СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные инструменты народа ханты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные инструменты народа ханты»

Тема: Музыкальные инструменты народа ханты


Цель: ознакомить с музыкальными инструментами нашего края и их мастерами, как с признаком национальной принадлежности и самобытности народов ханты.

Задачи: формировать интерес к национальной культуре, позитивное отношение к ней; ориентировать учащихся на этнокультурные духовные ценности; развивать образное мышление; воспитать способность к межэтническому и межкультурному общению средствами системных знаний музыкального искусства.

Оборудование: музыкальный центр, видеомагнитофон, аудио- и видеозаписи, фотографии, национальные музыкальные инструменты (бубен с колотушкой, нарс-юх или санквылтап, тор сапл юх, тумран)


Ход урока:



1. Орг. момент.



У.

2. Объяснение нового материала.

Музыкальная культура народа ханты очень богата, но исследована она слабо. Немало информации есть о музыкальных инструментах. Как вы думаете, что является основной формой музыкального интонирования?

Д.

Игра на музыкальных инструментах.

У.

Да, и существует они нескольких типов или классификаций. По каким же признакам мы их определим?

Д.

По применению, назначению, использованию, а также по материалу и способам игры на них.

У.

Давайте сначала перечислим все известные вам инструменты.

Д.

Бубен, нарс-юх, санквылтап, тороп-юх, панан-юх, тумран, кугель-юх, конколь-лонколь, хум-юх, нин-юх, тор сапл юх.

У.

А теперь всё перечисленное вами приведём в порядок.

Итак, Назовите ударные инструменты.

Д.

Бубен.

У.

Бубен. (хант. – куйп, койм, пэнзяр, манс. – койэп), (записываем). Это ударный мембранный инструмент.


(просмотр фотографий или показ инструмента).


Что используется в качестве обтяжки?

Д.

Оленья, лосиная или собачья кожа.

У.

Рисунки на обтяжке, как правило, отсутствуют, а наличие их на некоторых бубнах исследователи считают заимствованием. В бубен бьют колотушкой, создавая особенный ритмический рисунок. Где же и кем используется этот инструмент?

Д.

Он используется в танцах, как ритмическое сопровождение. Ещё его используют шаманы это основной его атрибут.

У.

Одна из особенностей хантыйской культуры заключается в том, что шаманы с бубнами в обществе хантов были менее заметными фигурами, чем у других народов. Хотя лица прочих категорий, выступающие посредниками между человеческим духами и исполняющие религиозные функции без бубна, шаманами не считались. Какая основная обязанность шамана?

Д.

Лечение, хотя считалось, что здоровье зависит от Торума.

У.


Бубен является материальным медиумом, при помощи которого шаман призывает духов; либо источником звуков, которые сопровождают слова, обращённые к небесному богу. И бубен шаману нужен лишь для того, чтобы придать громкость и силу словам – ведь до Торума так далеко…Шаманский сеанс называется камлание. Во время камлания шаман ищет похищенную душу или изгоняет духа болезни. Шаман летит к небесному богу, либо спускается в преисподнюю, то ведёт борьбу со злыми духами, то сам превращается в животных духов. Здесь он и прибегает к помощи бубна и колотушки.

(просмотр видеосюжета или фотографий).


У народа ханты бубен осмысливается то, как лодка, то, как олень, то, как птица, на которых душа шамана отправляется в путешествие, а колотушка служит веслом либо хореем. Колотушки, как и бубны, отличаются большим разнообразием, но чаще всего это плоская, слегка вытянутая лопатка. Чем она обтянута?

Д.

Оленьим или заячьим мехом.

У.

Что собой представляет рукоять бубна?

Д.

Рукоять бубна, как правило, представляет собой сук в виде развилки дерева либо две прямые палки, соединённые в виде крестовины.

У.

















Характерная особенность хантыйских и мансийских бубнов – отсутствие богатой семантики большинства частей бубна. Отсутствие в большинстве случаев подвесок в полости бубна или их семантики (в том случае, когда подвески имеются), разная форма обечайки (от круга до эллипса), разнообразие правил изготовления, хранения, наследования привели исследователей к мнению, что шаманизм в целом у обских угров находился в стадии формирования. Исследователи К.Ф. Карьялайнен и В.Н.Чернецов допускают мысль, что в сравнительно недавнем прошлом бубен не являлся сакральным инструментом, и что его сакрализация явилась результатом чуждого (круга саяно-алтайских народов) влияния. Отмечается также отсутствие у обско-угорских шаманов особого ритуального костюма, что соответствует простоте в изготовлении и использовании бубна. В специальной литературе описаны разные бубны. Среди хантыйских бубнов имеются экземпляры эвенко-якутсктго варианта среднесибического типа, саяно-алтайского варианта южно-сибического типа.


(просмотр фотографий).

А теперь назовите, какие вы знаете струнные инструменты.

Д.

Нарс-юх, панан-юх, тороп-юх, нин-юх, хум-юх, кугель-юх.

У.

Объясните, почему у всех этих названий такая приставка юх?

Д.

Юх – обозначает дерево, эти инструменты изготовлены из дерева.

У.

Значит, все эти разновидности инструментов имеют деревянные корпуса. Но все ли они похожи друг на друга или чем-то отличаются? Давайте это разберём.

(просмотр фотографий).


Д.

Здесь есть струнные смычковые и струнные щипковые инструменты.

У.

Итак, струнные смычковые. Нин-юх, хум-юх, кугель-юх (записываем). Есть две разновидности струнных смычковых. У нин-юх и хум-юх корпус овальный, а у кугель-юх – с выемкой. Две-три струны делались из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Нин-юх - камерный мужской инструмент, играли на нём в небольшом обществе по вечерам. Найдите эти инструменты на фотографиях.


(просмотр фотографий)


Струнные щипковые инструменты. Обско-угорский хордофон, наиболее распространенный у хантов и манси, представляет собой музыкальный инструмент типа лиры с 3-5-7 струнами. Более звучны широко известные мужские инструменты: сосьвинские манси его называют санквылтап (играющий, звенящий), кандинские манси – санкэльтап, ханты - нарс-юх (играющее дерево), шеркальские ханты – наресь-юх, сургутские ханты – наркис-юх, ваховские и васюганские ханты - панан-юх (пальцевое дерево). (записываем).

В литературе встречается под названием угорская (югорская) цитра (лира). Первое упоминание о ней было опубликовано в книге П.С.Палласа «Путешествие по разным местам Российского государства» в 19770 году. В ней автор говорит о том, что «… манси сопровождают танцы игрой на музыкальном инструменте, который имеет образ маленькой лодки, на коей подставки и шесть струн на круглый валек наверчены, посредством же маленьких колочков потягиваемых и строемых.». Спустя два года, после экспедиции П.С.Палласа, русский исследователь В.Ф.Зуев свидетельствует, что народы Югры «…пляшут под инструмент, домброю называемый, она же называется и шангальтап и нарысь-ют». (очевидно автор имеет ввиду мансийский санквылтап и хантыйский нарс-юх. Сведения об этих наблюдениях содержатся в его дневниках, опубликованных в «Материалах по этнографии Сибири 18 века» (1947г.)

Посмотрите внимательно, и скажите, что напоминает вам этот инструмент?

Д.

Внешне он напоминает плоскодонную лодку с выступающей нижней частью или рыбу.

У.

Из чего он сделан?

Д.

Корпус выдолблен из цельной плахи ели, кедра, пихты, сосны, осины.

У.

Что вы ещё можете сказать о форме.

Д.

Один конец инструмента заострён (или закруглён), другой раздвоен - это верхняя часть инструмента.

У.

А теперь, поговорим об изготовлении таких инструментов. На деке резонаторные отверстия, на ней установлена одна-две подставки, к которым прикреплены струны. Корпус инструмента плоский или сферический. Размеры инструментов - от 90 до 130 см длиной и 17-30 см шириной. Верхняя крышка к корпусу приклеивалась рыбьим клеем. В некоторые инструменты для усиления звука насыпали соль, дробь, камешки, стеклянные или металлические пластинки. Количество струн от трёх до пяти. (Санквылтап, имеет более пяти струн). Как вы думаете, из чего же они изготовлялись?

Д.

Струны изготовлялись из оленьих сухожилий, кишок, пропитанных рыбьим клеем.

У.

В прошлом струны наматывали на деревянные колки, в настоящее время, под влиянием современной городской культуры, ханты и манси стали использовать гитарные колки и металлические вербеля на своих инструментах и ставить для игры стальные струны. Как красиво о звучании этих струн написано в следующих строках.

Пять струн.

То как нити грусти, как струны солнечного дождя,

А то вдруг это струны соснового бора шумящие, звенящие.

А через минуту они как порывы северных метель.

Тронет первую струну – затокует, запоёт глухарь весеннюю песню.

Тронет вторую струну – заплещется речка, зажурчат ручейки.

Тронет третью струну – затенькают синицы.

Проведёт пальцами по всем струнам – польётся лебединая песня.

Нарс-юх ещё называют «тур-сай-торум». Что это означает?

Д.

С хантыйского языка это означает – голос поющего Бога.

У.

Умение играть на нём считалось божественным даром. Его продажа считалось равносильной продаже своей души. Играют на инструменте сидя, держа его на коленях, прижав дно к животу, причём для удобства некоторые исполнители опираются локтями на верхний край инструмента, защипывая струны пальцами одной руки, другой глушат ненужные звуки. Или левой рукой прищипывают, извлекают мелодию, а правой перебирают две дискантовые струны. Более искусные исполнители играют пальцами обеих рук. Укорачивание струн пальцами при игре не производится. Иногда музыканты применяют при игре плектр в виде маленькой дощечки. Давайте послушаем звучание этого инструмента.

(прослушивание аудиозаписи).


Что сопровождала игра на этом инструменте?

Д.

Под аккомпанемент нарс-юха и санквылтапа пели старинные эпические песни – «тарнын-ары» (ханты), «тарнын эрыг» (манси), а также, исполняли так называемые медвежьи песни (у хантов «вой-ар», «пупи арых», у манси «уй эрыг», «уй анчух эрых», что означает «зверя-старика песня». На медвежьем празднике мелодии нарс-юха сопровождали шуточные танцы и представления.

У.

Им также пользовались шаманы и певцы-музыканты-лекари, исполняя героические песни. Исполнитель героических песен - песня-человек (арэхта-ку) излечивал песней или игрой на нарс-юхе и панан-юхе. Само искусство игры передавалось, будто бы от духов, и овладение им было связано с тяжкими испытаниями.

Нарс-юх – исключительно мужской инструмент. Он выполнял различные обрядовые функции. До настоящего времени нарс-юх использовался в обрядах «медвежьих игрищ». В последние десятилетия он звучит и в художественной самодеятельности. Попытку сохранить нарс-юх делает Д.Г.Агеев (Саранпауль), обучающий детей манси игре на нём.


(показ видеосюжета)


А этот инструмент внешне напоминает птицу, а русские называют его «лебедь», «журавль», «гусь». (показ фотографии). Назовите его.

Д.

Тор, тороп-юх или тор сапл юх (хант.), тарыг сып йив (манс.). (записываем)

У.

Это дугообразная или угловая арфа, струнный щипковый инструмент, бытовавший у ханты и манси. Что вы можете рассказать о форме этого инструмента?

Д.

Задняя часть закруглена, передняя загибается вверх и переходит в шейку, на конце которой вырезано подобие птичьей или конской головы.

У.

Корпус достигает длиной 70-90 см, шириной – до 20 см, высотой шейки – до 65 см. А из чего же он сделан?

Д.

Корпус выдалбливается из цельной древесины ели, кедра, берёзы. Для скрепления также использовали рыбий клей.

У.

Посмотрите, внимательно. На крышке находятся резонаторные отверстия (от двух и более). Вдоль крышки инструмента (посередине) укреплена планка для фиксации нижних концов струн, верхние концы наматываются на деревянные колки, установленные на шейке. В угловом пространстве между корпусом и шейкой натягиваются струны. Каково же их количество?

Д.

Количество струн от 7 до13, они также изготавливались из сухожилий и кишок оленя.

У.

Сейчас используют медные и латунные струны. Тор сапл юх – мужской инструмент. Играют на нём сидя (реже лёжа), поставив инструмент на колени, левой или правой рукой. Неотъемлемым элементом чего является музицирование на тор сапл юхе?

Д.

Ритуалов, обрядов, традиционных праздников обских угров, он сопровождает исполнение песен, танцев, эпических и сакральных произведений,

У.

Поэтому ханты и манси считают его священным инструментом. К настоящему времени он практически вышел из музыкальной практики среднеобских и северных ханты, северных манси и сохранился у восточных ханты.

По описаниям Ф.Белявского, побывавшего у хантов в 1828 году, «музыка их состоит в двух инструментах, называемых «дернобор» (старинное название хантыйской арфы и гумбра или домбра, на коей играют по кишечным струнам маленькою плоскою дощечкою (вместо плектора), припевая песни весьма заунывныя; но, не умея понятия о мере согласии звуков, они музыкою т припеванием своим до того оглушают, что вовсе отнимают охоту себя слушать». Эти наблюдения были впервые опубликованы в Москве в 1831 году в его книге «Поездка к Ледовитому морю».

А сейчас ещё один очень интересный инструмент. (показ фотографии).

Это губной или язычково-щипковый музыкальный инструмент или губная бандура. Северные ханты называют инструмент тумран, восточные – конколь-лонколь, манси – тамер, тумран. (записываем).

Происхождение названия связывают со словом «домбра», другие с глаголом «тамранта» - царапаться, скрестись. Тумран представляет собой костяную (металлическую, деревянную) пластинку (длиной 10-15 см, шириной 1,5-3 см), согнутой в форме лиры, с прорезанным внутри или вставленным стальным язычком. Один конец инструмента более широкий, на нём два отверстия для верёвочной или сухожильной петли. Как же играют на тумране?

Д.

Дёргают за петлю.

У.

Исполнитель вставляет тумран узким концом в рот между зубами, держа его левой рукой, а правой дёргая за петлю и таким образом извлекает негромкие, мелодичные звуки. Слегка вдыхая или выдыхая воздух, можно добиться различных тонов. Изготавливали тумран из лопатки оленя или коровы и занимались этим мужчины. Как вы думаете, а кто играет на нём, и легко ли это?

Д.

На тумране играют женщины. Игра на нём требует навыка и подготовки.

У.

Хранили тумран в чехле из деревянных пластинок, повторяющих форму инструмента. Тумран – камерный инструмент. Используется ли он при проведении обрядов, ритуалов?

Д.

Нет. В настоящее время тумран звучит в художественной самодеятельности.

У.









У.

История происхождения тумрана у обских угров не выявлена. Хантыйский вариант тумрана относят к группе рамных варганов (со шнурком или стержнем), распространённых в Индонезии и Юго-Восточной Азии, на Малайском архипелаге, южной части Тихого океана и во всей Северной Азии. Известен варган и европейским народам (норвежцам, шотландцам, румынам, русским). По степени распространения варган занимает одно из первых мест в музыкальном инструментарии народов Центральной Азии и Сибири. Среди народов Севера варган – самый распространённый инструмент.


3. Закрепление материала.

А сейчас мы послушаем небольшие сообщения, которые подготовили наши ребята. Они расскажут о народных мастерах ханты и манси, которые живут в нашем крае, и изготавливают национальные музыкальные инструменты.

Д.

Нарс-юх А.Г.Гришкина.(Показ фотографии)

Народный мастер Артём Григорьевич Гришкин живёт в п.Ванзеват Белоярского района. Нарс-юх, изготовленный им, звучит как-то по особенному звонко и серебристо. Видимо потому, что мастер для своих работ использует хвойные породы деревьев: кедр, сосну, ель.

Артем Григорьевич тридцать шесть лет работал кузнецом, выполнял и слесарные и столярные работы, трудился на пилораме, насаживал вилы, отбивал косы, заготовлял черенки, рыбачил, охотился, до всего доходил сам, делал много, крепко, быстро и красиво. Артём Григорьевич не только тонко слышит, но и прекрасно видит. Масляными красками рисует ковры, портреты. Как сам он выразился «Может с закрытыми глазами изготовить ловушки, манщики».

Гришкин рано остался без родителей. Много позже потерял сына, дочь, жену. Но утраты и невзгоды не сломили его. Тяга к искусству, к музыке, любовь к труду помогли пережить все беды. Он по-прежнему полон энергии и жизни, занимается рыбалкой, охотой. Иногда берёт с собой музыкальный инструмент нарс-юх. Там на природе, инструмент звучит по-особенному – волшебно, таинственно, сказочно-былинно. Играть на нём Артём Григорьевич учился у отца еще в раннем детстве. И многое, что запомнил, исполняет и сейчас… Вот льётся обской вариант «Куреньки», а вот «Солидный», «Мужской танец» из Медвежьего праздника. Впечатляет полная юмора музыка танца из Медвежьего праздника «Мужик с Печоры». Светло звучит весёлая «Дарьюшкина плясовая». Интересны песни тегинских и тугиянских ханты. С большим эмоциональным всплеском исполняет Артем Григорьевич музыкальную пьесу «Пешка» (Оленёнок), сочинённую им в 1953 году и живую мелодию «Гаврюшка из Тугиян» Весьма удивительно, как скромными, казалось бы, выразительными музыкальными средствами Гришкин достигает огромного эффекта. Это особенно ярко слышится в музыке, связанной с природой. Таковы: «Тови Хуташ тур» (Голос весеннего лебедя), - пьеса, сочинённая автором в 1965 году, старинные хантыйские мелодии «Вурсик» (Птичка) и «Казарки», своеобразным колоритом насыщены лирическая песня «Калтаси Анки» (Материнское страдание) и религиозная обрядовая «Тору маки» (Небесный бог).

Артём Григорьевич страстный пропагандист народной музыки ханты. Где только не звучал его нарс-юх. С выступлениями он объездил весь Белоярский район. Игрой Гришкина восхищались и специалисты из Москвы, Новосибирска, Эстонии.

В фонотеке Окружного центра культуры и искусства народов Севера хранится много прекрасных записей в исполнении Артёма Григорьевича, большинство из которых расшифрованы и переложены на ноты.


(прослушивание аудиозаписи, просмотр видеосюжета или фотографий).


У.

Давайте познакомимся с музыкантом из Щекурьи.

Д.

Музыкант из Щекурьи. (показ фотографии)

Холодный февральский вечер. Вьётся зимняя дорожка из Саранпауля в Щекурью. А вот и домик, который чем-то напоминает хозяина. В домике порядок. Всё кругом прибрано. Здесь живёт большой музыкант народа манси - Григорий Николаевич Сайнахов, которого знают не только в нашем автономном округе, но и в Москве, Новосибирске, Тюмени, Тарту, Таллинне.

Весь вечер Сайнахов виртуозно исполнял мансийскую музыку на санквылтапе и мансийской скрипке. Играл и дуэтом с Д.Г.Агеевым и В.Н.Яркиным. Кажется, что можно повторить мелодический и ритмический рисунок музыки Григория Николаевича, но сыграть так, как играет он, почти не возможно. Еле уловимые нюансы, своеобразные приёмы игры, высочайшее мастерство, так отличают его замечательную игру, которая как бы передаёт всё, что слышал Сайнахов в детстве – сказки, легенды, предания. Григорий Николаевич не только искусно владеет музыкальными инструментами, но и сам мастерит их. Этот скромный человек хорошо знает мансийскую культуру и делает всё для её сохранения, он активный участник многих праздников, смотров, конкурсов.

В его репертуаре много номеров из Медвежьего игрища, мужских и женских танцев, песенных звукоизобразительных и танцевальных мелодий.

Григорий Николаевич – участник Великой Отечественной войны, имеет медали «За оборону Ленинграда». Фольклорный отдел Ханты-Мансийского окружного центра культуры и искусства народов Севера поддерживает тесную связь с народным музыкантом, приобретает у него инструменты, привлекает Григория Николаевича на курсы по обучению на санквылтапе.

Отрадно, что своё мастерство народный музыкант передаёт молодому поколению. В Саранпауле искусству игры на инструменте Югры обучается более двадцати мансийских детей, из коренной национальности.

Искусство мастера по изготовлению музыкальных инструментов продолжает совершенствовать его ученик Яркин Василий Николаевич. Очень много работает в области пропаганды исполнительного искусства Сайнахова, преподаватель Саранпаульской музыкальной школы Агеев Дмитрий Георгиевич.

(прослушивание аудиозаписи, просмотр видеосюжета или фотографий).


У.

Следующий мастер является активным участником ансамбля народных инструментов Обских угров «Витсам».

Д.

Мастер.(показ фотографии)

Таких людей, как он, встретишь не часто. Создаётся впечатление, что нет такой работы, какую он не смог бы выполнить. Но особенно поражает его любовь к природе. Прирождённая тяга к красоте. В каком-нибудь сучочке, корне или нароста-кане он умудряется усмотреть или зверя, или птицу, или человека, а то и просто забавное чучело. Семён Кузьмич Пузин мастерит музыкальные инструменты. Изготовлять их начал недавно, но достиг совершенства. Его санквылтапы находятся не только в Ханты-Мансийске, но и в Новосибирске, Москве. Особенностью его инструментов является не только форма, но и глубина резонаторного ящика, а главное – звук, звонкий и в тоже время тёплый. Пузин С.К. помогал создавать в Ханты-Мансийске Парк-музей на Семи священных холмах. И здесь пригодилось его мастерство и знание мансийской этнографии. Кстати, он прекрасно владеет мансийским языком. Сейчас Семён Кузьмич работает в Ханты-Мансийском Окружном Центре культуры и искусства народов Севера и делает много для сохранения и развития Югорской культуры. Он активный участник ансамбля народных инструментов Обских угров «Витсам».


(просмотр видеосюжета или прослушивание аудиозаписи)


У.

А сейчас, сообщение о мастере дуговой арфы.

Д.

Тимофей Иванович Кечимов. (показ фотографии)

Если вам посчастливится услышать его игру на древнем Югорском инструменте тороп-юхе-дуговой арфе, поймёте, что перед вами большой музыкант. Игру Тимофея Ивановича, неповторимую и завораживающую, забыть невозможно. Кечимов – единственный в своём роде мастер, сохранивший уникальные приёмы игры и технологию изготовления сложного и трудоёмкого музыкального инструмента Югры – дуговой арфы.

Тимофей Иванович родился на реке Лиман-Ягун, впадающей в большой приток Оби – реку Пим. Он научился играть в раннем возрасте у своего дяди (по матери) Егора Рынкова.

Своеобразный, необычный строй тороп-юха, бурдонное звучание низкой струны, непрерывное вибрато при помощи черёмуховой дуги создают совершенно неповторимую музыку.

Игра Кечимова украшает все праздники в Русскинских. Ему аплодировал Ханты-Мансийск и Москва. Его игру высоко ценят отечественный и зарубежные специалисты-музыковеды. Отрадно отметить, что своё мастерство Тимофей Иванович передаёт своему сыну Семёну, который с честью представлял искусство нашего народа и в Москве и в Финляндии.

(просмотр видеозаписи или фотографий, прослушивание аудиозаписи).


У.

4. Обобщение

А сейчас, давайте, прослушаем небольшие музыкальные фрагменты, а потом ответим на следующие вопросы.

1. Найдите этот инструмент на фотографии.

2. Как называется этот инструмент?

3. К какой группе можно отнести этот инструмент? (ударный, струнный смычковый, струнный щипковый, язычково-щипковый).

4. Кто на нём играет – мужчина или женщина?

5. Где используется и что сопровождает?


(аудиовикторина)


У.

5. Подведение итогов.

(Анализ работы класса на уроке)


У.

6. Домашнее задание.

(Составление кроссворда с названиями национальных музыкальных инструментов народов Югры. Посещение фольклорного праздника или посиделок, слушание игры на музыкальных национальных инструментах.)


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!