СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мы бережём в сердцах все песни твои…»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научный проект ученика 5 класса гимназии выполненный под моим руководством.

Просмотр содержимого документа
««Мы бережём в сердцах все песни твои…»»


Международный инновационный проект «Моя Отчизна»

АНЭ (Академия научной энциклопедии)

совместно с ДАР (Детской академией развития)

Международный фестиваль

«Дружба народов»






Направление: Исследовательская работа


Тема: «Мы бережём в сердцах все песни твои…»





Автор: Джиоев Самсон


Научный руководитель: Дзагурова Бэла Борисовна



Место выполнения работы: РСО-Алания, г. Владикавказ, МБОУ- гимназия №4 им. Героя Советского Союза Александра Николаевича Кибизова















Введение



С ранних лет я слышал о великом сыне осетинского народа, основоположнике осетинской классической литературы поэте, прозаике, публицисте, драматурге, живописце и революционере - Коста Левановиче Хетагурове, о его насыщенной, сложными событиями, и интересными фактами биографии; читали и читаем его стихи, учим их наизусть, рисуем его образ…, и вот настал момент, когда я, повзрослев, задумался…

Нет, я не задумался о том, почему так высоко почитают его имя и в самой Осетии, и за её пределами. Об этом изучено, написано и сказано довольно много. Многие времена вперед будет раскрываться его многогранный образ поэта, художника, борца и человека в новых научных и творческих подходах – мы гордимся его именем! А задумался я посмотреть, проследить, изучить и проанализировать влияние Коста Хетагурова, как личности, на последующие поколения в лицах людей, которые, на сегодняшний день, являются видными представителями культуры и науки. Задумался, как этот яркий свет, исходящий от него, струится и сегодня продолжая озарять путь уже мне - гимназисту, который в этой своей научной работе, будет следовать по путям этих светлых лучей. Увижу то, что откроет мне и другим с новой стороны его образ. Ну что же, в путь!

Мне предстоит рассмотреть следующие вопросы:

  1. Какова была обстановка вокруг Коста к моменту его первой пробы пера и что его интересовало, увлекало и было для него желанным?

  2. Кто из представителей искусства, науки культуры (определённые личности), проникшись идеями Коста прямо или косвенно в своей жизни, пошли по его пути?

Каково творческое наследие идей Коста, которое уже освоил я, как гимназист?




















Свет земли - солнце, свет человека - учение

К оста Леванович Хетагуров, родился в горном селении Нар Алагирского района республики Северная Осетия-Алания, в 1859 году, в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мама мальчика умерла вскоре после его рождения, а отец женился во второй раз на дочери местного священника, которая, по признанию самого Коста, так его и не полюбила… В двадцать семь лет, в 1886 году, он напишет в одном из своих стихотворений такие строки:

… - я в пору малолетства

Жестоко был лишен капризною судьбой

Священной радости ликующего детства:

Играть под звуки песни матери родной...1

Мать Коста Хетагурова

А вот об отце писал так: -

« Отца я не только любил, но обоготворял… Таких самородков, гуманнейших и бескорыстных, я больше никогда не встречал. Мы с ним никогда не имели разногласия, и никогда он мне с самого моего раннего возраста не делал резкого замечания, не говоря уже о каком-нибудь подзатыльнике. Долго только он не понимал цели поступления моего в академию художеств и постоянно спрашивал: «Уæддæр цы уыдзынæ, цы? (Так кем же ты будешь?)» Он очень хотел, чтобы я был военным, но я уже и тогда так же принципиально смотрел на военную службу, как теперь, и он не стал возражать. При всем этом у нас с ним особенной близости не было, такой именно, чтобы я ему доверял каждую затаенную мысль. Причиной этому, конечно, то, что мы с ним мало жили вместе. Первые произведения, относят ко времени поступления и начала учебы в Ставропольской гимназии. Я выяснил, что это 1873-1874 годы, когда ему 14 лет и большое участие в вопросе образованности, в этот период, проявляет именно отец. Сначала была начальная школа

Отец Коста Хетагурова


в Наре, затем прогимназия во Владикавказе, откуда сбежал, соскучившись по отцу, которому затем не без труда удалось утроить мальчика в Каланджинское училище и наконец ставропольская гимназия. В последующем этот период жизни, он будет считать самым светлым и в своей жизни. Так кто же так озарял его юношеский путь к познанию? Кто держал его рядом и учил чувствовать мир, природу, людей? Кто насыщал его знаниями о жизни? Самое время назвать имена этих учителей, без которых не был бы заложен тот фундамент личности Коста, которым мы восхищаемся и к которому стремимся?

В двухэтажном здании классической гимназии, которое занимало добрую половину квартала прямо в центре города широко раскинув корпуса, охватывая внутренний двор, где были высажены деревья и ухожены аллеи для прогулок с фасадом на Александровскую площадь трудились учителя и воспитатели. Это был, прежде всего, учитель русского языка и словесности Краснов. О том каким был этот учитель может сказать тот факт, который нами выяснен, а именно – это Михаил Васильевич Краснов, который вместе с учениками ставропольской гимназии перевёл и издал 1873 году самостоятельный сборник «Поэзия. Лекции, читанные в Сорбонне французским писателем Полем Альбером». Значит в этом же году поступивший в гимназию Коста, мог прочитать эту книгу, которая рассказывала о эпической поэзии. А учитель естественной истории Миловидов, старавшейся сделать каждую встречу с учениками запоминающейся, обставляя занятия интереснейшими примерами из жизни. Учителя латинского языка Бенедиктов, истории Воскресенский и географии Кригер; старинные фотографии тех времён сохранили дух этой гимназии, из которых мне видно какими интересными были уроки. Эти фотографии есть в открытом доступе в сети Интернет… Ставрополь, как чудесный сон, полюбился Коста сразу и стал для него вторым домом, полным юношеских творческих надежд.

В гимназии у Коста проявились наклонности к живописи, и на него обратил внимание учитель рисования, академист Василий Иванович Смирнов, который стал добрым наставником и другом молодого воспитанника на многие годы. Он поручал Хетагурову вести подготовку к ученическим спектаклям, в которых он был задействован как актер, режиссер и художник-декоратор и я представили себе, как Василий Иванович развивал художественный талант юного гимназиста. Ему открывались подробности в работе над произведениями, когда он

Учитель рисования В. И. Смирнов

играл, рисовал и придумывал как всё должно быть. Учитель, развивая всесторонне ученика, выявил яркую сторону его таланта – «художественную». «Зажёг его воображение» и показал откуда идёт этот свет. Дал ему основные знания озарив ему путь и рекомендовал его в «Академию художеств» Санкт-Петербурга. В рекомендации было особенно сказано о «преобладающей способности, направленной к художественной

Преподаватели мужской классической гимназии

деятельности, в которой он, Коста, достиг значительной совершенной силы так, что его рисунки с натуры посылаются гимназией на Московскую Всероссийскую выставку». Итак, мной выяснено, что ставропольская мужская гимназия оказала на Коста Хетагурова сильнейшее влияние в плане его всестороннего развития. Создала обстановку радости и счастья, которые испытывали гимназисты неустанно трудясь; изучая науки, переводя тексты с других языков на русский, создавая здоровую конкуренцию в конкурсных состязаниях наилучшие художественные работы и всё это на фоне природы, прекрасного здания гимназии и превосходных наставников-учителей.

Не люди человека творят, но они ему имя дают2

В1881 году поступив в Петербургскую академию художеств и продолжая развивать поэтические наклонности, Коста Хетагуров, создаёт первые поэмы «Чердак» и «Поздний рассвет» но, к сожалению, лишившись стипендии, на определённом этапе обучения, а вместе с ней практически всех средств к существованию, он вынужден был оставить занятия и вернуться в Осетию. Именно в этот период во Владикавказе он пишет произведения на осетинском языке, открыто высказывая мнение в защиту своего угнетенного и обездоленного народа, выражая свои чувства в творчестве!


Без матери, брошен отцом,

Отчизну, родительский дом

Оставил я в юные годы.

В чужом, безучастном краю

Весну проводил я свою,

Встречая одни лишь невзгоды.


Сказал я: неси же домой –

В Осетию, в край наш родной,

Свое одинокое горе...

И хлынули слезы из глаз,

И радость в груди разлилась:

Увидел я снежные горы.


Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой.

Нет места тебе ни в горах,

Ни в наших привольных полях:

Не стой, не ходи, не работай!


Достойных так мало у нас!

И что мы такое сейчас?

И чем мы со временем будем?

Ползешь ты вслепую, мой край.

Взгляни ж, Уастырджи3, и не дай

Погибнуть измученным людям!4


Знал бы он тогда сколько испытаний принесёт ему эта правда жизни; как согнёт его и обессилит…

А пока ярчайшей вспышкой лучезарного света, озаряющей нас и сегодня, становится выход, книги стихов «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»). Эти стихи открыли по-новому красоту осетинского родного языка для народа. Настало самое время узнать, кто эти люди из народа, которые подхватив этот свет пронесли его по всей своей жизни и передали другим!



Мы идём за тобой


Сергей Миронович Киров, сотрудник владикавказской газеты «Терек» в тот день пришёл в редакцию первым. Распорядился, что бы сторож протопил комнату, с большим итальянским окном, так как ноябрь выдался слишком холодным и подойдя энергичным шагом к большому письменному столу перевернул листок перекидного календаря – «2 ноября 1915 год». Вдали задребезжал звонок, который возвестил о приходе посетителя… Этим посетителем в то утро, как мне удалось выяснить, был молодой осетинский поэт Андрей Гулуев. Об этом памятном дне в биографии поэта Андрея Семёновича Гулуева упоминают в эпилоге своей повести Тотырбек Джатиев и Лидия Либединская:

- Стихи принесли? – крепко пожимая руку Андрея, спросил Киров. – Чем сегодня обрадуете?

- Боюсь, что не обрадую, Сергей Миронович, а огорчу.

- В чём дело?

- Забрёл я вчера на могилу нашего Коста. Памятника до сих пор нет! В апреле будет десять лет его смерти. Как же так?! Легенды о нём складываем, сборники воспоминаний издаём, книги его печатаем. Народ песни поёт Коста, дети заучивают наизусть стихи. А вошёл я на кладбище, и мрак мне на душу упал. Вот и написал я стих…5

Андрей Гулуев

Вот и могила Баяна, родимого!

К ней издалёка я рвался душой,

К ней, приютившей поэта любимого, -

Сына страдания неисчислимого, -

Жаждал предстать я с горячей слезой.


Плачет могила, людьми позабытая,

Жалкая надпись на жалком кресте…

Где же ты сердце, тоскою убитое?

Где же вы, слёзы, народом излитые

В скорбный ответ благородном мечте?


Спи, позабытый страною беспечною!

Тихо покойся в могиле немой.

Там не тревожатся болью сердечною,

Там, под могильными сводами вечными,

Сердце не знает печали земной.

Андрей Семёнович с юных лет полюбивший образ Коста Хетагурова, ещё учась в стенах «Ардонской духовной семинарии» пронёс сквозь жизнь лучшие образцы мыслей и чувств своего учителя – это и работа в ведущих республиканских издательствах, и работа с молодыми писателями, и депутатская деятельность, а в 1974 году ему присвоено высокое звание Народного поэта Северной Осетии!


У писателя А. С. Гулуева подрастала дочь. Девочка, поступив в школу среди предметов познакомилась и полюбила уроки «пения». Эти уроки вёл очень строгий музыкант-скрипач Ефим Александрович… Уроженец станицы Луковской Моздокского района значимая фигура в осетинской классической музыке, да и в целом в культуре.


У музыковеда, Татьяны Батаговой, мы находим такие строки: - «Музыка Ефима Колесникова была общественно значимой.»6

Я исследовал вопрос отражения в творчестве Ефима Колесникова поэзии Коста, и пришёл к выводу, что вокальных произведений на стихи поэта у него несколько, и что эти произведения не забыты исполнителями и сегодня. Что касается его прекрасной песни «А-лол-лай…» (Колыбельная), то она полюбилась нам ещё в первом классе:


Мать легко тебя качает… Подрастёшь, сыночек, скоро,

Лунный луч с тобой играет. Станешь ты моей опорой,

Ты расти, мужай… Я живу тобой,

А-лол-лай! Милый мой!

Композитор Е. А. Колесников


В ней, как мы почувствовали, свет материнского добра и ласки сначала пришёл через вдохновение к автору слов, затем к автору музыки, и согрел нас своим теплом, когда мы на уроках

входили в «Мир музыки», и наш учитель знакомил нас с первыми песнями на стихи Коста Левановича. У Татьяны Эльбрусовны Батаговой, музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Московского государственного института культуры, отыскали и упоминание о том, что есть у Е. А. Колесникова, произведения на стихи поэта Андрея Гулуева. Это тот самый поэт, о котором я прочитал в эпилоге повести «За вас отдам я жизнь…». Значит Андрей Гулуев стал настоящим поэтом в своей взрослой жизни и пронёс свет знаний, которым озарил его Коста по жизни. Я отыскал в архиве правнука Андрея Гулуева фотографию, где поэт, находясь уже в преклонном возрасте стоит у письменного стола, и среди книг и других предметов


Андрей Гулуев у своего письменного стола


окружающих его - портрет «Коста Хетагурова».

Это ли не свет? Это ли не преданность делу и учителю?!


У этого стола, когда-то встречался поэт А. С. Гулуев с композитором Георгием Николаевичем Гуржибековым и создавались совместные произведения; рождались песни…

Одну за другой создавал Г. Н. Гуржибеков свои песни, среди них особое место занимают песни гражданского содержания. Это в первую очередь замечательная по глубине идейного и художественного содержания «Баллада о Коста».



Поэт И. Г. Гуржибекова

Композитор Георгий Гуржибеков
















Камни хранят в горах,

Терек несёт в волнах.

Мы бережём в сердцах

Все песни твои…

- эти строки написала поэт, дочь композитора Ирина Гуржибекова

И вновь Коста, озарил светом жизненную дорогу талантливых людей, и пронесли они любовь к родному краю, и прославили лучшие качества человека! Так отец и дочь, а слова этой баллады принадлежат ей – Ирине Георгиевне Гуржибековой, которая на сегодняшний день, является старейшим поэтом Северной Осетии, пронесли сквозь десятилетия идеи и чаянья Коста Хетагурова. Отец известный осетинский композитор, скрипач, музыкальный общественный деятель, а дочь поэт, журналист, автор многих популярных песен.

В самом начале моего его пути,я одним из вопросов обозначили вопрос о творческом наследии идей Коста, которое уже освоили я, как гимназист. По-размыслив над этим, я понял, что мне хочется узнавать ещё больше…, и к моменту написания этой работы я отправился в «Мемориальный дом-музей К.Л. Хетагурова» со своими друзьями по гимназии. Очень приятным для нас стало то, что мы увидели старейший музыкальный инструмент осетин - хъисын фандыр (осетинскую скрипку), как раз на стенде, где упоминается о сборнике «Осетинская лира». Именно об этом инструменте и ещё о некоторых других нам рассказывал наш учитель музыки на уроках. Это был по- настоящему счастливый момент в нашей жизни. А ещё мы увидели в какой обстановке Коста слушал музыку, которую исполняла Анна Цаликова на фортепиано (подлинный инструмент), в которую на протяжении своей жизни долгое время был влюблён поэт и посвящал ей не мало поэтических строк. Мы увидели копии картин Коста (подлинники хранятся в художественном музее им. Туганова) и очень интересную картину «Коста и его герои» Азанбека Джанаева. Мы узнали некоторых героев и события из произведений Коста Хетагурова, а вернувшись в гимназию рассказали своим товарищам о впечатлениях от того, что увидели.


Заключение


Я выяснил, что свет учения, который царил в ставропольской мужской гимназии пролился благодатным блеском над Коста, зажёг его сердце. Лучшими силами взрастил в нём гуманистический взгляд на новое время. Научил говорить правду и бороться за неё, даже если этому цена – жизнь!

Я выяснил и понял, что в Осетии, к тому времени, когда Коста опубликовал сборник «Осетинская лира», не мало уже было молодых мыслящих, творчески-настроенных и не лишённых патриотизма людей. Они, как показывает моё исследование и понесли его идеи в народ, и прежде всего это писатели, поэты, драматурги, художники и музыканты!

Я так же понял и пришёл к выводу, что смог лишь прикоснуться к очень большому количеству творческих и научных личностей, которые всю свою жизнь в своём творчестве, и не только, следовали примерам Коста Хетагурова. Воспитывали новые поколения в духе его заветов, которые навсегда запечатлели его литературные и поэтические произведения. Они по большому счёту до конца своих дней считали его учителем!

Я, обучаюсь пятый год полилингвальной программе, смог понять, что свет, который исходит от Коста Хетагурова, от его творчества, от воспоминаний о нём, будет вечный чистым источником истин жизни, а значит я продолжу идти по лучам его света дальше. Он наш учитель- мы его последователи, то есть – УЧЕНИКИ!





Список использованной литературы


  1. А. Гулуев «Ступени» стихотворения, изд. «Ир» Орджоникидзе 1970 год.

  2. К. Хетагуров «Осетинская лира». Изд. «Советская Россия» 1977 г.

  3. В. И. Абаев «Коста» ГОСИЗДАТ ЮГО-ОСЕТИИ Сталинир 1950 г.

  4. Т. Джатиев, Л. Либединская «За вас отдам я жизнь» изд. Политической литературы, Москва 1969г.

  5. Т. Батагова «Композиторы Осетии», СОИГСИ, Владикавказ 2000г.

  6. Г. Гуржибеков «Горы Родные» Сборник песен. Орджоникидзе, изд. «Ир» 1974 г.

  7. Газета «Ставропольская правда» 26.06. 2015 г. «Ставропольская мужская гимназия XIX dвеке стала духовным центром всего Северного Кавказа».














1 К. Хетагуров «Осетинская лира». Изд. «Советская Россия» 1977 г. стр.123

2 З. В. Абаева «Осетинские пословицы и поговорки» ГОСИЗДАТ Юго-Осетии, Цхинвали 1962 г. стр.79

3 Уастырджи - в эпосе осетин описывается как небожитель, и изображается седобородым мужчиной на белом коне, одетым в белую бурку.

4 К. Хетагуров «Осетинская лира» Изд. «Советская Россия» стр. 40 «Взгляни!..»

5 Т. Джатиев и Л. Либединская «За вас отдам я жизнь» изд. Политической литературы, Москва 1969г. стр.398-399. «Эпилог»

6 Т. Батагова «Композиторы Осетии», СОИГСИ, Владикавказ 2000г. стр.12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!