1.Этап мотивации Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний. | Психологический настрой детей на урок. Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» | Участие в психологическом общении, самонастрой на работу | Л: нравственно-этическое оценивание. Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование. П: построение речевого высказывания. К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: оценка первичной интерпретации произведения. Задание 1 | -Ребята, у вас на столах карточки разного цвета: красная карточка равняется оценке-«отлично», желтая-«хорошо», белая –«удовлетворительно. В ходе работы на уроке вы будете брать себе в копилки ту карточку , на которую вы себя оцените, в конце урока мы суммируем количество набранных вами карточек и выведем итоговую оценку. Подведение к теме урока Итак, начинаем урок. Внимание на экран. (Фрагмент Ералаша) - Кто является главной героиней фрагмента? -А почему я выбрала именно этот фрагмент? -Какие чувства вызвало у вас видео? С какими словами соотносятся у вас действия мальчика? -Давайте выберем название темы урока, соотнеся ее с содержанием рассказа и ролика, объясните потом свой выбор. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (Антуан де Сент-Экзюпери) «…Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…» (Л.Андреев) «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей…» (Никитины) -Запишем в тетради число и выбранную вами тему урока . Жи постановка цели -О чем мы должны поговорить на нашем уроке? Чему вы должны сегодня научиться? (анализировать произведение, давать характеристики героям и их поступкам, работать с текстом в группах) -А еще нам нужно будет ответить на вопрос: «Почему так бывает, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным?» Оценим свою работу на данном этапе, берите себе карточку нужного цвета. | Просмотр ролика Ответы на вопросы -Собака. -Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака. Жалость к собаке, сочувствие, бессердечность и безответственность мальчика Выбирают тему и поясняют свой выбор Анализировать рассказ, соотносить поведение героев и давать их характеристику | Л:нравственно-этическое оценивание. Р: самостоятельно формулировать тему, проблему урока., целеполагание, планирование, рефлексия. П: поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания., излагать содержание прочитанного текста выборочно. К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
III. Проверка домашнего задания и первичное изучение материала Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций. Задание 2 | Проверка домашнего задания и работа с текстом -дома вы должны были дочитать рассказ Леонида Андреева «Кусака», и теперь, чтоб проверить, как вы запомнили его, выполним несколько заданий. -у доски 2 ученика пишут план рассказа у доски, а остальные будут работать в группах, определяя, какой эпизод рассказа соответствует данному цветовому оттенку (черный, зеленый, красный, желтый), как их соотнести с содержанием текста? (Ч- в начале текста, З-при встрече с девочкой, К- в момент дружбы с людьми , Ж-при расставании с ними (по группам )И еще найдем в анализируемом вами эпизоде глаголы и прилагательные, показывающие состоянием Кусаки -Какой предстаёт перед читателями собака? -Есть ли у неё кличка? А как её зовут? - Сравните состояние Кусаки до и после встречи с людьми? -Какой прием использует здесь автор? (противопоставление, чтоб ярче показать изменения в собаке) Подсчитаем свои результаты на данном этапе, взяв карточки нужного цвет за проделанную работу и активность. | Работают по заданиям в группах, обсуждают, анализируют текст. результаты | Л: жизненное, личностное самоопределение, П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, К. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. | Работа с текстом -Ребята, а для чего нужна в тексте природа? Это фон? (Нет, она передает состояние героини) -Найдите описание времен года и подумайте, как это связано с настроением героини (эпитеты-прилагательные, глаголы) -Ребята , давайте сейчас послушаем стихотворение и определим мысль, которую хотел донести до нас автор. Вы смотрели бездомной собаке в глаза? Вы когда-нибудь видели столько печали? Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. Сколько боли, несчастья у ней за плечами. Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..." Или может Вы просто про это забыли , Когда Вам надоело и после утех Вы за ней двери дома закрыли? А она до сих пор верит людям и ждет, Хоть сомненья давно её гложут, Что хозяин (какой бы он ни был) - ПРИДЁТ! И на голову руку положит... -Какая связь между стихотворением и сегодняшним рассказом? Подсчитаем свои результаты на данном этапе, взяв карточки нужного цвета за вашу работу. Физкультминутка | Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, участие в диалоге с автором. результаты | Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Р: прогнозирование, рефлексия, оценка. П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
V. Этап включения в систему знаний и повторения | Беседа по тексту – Кто в рассказе все же задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала». – Но что решила мама? Правильно ли она поступила?(Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!) Задание по читательской грамотности. Чтение и анализ публицистического текста. -Я предлагаю сейчас вам поработать с другим материалом. У вас на столах лежат тексты, которые нужно прочитать, озаглавить, составить к нему план и придумать 1-2 вопроса другой группе. Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в их глазах - горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня ее недостает нам всем! Горе у товарища - мы не спешим ему на помощь. Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться,- мы снова проходим мимо. Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология- сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность,……? Е. Лайкова -Давайте проверим, что у вас получилось (опрос по группам) -Какие чувства, необходимые людям, вы назвали бы ключевыми в поведении человека после его прочтения статьи? (доброта, забота, сострадание, жалость) Составление кластера (названные слова отразить на экране) А все вместе-это слово «милосердие» (высветить это слово) Давайте найдем определение этого слова в словаре (читают, на экране пояснение-лексич.работа) МИЛОСЕ'РДИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять м. Взывать к милосердию. ◊ -А теперь посмотрите, какого слова из названных нами не хватало в финале распечатанного текста? То есть весь текст был о недостатке милосердия. -Ребята, а как этот текст связан с рассказом «Кусака»? Какая же тема продолжается сегодня? Подсчитаем свои баллы на данном этапе, выставим оценки, подняв карточки нужного цвета. Беседа на нравственную тему -Есть ли ситуации, описанные в прочитанном рассказе, статье и стихотворении в настоящее время? Почему этот вопрос актуален? -Есть люди, которые приходят на помощь таким существам. как Кусака и героям прочитанных текстов. Это волонтеры. Волонтер — это человек, который безвозмездно помогает незащищенным слоям населения, животным. Отряды волонтеров трудятся везде, выполняя благотворительные, патриотические, социальные, ситуативные акции. Есть волонтеры и в Мордовии, и нашем городе, у нас в лицее 5 таких отрядов («Лидер», «Доброволец», «Кадетское братство», «Алгоритм»). Вы тоже можете стать волонтерами, совершать добрые дела. Какие добрые дела вы уже делаете? (субботники, помощь взрослым. Забота о бездомных животных) | Отвечают на вопросы и работают с текстом Работают с публицистическим текстом, кластером Дефицит милосердия( доброты) 1.брошенные собаки 2.недостаток доброты 3.отношение к меньшим братьям 4.собачий подвиг для человека -почему выбрасывают на улицу животных? -можно ли увеличить доброту? -за что ценят собак? | Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретации произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания | Вывод. Л. Андреев пытается вразумить человека в том, что страдания не чужды живым существам, которых мы называем меньшими братьями. -Как вы думаете, достигли мы поставленных задач? Как бы вы теперь ответили на наш проблемный вопрос? Давайте составим Синквейн по теме урока Д з. 1. составить выборочный пересказ на тему «История Кусаки»; 2. – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»; 3. – написать счастливое завершение рассказа Подсчитаем свои баллы на данном этапе, выставим оценки, подняв карточки нужного цвета. -А теперь давайте посмотрим, каких карточек у вас оказалось больше. Если красных больше- вы заработали оценку 5, если желтых- 4, если зеленых-3 и вам стоит еще раз обратиться к тексту, чтоб его понять, а также стоит повышать свою активность. Теперь мы с вами заполним рефлексивные мишени, подписав которые, вы отразите полученную оценку и отметите ваше восприятие материала нашего урока. - Кто был самым активным в группе на протяжении всего урока? | Подводят итоги, составляют синквейн, выставляют баллы, записывают домашнее задание | Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания. К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. |