Разработка внеклассного мероприятия по музыке
« Путешествие по океану музыки».
Подготовила:
учитель музыки I категории
Скрипина Наталья Николаевна
2018 год.
« Путешествие по океану музыки».
Пояснительная записка
Участники мероприятия: учащиеся 5 класса.
Цели:
Помочь детям активно войти в мир музыки, сделав её естественной и доступной для их дальнейшей творческой деятельности.
Стимулировать интерес ребят к музыке, обогатить их художественное восприятие.
Воспитание чувства сопереживания, взаимовыручки.
Расширение кругозора учащихся.
Задачи:
Формировать позитивное отношение к таким человеческим качествам, как общительность, открытость, доброжелательность.
Создать положительный нравственный климат в коллективе.
Необходимое материально-техническое обеспечение:
Средства ИКТ: ноутбук, мультимедиа проектор.
Музыкальные инструменты: бубны, треугольник, ложки.
Флажки и карточки с названием команд.
Сундук с призами.
Фонограммы музыкальных номеров.
Ход мероприятия.
(слайд 1) (Звучит музыка.Учащиеся пригашаются в класс)
Ведущая: - Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать ?
Ведущая: - Ну тогда хорошо, а путешествие у нас будет не простое а морское, и поэтому я попрошу вас разделится на 3 команды и разместиться на наших кораблях.
( Звучит музыка.Дети рассаживаются за парты на которых находятся картинки с названиями кораблей в равных количествах, если количество одной из команд не одинаково, то под предлогом что на корабле будет перегруз уровнять количество команд.)
Ведущая: - А путешествовать мы с вами будем по волнам океана музыки .( слайд 2 ) Из нашего путешествия вы узнаете много интересного и пополните свои знания о жанрах современной и классической музыки.
Ведущая: - А раз у нас путешествие, то нам необходима карта.(слайд 3)Наше морское путешествие будет проходить через острова, на которых мы с вами будем делать остановки.
Ведущая: - В нашем путешествии мы будем не только узнавать новое, но и соревноваться нашими командами.(слайд 4) Давайте познакомимся с нашими командами. Просим встать команду корабля (Звучит музыка) « Отважный», команду корабля «Быстрый» и команду корабля « Смелый »
( По очереди проходит представление команд.)
Ведущая: - Ну что к путешествию готовы? Ну тогда мы отплываем!
(слайд 5 Звучит рында.)
(слайд 6 Звучит классическая музыка.) Ведущая: - Слышите! Мы приближаемся к первому острову. Ребята по звучанию музыки , какое бы вы дали название этому острову?
( Ребята отвечают, если ответ не совпадает по замыслу, наводящими вопросами приходим к окончательному варианту.)
Ведущая: - Молодцы , этот остров называется « Классика» (сл. 7)
Ведущая: - Ребята, а что значит слово классика или классический?
( Дети отвечают.)
Ведущая: - Ну хорошо, секрет классической музыки нам откроет ученица вашего класса _______________________________ .
Классической называется музыка прошлого, которая выдержала испытание временем и имеющая почитателей и любителей и в наше время. Уже сегодня классическая музыка это не только музыка прошлого, но и лучшие образцы жанров современной музыки.(слайд 8 )
Перед вами те, кто классическую музыку сделал поистине классической. Это и Иоганн Себастьян Бах ,Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Иоганн Штраус ,Пётр Ильич Чайковский, Сергей Рахманинов и многие другие с творчеством которых мы будем знакомится на уроках музыки.
Значительное влияние классическая музыка оказала на современную музыку, а частности даже на рок-музыку. Современные произведения рок-музыки бывают прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара. Классическая музыка также играет важную роль в популярных музыкальных фильмах.
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века, но многие гораздо раньше. В основном классическая музыка исполняется симфоническим оркестром (слайд 9) , включающий струнные, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.
Время от времени в классической музыке XX и XXI веков используется даже электрогитара.(слайд 10) Многие музыканты экспериментируют в последние десятилетия и с синтезаторами, а иногда даже во время исполнения классической музыки используются световые эффекты. Вот на сколько стала современна классическая музыка.
Ведущая: - Давайте поблагодарим за интересную информацию.
((слайд 11)Слышны звуки пистолетов и криков.Выходит Капитанша.)
Ведущая: - Ой, ребята смотрите, кажется, нас захватили пираты!
Капитанша: - А вот и новенькие! Вы сюда, зачем заплыли?
( Тычет пистолетом в ребят.)
( Ребята отвечают.)
Ведущая: - Ребята расскажите, в какое путешествие мы отправились.
Капитанша: - Я заканчиваю ваше путешествие и беру вас в плен!
Ведущая: - Ну что же нам делать, ведь мы не можем останавливаться.
Капитанша: - Ну тогда я вам сейчас устрою музыкальную викторину и та команда корабля, которая не ответит на мои вопросы останется здесь на острове.(слайд 12 )
Ведущая: - Ребята, вы должны постараться ведь многое о музыке вы уже знаете из уроков. А за каждый правильный ответ, Капитанша будет вручать по одному флажку.
( Капитанша достает свиток и начинает зачитывать вопросы музыкальной викторины.За каждый правильный ответ, команде выдается флажок.)
Капитанша: - Ну что ничего у меня не вышло, придется мне отчалить от сюда.
Ведущая: - Давайте, проводим аплодисментами нашу Капитаншу.
(Капитанша уходит.)
Ведущая: - Ну а мы продолжаем наше путешествие.
(слайд 13 Звучит рында)
(слайд 14 Звучит джазовая музыка)
Ведущая: - Вот мы и приплыли на второй остров нашего архипелага. Догадались, какое название у этого острова?
( Ребята отвечают, если ответ не совпадает по замыслу, наводящими вопросами приходим к окончательному варианту.)
Ведущая: - Правильно, этот остров называется « Джаз».(слайд 15)
Ведущая: - В жизни мы часто встречаемся с джазом, а историю появления джаза нам расскажет __________________ .
Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты. Тогда Америка стала пристанищем для многих народов, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка ставшая эхом музыки старой Европы.
Невольничьи корабли, везли в своих трюмах “живой черный груз” будущих рабов, но в месте с ними привезли и музыку афроамериканцев. Европейцев завораживала манера пения африканцев. “Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.(слайд 16 )
И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.
В маленьких церквях американского Юга зазвучали иные песни: участник церемонии дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом.(слайд 17 )
Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником будюущего джаза стали блюзы, песни-исповеди, в которых пелось о тяжелой жизни темнокожих. В 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры (слайд 18), в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.
Такой состав оркестра относят к самому раннему появлению стиля джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, и вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных.(слайд 19)
Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью джаза.
Ведущая: - Ребята, давайте поблагодарим за интересную информацию.
( Выходит Капитанша под джазовую музыку.)
Капитанша: - О, вы наверное преследуете меня, вы точно хотите в плен!
Ведущая: - Нет, дорогая наша Капитанша, ребята не в плен хотят попасть, а им конкурсы твои понравились, ведь правда?
( Ребята отвечают.)
Капитанша: - Ладненько есть у меня для вас еще один конкурс, а называется « Немой».
Ведущая: - Что не твой?
Капитанша: - Да не мой, а конкурс для немых!
Ведущая: - Так ребята у нас умеют разговаривать.
Капитанша: - Ну хорошо, вот читайте условия моего конкурса.
( Капитанша отдает условия конкурса ведущей).
( Ведущая зачитывает правила конкурса).
Ведущая: - Дорогая наша Капитанша, пока ребята готовятся, не желаешь ли ты послушать замечательную музыку джазовом жанре?
Капитанша: - О конечно!
(Звучит музыка.)
( Проводится игра.По окончании игры лучшей команде по решению Капитанши выдается флажок.)
Капитанша: - Ну какие молодцы! Ребята.а мне можно с вами в путешествие?
(Ребята отвечают.)
(Капитанша присаживается за один из столов.)
Ведущая: - Прошу команды сесть поудобнее, мы продолжаем свое путешествие.
(слайд 20 Звучит рында.)
(слайд 21 Звучит поп музыка.)
Ведущая: - Вот мы с вами и на третьем острове и вы уже наверное догадались по музыке какое название носит этот остров ?
( Ребята отвечают, если ответ не совпадает по замыслу, наводящими вопросами приходим к окончательному варианту.)
Ведущая: - Остров это называется « Популярный».(слайд 22)
Ведущая: - А с историей поп музыки нас познакомит __________.
Термин "поп-песня" впервые использован в 1926 году в смысле музыки, пользующейся популярностью.
Термин "поп-музыка" "возник в Великобритании в середине 1950-х годов, как описание для рок-н-ролла и новых стилей молодежной музыки.(слайд 23) Поп-музыку исполняют солисты, эстрадно-симфонические оркестры, вокально-инструментальные ансамбли (рок-группы).
Сейчас популярной музыкой называют произведения различных современных музыкальных жанров, ориентированных на широкую аудиторию . Популярная музыка гораздо проще классической м поэтому свое развитие поп –музыка начала с упрощения классической музыки.
Все виды музыки имеют одни корни, классика возникла из народных танцев, а популярная музыка из народных песен.(слайд 24) Простой народ забавляли бродячие артисты, менестрели и трубадуры, чей репертуар состоял из песен собранных в городах и селах, через которые они проходили.
В настоящий момент к поп-музыке очень часто относят такие стили музыки как dance, R'n'b, folk и иногда даже рок. (слайд 25)
Ведущая: - Очень интересная информация , давайте поблагодарим.
( Капитанша встает)
Капитанша: - Я смотрю у нас тут флажки остались, но просто так я вам их не отдам.
Ведущая: - Ну тогда придумай еще какой ни будь конкурс, а ребята в нем поучаствуют.
Капитанша: - Ну хорошо, есть у меня для вас еще один конкурс называется «Угадай мелодию» . За каждую угаданную мелодия команда получает флажок в свою копилку. (слайд 26 звучат мелодии песен)
( Проводится игра. Ребята угадывают предложенный вариант песни. За угаданную мелодию команда получает флажок.)
Капитанша: - Молодцы ребята! Плывём скорее дальше!
(слайд 27 Звучит рында.)
(слайд 28 Звучит реп музыка.)
Ведущая: - Я думаю, с название этого острова никаких проблем не возникнет.
( Ребята отвечают, если ответ не совпадает по замыслу, наводящими вопросами приходим к окончательному варианту.)
Ведущая: - Правильно, этот остров называется « Реп».(слайд 29)
Ведущая: - А вы хотите узнать, как возник реп? Тогда я приглашаю _______ .
Корни рэпа теряются в африканской традиционной культуре: состязаниях на ритмичность между детьми и празднествах культа плодородия. Подростки соревновались в том, чтобы как можно четче и ритмичнее сымпровизировать стихотворный текст, состоящий из поочередно проговаривавшихся трех четверостиший .
Два соперника по очереди во все нарастающем ритме обменивались четверостишиями , пока кто-то один не сбивался либо превосходство кого-то не становилось очевидным. Целью рэпа в начале его создания было как можно сильнее оскорбить противника. Так могло продолжаться часами, и если победитель не выявлялся, то дело чаще всего доходило до драки.
По сути, рэп, как музыкальное направление, возник, сравнительно, недавно в 70-е годы 20-го века среди афроамериканского населения США.(слайд 30) Интересно, что тогда такого понятия, как «рэп» не было, а такая музыка называлось "MCing"
В 1983 году происходит смешивание электронной музыки с текстами рэпа, а после соединения создается тот самый электро-рэп, который вслед за своим созданием, привёл к возникновению танцевального направления « Хип-хоп» под «рэп».(слайд 31 )
В нашей стране « реп» или «хип – хоп» появился только в начале 90 –х годов.
Ведущая:-Ребята давайте поблагодарим за сообщение.
Ведущая: - Ну что ребята мы находимся на последнем острове нашего архипелага.(слайд 32) Но в океане музыки есть еще много других жанров музыки, с которыми мы познакомимся на следующих наших мероприятиях. А сейчас давайте подсчитаем флажки и поприветствуем команду корабля, которая лидировала на протяжении всего нашего путешествия.
( Ведется подсчет флажков )
Ведущая: - Просим команду подняться на палубу. Давайте поприветствуем наших победителей !
(слайд 33 Звучат фанфары и фейерверки.)
(Капитанша вскакивает.)
Капитанша: - Ребята, а ведь этот остров с секретом! Когда то давно на этом острове старый капитан зарыл клад. Но я его давно нашла, но не могу подобрать кодовое слово с сундуку. Вы мне поможете? (слайд 34)
Капитанша: - К этому сундуку прилагалась инструкция, а в инструкции написано, что кодовое слово состоит из заглавный букв жанров музыки, с которыми вы уже познакомились во время путешествия . А что бы отгадать, что это за жанр нужно прослушать музыкальные отрывки. Ну что начнем?
( По очереди открываем по букве после прослушивания и названия жанра.)
Капитанша: - Ну молодцы, разгадали код. Сейчас я открою сундук.(слайд 35) Ну что получайте призы!
(Звучит музыка.Капитанша раздает монеты.)
Ведущая: - Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
Ведущая: - Мы очень рады, а вы хотите еще раз отправиться в путешествие где мы с вами познакомимся с другими жарами музыки?
Ведущая: - Ну тогда до новых встреч! (слайд 36)
( Звучит музыка, ребята выходят из класса.)