СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы без географии - нигде" (из опыта работы)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение географической номенклатуры - это работа по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием.

Просмотр содержимого документа
«"Мы без географии - нигде" (из опыта работы)»

27


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанский лицей»






«За страницей школьного учебника»


«Мы без географии - нигде»

(из опыта работы)


Яруллина Альбина Аликовна, учитель географии МБОУ «Черемшанский лицей»

















Черемшан 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………......…...3

Глава 1 Особенности изучения географической номенклатуры в школьных курсах географии…………………………………………………………….......3

1.1Географическая номенклатура ………………………………………....….3

    1. Географическая карта и работа с ней …………………………………….. 6

    2. Виды картографических приемов……………………………………...... ..9

Глава 2 Объем и содержание географической номенклатуры …....…………15

2.1 Методические рекомендации по изучению географической

Номенклатуры (из опыта работы)…………………………………………..…18

Заключение……………………………………………………….………...…...31

Список использованных источников.…………………………….………… ..32

Приложения



















Введение

География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, населения, экономики, а также формирующий умения в процессе учебной деятельности, ориентированные на освоение ценностей национальной и мировой культуры, формирование географического мышления.

А названия географических объектов формируют язык географии, с помощью которого можно легче всего рассказать о пространстве. Знакомство с любой территорией или картой начинается с изучения географической номенклатуры.

Изучение географической номенклатуры - это работа по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием.

Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Именно работа с картой создает условия в системе метапредметных связей в учебно-воспитательном процессе на уроках географии, которые будут способствовать развитию умственных способностей, мыслительной активности, познавательных интересов, самостоятельных суждений и понимания целостной картины мира.


Глава 1 Особенности изучения географической номенклатуры в школьных курсах географии


    1. Географическая номенклатура

Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она дает школьникам знания о природе Земли, населяющих ее народах, хозяйстве, то есть формирует представление об окружающем мире и является одновременно и естественным и гуманитарным предметом. А значит, основной целью географии в системе общего образования является познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину. А так же формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде [26].

Обучение географии в школе, как и других предметов, должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Отдельным моментом среди предметных результатов обучения географии выделяется «овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения». А это говорит о важности изучения географической номенклатуры в течение всего школьного курса. Знание географической карты в полной мере, а так же чтение и понимание географической карты, зависит от усвоения обучающимися географической номенклатуры.

Номенклатура - это перечень названий, терминов, употребляемых в какой-либо конкретной отрасли. Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения географических объектов.

Географическая номенклатура является одной из главенствующих частей структуры обязательного минимума содержания курсов географии. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы.

Все содержание учебного курса географии структурировано и при таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, то есть от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран. Следовательно, изучение и усвоение номенклатуры будет происходить поэтапно, в зависимости от изучаемой темы.

Например, в пятом классе, в начальном курсе, дети знакомятся с понятием физическая география, ее древнейшим изобретением человечества – географической картой, которая актуальна и в наши дни. При изучении темы географические открытия древности и средневековья, важнейшие географические открытия, открытия русских путешественников. Дети с помощью учителя выделяют в теме географические названия морей, океанов, гор, рек, стран, материков. И не просто выделяют, а учатся находить, правильно показывать на карте эти географические объекты.

Изучение номенклатуры в курсе географии 6 класса, связано в основном с изучением оболочек Земли, в процессе изучения которых, есть свои названия географических объектов. Некоторые объекты будут повторяться с курса пятого класса, но это имеет положительный момент – ведет к лучшему запоминанию тех или иных наименований.

Вся номенклатура, изучаемая в курсе 7 класса, связана с изучением материков. Особенностью является номенклатура, связанная с географическим положением материков (крайние точки материков). В 7 классе у детей уже должны быть сформированы навыки работы с картами, в том числе и с контурными. Поэтому изучение номенклатуры идет по шаблону, изученному в предыдущем классе.

От центра Азии и Кавказа до побережья Северного Ледовитого океана, от Балтийских берегов и до Тихого океана - это просторы нашей Родины. Физическая карта открывает эти просторы. И знание номенклатуры учащимися 8-9 классов - это знание, прежде всего, своей страны, своей Родины. Накопление знаний у детей идет по принципу снежного кома, то есть новая информация с каждым разом наслаивается на уже полученную ранее.

Карта является одним из основных составляющих в обучении географии. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы географическая карта как можно чаще была перед глазами учащихся. Например, полезно, чтобы стенная географическая карта постоянно висела в том классе, где ученики находятся на уроках. Важно, чтобы своя карта была у ученика и дома, на стене около его рабочего уголка (кроме атласа, который должен быть у каждого ученика таким же непременным пособием, как учебник).

Учитель, должен в соответствии с рабочей программой и с используемым учебником составить перечень географической номенклатуры для каждого класса (Приложение А).


1.2 Географическая карта и работа с ней

Значение географической карты определяется спецификой географической науки, основы которой изучаются в школе.

Важнейшим методом исследования в географической науке является картографический метод, школьники овладевают им в процессе работы с картой. Карта развивает мышление учащихся, служит основой для установления логических взаимосвязей, возникновения ассоциаций. Она позволяет осознать размеры нашей Земли, ее природные богатства, служит средством воспитания любви к Родине. Необходимость умений читать и понимать географические карты, определяется их широким применением в практической жизни.

Карта – это построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков; способ отображения действительности в виде пространственной модели.

Школьные географические карты созданы с учетом возраста учащихся, к ним предъявляются определенные требования генерализации изображаемого материала (отчетливо выражаются главные черты объектов и территории в целом, ограничивается наносимая номенклатура), обозримость (возможность обозрения изображения во всем многообразии, но как целостного образа), наглядность (заключается в близости мысленного образа к предмету), облегчающие восприятие. Карты отличаются яркой раскраской, объекты, нанесенные на стенную карту, должны быть видны и с последних парт [4].

Карта служит основой, к которой привязываются все географические знания. Она способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты трудно переоценить, она выполняет различные образовательные и воспитательные функции:

Во-первых, карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.

«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., - пишет проф. В. П. Буданов, - если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории» [2].

Во-вторых, главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства - ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности - вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии», - такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например, приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п. [2].

В-третьих, карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.

В-четвертых, карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу [2].

Таким образом, карта служит основой, к которой привязываются все географические знания. Она способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты трудно переоценить и она выполняет ряд различных образовательных и воспитательных функции: служит главным средством наглядности в географии; отражает сведения о размещении предметов на земной поверхности; языком условных символов отражает не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, их состояние, движение, развитие и изменение; способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

1.3 Виды картографических приемов

Знать карту — значит представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных географических объектов.
Однако ученики могут «знать» карту и не понимать того, что на ней изображено. Например, могут показывать названия географических объектов, прочно удерживая в памяти их положение на карте, не понимая картографического изображения самих объектов, к каким относятся эти названия. Карта в этом случае представляется просто ярко раскрашенной картиной, очень далекой от действительности. Для обучения прочному знанию карты должна применяться определенная система приемов, ведущих к поставленной цели [4]. Да и учителя по-разному относятся к изучению номенклатуры. Одни вообще не занимаются специально ее изучением, другие могут просто продиктовать обучающимся перечень географических названий на первом уроке изучения материка. Изучение географической номенклатуры, ровно как изучение любой другой категории знаний по географии, требует от учителя продуманной системы ее изучения.

В методике обучения географии используют разнообразные приемы, способствующие усвоению номенклатуры. В основном это формирование знаний географической номенклатуры у учащихся посредством картографических приемов. Географические знания, умения и навыки вырабатываются с помощью приемов учебной деятельности. Прием – это порядок, план, последовательность действий при работе с каким-либо источником информации. В данном случае мы рассматриваем различные приемы работы с картой на уроках географии как способ формирования знаний о географической номенклатуре. Это составление номенклатурных перечней с «привязками», ведение топонимических словарей, применение ассоциативных сравнений формы и величины объектов с какими-нибудь фигурами, нанесение номенклатуры на контурную карту, помещение на карту аппликаций, рассказ о происхождении названия, интересных фактах и событиях, связанных с объектом.

Ниже приведены некоторые приемы изучения географической номенклатуры. Теоретические приемы в изучении географической номенклатуры нацелены на запоминание определенной номенклатуры, путем ее сравнения и систематизации. С помощью этих приемов ученик может выучить географическую номенклатуру, предварительно классифицировав географические объекты по общему признаку, найдя сходства и различия между ними [1]. К таким приемам относят:

1) узнавание географического объекта по описанию: например, «старые горы, название которых в переводе означает «место, где есть золото», золотые горы» (горы Алтая);

2) найти лишнее - это перечень географических объектов, в котором один лишний: например, Нил, Конго, Миссури, Оранжевая. В данном случае, «лишним» объектом окажется Миссури, так как она находится в Северной Америке, а остальные объекты – в Африке.

Для определения уровня усвоения школьниками географической номенклатуры традиционно используют разные виды географического диктанта: диктанты по контурной карте (учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты); диктант «согласен – не согласен» (учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить, верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны) и другие.

Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.

Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний [2].

Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и  творчески их применять.

Географическая сетка, контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Все географические объекты, нанесённые на контурную карту, помогают не только ориентироваться, запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию символики карты, её содержания и методики оформления.

Требования, предъявляемые к работе с контурными картами.

  1. Записи ведутся простым карандашом, если не уверен в правильности выполнения задания или ручкой синего или фиолетового цвета.

  2. Обозначать объекты нужно условными знаками: горы – линией коричневого цвета, показывающей направление хребта; названия географических объектов (городов, вулканов, водохранилищ, вершин) вдоль параллелей; объекты, занимающие большие площади (равнины, моря, острова) подписываются по протяжённости.

3. Если объект, очень маленький, то можно поставить цифру, а в условных знаках указать его название.

4. Название и легенда карты – обязательны.

5. Контурная карта заполняется очень аккуратно, буквы должны быть маленькие и чёткие. Названия подписываются печатными буквами.

Чтобы запоминание номенклатуры учеником происходило наиболее полным образом, учитель должен вводить в свои уроки игровые приемы. Такие приемы способствуют улучшению запоминания материала, повышению концентрации внимания ученика и возрастанию его работоспособности. К тому же, с помощью данных приемов, у школьников повышается самооценка, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, приобретаются и закрепляются необходимые знания [5]. К таким игровым приемам изучения географической номенклатуры относят:

1) использование филворда – разновидность кроссворда, слова в котором читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу-вверх, могут произвольно «ломаться», но никогда не идут «по диагонали», и не пересекаются);

2) «Да-нет» - учитель загадывает географический объект, а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. К примеру, учитель может загадать такой географический объект, как озеро Байкал. Ученики в таком случае начнут задавать вопросы, начиная от самых глобальных (этот объект принадлежит к суше или к мировому океану? Это река? Море? Озеро?) заканчивая локальными (это озеро ледникового происхождение? Это озеро тектонического происхождения?). При использовании этого приема на уроке для проверки знаний, используется следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5-6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать;

3) «Географическая эстафета» - 2–3 ученика, передавая друг другу указку, как эстафетную палочку, называют и показывают на карте географические объекты. Возникает элемент соревнования в знаниях географической карты, учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру;

4) «Ассоциации» - учитель предлагает учащимся провести ассоциации с географическими объектами, например, Черное море напоминает боб, Апеннинский полуостров – сапог, Скандинавский – фигуру лежащего льва и т.п. Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты;

5) «Вспомни силуэт» - ученик должен узнать географический объект по его силуэту.

Хорошо сказывается на качестве запоминания эмоциональные приемы изучения номенклатуры. Они предполагают использование сказок, легенд, стихотворений и исторических событий на уроках географии. Например, использование сборника стихов А. Усачева «Занимательная география», среди которых такие стихотворения, как: «О Белом, Красном, Черном и Желтом море», «Материки», «Норвегия», «Карта Франции», «Покорителям географических вершин», «Ниагарский водопад» [6].

Например, для изучения месторасположение географических объектов стихотворение «Анды»:

«В Канаде и Мексике, / Чили и Перу/ Могучие горы растут – / Кордильеры. / Но в Южной Америке / Эти гиганты / Носят вторую фамилию / – Анды / Видно, / Не только поэтам одним / Свойственно брать себе/ Псевдоним!».

В качестве эмоциональных приемов учитель также может использовать легенды и мифы. Ученик, представляя Байкал старым дядюшкой, а Ангару – его дочерью, надолго запомнит названия этих географических объектов, сопоставляя им имена людей из мифа.

Для лучшего запоминания географической номенклатуры, учитель может использовать топонимику, которая объясняет происхождение названий объектов и прослеживает их историю. К примеру, ряд названий стран материка Южная Америка обязаны своим происхождением эпохе географических открытий. Имена государств, данные нидерландскими, испанскими, португальскими мореплавателями, звучат до сих пор. В честь Христофора Колумба названа страна Колумбия, в честь Америго Веспуччи названы два материка – Южная Америка и Северная Америка, в честь Фернана Магеллана был назван пролив, разделяющий материк от архипелага Огненная Земля [1].

Использование различных приемов в изучении географической номенклатуры необходимо, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности учащихся. Без них ученик будет испытывать определенные трудности при работе с картой, при определении географического положения различных явлений и объектов, при составлении связей особенностей географического положения с основными географическими положениями.

Таким образом, были выявлены конкретные, наиболее эффективные приемы изучения географической номенклатуры. Использование разнообразных приемов для усвоения географической номенклатуры, помогает в изучении географической карты и усвоении обязательного минимума содержания курсов географии. Педагогам следует расширять приемы и способы работы с картами. Учитель должен прикладывать максимум усилий, чтобы учащийся видел на карте что-то новое, идя следом за мыслью учителя, моделируя собственное восприятие мира.

Глава 2 Объем и содержание географической номенклатуры

В методике обучения географии при работе с картой предъявляется большое количество требований, которые можно свести к трем основным положениям: «читать карту», «знать карту», «понимать» карту.

Работа с картой в процессе обучения географии имеет цель — научить учеников понимать, читать и знать ее. В методической литературе нет достаточной ясности в определении понятий «понимание», «чтение» и «знание» карты, хотя все три термина часто употребляются. Между тем они определяют разные направления в работе с картой. Учитель должен их отчетливо различать, так как без этого нельзя сознательно и успешно руководить обучением.

Понимать карту — значит иметь картографические знания: знать, что такое карта, каковы ее свойства, содержание, назначение, что означает каждый условный знак на ней, как следует пользоваться картами и какая от этого польза.

Читать карту — это значит уметь по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, «видеть местность так, как она есть на самом деле» (В. П. Буданов), уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества [4].

Умение читать карту — более высокая ступень овладения картой, чем понимание особенностей построения карты. Можно знать азбуку картографии (условные знаки, масштаб, проекцию карты и т. д.), но не уметь ее читать. Для овладения чтением карты необходимы знания и картографические и географические, а также многократные упражнения с картами, так как чтение карт — это умение, а всякое умение, как известно, вырабатывается в результате упражнений.

Обучение чтению карты начинается уже в начальных классах, процессы приобретения картографических знаний, знаний по географии и чтения карты, тесно переплетаясь друг с другом, образуют неразрывное целое, развивающееся на всех этапах школьного образования. Карта сама служит богатым источником географических и картографических знаний, поэтому чтение карты — важный метод обучения географии [2].

Слово для ребенка существует как услышанное, увиденное, им самим произнесенное. Следовательно, уже на этапе знакомства с новым географическим названием обучающийся должен и услышать его четкое и правильное произнесенное учителем, и увидеть четкое и правильное написание на географической карте, на доске или в учебнике, и, наконец, написать его [3]. Обучающимся необходимо дать возможность произнести название, а в случаях введения новых и трудных географических названий (в курсе географии материков и океанов они встречаются в изобилии) не следует избегать их хорового проговаривания. Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Для быстрого нахождения географического объекта на карте используются сигнальные значки красного цвета. С их помощью учащиеся, сидящие за партами, быстрее зрительно запоминают местонахождение объекта на карте. Затем учащийся должен увидеть объект в его ближайшем окружении. Для этого нужно провести краткое местоположение объекта по отношению к другим объектам, сопровождая снова показом объекта на карте. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснять, где он находится. Таким образом, мобилизуется и зрительная, слуховая и мускульная память учащихся, возникает ряд ассоциаций, на основе которых и формируется знание географической номенклатуры.

При систематической работе с картой обучающиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории. А задача учителя – помочь осознать результат этой работы, то есть помочь осознать это знание. Но во все времена существовала и существует проблема - обучающимся трудно запомнить достаточно большое число географических названий, а учителю трудно проверить, как усвоили ученики номенклатуру. Индивидуальный устный опрос на уроке у карты занимает много времени, делая неэффективной работу остальных учащихся класса. Проведение зачетов во внеурочное время перегружает и рабочий день учителя, и учащихся.
Среди них есть способные дети, которые очень хорошо запоминают карту. Но для большинства детей процесс заучивания объектов на карте требует больших усилий и многократного повторения. Тем более, что количество объектов подлежащих запоминанию увеличивается от класса к классу, изменяется ранг объектов – от глобального к региональному и локальному [4].

Таким образом, знание географической номенклатуры является очень важным звеном в системе формирования практических умений чтения географической карты: измерение расстояний, установление пространственных соотношений территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, составление физико-географических и экономико-географических характеристик отдельных стран. Умение пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию способствует достижению общей цели географического образования: формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования.

2.1 Методические рекомендации по изучению географической номенклатуры (из опыта работы).

При изучении географии в школе не может быть урока, на котором бы не велась целенаправленная работа по овладению учащимися знаниями номенклатуры.

Нами проводилась работа по изучению особенностей использования приемов формирования знаний географической номенклатуры. Исследования данного вопроса проводились в МБОУ «Черемшанский лицей», совместно с учителем с большим педагогическим стажем. Мы работали с двумя 7-ми классами, которые немного отличались по уровню подготовки и успеваемости.

Работа с географической номенклатурой целесообразно проводить в несколько этапов:

1) ученики, работая с текстом учебника по той или иной теме, вычленяли из нее номенклатуру;

2) составляли список номенклатуры, встречающейся в источнике;

3) названия, которые необходимо было объяснить, задавались как отдельное небольшое задание. В процессе поиска необходимой информации, лучше и надолго запоминают названия некоторых географических объектов;

4) было обязательным определение местоположения географического объекта на карте по отношению к другим объектам.

Каждым учителем выбираются нaиболее эффективные, с его точки зрения, формы оргaнизaции учебной деятельности: индивидуaльнaя, коллективнaя, групповaя, которые aктивизируют способы сaмостоятельной познaвaтельной деятельности учaщихся.

Учителем на уроках применялись различные приемы для лучшего запоминания географических наименований. Для формирования географической номенклатуры сначала учитель, а затем учащиеся находили, показывали на карте и называли соответствующие картографические изображения. Ребенок должен любую информацию пропустить через себя. Поэтому уже на этапе знакомства с новым географическим названием учащиеся должны услышать его четкое и правильное произношение учителем, и увидеть четкое и правильное написание на географической карте, на доске или в учебном пособии, и, наконец, написать его. Запись обязательной номенклатуры в тетрадь велась в специально отведенный раздел «Географическая номенклатура». Иногда в случае введения трудных географических названий проводилось его хоровое проговаривание. Учитель соблюдал определенные правила показа, добиваясь этого же и от учащихся: показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка; ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; показ должен был быть неторопливым и точным, сопровождаться словесными указаниями; площадные объекты обводить по контуру, транспортные пути по линиям движения, реки – по направлению течения, горы – по направлению хребтов, города – по условному знаку.

Показ объектов на настенной карте сопровождался нахождением их каждым учеником в карте своего атласа. А каждую новую настенную карту учитель представлял учащимся¸ раскрывая ее назначение, содержание, знакомил с ее легендой, учил ею пользоваться. Но считается недостаточным то, что учащиеся в большинстве случаев видят карту только на уроках. Этого мало. Нужно вывешивать несколько карт для постоянного обозрения. В этом случае учащиеся могут проверить свои знания, опросив друг друга.

Географические диктанты являются ценным педагогическим средством в формировании знаний номенклатуры. В основном они применяются на этапах закрепления и проверки знаний и умений учащихся, особенно если изучаемый материал содержит много географической номенклатуры. Учитель использует следующие виды географических диктантов: цифровой, буквенный, картографический (Приложение Б).

Данная работа имеет большее значение, если учащимся предлагаются разные вопросы с последующим разбором ответов. При этом учитывается уровень подготовленности классов. Более «сильные» учащиеся способны отвечать на вопросы, опираясь только на мысленный образ, а другие используют карты атласа либо контурные карты [9].

На своих уроках учитель применяет индивидуальную, парную и групповую работу с картой. Индивидуальная работа заключается в том, что учащийся выполняет задания, которые предлагает ему учитель самостоятельно, находит объекты на карте, наносит их на контурную карту. Парная работа предполагает работу учащихся, сидящих за одной партой. Им можно предложить взаимоопрос по картам атласа, используя четные и нечетные номера. Примером групповой работы может быть прием, который используется для закрепления знаний географической номенклатуры: один учащийся выходит к настенной карте и показывает те объекты, показать которые просят его остальные учащиеся. При первой ошибке его место занимает следующий ребенок. Данный прием привносит элемент соревновательности, и ребята стараются не совершать ошибок. Интересно проходит работа в форме «Пчелиный улей», когда учащиеся задают друг другу вопросы по картам атласа. Идет напряженная работа. И в течение одной-двух минут учащиеся находят на карте большое количество объектов.

Перечисленные приемы способствуют формированию умений находить объект на карте, знать его пространственное размещение. Практикуются устные зачеты по картам. Этот прием позволяет очень быстро проверить знания географической номенклатуры учащимися и выставить им отметки. У многих обучающихся любимой формой работы на этапах закрепления и проверки знаний являются картографические викторины, например викторина «Самый-самый» (Приложение Б). Данный прием также привносит элемент соревновательности. В результате учащиеся учатся быстро и логически воспроизводить знания картографической номенклатуры, развивают ранее полученные умения в новой ситуации.

Дети, конечно же, отличаются друг от друга не только по уровню знаний и притязаний, но в первую очередь по своему индивидуальному своеобразию, характеру. Одним легче весь урок молчать и письменно отвечать на вопросы контрольной работы. Причем этот ребенок является отличником. А другим – показать себя у доски, поспорить с учителем, самому себе, доказывая, что не зря трудился.

Хотелось бы отметить, что прием «зазубривания» не стоит отсеивать, хотя в литературе она встречается в качестве малоэффективной. Не стоит отказываться от этого приема, потому как слабых учеников заставить выучить и рассказать материал, это целое искусство. А слабых учеников в любом классе предостаточно. И уже сейчас они говорят, что им это не нужно, в будущем не пригодится. Но как показывает история, в девятом классе, когда придет время выбирать предмет на ОГЭ, они резко поменяют свое мнение. Об этом говорится и на многих конференциях, где встречаются учителя географии. Но мы пока не в состоянии этому противодействовать – учитель не имеет права отказать и будет готовить ученика, ничего не делавшего до 9 класса, к экзамену. И обязан будет подготовить очень хорошо. При этом никого не будет интересовать, сколько сил и здоровья он потратит с этим ребенком. Поэтому необходимо было взять ситуацию в свои руки уже сейчас. В обоих классах при изучении первого материка (это была Африка), опираясь на план описания, мы дали подробную характеристику географического положения континента. Все ребята работали с атласами, делали записи в тетрадях. Объекты были показаны на карте у доски, при этом делая акцент на правила показа. Замечено то, что большинство учеников хотят выйти к доске, поработать с большой картой, и это в основном хорошисты, а слабые стараются быть незаметными. Когда называют их имена, начинают отказываться или без особого энтузиазма выходят к доске. Как бы дети не скрывали, но нежелание это от того, что они бояться быть осмеянными, не знают местонахождение объектов. Не знают, как находить географические координаты и многие другие пробелы в знаниях. А значит, чтобы добавить уверенности, надо просто добавить знаний и умений. В 7а классе К.И. является одним из слабых учеников, но несколько дополнительных занятий, заучивание материала, постоянная работа с атласом, и этот ученик уже тянет руку, когда есть возможность выйти к доске. Благотворно влияет на слабых учеников и то, если их рассадить, т.е. не дать возможность отвлекаться на уроке. Пример тому З.И. (очередной слабый ученик из этого же класса) заметно улучшил свою успеваемость по географии: появился интерес к изучаемому предмету, желание отвечать у доски и работать с атласом. После изучения двух материков, они получили задание составить для своих одноклассников примеры на нахождение лишнего географического объекта. Вот несколько примеров:

  1. Капские горы, Драконовы горы, Анды, Атлас.

  2. Нигер, Амазонка, Конго, Нил, Оранжевая.

  3. Судан, Чад, Алжир, Перу.

  4. Большая пустыня Виктория, Сахара, Калахари, Намиб.

Для того, чтобы составить на первый взгляд не очень сложные задания, они должны были сами проработать с атласом, составить цепочку, при этом запомнить правильный ответ. Задания они выполняли на дополнительных занятиях, сознательно, чтобы они не смогли воспользоваться Интернетом. С заданиями справились хорошо.

В 7б классе ситуация была сложней. Двое ребят не хотели воспринимать материал и даже учиться в целом. С А.В. «договориться» не составило труда. Он легко идет на контакт. Оказалось у него больше психологическая проблема, воспитывается бабушкой. Не хватает внимания, своими шутками на занятиях, невыученными уроками добивается внимания окружающих. Установить контакт с ним помог случай. Он интересовался, что за объект находится по определенным координатам, а сам найти не сумел. Мы вместе нашли, заодно и научились определять географические координаты объекта.

Со вторым учеником проблемы были и до сих пор некоторые остаются. Знаний по предмету, и, не только по географии, мало, учиться желания нет, но имеет талант списывать и срывать уроки. Пока один выход - загрузить его заданиями. Выучить и рассказать – это единственный способ для него получить удовлетворительную оценку.

Один из главных моментов урока постоянное повторение, проговаривание некоторых важных моментов уже изученных тем. Поэтому каждый материк дается в сравнении. Например, во время изучения Южной Америки идет сравнение с Африкой. В этом случае ученикам, в том числе и слабым, предлагается выполнить задания на соответствие. Примерами таких заданий могут служить:

Задание 1

озеро Маракайбо Африка

озеро Ньяса Южная Америка

озеро Виктория Южная Америка

озеро Эйр-Норт Африка

озеро Титикака Австралия

Задание 2

Кения

Колумбия

Алжир

Аргентина Африка

Египет

Перу Южная Америка

Чад

Судан

Но с последним заданием слабые ученики практически не справляются. Поэтому это задание они выполняют при помощи атласа. Они начали понимать, что на многие вопросы там можно найти ответ. Поэтому и приносят его на каждый урок. Во время выполнения проверочных работ пользование атласом. Это необходимо, чтобы добиться органической потребности в частом обращении к картам и атласам для получения нужных сведений. И три основные картографические составляющие: уметь читать, понимать и знать карту будут только совершенствоваться. А при хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу.

Очень позитивно принимаются игры, конкурсы. Но, учителю надо рассчитывать время так, чтобы дать новый материал, успеть оценить ответы детей, не забыть о домашнем задании и при этом не потерять «доверия» своих учеников, не перегружать их лишней информацией. Приходится идти на педагогическую хитрость. Для этого используются разнообразные игровые формы для повторения и закрепления уже изученного материала. Команды делятся обычно в соответствии с тем, на каком ряду они сидят. Выбирается один ученик в качестве ведущего. Он задает вопрос по очереди каждому ряду, если ответ не дан, переходит к другой группе. Если ответ можно показать на карте, то представитель от группы идет к доске и показывает, где находится объект. Игра называется «Угадай, кто это, что это, где это?». Примеры вопросов по теме Африка:

Конго - река, котловина, государство;

Батат - сладкий картофель;

Нигер - государство, река;

Окапи - животное;

Вельвичия - растение;

Туареги - жители пустыни;

Атлас – горы;

Мозамбик - государство;

Мадагаскар – остров, государство;

Танганьика – озеро.

Альмади – мыс, западная точка Африки;

Сомали – полуостров;

Ньяса – озеро;

Чад – озеро, государство;

Алжир – государство, город, столица;

Манго – плод с сочной мякотью;

Пигмеи – самые низкорослые люди на Земле;

Калахари – пустыня на юге Африки;

Лемуры – животные, обитающие на о. Мадагаскар.

Ну и самое главное и незаменимое это контурная карта и работа с ней. Не все дети любят заполнять дома эти карты, иногда они, видимо, желая превратить не интересное для них занятие, превращают ее в раскраску. Поэтому мы стараемся работать с ними на уроках. Проводя небольшие географические диктанты. А для поддержания познавательного интереса учеников и чтобы у них возник конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта, иначе запоминание будет носить чисто формальный характер, систематически используются в работе Интернет-ресурсы. Как пример может служить Seterra - это увлекательная образовательная географическая игра, где можно узнать о странах, столицах, флагах и городах Африки, Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Австралии при помощи упражнений с контурными картами! Seterra появилась в 1997 году, она переведена на 35 языков и пользуется популярностью среди людей по всему миру - https://online.seterra.com/ru.

Семиклассникам очень нравится, и когда остается немного времени, мы проверяем свои знания. Это вызывает бурю положительных эмоций и, конечно же, эффект соревновательности тоже при этом присутствует.

Наверное, каждый учитель видит именно свой предмет важным и хочет, чтобы его предмет любили. А добиться этого просто. Надо только сделать его интересным. В наше время дети любят практически все, что связано с компьютерными технологиями. В кабинете географии в нашем лицее, к сожалению, нет интерактивной доски, но есть хотя бы экран с проектором, который в основном используется для показа видеофильмов и презентаций. А используя интересный онлайн сервис LearningApps.org, который, впрочем, неизвестен многим, можно широко использовать это приложение для поддeржки обучения и процесcа преподавания с помощью интерактивных модулей. Те модули, которые уже существуют, могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме самому. А задания могут составить даже ученики.

Каждый ребенок индивидуален и к каждому из них нужен свой подход. В 7а классе среди отстающих учеников есть С.Р. Очень смышленый мальчик, но с учебой у него проблемы, его больше интересуют компьютеры и все, что с ними связано. Считается, чтобы ребенка «вытащить» на диалог, войти к нему в доверие, а затем «заставить» полюбить предмет, все способы хороши. Конечно, в пределах разумного. Например, дать возможность ребенку показать свои знания и умения в работе с компьютером, то есть предложить ему составить самостоятельно задания. Выбор пал на Австралию. Через какое-то время над этим работал уже весь класс. Листали учебник, формулировали вопросы, искали по карте Австралии правильные ответы. Даже, если отличники говорили сразу ответ, еще раз обращались к атласу и настенной карте. Работа кипела. Результат был налицо. Уходить с урока ученикам очень не хотелось.

Рис. 2.3.1 Скриншот работы по составлению заданий в онлайн сервисе LearningApps.org


Многие скажут, что к уроку надо серьезно относиться, а не играть. Учитель должен быть очень гибким в том смысле, что суметь дать материал, «заставить» детей работать, при этом оставаться для своих учеников другом. Ведь ребенок сам должен захотеть научиться чему-то, захотеть что-то узнать, а иначе, весь наш труд окажется бесполезным действием. Игровые же формы в этом являются очень большим подспорьем.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Все же урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но к современному уроку по ФГОС выдвигаются следующие требования:

- каждый урок должен быть направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных;

- организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода;

- урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер;

- задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Задача учителя при планировании уроков, придерживаясь вышеуказанных требований, найти правильные формы подачи материала, не забывать о постоянном повторении пройденного и с каждым обучающимся работать в соответствии с его возможностями. Здесь хотелось бы выделить наиболее интересные моменты урока, используемые для закрепления знаний географической номенклатуры.

В самом начале урока, на этапе целеполагания, можно на экран вывести определенные понятия и названия объектов, касающихся пройденной темы. Обучающиеся должны понять, что связывает эти все слова.

Пример:

Учитель обращает внимание ребят на экран.

- Ребята, внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопрос. Что общего между этими понятиями и объектами?

Горы – Анды

Водопад – Анхель

Река – Амазонка

Озеро – Титикака

Вулкан - Льюльяйльяко

Очень длинная рептилия – Анаконда

Самая маленькая птичка, питается нектаром – Колибри

Влажный вечнозеленый лес – Сельва

Самая сухая пустыня мира – Атакама

Полупустыня на юге Южной Америки – Патагония

Южноамериканская степь – Пампа

Медлительная обезьяна сельвы – Ленивец

Хищная птица, обитает в Андах – Кондор

Самый крупный грызун сельвы - Капибара

(Все эти понятия, объекты относятся к Южной Америке).

Верно, мы с вами в течение нескольких уроков путешествовали по Южной Америке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с географическим положением материка, рельефом, климатом и внутренними водами, природными зонами; изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. Но для начала давайте найдем пару каждому из этих слов.

Рис. 2.3.2 Скриншот выполнения задания в онлайн сервисе LearningApps.org


Или пример такого задания, которое можно поставить тогда, когда учитель видит, что внимание обучающихся ослабевает, и ребятам необходимо отдохнуть и подвигаться. Тем самым усиливается эффект соревновательности, при этом каждая пара должна суметь договориться между собой для большей эффективности своей работы. А так же для выполнения этого задания, им необходимо будет встать со своего рабочего места, сделать при этом хотя бы несколько шагов к столу учителя, тем самым немного размяться.

Пример:

Задание 3. Ребята посмотрите на экран. Какой материк вы видите? Верно (это Южная Америка). Вам необходимо будет правильно показать расположение стран Южной Америки. Задания высвечиваются на экране. Вы будете работать попарно, то есть если один не знает верного ответа, ответить может другой. Каждая пара должна как можно быстрее выполнить задание. Время будем отмечать, чтобы узнать наших рекордсменов.

Рис. 2.3.3 Скриншот выполнения задания на сайте Seterra


Особенность курса географии материков и океанов в седьмом классе заключается в трудностях усвоения объемного материала. За один год предлагается изучить во всех подробностях шесть материков и четыре океана. География в этом классе, пожалуй, один из самых перегруженных курсов в школе. Но необходимо перестраивать уроки интересными, как для слабых учащихся, так и для тех, кто хорошо и быстро усваивает материал. Как правило, отличники и хорошисты отличаются и своей работоспособностью. И когда слабые ученики еще только начинают вникать в тему, остальные уже и таблицу доделывают и в атласах многое успевают изучить. При составлении заданий надо ориентироваться на сильных учеников, на их темп работы, не забывая, конечно при этом и о слабых учащихся. А для ребят с большей работоспособностью, кроме вышеназванных приемов, давать творческие задания на дом. Они представляют себя путешественниками, пишут другу письмо, в котором описывают географические объекты, встречающиеся им на пути; оформляют рефераты на отдельные темы, с последующим рассмотрением в классе, и которые являются дополнительным материалом по изучаемой теме.


Заключение

Если каждый учитель будет готов заново познавать мир вместе с ребятами, будет ждать своего урока как необходимого пространства общения, обогащающего жизнь, то и для учеников будет казаться несправедливым тот факт, что география всего два часа в неделю. Самое необходимое для успешного изучения географии у нас есть. Это, во-первых, карта; во-вторых, тетрадь; а в-третьих, голова, умеющая думать. Карту с тетрадью можно купить, а вот умению думать предстоит научиться, используя и логику, и, самое главное, образное мышление, позволяющее нам как создавать новые миры в своем воображении, так и путешествовать по хорошо известным. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой.

Задача каждого учителя учить и научить детей учиться с удовольствием. Чтобы не пришлось бессмысленно запоминать информацию, она сама естественным образом разместилась внутри. И что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, пусть даже и, не покидая своего города, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой. А прикоснувшись ко всем сторонам жизни планеты, мы уже не сможем не любить ее и ее людей, какие бы ошибки они ни совершали. Мы просто окажемся перед необходимостью искать пути исправления этих ошибок.

Карта служит основой, к которой привязываются все географические знания. Она способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты трудно переоценить и она выполняет ряд различных образовательных и воспитательных функций. И знание географической номенклатуры является очень важным звеном в системе формирования практических умений чтения географической карты. Были выявлены конкретные, наиболее эффективные приемы изучения географической номенклатуры.

Список использованных источников

  1. Баринова, И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. "Просвещение". 1990 г.

  2. Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. - М.: Просвещение, 1987.

  3. Дмитрук, Н.Г. Методика обучения географии: учебник для студ. Учреждений высш. пед. проф. Образования / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев, С.В. Васильев. – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.

  4. Душина, И.В. География: Материки, океаны, народы и страны.7 кл.: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под. ред. В.П. Дронова. - 4-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2017. - 398с.

  5. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова.- М.: Аркти, 1996. - 192с.

  6. Душина, И.В., Понурова, Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических университетов и институтов по географическим специальностям / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - 192 с.

  7. Иванова, Л.А. Приемы изучения географической номенклатуры [Электронный ресурс] / Л.А. Иванова. – Режим доступа: http://pedportal.net/

  8. Иванова, Н.К. Приемы изучения географической номенклатуры / Н.К. Иванова, Т.В. Константинова // Вестник Калужского университета. - 2016. - №4. - С.35-37

  9. Изучение номенклатуры на уроках географии. Режим доступа: http://uchitelya.com/georgrafiya/24555-izuchenie-nomenklatury-na-urokah-geografii.html
  10. Контрольные задания и упражнения по географии / Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1982.

  11. Концепция географического образования в средней школе // География в школе. - 1990. - N 1. - С.56-66

  12. Коринская, В.А. и др. Методическое пособие по географии материков и океанов. – М.: Просвещение, 1990

  13. Крылова, О.В. Уроки географии в 7 кл. – М.: Просвещение, 1996 г.

  14. LearningApps.org. Режим доступа: https: // learningapps.org/myapps.php

  15. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов вузов. / Душина И.В., Пятунини В.Б. и др. - М.: Дрофа, 2007. - 509с.

  16. Методика обучения географии в средней школе / Под ред. А.Е. Бибик и др. - М.: Просвещение, 1975. - 384с.

  17. Понурова, Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

  18. Приёмы работы с учебником на уроках географии. Режим доступа: http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/ruginskay_metodi_ekonomiko_geograficheskih_issledovanij.pdf
  19. Роль географической карты в подготовке к урокам географии, централизованному тестированию и олимпиадам разного уровня: методическое пособие для учителей географии / Сост. Л.Н. Пашкевич, Ю.В. Рудецкая. – Могилев: УО «МГОИРО», 2010. – 75 с.

  20. Seterra онлайн география игры. Режим доступа:https://online.seterra.com/ru

  21. Теоретические основы методики обучения географии / Под ред. А. Е. Бибик и др. - М.: Просвещение, 1968

  22. Усачев, А. Занимательная география. Азия. Америка. Африка: Стихи / А. Усачев. – СПб.: Азбука, Азбука - Аттикус, 2012. – 64 с.

  23. Усачев, А. Занимательная география. России. Европа: Стихи / А. Усачев. – СПб.: Азбука - Аттикус, 2012. – 56 с.

  24. Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе: пособие для студентов вузов / Д.П. Финаров. – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382с.

  25. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. - М.: издательство «Первое сентября», 2000. - 272 с.: ил.

























Приложение А

(обязательное)

Перечень обязательной географической номенклатуры для изучения в курсе материков и океанов.

”Введение”

материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.

океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

”Главные особенности природы Земли”

Литосфера

равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.

горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские, Эфиопское нагорье.

вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус, Народная.

вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.

Гидросфера

моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.

заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Финский.

проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.

острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.

полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Камчатка.

реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы.

озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.

”Африка”

океаны: Атлантический и Индийский.

моря: Средиземное и Красное.

заливы: Гвинейский и Аденский.

проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.

тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.

холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.

острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.

полуостров: Сомали.

крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.

канал: Суэцкий.

равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.

горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.

вулкан: Килиманджаро.

реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.

озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.

пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.

страны: Алжир, Ангола, Египет, Демократическая Республика Конго, Замбия, Мадагаскар, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Танзания, Чад, Эфиопия, ЮАР.

города: Абуджа, Аддис-Абеба, Алжир, Антананариву, Виндхук, Дакар, Додома, Каир, Киншаса, Луанда, Лусака, Нджамена, Претория, Рабат, Хартум.

”Австралия и Океания”

океаны: Индийский и Тихий.

моря: Арафурское, Коралловое и Тасманово.

заливы: Большой Австралийский и Карпентария.

проливы: Басов и Торресов.

тёплое течение: Восточно-Австралийское.

холодное течение: течение Западных Ветров.

острова: Новая Гвинея и Тасмания.

полуострова: Арнемленд и Кейп-Йорк.

крайние точки: мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон.

равнины: Центральная низменность.

горы: Большой Водораздельный хребет.

вершину: гора Косцюшко.

реки: Муррей, Дарлинг, Купер-Крик.

озеро: Эйр.

пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

страны: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея.

города: Веллингтон, Канберра, Порт-Морсби.

”Южная Америка”

океаны: Атлантический и Тихий.

море: Карибское.

залив: Ла-Плата.

проливы: Дрейка и Магелланов.

тёплые течения: Гвианское, Бразильское и Наска.

холодные течения: Перуанское, Фолклендское и течение Западных ветров.

канал: Панамский.

острова: Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос.

крайние точки: мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс.

равнины: Амазонская, Ла-Платская и Оринокская низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато.

горы: Анды.

вершина: гора Аконкагуа.

вулкан: Котопахи.

реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску.

озёра: Маракайбо и Титикака.

водопады: Анхель и Игуасу.

пустыня: Атакама.

страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гвиана, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

города: Асунсьон, Богота, Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун, Кайенна, Каракас, Кито, Ла-Пас, Лима, Монтевидео, Сантьяго.

”Антарктида”

океаны: Атлантический, Индийский и Тихий

моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.

пролив: Дрейка.

холодное течение: Западных Ветров.

остров: Петра I.

полуостров: Антарктический.

крайняя точка: мыс Сифре.

горы: массив Винсон.

вулкан: Эребус.

шельфовый ледник: Росса.

полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, Амундсен-Скотт.

”Океаны ”

Тихий океан:

моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.

заливы: Аляска, Калифорнийский.

проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов,

Тайваньский, Торресов.

желоба: Марианский, Перуанский

тёплые течения: Аляска, Восточно-Австралийское, Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.

холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Курило-Камчатское, Перуанское.

острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа, Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.

полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.

Атлантический океан:

моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.

заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.

проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.

желоб: Пуэрто-Рико.

тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.

холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).

полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.

Индийский океан:

моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.

заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.

проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.

желоб: Зондский.

тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.

холодные течения: Западно-Австралийское, Западных Ветров, Сомалийское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.

полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.

Северный Ледовитый океан:

моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское,

Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.

проливы: Берингов.

тёплое течение: Северо-Атлантическое.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.

полуострова: Таймыр, Чукотский.

”Северная Америка”

океаны: Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый.

моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Чукотское.

заливы: Аляска, Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия.

проливы: Берингов, Гудзонов, Датский, Девисов, Флоридский, Юкатанский.

тёплые течения: Аляскинское, Антильское, Гольфстрим.

холодные течения: Калифорнийское, Лабрадорское.

канал: Панамский.

острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Куба, Ньюфаундленд, Святого Лаврентия, Ямайка.

полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан.

крайние точки: мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз.

равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Приатлантическая и Примексиканская низменности, Великие Центральные равнины.

горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Скалистые горы, Сьерра-Невада.

вершина: гора Мак-Кинли.

вулкан: Орисаба.

реки: Арканзас, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, Рио-Гранде, Святого Лаврентия, Юкон.

озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Солёное, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри.

водопад: Ниагарский.

страны: Канада, Куба, Мексика, Панама, США.

города: Вашингтон, Гавана, Оттава, Мехико, Панама.

”Евразия”

океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

моря: Аравийское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Жёлтое, Карское, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Чукотское, Южно-Китайское, Японское.

заливы: Бенгальский, Бискайский, Персидский.

проливы: Баб-эль-Мандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Корейский, Ла-Манш, Малаккский, Ормузский.

тёплые течения: Куросио, Муссонное, Северо-Атлантическое.

холодные течения: Курило-Камчатское, Сомалийское.

канал: Суэцкий.

острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Сахалин, Суматра, Сулавеси, Тайвань, Филиппинские, Шри-Ланка, Ява, Японские.

полуострова: Апеннинский, Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Крымский, Малакка, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Таймыр.

крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева.

равнины: Великая Китайская, Восточно-Европейская (Русская), Декан, Западно-Сибирская, Индо-Гангская низменность,

Месопотамская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Туранская низменность.

горы: Альпы, Гималаи, Иранское нагорье, Кавказ, Куньлунь, Памир, Тибетское нагорье (Тибет), Тянь-Шань, Уральские.

вершины: гора Джомолунгма (Эверест), гора Монблан.

вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Эльбрус.

реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Лена, Меконг, Обь, Рейн, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

озёра: Аральское море, Байкал, Каспийское море, Мёртвое море.

пустыни: Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.

страны: Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Монголия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Япония.

города: Астана, Берлин, Дакка, Дели, Джакарта, Исламабад, Лондон, Москва, Париж, Пекин, Рим, Тегеран, Токио, Улан-Батор, Эр-Рияд.






Приложение Б

(обязательное)

Примеры картографических приемов для проверки и коррекции

знаний учащихся по теме «Африка».


1. Буквенный диктант.

Учащиеся на слух с помощью атласов определяют названия водных объектов материка. Если все сделано правильно, должно получиться название реки, протекающей на западе материка и давшей название сразу двум государствам.

1) третья буква в названии реки, дважды пересекающей экватор.

(КоНго)

2) вторая буква в названии самой длинной реки материка.

Ил)

3) четвертая буква в названии самого глубокого озера материка.

(ТанГаньика)

4) вторая буква в названии реки и государства, столица которого является конечным пунктом автогонки «Париж-Дакар».

Енегал).

5) последняя буква во втором названии реки Конго.

(ЗаиР)

Ответ: Нигер.

2. Цифровой диктант «Согласны ли вы…».

Учащиеся должны ответить на вопросы письменно (да-1, нет- 0).

1) большинство рек Африки относится к бассейну Индийского океана.

2) река Кагера является истоком Нила.

3) самая полноводная река Африки – Замбези.

4) вулкан Камерун находится на побережье Гвинейского залива.

5) горы Атлас располагаются на юго-востоке материка.

6) Ангола омывается водами Индийского океана.

7) с востока Нигер граничит с Алжиром.

8) столицей Марокко является город Триполи.

9) Лесото и Свазиленд располагаются на территории ЮАР.

10) мыс Рас-Хафун находится на территории Сомали.

Ответ: 0101000011__

3. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами.

На территории Египта находится _________канал, который соединяет ________ море ________океана с _________морем__________океана.

Самый длинный пролив Мира __________ отделяет остров___________ от материка___________. Третья по длине река Африки __________ несет свои воды в _________пролив

4. «Немая» карта.

Учащиеся должны подписать названия объектов зашифрованных под номерами. В условии задания обязательно должно быть указано к какой группе объектов относится данная номенклатура (формы рельефа, гидрографические объекты, страны и т. д.).

5. Викторина «Самый-самый».

1) самая высока точка на материке.

2) самая низкая точка материка.

3) самый большой остров у берегов материка.

4) самый большой полуостров.

5) самое большое озеро на материке.

6) самое глубокое озеро.

7) самая длинная река.

8) самая большая по площади страна материка.

9) самая маленькая по площади страна материка.

10) самая большая по числу жителей страна материка.

6. Найдите лишнее.

1) Нил, Конго, Миссури, Оранжевая.

2) Танганьика, Байкал, Виктория, Чад.

3) м. Альмади, м. Игольный, м. Рас-Хафун, м. Сент-Чарльз.

4) Алжир, Ливия, Египет, Намибия (Намибия находится на юге Африки).

5) Намибия, Чад, Сомали, Марокко (Чад не имеет выхода к морю).

7. Установите соответствие:

А. Бассейн Атлантического океана

Б. Бассейн Индийского океана

В. Бассейн внутреннего стока

1) р. Нил

2) р. Шари

3) р. Сенегал

4) р. Замбези

5)р. Нигер

6) р. Оранжевая

7) р. Конго





Приложение В

(обязательное)

Рекомендации по организации работы с географической номенклатурой.

Хотелось бы подчеркнуть, что данные рекомендации имеют вариативный характер и никак не ограничивают педагогическое творчество учителя, поскольку условия обучения и индивидуальные стили педагогической деятельности весьма разнообразны. Они предполагают оказание помощи молодым специалистам и скорее направлены на облегчение выстраивания нормальных взаимоотношений «Учитель - Ученик», как важного условия эффективности учебно-воспитательного процесса.

  1. Создание на уроках дружественной обстановки. Помните, первое, что вы должны сделать, постараться стать для учеников другом. Каждый ребенок индивидуален, и даже самый слабый ученик не должен оставаться без вашего внимания.

  2. Укажите на обязательное наличие на уроке атласа и контурной карты. С этим вопросом выступите на классном родительском собрании. Постарайтесь объяснить родителям, что карта, атлас на уроке географии – самое главное составляющее, отсутствие которого негативно отразится на знаниях их ребенка.

  3. Необходимо составить перечень географической номенклатуры для каждого класса в соответствии с рабочей программой и используемым учебником.

  4. Систематичность и системность в закреплении уже пройденного материала. Ведь очень важно углубить, систематизировать, сохранить на длительное время знания, знание географической номенклaтуры в том числе.

  5. Работа по накоплению запаса географической номенклатуры не должна проводиться в отрыве от изучения самой географии. Поэтому применяйте различные приемы, выбирайте среди них, подходящие вам и вашим ученикам. Приемы, с помощью которых сможете формировать знания географической номенклатуры.

  6. Используйте рационально время, отведенное на ваш урок. Меняйте виды деятельности, чтобы дети не воспринимали его как скучное, ненужное занятие.

  7. Работу с географической номенклатурой проводите по этапам:

Во-первых, ученики, работая с текстом учебника по той или иной теме, вычленяют из нее номенклатуру.

Во-вторых, составляют список номенклатуры, встречающейся в источнике.

В-третьих, названия, которые необходимо объяснить, можно задать как отдельное небольшое задание на дом. В процессе поиска необходимой информации, лучше и надолго запоминают названия некоторых географических объектов.

В-четвертых, обязательное определение местоположения географического объекта на карте по отношению к другим объектам.

  1. Необходимо соблюдать определенные правила показа объектов на карте, добиваясь этого же и от учащихся: показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка; cтавить указку нужно на условный знак, а не на надпись; показ должен был быть неторопливым и точным, сопровождаться словесными указаниями; площадные объекты обводить по контуру; транспортные пути по линиям движения; реки – по направлению течения; горы – по направлению хребтов; города – по условному знаку.

9. Показ объектов на настенной карте должен сопровождаться нахождением их каждым учеником в карте своего атласа.

10. Не бойтесь использовать игровые формы. Они «разбавят» серьезность изучаемой темы, настроят детей на желание принять ту или иную информацию. А так же помогут обучаемому преодолеть сомнение, напряженность, неуверенность в своих силах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!