СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальный размер" конспект урока музыки для 3 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Музыкальный размер" конспект урока музыки для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальный размер" конспект урока музыки для 3 класса»

Класс: 3

Тема: Музыкальный размер

Цели урока:

  • Формировать потребность в общении с музыкой.

  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

  • Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).

  • Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

Дополнительный материал:

  • Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Для чего нужен музыкальный размер?

Запись на доске:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР

ТАКТ * АКЦЕНТ


  1. Работа по теме урока.

Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать.

Разме́р та́кта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой доли показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.

Основные музыкальные размеры

Примеры:

  1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;

  2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;

  3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;

  4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;

  5. Размер C эквивалентен 4/4;

  6. Размер   ( ) эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.

Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке.

Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.

Слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться». Это плавный кружащийся танец, который исполняется парами. Все вальсы имеют размер ¾.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ¾

ВАЛЬС

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

ПРАЗДНИЧНЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ


  • Прочитайте стихотворение из «Вальса собачек». Правильно выполните ударения: сильный хлопок на первую долю и два лёгких хлопка на слабые доли.


Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!


  • Почему в «Вальсе собачек» «артисты» закружились невпопад?

  • Как звучит «Вальс» из балета П. Чайковского «Спящая красавица»?

  • П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа

  • Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).

  • Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

  1. Итог урока.

На уроке вы узнали много нового. Постарайтесь сохранить эти знания, они вам ещё пригодятся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!