СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

                                                                                                                                                                          

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся"»


Доклад


на тему: «Музыкальное искусство, как средство


патриотического воспитания учащихся».


Подготовил преподаватель КГУ « Детская школа искусств

имени Сералы Кожамкулова отдела образования акимата Карабалыкского района» Левицкий Сергей Вячеславович


«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство и Родина. В этой ситуации закономерно обращение здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее нашей Родины Казахстан. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, среди которых важное место занимают: патриотизм, гражданственность и ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

На протяжении всей истории развития человечества в центре внимания учёных всегда стояли вопросы воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине и преданности к Отечеству. С древних времён педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – это любовь к Родине, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данной нации. Чувство привязанности к Родине и родному народу, проникнутое просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа.

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идёт через воспитание любви к своей малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к отечеству, обществу, народу, и истории, культуре, традициям.

В искусстве человек предстает эмоционально – переживательным субъектом – личностью. Воздействие произведения искусства на духовный мир человека, на человеческую жизнь является могущественным средством для совершенствования эстетической культуры человека. Музыка, имея множество духовно-жизненных основ, остается вернейшей спутницей человечества. К каким бы векам, эпохам и народам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте.

В музыке как виде искусства общая этическая задача – приносить добро – выражена особенно полно. Умноженные искусством добро, благо, счастье обступают человека, очеловечивают мир его существования.

Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. В высказываниях больших музыкантов можно найти множество доказательств того, что они смотрели на музыку, как на выражение чувств. Например, А.

Рубинштейн писал, что он убежден в том, что любой сочинитель пишет не

только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере, ритме, ноты, но

вкладывает душевное настроение, т.е. программу в своё сочинение, с

уверенностью, что исполнитель и слушатель сумеют её угадать. Н.А.

Римский-Корсаков отмечал, что настроения являются главной сущностью

музыкальных впечатлений.

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного

мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания

музыка перестает быть искусством. Музыка даёт возможность

исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разных идей,

образов и событий, но лишь при одном условии; если это содержание заранее

известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-

либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью

музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим

внутренним достоянием. В этом - мощь музыки, в этом её великое

познавательное и воспитательное значение.

Музыкальное искусство, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников, формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции. Ребёнок познаёт законы красоты, приобщаясь к культурному наследию нации, присваивая ценный опыт поколений. В результате чего и происходит формирование личности, воспитание человека, патриота, гражданина, способного творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Воспитание патриотизма у учащихся - это результат систематической и

целенаправленной работы преподавателя. Развитие патриотизма невозможно без воспитания любви и уважения к матери.

Для ребенка Родина-это мама, близкие, родные люди, бабушки, дедушки, папа, окружающие его. Все дети любят своих мама, делают им подарки, рисуют портреты и дома сочиняют про них стихи, посвящают исполнение классических музыкальных произведений. Иногда можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, что заметно обогатит содержательную сторону эмоционального отклика детей, сделает процесс более ярким, глубоким, эмоциональным.

Песни о маме устойчиво вошли в репертуар школьников, они вызывают искренние и непосредственные чувства детей. Патриотическому воспитанию школьников способствует богатство и разнообразие содержания детского фольклора. Используя казахские народные песни и слушание музыки, привлекают школьников своей художественной и познавательной ценностью. Таким образом, народное музыкальное искусство мощным воспитательным ресурсом включается в повседневную жизнь школьников и становится неотъемлемой частью патриотического развития. Ребенок, чувствующий и понимающий музыку, любящий петь и танцевать, любит окружающие его мир и природу, а значит – не может быть черствым, грубым и безжалостным.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – говорил Аристотель. Музыкальное воспитание располагает широким спектром возможностей для развития патриотических чувств. Средства музыкального воздействия помогают раскрыть способности каждого ребенка, его творческий потенциал и в конечном итоге воспитать чувство гордости за свою страну. Музыкальное воспитание учащихся располагает широким спектром возможностей для развития патриотизма, что имеет подтверждение в многочисленных исследованиях. Об особой роли музыки в развитии патриотизма детей возраста в свое время писали великие композиторы Д.Б. Кабалевский и Д. Шостакович. Средством патриотического воспитания может быть не только песенная лирика, но и подобранные в соответствии с возрастом произведения для уроков по специальности и музыкальной литературы, игра и слушание которых сопровождается звучанием музыки. Музыка способна сохранить визуальные впечатления на длительный период. Это можно использовать при знакомстве с родным городом (прогулка, экскурсия, просмотр фильма или фотографий), усиливая показ музыкальным сопровождением. Дети чутко воспринимают музыкальные интонации: героическую, шутливую, лирическую и т. п

В ходе проведения музыкального занятия осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, развитие личностных качеств, формирование основ музыкальной и общей. Музыка является ведущим компонентом всех праздников, соединяет разнообразные виды искусства, создавая определенный позитивный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Главная цель любого праздника – духовно-нравственное, умственное, физическое и эстетическое воспитание детей. Включение музыкального искусства в жизнь дошкольников – это необходимое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка.




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!