневна, грозна, — и надо бы  Громам греметь оттудова,  Кровавым лить дождям,  А все вином кончается.  Пошла по жилам чарочка —  И рассмеялась добрая  Крестьянская душа! Нет меры хмелю русскому.  А горе наше меряли?  Работе мера есть?  Вино валит крестьянина,  А горе не валит его?  Работа не валит?  Мужик беды не меряет,  Со всякою справляется,  Какая ни приди…  Мужик, трудясь, не думает,  Что силы надорвет.  Так неужли над чаркою  Задуматься, что с лишнего  В канаву угодишь?   Иванова А.В.

Яким Нагой

Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

  • У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Пошла по жилам чарочка — И рассмеялась добрая Крестьянская душа!

Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть? Вино валит крестьянина, А горе не валит его? Работа не валит? Мужик беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди… Мужик, трудясь, не думает, Что силы надорвет. Так неужли над чаркою Задуматься, что с лишнего В канаву угодишь?

Иванова А.В.

Савелий,  «богатырь святорусский»  В образе Савелия воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное благородство и мужество.  Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и жестоко притеснявшим их. За это он понёс тяжкую кару — каторгу, поселение в Сибирь, жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся.  Отсутствие массового движения, разрозненность и стихийность вспышек народного гнева приводили к тому, что такие народные богатыри, как Савелий, оставались одиночками. Иванова А.В.

Савелий, «богатырь святорусский»

  • В образе Савелия воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное
  • благородство и мужество.
  • Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и жестоко притеснявшим их. За это он понёс тяжкую кару — каторгу, поселение в Сибирь, жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся.
  • Отсутствие массового движения, разрозненность и стихийность вспышек народного гнева приводили к тому, что такие народные богатыри, как Савелий, оставались одиночками.

Иванова А.В.

И тут настала каторга  Корёжскому крестьянину —  До нитки разорил!... Его «клейменым, каторжным»  Честил родной сынок.  Савелий не рассердится.  Уйдет в свою светелочку,  Читает святцы, крестится,  Да вдруг и скажет весело:  «Клейменый, да не раб!»… У немца — хватка мертвая:  Пока не пустит по миру,  Не отойдя сосет! —    «Как вы терпели, дедушка?»  — А потому терпели мы,  Что мы — богатыри…. Цепями руки кручены,  Железом ноги кованы,  Спина... леса дремучие  Прошли по ней — сломалися.  А грудь? Илья-пророк  По ней гремит — катается  На колеснице огненной...  Всё терпит богатырь!...   Иванова А.В.

И тут настала каторга Корёжскому крестьянину — До нитки разорил!...

  • Его «клейменым, каторжным» Честил родной сынок. Савелий не рассердится. Уйдет в свою светелочку, Читает святцы, крестится, Да вдруг и скажет весело: «Клейменый, да не раб!»…

У немца — хватка мертвая: Пока не пустит по миру, Не отойдя сосет! —

«Как вы терпели, дедушка?» — А потому терпели мы, Что мы — богатыри….

Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина... леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит — катается На колеснице огненной... Всё терпит богатырь!...

Иванова А.В.

Осьмнадцать лет терпели мы.  Застроил немец фабрику,  Велел колодец рыть.  Вдевятером копали мы,  До полдня проработали,  Позавтракать хотим.  Приходит немец: «Только-то?..»  И начал нас по-своему,  Не торопясь, пилить.  Стояли мы голодные,  А немец нас поругивал  Да в яму землю мокрую  Пошвыривал ногой. Была уж яма добрая...  Случилось, я легонечко  Толкнул его плечом,  Потом другой толкнул его,  И третий... И немец в яму бухнулся,  Кричит: «Веревку! лестницу!»  Мы девятью лопатами  Ответили ему… Савелий,  «богатырь святорусский » — А немец как ни властвовал.  Да наши топоры  Лежали — до поры! Иванова А.В.

Осьмнадцать лет терпели мы. Застроил немец фабрику, Велел колодец рыть. Вдевятером копали мы, До полдня проработали, Позавтракать хотим. Приходит немец: «Только-то?..» И начал нас по-своему, Не торопясь, пилить. Стояли мы голодные, А немец нас поругивал Да в яму землю мокрую Пошвыривал ногой.

Была уж яма добрая... Случилось, я легонечко Толкнул его плечом, Потом другой толкнул его, И третий...

И немец в яму бухнулся, Кричит: «Веревку! лестницу!» Мы девятью лопатами Ответили ему…

Савелий, «богатырь святорусский »

А немец как ни властвовал. Да наши топоры Лежали — до поры!

Иванова А.В.

Ермил Гирин  По мнению знающих его, Ермил — счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик, Гирин занимается полезным делом — содержит мельницу, на которой работает, не обманывая крестьян.  Он не обладает высоким чином или несметным богатством. Всё, чем выделяется Ермил,— это честность и благородство. — А кто такой Ермил? Князь, что ли, граф сиятельный? — Не князь, не граф сиятельный, А просто он — мужик! Иванова А.В.

Ермил Гирин

По мнению знающих его, Ермил — счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик, Гирин занимается полезным делом — содержит мельницу, на которой работает, не обманывая крестьян.

Он не обладает высоким чином или несметным богатством. Всё, чем выделяется Ермил,— это честность и благородство.

А кто такой Ермил?

Князь, что ли, граф сиятельный?

Не князь, не граф сиятельный,

А просто он — мужик!

Иванова А.В.

Ермил Гирин  Примерно в двадцать лет Ермил Гирин состоял писарем в конторе. Он не имел особых полномочий, однако рад был помочь неграмотным крестьянам.  С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному человеку, который, по словам крестьян, который, по словам крестьян, В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил… Иванова А.В.

Ермил Гирин

Примерно в двадцать лет Ермил Гирин состоял писарем в конторе. Он не имел особых полномочий, однако рад был помочь неграмотным крестьянам.

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному человеку,

который, по словам крестьян,

который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

Иванова А.В.

Благодаря «дорожному» сюжету автор поэмы показывает нам море народной жизни, разные типы крестьян: бунтарей («клеймёный, но не раб» Савелий, богатырь святорусский, Матрёна Тимофеевна Корчагина, его невестка), праведников (Ермила Гирин), измождённых людей, но с непокорным нравом (Яким Нагой), рабов (Ипат); помещиков (князь Утятин — «последыш», Оболт-Оболдуев), священников и, наконец, народного заступника — Гришу Добросклонова. Иванова А.В.

Благодаря «дорожному» сюжету автор поэмы показывает нам море народной жизни, разные типы крестьян: бунтарей («клеймёный, но не раб» Савелий, богатырь святорусский, Матрёна Тимофеевна Корчагина, его невестка), праведников (Ермила Гирин), измождённых людей, но с непокорным нравом (Яким Нагой), рабов (Ипат); помещиков (князь Утятин — «последыш», Оболт-Оболдуев), священников и, наконец, народного заступника —

Гришу Добросклонова.

Иванова А.В.

Гриша Добросклонов Предназначение Гриши Добросклонова — идти к «униженным и обиженным». Судьба готовит ему нелёгкий путь: «чахотку и Сибирь». Но именно он способен отыскать своё счастье на Руси. Гриша утверждает, что сердце народное — золото. Из его уст звучат песни, рассказывающие о крестьянской жизни: «Весёлая», «Доля народа», «В минуту унынья, о родина-мать...», «Бурлак», «Русь». Иванова А.В.

Гриша Добросклонов

Предназначение Гриши Добросклонова — идти к «униженным и обиженным». Судьба готовит ему нелёгкий путь: «чахотку и Сибирь». Но именно он способен отыскать своё счастье на Руси. Гриша утверждает, что сердце народное — золото. Из его уст звучат песни, рассказывающие о крестьянской жизни: «Весёлая», «Доля народа», «В минуту унынья, о родина-мать...», «Бурлак», «Русь».

Иванова А.В.

Гриша Добросклонов

Семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка,

жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Рано осиротевший, он учится в семинарии, не теряя связь с бедным крестьянством.

Лучшие черты его морально-психологического облика: связь с землей, тяга к знаниям, оптимизм, уважение к труду и готовность к самопожертвованию. Можно не иметь внешнего покоя и богатства, но если иметь достойную цель и внутреннюю уверенность в себе, то это делает человека счастливым и сильным. Счастье как соучастие в жизни людей и следование благородным целям —к этому ведет Некрасов героев и читателей.

Цель Гриши — не политическая революция, а внесение в народ сознания его значения и величия, т. е. цель просветительская. Образ Гриши — это особый тип революционера-демократа 70-х годов XIX века.

Запомнил Гриша песенку И голосом молитвенным Тихонько в семинарии, Где было тёмно, холодно, Угрюмо, строго, голодно, Певал — тужил о матушке И обо всей вахлачине, Кормилице своей. И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась, — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет.

Иванова А.В.

Образом Григория Некрасов отвечал на вопрос: что делать борцу за народные интересы?

Средь мира дольнего Для сердца вольного     Есть два пути…

Русь

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждомукрестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».

Одна просторная — Дорога торная,     Страстей раба, По ней громадная, К соблазну жадная     Идет толпа… Другая — тесная Дорога, честная,     По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные,     На бой, на труд…

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается, —

Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием отдать жизнь за родину:

Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая…

Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!...

Слышал он в груди своей звуки необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного!..

Иванова А.В.

Проблема счастья  Н.А. Некрасов строит поэму «Кому на Руси жить хорошо » как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Названия деревень, в которых живут эти мужички, говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Неелово, Разутово.  Герои Некрасова отправляются в странствия по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси». Сам факт зарождения такого вопроса в недрах народного самосознания свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужички убеждаются, что вольготно, весело живется, конечно же, богатым, удел же их братьев–крестьян – тяжкий труд и заботы.  Но они приходят к осознанию истины: счастье заключается не в материальном достатке, не в богатстве; что есть другие ценности: чистая совесть, семья, правда, борьба за благо народа. Иванова А.В.

Проблема счастья

Н.А. Некрасов строит поэму «Кому на Руси жить хорошо » как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Названия деревень, в которых живут эти мужички, говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Неелово, Разутово.

Герои Некрасова отправляются в странствия по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси». Сам факт зарождения такого вопроса в недрах народного самосознания свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужички убеждаются, что вольготно, весело живется, конечно же, богатым, удел же их братьев–крестьян – тяжкий труд и заботы.

Но они приходят к осознанию истины: счастье заключается не в материальном достатке, не в богатстве; что есть другие ценности: чистая совесть, семья, правда, борьба за благо народа.

Иванова А.В.

Афоризмы Н. А. Некрасова То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ. Воля и труд человека Дивные дива творят. Кто живёт без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей. Иванова А.В.

Афоризмы Н. А. Некрасова

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ.

Воля и труд человека

Дивные дива творят.

Кто живёт без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Иванова А.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!