СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы в ответе за тех, кого приручили"(по рассказу Л.Андреева "Кусака")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы с открытием новых знаний,где можно научиться  анализировать текст, используя прием концепта, а также задания по читательской грамотности и метапредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«"Мы в ответе за тех, кого приручили"(по рассказу Л.Андреева "Кусака")»

Технологическая карта урока

Предмет: литература. Автор учебника: В.Я.Коровина

Класс: 7

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» по рассказу Леонида Андреева «Кусака»

Цели: -Помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.

-Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст.

-Создать условия для развития положительной мотивацию к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах.

-Содействовать развитию у учащихся чувства милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.




Тип урока: урок открытия нового знания

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.


Психологический настрой детей на урок.

Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

Участие в психологическом общении, самонастрой на работу

Л: нравственно-этическое оценивание.

Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

П: построение речевого высказывания.

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: оценка первичной интерпретации произведения.











Задание 1

-Ребята, у вас на столах карточки разного цвета: красная карточка равняется оценке-«отлично», желтая-«хорошо», белая –«удовлетворительно. В ходе работы на уроке вы будете брать себе в копилки ту карточку , на которую вы себя оцените, в конце урока мы суммируем количество набранных вами карточек и выведем итоговую оценку.

Подведение к теме урока

Итак, начинаем урок. Внимание на экран. (Фрагмент Ералаша)

- Кто является главной героиней фрагмента?

-А почему я выбрала именно этот фрагмент?

-Какие чувства вызвало у вас видео? С какими словами соотносятся у вас действия мальчика?


-Давайте выберем название темы урока, соотнеся ее с содержанием рассказа и ролика, объясните потом свой выбор.

«Мы в ответе за тех, кого приручили…» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«…Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…» (Л.Андреев)

«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей…» (Никитины)



-Запишем в тетради число и выбранную вами тему урока .


Жи постановка цели

-О чем мы должны поговорить на нашем уроке? Чему вы должны сегодня научиться? (анализировать произведение, давать характеристики героям и их поступкам, работать с текстом в группах)


-А еще нам нужно будет ответить на вопрос: «Почему так бывает, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным


Оценим свою работу на данном этапе, берите себе карточку нужного цвета.

Просмотр ролика

Ответы на вопросы

-Собака.

-Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака.

Жалость к собаке, сочувствие, бессердечность и безответственность мальчика


Выбирают тему и поясняют свой выбор




Анализировать рассказ, соотносить поведение героев и давать их характеристику



Л:нравственно-этическое оценивание.

Р: самостоятельно формулировать тему, проблему урока., целеполагание, планирование, рефлексия.

П: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания., излагать содержание прочитанного текста выборочно.


К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

III. Проверка домашнего задания и первичное изучение материала

Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.

Задание 2

Проверка домашнего задания и работа с текстом

-дома вы должны были дочитать рассказ Леонида Андреева «Кусака», и теперь, чтоб проверить, как вы запомнили его, выполним несколько заданий.

-у доски 2 ученика пишут план рассказа у доски, а остальные будут работать в группах, определяя, какой эпизод рассказа соответствует данному цветовому оттенку (черный, зеленый, красный, желтый), как их соотнести с содержанием текста? (Ч- в начале текста, З-при встрече с девочкой, К- в момент дружбы с людьми , Ж-при расставании с ними (по группам )И еще найдем в анализируемом вами эпизоде глаголы и прилагательные, показывающие состоянием Кусаки

-Какой предстаёт перед читателями собака?

-Есть ли у неё кличка? А как её зовут?

- Сравните состояние Кусаки до и после встречи с людьми?

-Какой прием использует здесь автор? (противопоставление, чтоб ярче показать изменения в собаке)

Подсчитаем свои результаты на данном этапе, взяв карточки нужного цвет за проделанную работу и активность.


Работают по заданиям в группах, обсуждают, анализируют текст.
















результаты

Л: жизненное, личностное самоопределение,

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией,

К. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний.


Работа с текстом

-Ребята, а для чего нужна в тексте природа? Это фон? (Нет, она передает состояние героини)

-Найдите описание времен года и подумайте, как это связано с настроением героини (эпитеты-прилагательные, глаголы)

-Ребята , давайте сейчас послушаем стихотворение и определим мысль, которую хотел донести до нас автор.

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?

Вы когда-нибудь видели столько печали?

Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.

Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..."

Или может Вы просто про это забыли ,

Когда Вам надоело и после утех

Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,

Хоть сомненья давно её гложут,

Что хозяин (какой бы он ни был) - ПРИДЁТ!

И на голову руку положит...

-Какая связь между стихотворением и сегодняшним рассказом?

Подсчитаем свои результаты на данном этапе, взяв карточки нужного цвета за вашу работу.

Физкультминутка


Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, участие в диалоге с автором.













результаты

Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Этап включения в систему знаний и повторения

Беседа по тексту

– Кто в рассказе все же задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».

– Но что решила мама? Правильно ли она поступила?(Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

Задание по читательской грамотности. Чтение и анализ публицистического текста.

-Я предлагаю сейчас вам поработать с другим материалом. У вас на столах лежат тексты, которые нужно прочитать, озаглавить, составить к нему план и придумать 1-2 вопроса другой группе.

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах - горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем! Горе у товарища - мы не спешим ему на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться,- мы снова проходим мимо. Преступно мало мы  говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность,……?    Е. Лайкова


-Давайте проверим, что у вас получилось (опрос по группам)


-Какие чувства, необходимые людям, вы назвали бы ключевыми в поведении человека после его прочтения статьи? (доброта, забота, сострадание, жалость)

Составление кластера (названные слова отразить на экране)

А все вместе-это слово «милосердие» (высветить это слово)


Давайте найдем определение этого слова в словаре (читают, на экране пояснение-лексич.работа)

МИЛОСЕ'РДИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять м. Взывать к милосердию. ◊

-А теперь посмотрите, какого слова из названных нами не хватало в финале распечатанного текста? То есть весь текст был о недостатке милосердия.

-Ребята, а как этот текст связан с рассказом «Кусака»? Какая же тема продолжается сегодня?


Подсчитаем свои баллы на данном этапе, выставим оценки, подняв карточки нужного цвета.

Беседа на нравственную тему

-Есть ли ситуации, описанные в прочитанном рассказе, статье и стихотворении в настоящее время? Почему этот вопрос актуален?

-Есть люди, которые приходят на помощь таким существам. как Кусака и героям прочитанных текстов. Это волонтеры. Волонтер — это человек, который безвозмездно помогает незащищенным слоям населения, животным. Отряды волонтеров трудятся везде, выполняя благотворительные, патриотические, социальные, ситуативные акции. Есть волонтеры и в Мордовии, и нашем городе, у нас в лицее 5 таких отрядов («Лидер», «Доброволец», «Кадетское братство», «Алгоритм»). Вы тоже можете стать волонтерами, совершать добрые дела. Какие добрые дела вы уже делаете? (субботники, помощь взрослым. Забота о бездомных животных)

Отвечают на вопросы и работают с текстом














Работают с публицистическим текстом, кластером


Дефицит милосердия( доброты)

1.брошенные собаки

2.недостаток доброты

3.отношение к меньшим братьям

4.собачий подвиг для человека


-почему выбрасывают на улицу животных?

-можно ли увеличить доброту?

-за что ценят собак?

Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретации произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания


Вывод. Л. Андреев пытается вразумить человека в том, что страдания не чужды живым существам, которых мы называем меньшими братьями.

-Как вы думаете, достигли мы поставленных задач? Как бы вы теперь ответили на наш проблемный вопрос?

Давайте составим Синквейн по теме урока

Д з. 1. составить выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;

2. – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»;

3. – написать счастливое завершение рассказа

Подсчитаем свои баллы на данном этапе, выставим оценки, подняв карточки нужного цвета.

-А теперь давайте посмотрим, каких карточек у вас оказалось больше. Если красных больше- вы заработали оценку 5, если желтых- 4, если зеленых-3 и вам стоит еще раз обратиться к тексту, чтоб его понять, а также стоит повышать свою активность. Теперь мы с вами заполним рефлексивные мишени, подписав которые, вы отразите полученную оценку и отметите ваше восприятие материала нашего урока.

- Кто был самым активным в группе на протяжении всего урока?

Подводят итоги, составляют синквейн, выставляют баллы, записывают домашнее задание

Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!