СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 6 класса "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"»

Георгий Свиридов считал, что: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению». Музыкальные иллюстрации композитора не только добавляют «нечто» к произведению Пушкина, но и дают его музыкальную интерпретацию, а, следовательно, ведут читателя к углублённому прочтению повести.

Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 году. Одно из самых удачных воплощений произведений Пушкина в русской музыке ХХ века. Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье.

Цикл музыкальных иллюстраций к «Метели» состоит из девяти картин, которые следуют сюжету произведения («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога»). «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам… — отмечал Свиридов, — здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой». Автор шаг за шагом следует за поэтом, создавая «метельные» взлёты и падения, бережно сохраняя традиции пушкинской эпохи, придавая ей ещё больше одухотворённости своей необыкновенной музыкой.

Урок в 6 классе

Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель"

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.Свиридова «Метель».

Задачи:

- Познакомить с отрывками из сюиты Г.Свиридова «Метель», созданной на основе повести А.Пушкина; направить детей на чувственные ощущения и осмысление музыкальных образов;

- Развивать умение анализировать музыкальное произведение.

- Воспитывать интерес к произведениям музыкального искусства.

Метапредметные результаты: 

- Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;

- Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни;

- Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

 

Личностные результаты:

- Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-этическому росту как слушателя и зрителя;

- Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала;

- Активизировать механизмы личностного самосовершенствования.

 

Музыкальный материал: 

- Отрывок из сюиты Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» («Тройка»);

- Фонограмма песни Ю.Тарана «Россия – ты моя звезда»;

- Видеофрагмент концерта симфонического оркестра «Сюита Г.Свиридова «Метель» (Романс);

- Видеофрагмент из художественного фильма В.Басова «Метель».

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, колонки,

презентация.


Ход урока:

Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий.

Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.

Вдруг метелица кругом, снег валит клоками,

Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями.

Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы.

Жуковский. 


Учитель: Ребята, перед вами портреты советского композитора Георгия Васильевича Свиридова и русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да, вы правы, они создали что-то совместно. Пушкин жил и творил в 19-ом веке, а Свиридов – в 20-ом веке. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.

Учитель: На уроке литературы вы знакомились с повестью А.С.Пушкина «Метель», а к сегодняшнему уроку музыки вам было задано домашнее задание - посмотреть художественный фильм «Метель» режиссера В.Басова. Так кто же написал музыку к этому фильму?

Ученики: Георгий Свиридов

(просмотр видеофрагмента из кинофильма)

Учитель. Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм?

Ученики: Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации.

Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Запишите в тетрадях тему урока: «Метель». Музыкальные иллюстрации.

Учитель: Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Давайте вспомним, что такое «сюита»?

Ученики: Одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке, состоит из нескольких больших частей.

Учитель: А что такое иллюстрации?

Ученики: Изображение, поясняющее текст.

Учитель: Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Скажите мне, пожалуйста, что такое музыкальные иллюстрации?

(ответы детей, впоследствии все ученики приходят к единому мнению)

Учитель: Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.


Учитель. В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Метель».

В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночь, когда на улице мела пурга.

В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по этой повести кинофильм «Метель». Он говорил: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и лёгкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и всё богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

Оркестровая сюита «Метель» появилась в 1974 году. Она состоит из девяти пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель». Так родился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации.

Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события. Слушатель ярко представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель. Он не только слышит, но и как будто бы видит колокольчики, звенящие на дугах, и как под копытами лошадей трещат снежные сугробы.

В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.

Второе произведение – «Вальс», одна из самых известных мелодий из сюиты «Метель». Звуки фанфар возвещают о начале праздника: приподнятое настроение и радостное волнение буквально захватывают. Приятный мотив звучит под характерный для вальса аккомпанемент. Вальс имеет трёхчастную форму, во второй части мелодию играют деревянные духовые инструменты, а в первой и последней частях она звучит в исполнении скрипок.

Третий номер – «Весна и осень» – состоит из двух миниатюр.

В «Весне» воздушная мелодия флейты сопровождается аккомпанементом струнных инструментов. Эту музыку можно сопоставить со многими пейзажами русских живописцев – например, с картиной Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье».

Вторая миниатюра – «Осень». Тот же напев в исполнении скрипки. Аккомпанемент исполняют валторны и кларнеты. Это противостояние мажора и минора. По сравнению с «Весной», «Осень» звучит более блёкло и приглушённо.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Задумчивую и печальную осень мы можем сопоставить с пейзажем «Золотая осень» Ефрема Ивановича Зверькова.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Четвёртый номер – «Романс».

Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.

Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.

«Пастораль».

В продолжении лирической линии в «Пасторали» негромко звучит мелодия в исполнении гобоя, рисуя образы простой и спокойной сельской местности. На смену деревянным духовым инструментам приходят скрипки, наполняя произведение большей звучностью, и тема вновь возвращается к деревянным духовым инструментам.

Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

«Военный марш».

На контрасте с другими лирическими частями сюиты «Военный марш» звучит мощно в исполнении духового состава симфонического оркестра. Композитор «рисует» образ удали и жизнелюбия молодых офицеров.

«Военный марш» имеет трёхчастную форму с идентичными первой и третьей частями. Музыка посвящена Отечественной войне 1812 года и созвучна русским песням, воспевающим подвиги: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды».

Седьмой номер – «Венчание».

Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.

Мелодические линии без аккомпанемента переплетаются между собой. Вдруг в конце появляются восклицательные интонации, отражающие ход сюжета. В музыке подчеркивается драматизм ситуации, когда молодых людей обвенчали и Мария, взглянув на жениха, кричит: «Ай, не он, не он!».

Восьмая часть сюиты – «Отзвуки вальса».

Знакомая мелодия теперь звучит в другой инструментовке, с облегчённым аккомпанементом. Её исполняют солирующие инструменты, а не группы, как это было во втором номере сюиты. Часть «Отзвуки вальса» звучит менее торжественно, менее наполнено, как воспоминание о былом.

Завершает сюиту «Зимняя дорога».

Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.

Сюита не случайно названа "музыкальными иллюстрациями". Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.

Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.

Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.

Учитель: А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

(Учитель выбирает интересные рисунки и по желанию детей показывает их классу, а автор рисунка объясняет, что он «увидел» в звучащей музыке.)

Учитель: Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

Учитель: Ребята, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка»?

(ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, ребята, в этой пьесе рассказывается только о природе?

(мнения учащихся)

Учитель: Да, вы правы. Здесь говорится не только о состоянии природы. Вы говорите о чувствах тревоги, печали. А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной, какие инструменты звучат, как и для чего.

(звучит музыка, дети анализируют мелодию, тембр, динамику, темп, ритм. На интерактивной доске изображение «цветка» - средства музыкальной выразительности. Дети выходят к доске и к каждому лепестку «цветка» подбирают из перечня подходящие слова.

Учитель: Началось громко, как будто мы перенеслись в ту самую степь. Затем у скрипок началась печальная, очень русская песенная мелодия. Ее подхватили духовые инструменты. Музыка ширится, к ней присоединяются подголоски. Постепенно все стихает, как будто тройка удаляется. Музыка Свиридова рисует образ тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольчиков, под меланхоличную нескончаемую песнь, похожую на напевы ямщиков.

Учитель: А сейчас послушайте еще один отрывок из сюиты, и скажите, что напоминает по ритму эта мелодия? (звучит «Марш»)

Ученики: Это марш, под нее можно маршировать. (ученики маршируют по музыку)

Исполнение песни «Россия – ты моя звезда»

Учитель: Ребята, я предлагаю исполнить недавно разученную песню о России. Вспомнили ее?

Ученики: Да, это песня «Россия – ты моя звезда»

Учитель: Что необходимо сделать перед исполнением песни?

Ученики: Распеться, подготовить наш голосовой аппарат.

(Проводится дыхательная гимнастика, затем распевание немым звуком, далее следует пропевание восходящей и нисходящей гаммы «До мажор» на легато и на стаккато.Затем следует исполнение песни под фонограмму).

Учитель: В начале позапрошлого века становится очень популярным жанр романса. Какие композиторы создали лучшие образцы русского романcа?

Ученики: Глинка, Алябьев, Варламов, Гурилев. Романсы писали на стихи лучших русских поэтов – Пушкина, Лермонтова и других.

Учитель: А что отличает музыку романсов?

Ученики: Лирический характер.

Учитель: Вы правы. Чаще всего романсы звучат в миноре. В романсах нет припева, форма, как правило, трехчастная.

Учитель: Ребята, сейчас я исполню «Романс» Свиридова из сюиты «Метель» на синтезаторе в режиме «фортепиано», а затем вы посмотрите и послушаете в исполнении симфонического оркестра этот же отрывок и сравните.

(просмотр видеофрагмента «Романс» в исполнении симфонического оркестра)

Учитель: Чем не похож «Романс» Свиридова на другие романсы, которые вы уже слушали на предыдущих уроках?

(ответы учащихся)

Учитель: Да, это романс без слов, но содержание музыки понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства героев повести. Какие инструменты аккомпанировали, а какие солировали?

Ученики: Вступительные аккорды у рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса.

Учитель: А еще, ребята, солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, а рояль продолжает исполнять свою партию. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

Учитель: Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

(ответы детей)

Учитель: Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощное. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Рефлексия

Учитель: Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя?

(Ответы учеников)

Учитель: С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке.

Ученики: Мы познакомились с жанром – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов.

Учитель: Перечислите средства музыкальной выразительности.

Учитель: Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

Ученики: Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку

образы литературных героев.

Учитель: Так что же объединяет А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова?

(ответы учащихся)

Учитель: Да, их объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.

Учитель: А хотели бы вы узнать, какие еще пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Ученики: Да, очень.

Учитель: Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать. Но всё это будет на следующем уроке.

Учитель: А сегодня за активную работу на уроке получают оценки…(учитель называет фамилии учеников)

Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам, ребята, еще раз послушать отрывки «Тройка» и «Романс» и сделать иллюстрацию к любому из них.

Благодарю всех за урок! До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!