СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный музейный калейдоскоп

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальный музейный калейдоскоп - это программа внеурочной деятельности по музыке для учеников 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный музейный калейдоскоп»


Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .

Программа внеурочной деятельности «Музейный калейдоскоп» рассчитана на учащихся 7 классов средней школы. Время освоения программы: 68 часов (2 часа в неделю) в течение учебного года. Данная программа дает возможность углубить знания учащихся в области музыкального искусства и культуры, лучше узнать свой город и его достопримечательности, познакомиться с экспозициями лучших музыкальных музеев Москвы как при личном посещении так и с использованием Интернет-ресурсов и компьютерных программ.

В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Поэтому так необходимо показать детям, что существует другой мир — мир, полный духовных нравственных идей, совершенствования, творчества, созидания.

Цель программы — приобщение детей к миру прекрасного, ознакомление их с культурными и историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействие приобщению детей к музыкальному наследию города, Отечества.

Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.

Цели программы:

— совершенствование образовательного процесса средствами основного и дополнительного образования;

— создание условий для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музеев;

— создание условий для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;

— создание условий для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

---создание условий для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи программы:

—развитие художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, творческого мышления учащихся;

— воспитание любви и уважение к прошлому своего города, к истории своего народа, Отечества;

— расширение и углубление знаний по музыке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся;

---приобщение ребёнка к миру искусства и культуры;

---формирование «обрааз музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);

---содействие осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историкокультурного наследия города,страны;

— формирование умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

---формирование навыки культурного поведения в общественных местах;

---развитие познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа нацелена на использование музейной педагогики для углубления знаний по музыке и русской культуре как народной, так и профессиональной. Она включает знакомство с музеями и их особенностями, посещение лучших музыкальных музеев Москвы, изучение биографий и наиболее известных произведений композиторов М.Глинки, П.Чайковского, А.Скрябина, С. Рахманинова, С Прокофьева, Р. Глиэра, А.Рубинштейна; знакомство с творчеством певцов Ф.Шаляпина, Собинова, И. Козловского, А.Неждановой и их лучших арий; знакомство с исполнителями-инструменталистами Е.Гнесиной, Д.Ойстрахом, С.Рихтером и прослушивание их исполнения в записи. Все они жили в Москве в разное время, что дает возможность сравнить музыкальную жизнь Москвы разных эпох. Также программа включает знакомство с музыкальными инструментами, как народными, так и профессиональными, посещение музыкальных музеев Москвы, связанных с именами изученных музыкантов, проведение уроков в этих музеях, поиск новой информации о музыкантах, выполнение творческих работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Учащиеся научатся:

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия культурных событий,

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музыкальных музеях школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность углубить свои знания о русских композиторах разных исторических эпох. музыкальных инструментах народных и профессиональных, о быте московской усадьбы, о жизни москвичей в разные века. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания, а занятия, проходящие в таком месте, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

Обучение осуществляется в форме беседы, поисковой работы, музейных уроков, экскурсий, викторин.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий внеурочной деятельностью «Музейный калейдоскоп»:

-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Оценка результативности:

---подведение итогов работы (опрос, анкетирование, выпуск электронной газеты, вечер отдыха);

---подготовка сообщений по каждому музею для классного часа

---ответы на олимпиадные задания по музеям.



Календарно - тематический план

по внеурочной деятельности «Музыкальный музейный калейдоскоп»

(наименование учебного предмета)

на 2015 – 2016 учебный год.


Номера уроков

по порядку

Количество часов в теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1

4

Вводное занятие. Музеи и их собенности



2


Музейные профессии: экскурсовод, лектор, хранитель


3


Музейные запреты и разрешения



4


Музыкальные музеи Москвы


5

9

Музей музыкальной культуры имени М.Глинки. История создания



6


Коллекции музыкальных инструментов. Народные. Виртуальный тур по музею


7


Коллекции музыкальных инструментов. Профессиональные Виртуальный тур по музею



8


Коллекция личных вещей русских композиторов 19 века. Виртуальный тур по музею


9


Основоположник русской музыки



10


Что мы знаем о М.Глинке?


11


Знакомство с первыми русскими операми



12


Посещение музея музыкальной культуры имени М. Глинки. Музыкальная викторина


13


Наши новые знания из музея музыкальной культуры имени Глинки



14

8

Дом-музей «П.Чайковский и Москва». История создания


15


Виртуальный тур по экспозиции музея. Детские годы и годы учения



16


Виртуальный тур по экспозиции музея.

Московская консерватории. Антон и Николай Рубинштейны – основатели консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве


17


Посещение Московской Консерватории.

Осмотр памятника П.Чайковскому, знакомство с музыкальной оградой сквера



18


Знакомство с концертами П. Чайковского на музыкальной ограде. Фрагментарное знакомство


19


«Самый европейский из композиторов» Вальсы из балетов и оперные шедевры по произведениям А.С.Пушкина



20


Посещение дома – музея « П.Чайковский и Москва». Викторина


21


Наши новые знания о П.Чайковском



22

7

Музей С.С.Прокофьева. История создания


23


Виртуальный тур по музею. Детские годы



24


Годы учения или бунтарь за фортепиано


25


Музыка симфоническая и балетная



26


Фильм и музыкальная кантата «Александр Невский»


27


Посещение музея С.С.Прокофьева. Викторина



28


Наши новые знания о С.С.Прокофьеве


29

6

Музей А.Скрябина. История создания



30


Виртуальный тур по музею.Биография композитора


31


Цветомузыкальные эксперименты. Поэмаа Прометей – знакомство,.



32


Новации в музыке 20 века


33


Посещение музея А.Скрябина. Викторина



34


Наши знания о А.Скрябине


35

6

Музей театрального искусства имени Бахрушина. История создания



36


Виртуальный тур по музею. Развитие русского балета


37


Виртуальный тур по музею. Развитие русской оперы



38


Виртуальный тур по музею. Композиторы «Могучей кучки»


39


Посещение музея театрального искусства имени Бахрушина. Викторина



40


Наши знания о развитии русского музыкального театра


41

6

Усадьба Ф.Шаляпина. История музея



42


Виртуальный тур по музею. Детство и годы учения


43


Виртуальный тур по музею. Вершина творчества и славы. Лучшие арии



44


Ф.Шаляпин и русские композиторы


45


Посещение усадьбы Ф.Шаляпина. Викторина



46


Наши знания о творчестве Ф.Шаляпина


47

6

Мемориальный музей-квартира Е.Гнесиной. История создания



48


Семейство Гнесиных и музыкальная жизнь Москвы с конца 19 века по наши дни.


49


Виртуальный тур по музею. Жизнь и творчество Е.Гнесиной



50


Педагогическая деятельность , создание техникума и института.


51


Посещение мемориального дома-музея Е.Гнесиной. Викторина



52


Наши знания о пианистке и педагогу Е.Гнесиной.


53

5

Мемориальный музей-квартира А.Гольденвейзера. История создания.



54


Виртуальный тур по музею. Знакомство с прекрасным педагогом и пианистом.


55


Собрание редкостных документов и нот русской музыки 19 века



56


Посещение мемориального дома- музея А.Гольденвейзера. Викторина


57


Наши новые знания о музыкальных педагогах



58

7

Мемориальный дом-музей Н.Голованова. История создания


59


Виртуальный тур по музею. Жизнь и творчество дирижера Н. Голованова



60


Работа в Большом театре


61


Работа в театре Станиславского и Немировича -Данченко



62


Концерты с А.Неждановой( жена дирижера)


63


Посещение мемориального дома- музея Н.Голованова. Викторина



64


Наши новые знания о русском дирижере Н.Голованове


65

4

Подведение итогов. Вспоминаем М.Глинку и П.Чайковского



66


Вспоминаем А.Скрябина и С.Прокофьева


67


Вспоминаем русских певцов,музыкальных педагогов и дирижеров



68


Значимость музеев для людей


Итого






по программе


68 ч.





выполнено









ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основная учебная литература

«Программа по музыке для 5-7 классов» под редакцией Г.Серегиной и Е.Критской .- Просвещение 2013 год


Дополнительная учебная литература

Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно

нравственная культура народов России».— М.:

АСТ, Астрель.

Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия

школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на

образование.

. Учебное оборудование.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер

Проектор

Экран

Принтер

Музыкальный центр


Календарно - тематический план

по внеурочной деятельности «Музыкальный музейный калейдоскоп»

(наименование учебного предмета)

на 2015 – 2016 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1


Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы



2


Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция.


3


Музей музыкальной культуры имени М.Глинки.



4


Что мы знаем о М.Глинке?


5


Музей-машина времени. Роль музея в жизни человека.



6


Мы пришли в музей. Правила поведения в музее.


7


Посещение краеведческого музея.



8


Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель).


9


Какие бывают музеи?



10


Фонды музея. Работа с фондами.


11


«Бабушкин сундук». Семейные реликвии.



12


Подготовка экспозиций к выставке.


13


Проведение выставки.



14


Я — экскурсовод.


15


Роль музея в жизни человека.



16


Известные музеи, хранящие память об исторических событиях.


17


Музейная экспозиция

и её виды.



18


Сбор материала. По боям боевой славы.


19


Подготовка материалов в дар школьному

музею.



20


Путешествие «По странам мира».


21


Выставочная деятельность. Классификация выставок.



22


Что отличает экспонат музея от обычного предмета?


23


Практическое задание:составить легенду экспоната.



24


Учет экспонатов - это важно.


25


Практическое задание: проводим учёт экспонатов.



26


Кроссворд «Музей».


27


Инвентарная книга - главная книга музея.



28


Практическоезадание:этикетка экспоната.


29


Оформление музейного этикетажа.



30


Игра - конкурс: «Найди ошибку в этикетке».


31


Экспозиция музея, место экспоната в экс­позиции.



32


Музейный язык.


33


Понятие: подиум, муляж, макет.



34


Игра: «Новая экспозиция из старых экспона­тов».


35


Наши традиции: герб, гимн, газета.



36


Исторические корни нашего края. Легенды и предания.


37


Знакомство с символикой Воскресенска.



38


Практическое занятие: гимн Воскресенска.


39


Профессии моих родителей.



40


Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»


41


Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?



42


Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.


43


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина




44


Практическое занятие: музей изобразительных искусств моими глазами.


45


Государственный Дарвиновский музей.



46


Практической занятие: путешествие по Дарвинскому музею.


47


Третьяковская галерея на Крымском Валу.



48


Практической занятие: моя картина.


49


Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".



50


Практическое занятие: игра.


51


Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева.



52


Практическое занятие: обсуждение картин.


53


Московский планетарий.



54


Практическое занятие: игра.


55


Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.



56


Практическое занятие: мой дедушка-герой.


57


«Музеи, хранящие запах пороха и слёз».



58


Путешествие «По дорогам войны».


59


Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки.



60


Практическое занятие: игра «Угадай мелодию».


61


Коломенский музей пастилы.



62


Практической занятие: альбом «Я в музее пастилы».


63


Путешествие по музеям Москвы.



64


Я — музейный работник.


65


Зарубежные музеи.



66


Практическое занятие: сравнение музеев России с музеями других стран.


67


Поездка в музей.



68


Что мы узнали за год? Подведение итогов.


Итого






по программе


68 ч.





выполнено











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!