Музыкальное сопровождение на уроках ритмики детей младшего возраста
1.Музыкальная сторона содержания урока ритмики.
Музыка является одним из самых эффективных средств воздействия на психику и сознание ребенка в период формирования у него навыков эстетического восприятия. Использование музыки на занятиях по ритмике способствует созданию правильных представлений о характере движения, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения каждого ребенка. Музыка положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, упрощает для них проникновение в суть ритмического своеобразия танца и оказывает положительный эффект на такие ключевые для искусства хореографии стороны мышления, как: память, сообразительность, умение анализировать и делать выводы о векторе развития танцевальной мысли.
2.Терапевтическая ценность музыки.
В наше время ни для кого не является секретом тот факт, что музыка не только оказывает воздействие на гибкость человеческого мышления, формируя плотностью и многосторонностью своего диалектического разнообразия его мыслительный аппарат, но и напрямую влияет на физическое состояние человека. Существуют многочисленные доказательства тому, что сочинения таких композиторов, как Й. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Шуберт, при регулярном сообщении с их творчеством, тонизируют и улучшают работу человеческого организма, что особенно важно в период наиболее открытого и интенсивного общения человека с окружающей его средой-в возрасте 5-10 лет.
В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и позволить раскрепоститься темпераментам зажатым.
Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы ощущаем равномерную пульсацию, смену моментов напряжения и разрядки. Это напоминает жизненные процесс, протекающие в организме человека (дыхание, сердцебиение).
3.Специфика ритмики как средства педагогического воспитания.
Основоположник ритмики, выдающийся швейцарский музыкант-педагог Э.Ж. Далькроз, считал, что “назначение ритмики-подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий-не столько “Я знаю”, сколько “Я ощущаю”, и, прежде всего создать у них непреодолимое желание выразить себя”. Подобно двусторонней сущности естественного человеческого языка, язык хореографии также по природе своей дуалистичен-обладая как планом содержания, так и планом выражения, выступающих в качестве эквивалентов духовному и материальному, обоюдное стяжении которых и проявляет себя в уроке ритмики.
Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонации непременно влечет за собой изменение и характера движений. В этом и проявляется нерасторжимое единство музыки и движения на уроках ритмики .
Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве, базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть точно организовано, хронометрировано, силы должны быть равномерно распределены по его протяженности и направлены на поддержание устойчивости общего рисунка движения. Именно в качестве такого дисциплинирующего фактора и выступает музыкальное сопровождение урока.
Дети испытывают постоянную потребность в выплеске энергии, эмоциональной и физической. И огромным преимуществом ритмики является как-раз то, что ей можно заниматься уже с самого раннего возраста. Занятия ритмикой доставляют детям радость, поднимают настроение и улучшают жизненный тонус.
Основные принципы организации урока ритмики с точки зрения музыкального оформления занятия.
Планируя занятия по музыке педагогу необходимо учитывать 4 основных принципа, без которых достижение музыкальности в движении труднодостижимо:
1.Основное направление-совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей тонко чувствовать музыкальную ткань произведения, умение передавать через жесты, мимику, комплексные элементы стиль эпохи музыкального произведения.
2.Формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения.
3.Совершенствование навыков основных движений (различные виды бега, ходьбы, подскоков, приставной шаг и проч.), выполняемых под музыку разных размеров: 2\4, 3\4, 6\8, 2\2 и т.д.
4.Обучение элементам танца (народно-характерного, классического, бального, современного, историко-бытового); выполнение творческих заданий, используя знакомые уже “па”, точно подбирая пластику, жесты, в соответствии с характером музыкального произведения.
Музыкальное сопровождение на уроках ритмики детей младшего возраста