СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мы юные эколята.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям. Теоретическая и практическая части программ адаптированы к местным условиям, образовательным потребностям и возрасту детей и подростков. Работа на земле укрепляет здоровье человека, снижает нервные перегрузки, сближает его с природой, нравственно обогащает. Позволяет развивать исследовательские навыки, вести увлеченный поиск новых способов выращивания и испытания не изученных еще видов и форм растений в местных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Мы юные эколята.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Хватовка

Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»





Педагогический совет

протокол № .2021г.



«Рассмотрено»

Руководитель МС/ МБОУ «СОШ с.Хватовка»

________/Давыденко ВА

«___»______2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ с.Хватовка»

_________/Мочалова ВВ./

«___» _____2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с.Хватовка»

_________/Спирлиева Н.Ю./

Приказ№

от «___» _____2021 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Мы юные эколята»



Направленность: научно- исследовательская

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 90 дней

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Автор- составитель:

Галкина Нина Васильевна,

учитель биологии











Хватовка, 2021

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 3

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.2. Цель и задачи программы: 5

1.3. Планируемые результаты реализации программы 5

1.4. Содержание программы 7

1.5. Формы аттестации и оценочные материалы 12

2. Комплекс организационно-педагогических условий 12

2.1.Материально-техническое обеспечение программы 12

2.2. Методические особенности реализации программы 13

2.3. Условия реализации программы. 14

2.4. Календарно-тематический план на летний период. 15

2.5. Список рекомендуемой литературы 20

Приложения 22

1. Общие требования безопасности 22

2. Требования безопасности перед началом занятий 22

3. Требования безопасности во время занятий 23

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях 23

5. Требования безопасности по окончании занятий 23





















  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Мы юные эколята»(далее –Программа) является программой естественно- научной направленности .

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019года № 467 « Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Направленность программы: естественно- научная.

Уровень программы: базовый уровень.

Актуальность программы:

 Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям. Теоретическая и практическая части программ адаптированы к местным условиям, образовательным потребностям и возрасту детей и подростков. Работа на земле укрепляет здоровье человека, снижает нервные перегрузки, сближает его с природой, нравственно обогащает. Позволяет развивать исследовательские навыки, вести увлеченный поиск новых способов выращивания и испытания не изученных еще видов и форм растений в местных условиях.


Целесообразность данной программы направлена на создание условий для самостоятельной работы обучающихся при минимальном участии педагога.

Отличительная особенность.  Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами на пришкольном участке и внутри школы, экологическим состоянием окружающей территории. Одной из форм совершенствования трудового, экологического и профориентационного воспитания являются практические работы на пришкольном участке и создание благоприятной среды в школе. Учащиеся получают возможность применения на практике теоретических знаний, полученных на уроке биологии и трудового обучения.

Новизна программы. Привлечение учащихся к внеурочной деятельности по озеленению территории дает возможность формировать социально-значимые компетенции, позволяет выпускникам рассчитывать на трудоустройство в муниципальных и фермерских хозяйствах. Выращивание однолетних и многолетних цветковых и овощных растений, древесно-кустарниковых пород способствует социальной адаптации обучающихся. Ведет к новому мировоззрению школьников, осознанию роли и места своей личности.

Адресат программы:обучающиесяввозрасте10–15лет.Численный состав группы 18-25человек.Приѐм в группы осуществляется без предварительного отбора при наличии желания ребѐнка.Зачисление проводится по заявлению.

Возрастные особенности обучающихся: программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей с различным уровнем подготовленности к занятиям.

Программа предполагает освоение вида деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста.

Объем программы: 60 часов.

Срок освоения программы: Программа является краткосрочной, рассчитана на реализацию в течение трех летних месяцев.

Формы и режим занятий:

Форма обучения: индивидуальная, групповая ( численный состав группы – до 25 человек, состав групп - переменный.)

Режим занятий: за 3 месяца обучения занятия проводятся 5 раз в неделю по 1 академическому часу.

    1. Цель и задачи программы:

Цель программы: социальная адаптация учащихся в условиях рыночной экономики. Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению и самореализации в сельском социуме.


Задачи программы:

  • Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщить знания учащихся об агротехнике овощных культур;

  • Обеспечить глубокие знания закономерностей растительных организмов с помощью опытов и наблюдений, проводимых на УОУ учащимися.

  • Закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

  • Давать возможность широко применять полученные знания, умения и навыки на практике.

  • Способствовать развитию самостоятельности школьников к проявлению ими инициативы.

  • Способствовать профессиональной направленности учащихся;

  • Приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;

  • Способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного и патриотического воспитания.


    1. Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты

1) первичные представления о экологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания об экосистеме пришкольного, как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования технологии возделывания овощных культур;

4) элементарные практические умения использования инструментов для определения количественных и качественных характеристик почвы, в том числе её экологических параметров;

5) первичные навыки нахождения информации о севооборотах, её использование;

6)начальные умения и навыки использования природоохранных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,

7) общие представления об экологи­ческих проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  1. Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

  1. Овладение практическими умениями и навыками закладки опытов и ведения фенологических наблюдений.

  2. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в сборе семян, моделировании цветников.

  3. Личностные результаты:

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению;

  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  7. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.



    1. Содержание программы


Учебный (тематический) план на летний период

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2 ч

1

Беседа,

Т.Б.

2.

Раздел 1.

Оценка экологического состояния пришкольного участка.


14 ч



опрос,

наблюдение,

измерение.

.

2.1

Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников


2


2.2

Показатели оценки экологического состояния (видовой состав растений; внешний вид растений; факторы, влияющие на жизнеспособность растений).


4


2.3

Внешний осмотр растений на пришкольном участке, подсчет нежизнеспособных особей, оценивание состояния почвы, выбор затененных и солнечных участков. Оценка влияния экзогенных факторов на экологическое состояние пришкольного участка (близость промышленных предприятий и автомобильных дорог).



5 ч

2.4

Правила оформления дневников наблюдений.

1 ч

1


2.5

Оформление дневников наблюдений.

2 ч


2 ч

3

Раздел 2.

«Где вершки, где корешки»

25



Выставка дневников,

опрос,

наблюдение

3.1

Почва. Виды почвы

2

1

1

3.2

Расчет земельной площади

Рыхление почвы. Разметка делянок



4

1

3

3.2

Посев свеклы Закладка опыта "Влияние площади питания на урожай свеклы "Бордо"

2

+

3.3

Посев моркови. Закладка опыта "Сортоизучение моркови Витаминная."

3

1

3.4

Полив, прополка, рыхление почвы.

6


6

3.5

Фенологические наблюдения

4


3.6

Оформление дневников наблюдений

2 ч


2 ч

3.7

Выставка дневников наблюдений. Подведение итогов

2 ч


4.

Раздел 3.

Волшебная радуга цветов


15ч

ч

Выставка работ, опрос,

наблюдение

4.1

Клумбы нашего двора.


4.2

Изучение растений на клумбах

4.3

Обработка почвы и посадка многолетних цветочных культур

4 ч

4.4

Моделирование цветников


2 ч

1

1 ч

4.5

Фотовыставка. Подведение итогов.

2 ч


2 ч

5

Раздел 4.

Мы хорошо потрудились.

+

4 ч

Выставка работ, опрос, наблюдение

5.1.

Сбор урожая лука.

1 ч

+

1 ч

5.2.

Сбор урожая зелени

1 ч

+

1 ч

5.3

Подготовка экспонатов к выставке.

1 ч

+

1 ч

5.4

Школьная выставка овощных и цветочных культур.

1 ч


1 ч

Итого:

60 ч






Содержание программы


Вводное занятие.(2час)

Теория. Ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика. Знакомство детей с рабочими инструментами (лопата, грабли, носилки, садовые ножницы и т.д.).Т.Б. инструкции. (Приложение 1)


Раздел 1 Оценка экологического состояния пришкольного участка(14ч).


Этап1. Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников(2ч).

Теория. Ознакомление с источниками информации: журналами, газетами, книгами, интернет-ресурсами по теме программы (знакомство с учебной и познавательной литературой по экологии, овощеводству, цветоводству, ландшафтному дизайну).


Этап 2. Оценка экологического состояния растений (9ч).

Теория. Показатели оценки экологического состояния (видовой состав растений; внешний вид растений; факторы, влияющие на жизнеспособность растений).

Практика. Внешний осмотр растений на пришкольном участке, подсчет нежизнеспособных особей, оценивание состояния почвы, выбор затененных и солнечных участков. Оценка влияния экзогенных факторов на экологическое состояние пришкольного участка (близость промышленных предприятий и автомобильных дорог).


Этап 3. Дневники наблюдения (5ч)

Теория.Правила оформления дневников наблюдений.

Практика. Оформления дневников наблюдений.


Раздел 2. «Где вершки, где корешки»(25ч)


Этап 1. Почва. Состав почвы (2ч)

Теория Почва. Виды почв.

Практика. Изучение почвы на овощном отделе.


Этап2. Обработка почвы. Разметка делянок.(6ч)

Теория. Расчет земельной площади.

Практика.Рыхление почвы. Разметка делянок.


Этап 3.Закладка опытов на овощном отделе(11ч)

Теория. Изучение правил сочетания видов растений и расположения их на участке, совместимые и несовместимые растения.

Практика. Посев свеклы Закладка опыта "Влияние площади питания на урожай свеклы "Бордо"

Посев моркови. Закладка опыта "Сортоизучение моркови Витаминная"


Этап 4.Фенологические наблюдения.(4ч)

Теория: Правила фенологических наблюдений

Практика: Оформление дневников наблюдений. Внесение данных наблюдений в таблицы


Этап 5.Выставка дневников наблюдений. Подведение итогов(2ч)


Раздел 3.Волшебная радуга цветов(15ч).


Этап 1. Клумбы нашего двора.(4ч)

Теория. Изучение видов клумб. Правила разбивки клумб.

Практика. Подготовка территории для новых клумб. Использование следующих инструментов: лопата, грабли, тачка. ТБ.


Этап 2. Изучение растений на наших клумбах.(3ч)

Теория.Виды растений, используемые на клумбах (однолетние, двулетние, многолетние). Бархатцы, космея, календула, цинния, цинерария, виола, георгины, розы, тюльпаны, нарциссы и т.д.

Практика.Отбор растений для сбора семян. Выбираем самые крепкие и хорошо развившиеся растения с крупными соцветиями.


Этап 3. Обработка почвы и посадка многолетних цветочных культур(4ч)

Теория. Изучение правил посадки многолетних растений делением куста.

Практика. рыхление почвы, внесение удобрений, посадка ирисов, флоксов, луковиц тюльпанов, лилии и др.


Этап 4.Моделирование цветников(2ч)

Теория. Использование метода моделирования. Примеры моделирования различных экосистем

Практика. Моделирование клумб с помощью компьютера.

Этап 5.Фотовыставка (2ч)

(фотографии цветущих растений пришкольного участка) Подведение итогов.


Раздел 4.Мы хорошо потрудились(4ч).


Этап 1. Сбор урожая .

Теория. Правила сбора урожая.

Практика. Сбор урожая лука, петрушки, укропа. Т.Б. при работе с инструментами.

Этап 2.Выставка овощных и цветочных культур.


    1. Формы аттестации и оценочные материалы
  • В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

  • рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

  • итоговый- проводится после завершения всей учебной программы.

Методы отслеживания успешности овладения содержанием программы:

При реализации программы используются методы и формы практико-ориентированного характера: практические работы на местности, лабораторные исследования, беседы, защита рефератов, проектов, учебно-исследовательских работ, которые учитывают индивидуальные интересы детей и подростков, а также игры, конкурсы, викторины, что значительно повышает интерес детей к работе на сельской усадьбе.



Формы подведения итогов реализации программы:

Формы текущей аттестации:

  • диалоги, импровизация, выставки работ.

Формы итоговой аттестации:

- фотовыставка;

-открытие коллективной выставки и участие в ней.


Организационно-педагогические условия реализации программы

2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Материально-техническое обеспечение программы

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходимо придерживаться следующих требований:

Требования к мебели:

Мебель стандартная, комплектная и имеет маркировку соответствующую ростовой группе. Стулья с мягкими покрытиями отсутствуют. Технические средства обучения, материалы, используемые для детского творчества, безопасны для здоровья детей.

Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую нанесена на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты размещены в первом ряду.

Требования к оборудованию учебного процесса:

В учебном кабинете оборудовано удобное рабочее место для педагогического работника: рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий, экспозиционные устройства, инструменты и приспособления в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.

Рабочее место педагогического работника оборудовано классной доской (с использованием мела), которая изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищается влажной губкой, износостойкая, имеет темный цвет и антибликовое покрытие. Классная доска имеет лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

В учебном кабинете оборудованы удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и наполняемости группы согласно санитарным требованиям.

Требования к оснащению учебного процесса:

Учебные кабинеты оснащены техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями, т. е. необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса по данному кружку в соответствии с действующими типовыми перечнями для общеобразовательных учреждений.


2.2. Методические особенности реализации программы

Учебная деятельность

Педагогическое обоснование содержания программы:

Занятия программы предусматривает получение знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения с одной деятельности на другую.

Методы обучения: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия)наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические методы (комментирование), репродуктивные методы, индуктивные методы, методы самостоятельной работы.

Методики/технологии обучения: сообщающие (информационно-иллюстративное), развивающее обучение.

Формы учебной работы: групповая, индивидуально–обособленная (самостоятельная работа).

Воспитывающая деятельность

Содержательные направления воспитательной работы: умственное направление (интеллектуальное), нравственное направление, эстетическое направление, трудовое направление.

Методы воспитания: убеждение (рассказ, беседа, разъяснение), метод положительного примера, метод контроля и самоконтроля.

Методики / технологии воспитания: сообщающие.

Формы воспитательной работы: групповая.

Развивающая деятельность

Содержательные направления развивающей деятельности: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Методы развития: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа (дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практическая работа.

Методики/технологии развития: сообщающие.



Учебно-методическое и информационное обеспечение программы



2.3. Условияреализациипрограммы.

Материально-техническоеобеспечение:

-кабинетразмеромвсоответствиисСанПин2.4.4.3172-14;

-столы и стулья для педагога и обучающихся в соответствии с СанПин2.4.4.3172-14;

-компьютерное оборудование;

-мультимедийноеоборудование;

-методическаялитература,справочники,видеоматериалы.



Инструменты для работы на пришкольном участке: рулетка, шпагат, колышки, грабли, мотыги, рыхлители, лейки, ведра.

Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, линейки, тетради, офисная бумага, клей, ножницы, файлы, папки.























2.4. Календарно-тематический план на летний период.


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

Место проведения занятия

Дата

Форма контроля




1-

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс

1.06

Мониторинг, предварительный контроль


3-

4.

Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников

2

групповая, индивидуально-обособленная



Учебный класс


2.06

Мониторинг,

текущий контроль

5.

Показатели оценки экологического состояния (видовой состав растений).

1

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс

3.06

Мониторинг,

текущий контроль

6.

Показатели оценки экологического состояния (внешний вид растений).

1

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс

4.06

Мониторинг,

текущий контроль

7.

Показатели оценки экологического состояния (факторы, влияющие на жизнеспособность растений).


1

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

8.

Внешний осмотр растений на пришкольном участке, подсчет нежизнеспособных особей.

1

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

9.

Внешний осмотр растений на пришкольном участке, подсчет нежизнеспособных особей.

1

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

периодический контроль

10.

Оценивание состояния почвы, выбор затененных и солнечных участков.

1

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

11-12

Оценка влияния экзогенных факторов на экологическое состояние пришкольного участка (близость промышленных предприятий и автомобильных дорог).


2

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

13

Правила оформления дневников наблюдений.

1

групповая, индивидуально-обособленная



учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

14-15

Оформление дневников наблюдений.

2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

16-17

Оформление дневников наблюдений.

2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

18

Почва. Виды почв.

1

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

19

Изучение состава почв на овощном отделе.

1

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

20-21

Распределение земельной площади.

2

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль








22-24

Рыхление почвы. Разметка делянок

3

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль








25-26.

Посев свеклы Закладка опыта "Влияние площади питания на урожай свеклы "Бордо". Полив.

2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

27.

Изучение    биологических особенностей и условий роста моркови.

1

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

28-29.

Посев моркови. Закладка опыта "Сортоизучение моркови "Витаминная".Полив.

2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

30-31.

Фенологические наблюдения .Полив.

2


групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

периодический контроль

32-33

Оформление дневников наблюдений

2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

периодический контроль






















34-35.

Выставка дневников наблюдений. Подведение итогов

2

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

рубежный контроль





























36-37

 Изучение видов клумб,. Правила разбивки клумб.


2


Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг, текущий контроль


38-39

Подготовка территории для новых клумб.

2

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг, текущий контроль




































40-41

Видовой состав цветников.

2

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг, текущий контроль









42-43.

Выбор растений для сбора семян

2


групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

44-47

Изучение правил посадки многолетних растений делением куста.

4

групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

48-50

Рыхление почвы, внесение удобрений.

3

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

51-52.

Посадка ирисов, флоксов, луковиц тюльпанов, лилии и др.


2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

53

Метод моделирования.


1

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

54.

Моделирование клумб.

1

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

текущий контроль

55-56.

Фотовыставка. Подведение итогов.

2

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг,

рубежный контроль

57

Сбор урожая лука

1

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг,

текущий контроль

58

Сбор урожая зелени

1

групповая, индивидуально-обособленная

Пришкольный

участок


Мониторинг, текущий контроль

59

Подготовка экспонатов к выставке

1

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс Пришкольный

участок


Мониторинг, текущий контроль

60

Выставка овощных и цветочных культур.


1

Творческая мастерская, групповая, индивидуально-обособленная

Учебный класс


Мониторинг, итоговый контроль










Календарный учебный график

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 1 июня по 30 августа

Количество учебных недель 16


















2.5. Список рекомендуемой литературы

Литература для учителя:
1.Баранчикова, Л. А. Озеленение пришкольной территории / Л.А. Баранчикова // Школа и производство. - 2004. - № 3. - С. 75-77.

2.Баранчикова, Л. А. Экологический дизайн пришкольной территории: тенистый сада уголок / Л.А. Баранчикова // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 34-41 : рис.

3.Бикметова, В. П. Положение об учебно-опытном участке / В.П. Бикметова, С.Л. Дюдяева, Т.П. Чичаева // Практика административной работы в школе. - 2013. - № 1 (88). - С. 5-7.
Об учебно-опытном участке, создаваемом для проведения в школе учебных и практических занятий по природоведению, биологии, технологии, общественно-полезному труду, опытнической и природоохранной работы. [Библиотека Хак. респ. института повышения квалификации].

4.Гужавина, Н. АЗимний сад в северной школе - зона тепла, романтики и творчества / Н.А. Гужавина // Директор школы. - 2007. - № 7. - С. 91-94.
О проекте "Зимний сад", который реализуется в рамках программы развития средней общеобразовательной школы N 39 г. Воркута. Модель воспитательного школьного пространства. [Библиотека ХГУ].

5.Кирилова, Л. С. Волшебство своими руками / Л.С. Кирилова // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 56-57 : ил.
Опыт работы по созданию пришкольных учебно-опытных участков, помогающих формированию у школьников интереса к живой природе и сельскохозяйственному труду. [Библиотека ХГУ].

6.Манаков, А. П. Учебно-опытное хозяйство с законченным циклом / Аркадий Петрович Манаков // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 87-89.
Предпрофильная подготовка школьного учебно-опытного хозяйства.

7.Папорков, М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке : пособие для учителей / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова. - М. : Просвещение, 1980. - 256 с.

8.Перелович, Н. ВОрганизация и оформление пришкольного участка / Н.В. Перелович, Р.А. Петросова, В.М. Назаренко // Биология в школе. - 2006. - № 7. - С.56-58.

9.Потапова, Э. А. Зеленая книга пришкольного участка / Э.А. Потапова // Биология в школе. - 2008. - № 5. - С. 33-40 .
Приводится поэтапная характеристика системной работы по изучению природы учащимися различных возрастных категорий.


10.Трофимова, А. Ф. Дизайн-проект учебного участка / А.Ф. Трофимова // Биология в школе. - 2005. - № 1. - С. 45-50.


Литература для обучающихся:
1.. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с.

2. Д.Кудрявцев «Как вырастить цветы» Москва «Просвещение» 1993

3. «Мой прекрасный сад» издательский дом «Бурда» подписка ноябрь 2007

4. Журнал «Приусадебное хозяйство» № 2 2007, №4 2008

5Ципин, И. Мой зеленый дом: проект гимназии № 1592 / И. Ципин // Искусство в школе. - 2012. - № 4. - С. 22-23 : ил.
Литература для родителей:

Литература для родителей:

1. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с.

2. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с.

3. Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго¬град, 2009.

4.Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с.

.5. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие(уроки мастерства) Пособие. Е.В. Тяглова . М.: Планета, 2010.

    1. Интернет-ресурсы:http://www.handly.ru/krasota/vidy_dizayna_dachnyh_uchastkov_foto

    2. http://www.vertumn.ru/gallery.htm

    3. http://www.fazenda-box.ru/256-dizajn-dachnyx-uchastkov-svoimi-rukami.html

    4. http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post117295255/

    5. http://www.wood-fantasy.ru/gard_dec.htm

    6. http://images.yandex.ru




















Приложения

Инструкция по правилам безопасности для учащихся

на пришкольном участке

1. Общие требования безопасности 

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

            1. Работать на учебном участке в халатах или перчатках.

            2. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями

            3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

            4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров

            5. Учащиеся, в возрасте 11-12 лет работают на участке 1 час, через каждые 15 минут работы 10 минутный перерыв, 13-15 лет работают 1 час с 5 минутным перерывом через каждые 20 минут.

            6. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

            7. Все работы выполнять после указания педагога, руководителя трудовой практики.

            8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

            9. Травмоопасность на учебном участке: солнечный удар, порезы и ушибы при работе с инвентарём, отравление ядохимикатами и т.п. веществами

2. Требования безопасности перед началом занятий

            1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ

            2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки.

            3. Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда

            4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от педагога.

            5. При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

 3. Требования безопасности во время занятий

            1. Приступить к работе после указания учителя.

            2. Лопату, грабли, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

            3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

            4. Прополку вести только инвентарём, но не руками.

            5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой.

            6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

            7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

            8. Проводить 10 минутный отдых в тени.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

            1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию педагога или руководителя работ.

            2. При травматизме обратиться за помощью к учителю.

            3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

 

5. Требования безопасности по окончании занятий

            1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

    2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю

            3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

            4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!