СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы любим русский язык

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мы любим русский язык»


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. Директора по УВР Цеева З.М. И.О.директора Мерзаканов М.Я.

МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв

____________/__________________ ______________/________________

Подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи

Приказ №____от _______2023 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

курс

«Мы любим русский язык»



для обучающихся 2 класса











Составила учитель начальных классов

Яхутлева А.З.



х.Хапачёв

2023-2024 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),

-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для обучающихся уровней НОО ООО от _____________

-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на 2023-2024 учебный год от ______________

-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели).

Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Русский язык и литературное чтение». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка. Цели курса имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы: Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

Обучающийся научится:

  • различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;

  • пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов. Реализация содержательной линии «Язык в действии»

Обучающийся научится:

  • наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;

  • определять прямое и переносное значение слов;

  • употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;

  • выбирать слова, соответствующие предмету мысли. Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (12 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Словосочетание как строительный материал предложения.

Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)

Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.Составление плана.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

2 класс

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

11 ч

2

Язык в действии.

12 ч

3

Секреты речи и текста.

11 ч


Итого:

34 ч





Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол

часов

По плану

По факту

1

Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси:

оформление красной строки и заставок.

1



2

Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси:

оформление красной строки и заставок.

1



3

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы

современного русского алфавита.

1



4

Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

1



5

Дом в старину: что как называлось.

1



6

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в

старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.

1



7

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,

светец, лучина и т.

1



8

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы

традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина

1



9

Выделяем голосом важные слова.

1



10

Роль логического ударения.

1



11

Как можно играть звуками

1



12

Звукопись в стихотворном художественном тексте

1



13

Где поставить ударение

1



14

Смыслоразличительная роль ударения

1



15

Как сочетаются слова

1



16

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по

предупреждению ошибок в сочетаемости слов)

1



17

Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие

предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки.

1



18

Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и

письменная речь.

1



19

Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки.

Твердые и мягкие согласные звуки.

1



20

Вежливые слова.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить?

Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)

1



21

Как люди приветствуют друг друга.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1



22

Зачем людям имена.

Имена в малых жанрах фольклора.

1



23

Спрашиваем и отвечаем.

1



24

Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое

содержание).

1



25

Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое

содержание).

1



26

Сопоставление текстов

1



27

Сопоставление текстов

1



28

Сравнивание текстов

1



29

Сравнивание текстов

1



30

Проект «Секреты речи».

1



31

Проект «Секреты речи».

1



32

Проект «Секреты речи».

1



33-34


Защита проеков.

1






Итого: 34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!