СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные краски.Былинный сказ "Садко"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные краски.Былинный сказ "Садко"»

Класс 1-А

Предмет: Музыка

Урок: 11

Дата: 16. 11. 20г.

Тема: : «Музыкальные  краски. Былинный сказ «Садко» ,  

c использованием инновационных методов и технологий.

Тип урока

изучение нового материала

Педагогические задачи

Определить роль и значение музыки в сказках. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
 Развивать навык слушания и анализ музыкального произведения, закрепить межпредметные связи .
Воспитывать любовь к русскому искусству, чувство любви к своей Родине.


Планируемые предметные результаты

 развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием  музыки;

формирование умения слышать и рассуждать о музыке, устанавливать причинно-следственные связи в музыке и живописи;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные УУД

 развивать вокально-хоровые навыки обучающихся в интонировании мажорного звукоряда;

формирование навыков хорового пения, пластическое интонирование, музицирование.

развивать навык сотрудничества со сверстниками в коллективной деятельности в процессе кейс – стади и квеста.

; общение со своими товарищами общение с учителем работа в парах и группах обмен информацией.

Личностные результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русской музыки; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению музыки

 воспитание интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  обобщение  музыкально-жизненных впечатлений детей;

 воспитание эстетического вкуса учащихся посредством музыки и живописи.




 Музыкальный материал:

 «Петь приятно и удобно» Слова и музыка Т.Абелян, «Алфавит» Слова И. Резника, Музыка Р. Паулса,  В. Дроцевич «Семь подружек», В. Герчик «Нотный хоровод»,  песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского -Корсакова

 Наглядный материал: мультимедийная презентация, конверты- кейсы для детей, портрет композитора Н. А. Римского –Корсакова, нотный стан, раздаточный материал – нотки.

Литературный материал: былинный сказ « Садко»

Используемые формы и  методы: фронтальные , групповые, индивидуальные, метод кейс-стади, музыкальный квест.



организационная структура урока


Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

I. Организационный момент

Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений
по названию раздела и тем

 Ребята! Я рада вас видеть И снова вас слышать.Здравствуйте!

1.Подбирает кейс.Музыкальные краски

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

Приветствие учителю.

1.Получают кейс.

2.Индивидуально готовится
к занятию



II. Распевание

Ознакомление с новой распевкой.

Сегодня мы с вами разучим новую распевку по ступеням гаммы.

 

«Вот иду я вверх. Вот иду я вниз».


Выполняют
задания.





III. Подготовка к восприятию

Повторение выученной песни –распевки.

Исполнение песни.(слайд  «Спой песню»)

День сегодня музыкальный.

Есть у нас талант вокальный.

Жить без знаний скучно б было,

Знанья – это наша сила.

Из какой песни эти слова? ( Алфавит)

Задание . «Спой песню». Обращаю внимание на интонирование и артикуляцию учащихся. Принимаем певческую позицию, напомнит её нам песня «Петь приятно и удобно» Слова и музыка Т.Абелян. и исполняем песню «Алфавит» Слова И. Резника, Музыка Р. Паулса

-Скажите, ребята, а для чего в ваших учебниках буквы иногда выделяют разными цветами? 

Выполняют
задания











Это помогает лучше запомнить орфограммы,  выделить гласные, согласные

IV. Сообщение темы и цели урока


Ребята определяют тему урока.

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в мир музыки и узнаем, а может ли музыка быть разноцветной.

Значит тема сегодняшнего урока музыки отвечаем хором :

Дети отвечают:

« Музыкальные краски»



V. Разучивание песни.

Слушанье новой песни .

Песня В. Дроцевича «Семь подружек».

Какие краски вы себе представили? Может ли музыка иметь цвет?

Вокально-хоровая работа над песней.

Слушают песню В. Дроцевича «Семь подружек».

Ответы детей.



VI. Работа над темой урока


Формулирование учебных задач уроке на основе выдвижения предположений по названию темы.













Учитель: А теперь у нас в гостях сестрички –нотки в разноцветных сарафанчиках загадают вам загадки.

Задание 1. Загадки про ноты.

Вот сидят девчонки —
Чёрные глазёнки,
Будто на скамеечках,
На пяти линеечках.

Учитель: Вы обратили внимание на чёрные глазёнки? Что у нот похоже на глазёнки?

 Задание 2. Ноты в словах.

Учитель: Ребята, в начале урока вы получили кейс. Разделимся по рядам: первый ряд придумывает названия объектов живой природы, второй – объектов неживой природы, третий – названия того, что сделал и придумал человек.  Придумайте слова, в которых есть слоги – названия нот.

Запишите их на доске, соединив с соответствующей картинкой.

Учитель помогает выполнить задание по группам.

Задание 3. Ребусы. (слайд 4)

 (приложение)

Задание 4.  Музыкальный квест «Нота заблудилась»

Учитель раздаёт детям макеты нот.


Учитель помогает детям в выполнении задания, если есть затруднения.



Ребята, давайте споём получившийся звукоряд, проверим, правильно ли мы справились с заданием.

Наши нотки стали в ряд, как хорошие танцоры в хоровод в разноцветных сарафанчиках.

Давайте познакомимся с песней об этом.


Ответы детей













репа, домик, фары, синица, мир, фасоль, поляна и т.д.





Дети разгадывают ребусы на доске.

Пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют. По окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку и правильно прикрепить ноты на нотный стан на доске

Исполнение гаммы до мажор.




 

VII. Слушание песни «Нотный хоровод»


Работа над словами
и заданием учителя.

Слушание песни «Нотный хоровод» слова и музыка В. Герчик.


Как вы думаете, почему песня так называется? Какой характер песни? Какие краски  можно использовать, рисуя эту песню?

Да, картинка у вас получилась  яркая и жизнерадостная. Давайте  мы с вами пригласим их к себе и совершим волшебные превращения. «Музыкальные превращения». (слайд 8)

(приложение)

Учитель:

Музыкальный инструмент

зазвенел в один момент,

переставьте слоги так,

чтобы свет рассеял мрак.

 

Первый слог - нота,

Второй слог - нота.

А в целом –

Только часть чего-то.

 

Учитель:

Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично.

Но вставь нам «Л» - и зазвучим

Довольно мелодично. 

Появились гусли очень давно.  Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высоким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе. Подобрать примеры, кто является героем старинных сказок или былин






Ответы детей










Дети: Арфа - фара



Дети:   До + Ля = Доля.





Дети: Гуси – гусли.


VIII. Изучение нового материала . Былинный сказ «Садко»

 


Работа над новым материалом.

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких ещё вы знаете былинных героев? Ответы вы готовили по группам. (Ответы детей) А теперь посмотрите на доску (Слайд «Три богатыря»)

О подвигах этих героев слагались сказы, былины, легенды, воспевая их силу и мужество.

А сегодня мы познакомимся с былинным сказом, где воспевается стремление узнать  новое  и любовь к своему краю. Какие краски, по вашему мнению,  можно взять, чтобы нарисовать эти качества? Послушайте старинный русский сказ о Садко. (Слайд «Садко»)

Давайте отметим в сказе те места, где звучит музыка.

Выяснить, где в сказе звучит музыка, в каком характере она могла бы звучать.

Звучит песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. ( На доске портрет композитора Н. А. Римского – Корсакова и краткие сведения о нём)

-   Какая была музыка?

 В каком темпе исполнялась? Какое настроение передавала?


Выберите, какой  краской можно определить настроение этой мелодии.



Какой жанр музыки звучал?


Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского -Корсакова.

Как звучала музыка?



Какой жанр музыки?

Выберите, какой  краской можно определить настроение этой мелодии . Похожи ли  между собой эти два фрагмента по характеру? А по выбранным вами краскам?


 Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.




















Удалая, задорная, наполненная острыми ритмам.Звучала в быстром темпе, передавала настроение Садко

Перечисляют цвета красок.

Танец,пляска.

Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями

Песня, колыбельная.

Ответы детей.



IX. Итог урока

1

Обобщение полученных на уроке
сведений.


Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке? Чему интересному научились?

На кого из героев хотели бы стать похожим?

 


Ответы детей.

X. Рефлексия





Музыкальное прощание


Заключительная
беседа.

Какие чувства вы испытываете в конце урока? У вас на партах лежат разноцветные нотки. Подойдите к доске и прикрепите свою нотку под смайликом, который соответствует вашему настроению.

Урок окончен.



Дети у доски прикрепляют нотки-смайлики.




Спасибо за урок!

























Приложение 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!