Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .
Программа внеурочной деятельности «Музейный калейдоскоп» рассчитана на учащихся 7 классов средней школы. Время освоения программы: 68 часов (2 часа в неделю) в течение учебного года. Данная программа дает возможность углубить знания учащихся в области музыкального искусства и культуры, лучше узнать свой город и его достопримечательности, познакомиться с экспозициями лучших музыкальных музеев Москвы как при личном посещении так и с использованием Интернет-ресурсов и компьютерных программ.
В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Поэтому так необходимо показать детям, что существует другой мир — мир, полный духовных нравственных идей, совершенствования, творчества, созидания.
Цель программы — приобщение детей к миру прекрасного, ознакомление их с культурными и историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействие приобщению детей к музыкальному наследию города, Отечества.
Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.
Цели программы:
— совершенствование образовательного процесса средствами основного и дополнительного образования;
— создание условий для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музеев;
— создание условий для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;
— создание условий для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
---создание условий для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.
Задачи программы:
—развитие художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, творческого мышления учащихся;
— воспитание любви и уважение к прошлому своего города, к истории своего народа, Отечества;
— расширение и углубление знаний по музыке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся;
---приобщение ребёнка к миру искусства и культуры;
---формирование «обрааз музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
---содействие осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историкокультурного наследия города,страны;
— формирование умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
---формирование навыки культурного поведения в общественных местах;
---развитие познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа нацелена на использование музейной педагогики для углубления знаний по музыке и русской культуре как народной, так и профессиональной. Она включает знакомство с музеями и их особенностями, посещение лучших музыкальных музеев Москвы, изучение биографий и наиболее известных произведений композиторов М.Глинки, П.Чайковского, А.Скрябина, С. Рахманинова, С Прокофьева, Р. Глиэра, А.Рубинштейна; знакомство с творчеством певцов Ф.Шаляпина, Собинова, И. Козловского, А.Неждановой и их лучших арий; знакомство с исполнителями-инструменталистами Е.Гнесиной, Д.Ойстрахом, С.Рихтером и прослушивание их исполнения в записи. Все они жили в Москве в разное время, что дает возможность сравнить музыкальную жизнь Москвы разных эпох. Также программа включает знакомство с музыкальными инструментами, как народными, так и профессиональными, посещение музыкальных музеев Москвы, связанных с именами изученных музыкантов, проведение уроков в этих музеях, поиск новой информации о музыкантах, выполнение творческих работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
—находить причины и следствия культурных событий,
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени
—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
—вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музыкальных музеях школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность углубить свои знания о русских композиторах разных исторических эпох. музыкальных инструментах народных и профессиональных, о быте московской усадьбы, о жизни москвичей в разные века. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания, а занятия, проходящие в таком месте, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Обучение осуществляется в форме беседы, поисковой работы, музейных уроков, экскурсий, викторин.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий внеурочной деятельностью «Музейный калейдоскоп»:
-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Оценка результативности:
---подведение итогов работы (опрос, анкетирование, выпуск электронной газеты, вечер отдыха);
---подготовка сообщений по каждому музею для классного часа
---ответы на олимпиадные задания по музеям.
Календарно - тематический план
по внеурочной деятельности «Музыкальный музейный калейдоскоп»
(наименование учебного предмета)
на 2015 – 2016 учебный год.
Номера уроков по порядку | Количество часов в теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1 | 4 | Вводное занятие. Музеи и их собенности | | |
2 | | Музейные профессии: экскурсовод, лектор, хранитель | |
3 | | Музейные запреты и разрешения | | |
4 | | Музыкальные музеи Москвы | |
5 | 9 | Музей музыкальной культуры имени М.Глинки. История создания | | |
6 | | Коллекции музыкальных инструментов. Народные. Виртуальный тур по музею | |
7 | | Коллекции музыкальных инструментов. Профессиональные Виртуальный тур по музею | | |
8 | | Коллекция личных вещей русских композиторов 19 века. Виртуальный тур по музею | |
9 | | Основоположник русской музыки | | |
10 | | Что мы знаем о М.Глинке? | |
11 | | Знакомство с первыми русскими операми | | |
12 | | Посещение музея музыкальной культуры имени М. Глинки. Музыкальная викторина | |
13 | | Наши новые знания из музея музыкальной культуры имени Глинки | | |
14 | 8 | Дом-музей «П.Чайковский и Москва». История создания | |
15 | | Виртуальный тур по экспозиции музея. Детские годы и годы учения | | |
16 | | Виртуальный тур по экспозиции музея. Московская консерватории. Антон и Николай Рубинштейны – основатели консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве | |
17 | | Посещение Московской Консерватории. Осмотр памятника П.Чайковскому, знакомство с музыкальной оградой сквера | | |
18 | | Знакомство с концертами П. Чайковского на музыкальной ограде. Фрагментарное знакомство | |
19 | | «Самый европейский из композиторов» Вальсы из балетов и оперные шедевры по произведениям А.С.Пушкина | | |
20 | | Посещение дома – музея « П.Чайковский и Москва». Викторина | |
21 | | Наши новые знания о П.Чайковском | | |
22 | 7 | Музей С.С.Прокофьева. История создания | |
23 | | Виртуальный тур по музею. Детские годы | | |
24 | | Годы учения или бунтарь за фортепиано | |
25 | | Музыка симфоническая и балетная | | |
26 | | Фильм и музыкальная кантата «Александр Невский» | |
27 | | Посещение музея С.С.Прокофьева. Викторина | | |
28 | | Наши новые знания о С.С.Прокофьеве | |
29 | 6 | Музей А.Скрябина. История создания | | |
30 | | Виртуальный тур по музею.Биография композитора | |
31 | | Цветомузыкальные эксперименты. Поэмаа Прометей – знакомство,. | | |
32 | | Новации в музыке 20 века | |
33 | | Посещение музея А.Скрябина. Викторина | | |
34 | | Наши знания о А.Скрябине | |
35 | 6 | Музей театрального искусства имени Бахрушина. История создания | | |
36 | | Виртуальный тур по музею. Развитие русского балета | |
37 | | Виртуальный тур по музею. Развитие русской оперы | | |
38 | | Виртуальный тур по музею. Композиторы «Могучей кучки» | |
39 | | Посещение музея театрального искусства имени Бахрушина. Викторина | | |
40 | | Наши знания о развитии русского музыкального театра | |
41 | 6 | Усадьба Ф.Шаляпина. История музея | | |
42 | | Виртуальный тур по музею. Детство и годы учения | |
43 | | Виртуальный тур по музею. Вершина творчества и славы. Лучшие арии | | |
44 | | Ф.Шаляпин и русские композиторы | |
45 | | Посещение усадьбы Ф.Шаляпина. Викторина | | |
46 | | Наши знания о творчестве Ф.Шаляпина | |
47 | 6 | Мемориальный музей-квартира Е.Гнесиной. История создания | | |
48 | | Семейство Гнесиных и музыкальная жизнь Москвы с конца 19 века по наши дни. | |
49 | | Виртуальный тур по музею. Жизнь и творчество Е.Гнесиной | | |
50 | | Педагогическая деятельность , создание техникума и института. | |
51 | | Посещение мемориального дома-музея Е.Гнесиной. Викторина | | |
52 | | Наши знания о пианистке и педагогу Е.Гнесиной. | |
53 | 5 | Мемориальный музей-квартира А.Гольденвейзера. История создания. | | |
54 | | Виртуальный тур по музею. Знакомство с прекрасным педагогом и пианистом. | |
55 | | Собрание редкостных документов и нот русской музыки 19 века | | |
56 | | Посещение мемориального дома- музея А.Гольденвейзера. Викторина | |
57 | | Наши новые знания о музыкальных педагогах | | |
58 | 7 | Мемориальный дом-музей Н.Голованова. История создания | |
59 | | Виртуальный тур по музею. Жизнь и творчество дирижера Н. Голованова | | |
60 | | Работа в Большом театре | |
61 | | Работа в театре Станиславского и Немировича -Данченко | | |
62 | | Концерты с А.Неждановой( жена дирижера) | |
63 | | Посещение мемориального дома- музея Н.Голованова. Викторина | | |
64 | | Наши новые знания о русском дирижере Н.Голованове | |
65 | 4 | Подведение итогов. Вспоминаем М.Глинку и П.Чайковского | | |
66 | | Вспоминаем А.Скрябина и С.Прокофьева | |
67 | | Вспоминаем русских певцов,музыкальных педагогов и дирижеров | | |
68 | | Значимость музеев для людей | |
Итого | | |
| | |
по программе | 68 ч. | | | |
выполнено | | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основная учебная литература
«Программа по музыке для 5-7 классов» под редакцией Г.Серегиной и Е.Критской .- Просвещение 2013 год
Дополнительная учебная литература
Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно
нравственная культура народов России».— М.:
АСТ, Астрель.
Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия
школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.
Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на
образование.
. Учебное оборудование.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Компьютер
Проектор
Экран
Принтер
Музыкальный центр
Календарно - тематический план
по внеурочной деятельности «Музыкальный музейный калейдоскоп»
(наименование учебного предмета)
на 2015 – 2016 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1 | | Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы | | |
2 | | Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция. | |
3 | | Музей музыкальной культуры имени М.Глинки. | | |
4 | | Что мы знаем о М.Глинке? | |
5 | | Музей-машина времени. Роль музея в жизни человека. | | |
6 | | Мы пришли в музей. Правила поведения в музее. | |
7 | | Посещение краеведческого музея. | | |
8 | | Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель). | |
9 | | Какие бывают музеи? | | |
10 | | Фонды музея. Работа с фондами. | |
11 | | «Бабушкин сундук». Семейные реликвии. | | |
12 | | Подготовка экспозиций к выставке. | |
13 | | Проведение выставки. | | |
14 | | Я — экскурсовод. | |
15 | | Роль музея в жизни человека. | | |
16 | | Известные музеи, хранящие память об исторических событиях. | |
17 | | Музейная экспозиция и её виды. | | |
18 | | Сбор материала. По боям боевой славы. | |
19 | | Подготовка материалов в дар школьному музею. | | |
20 | | Путешествие «По странам мира». | |
21 | | Выставочная деятельность. Классификация выставок. | | |
22 | | Что отличает экспонат музея от обычного предмета? | |
23 | | Практическое задание:составить легенду экспоната. | | |
24 | | Учет экспонатов - это важно. | |
25 | | Практическое задание: проводим учёт экспонатов. | | |
26 | | Кроссворд «Музей». | |
27 | | Инвентарная книга - главная книга музея. | | |
28 | | Практическоезадание:этикетка экспоната. | |
29 | | Оформление музейного этикетажа. | | |
30 | | Игра - конкурс: «Найди ошибку в этикетке». | |
31 | | Экспозиция музея, место экспоната в экспозиции. | | |
32 | | Музейный язык. | |
33 | | Понятие: подиум, муляж, макет. | | |
34 | | Игра: «Новая экспозиция из старых экспонатов». | |
35 | | Наши традиции: герб, гимн, газета. | | |
36 | | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | |
37 | | Знакомство с символикой Воскресенска. | | |
38 | | Практическое занятие: гимн Воскресенска. | |
39 | | Профессии моих родителей. | | |
40 | | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | |
41 | | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | | |
42 | | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | |
43 | | Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина | | |
44 | | Практическое занятие: музей изобразительных искусств моими глазами. | |
45 | | Государственный Дарвиновский музей. | | |
46 | | Практической занятие: путешествие по Дарвинскому музею. | |
47 | | Третьяковская галерея на Крымском Валу. | | |
48 | | Практической занятие: моя картина. | |
49 | | Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". | | |
50 | | Практическое занятие: игра. | |
51 | | Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. | | |
52 | | Практическое занятие: обсуждение картин. | |
53 | | Московский планетарий. | | |
54 | | Практическое занятие: игра. | |
55 | | Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | | |
56 | | Практическое занятие: мой дедушка-герой. | |
57 | | «Музеи, хранящие запах пороха и слёз». | | |
58 | | Путешествие «По дорогам войны». | |
59 | | Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. | | |
60 | | Практическое занятие: игра «Угадай мелодию». | |
61 | | Коломенский музей пастилы. | | |
62 | | Практической занятие: альбом «Я в музее пастилы». | |
63 | | Путешествие по музеям Москвы. | | |
64 | | Я — музейный работник. | |
65 | | Зарубежные музеи. | | |
66 | | Практическое занятие: сравнение музеев России с музеями других стран. | |
67 | | Поездка в музей. | | |
68 | | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | |
Итого | | |
| | |
по программе | 68 ч. | | | |
выполнено | | | | |