Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. Директора по УВР Цеева З.М. И.О.директора Мерзаканов М.Я.
МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв
____________/__________________ ______________/________________
Подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи
Приказ №____от _______2023 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
курс
«Мы любим русский язык»
для обучающихся 2 класса
Составила учитель начальных классов
Яхутлева А.З.
х.Хапачёв
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),
-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для обучающихся уровней НОО ООО от _____________
-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на 2023-2024 учебный год от ______________
-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели).
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Русский язык и литературное чтение». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка. Цели курса имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы: Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;
пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов. Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Обучающийся научится:
наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;
определять прямое и переносное значение слов;
употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;
выбирать слова, соответствующие предмету мысли. Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (12 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Словосочетание как строительный материал предложения.
Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.Составление плана.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста
Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов |
2 класс |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 11 ч |
2 | Язык в действии. | 12 ч |
3 | Секреты речи и текста. | 11 ч |
| Итого: | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема | Кол часов | По плану | По факту |
1 | Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 1 | | |
2 | Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 1 | | |
3 | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | 1 | | |
4 | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | 1 | | |
5 | Дом в старину: что как называлось. | 1 | | |
6 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. | 1 | | |
7 | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. | 1 | | |
8 | Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина | 1 | | |
9 | Выделяем голосом важные слова. | 1 | | |
10 | Роль логического ударения. | 1 | | |
11 | Как можно играть звуками | 1 | | |
12 | Звукопись в стихотворном художественном тексте | 1 | | |
13 | Где поставить ударение | 1 | | |
14 | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | | |
15 | Как сочетаются слова | 1 | | |
16 | Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов) | 1 | | |
17 | Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. | 1 | | |
18 | Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь. | 1 | | |
19 | Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
20 | Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) | 1 | | |
21 | Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | 1 | | |
22 | Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора. | 1 | | |
23 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 | | |
24 | Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | 1 | | |
25 | Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | 1 | | |
26 | Сопоставление текстов | 1 | | |
27 | Сопоставление текстов | 1 | | |
28 | Сравнивание текстов | 1 | | |
29 | Сравнивание текстов | 1 | | |
30 | Проект «Секреты речи». | 1 | | |
31 | Проект «Секреты речи». | 1 | | |
32 | Проект «Секреты речи». | 1 | | |
33-34 | Защита проеков. | 1 | | |
Итого: 34 |