СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное и театральное искусство в XVIII веке»

Тема: Музыкальное и театральное искусство

Цель: характеризовать развитие музыкального и театрального искусства в 18 веке.

1. Музыка и театр в европейской истории XVIII в.

Эпоха Просвещения имела и ещё одну свою яркую сторону. Это был период расцвета музыкального и театрального творчества в Европе. В каждой стране театр имел своё лицо. В английском театре доминировали постановки с ярко выраженным моральным содержанием. Во французском театре более яркими были сатирические мотивы, обличение аристократии. В итальянских театрах было больше эмоций и образности. В немецком театральном репертуаре преобладали спектакли на бытовые темы из мещанской жизни. Позже стали популярны трагедии Ф. Шиллера.

Европейская мода на театральные и музыкальные постановки не могла не коснуться России, устанавливавшей всё более тесные культурные связи с соседними странами.

2. Иностранцы на русской сцене

Ещё со времени поездок Петра I в Европу иностранные артисты стремились попасть в Россию. Но равнодушный к музыке царь не считал это нужным.

Зато при Петре II обязательной частью придворных праздников стали концерты. Выступали в них как иностранцы, так и русские артисты. Большой популярностью пользовались военные оркестры.

Анна Иоанновна стала первой правительницей России, нанявшей капельмейстера. При ней впервые в Россию стали приглашать итальянских и французских оперных исполнителей. Уже на её коронации выступали артисты, певцы и музыканты, присланные польским королём Августом.

При Анне Иоанновне в первый раз появилась в России итальянская опера.

Тогда же императрица приказала организовать камерный придворный оркестр из немцев, а в балетную труппу набрали 20 русских мальчиков. Создан был и собственный придворный хор певчих, которому аккомпанировал оперный оркестр из 40 музыкантов. За 28 лет (1735—1763) при дворе были поставлены 17 опер.

Таким образом было положено начало оперным постановкам на русском языке. Однако это были чаще итальянские оперы с русским текстом.

Анну Иоанновну вряд ли можно было назвать меломанкой. Музыки она не понимала и не любила. Но и отстать от других европейских монархов не желала. Поэтому на новое развлечение тратила большие деньги.

Практика приглашения зарубежных артистов продолжалась и позднее. Но всё это были выступления лишь перед двором.

В. Г. Волков. Художник А. П. Лосенко

3. Зарождение русского публичного театра

До середины XVIII в. при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъём русской национальной культуры создал предпосылки для появления русского театра.

В царствование Елизаветы Петровны возникли театры при учебных заведениях Петербурга (в Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

Всероссийскую славу приобрели постановки ярославского актёра и режиссёра Фёдора Григорьевича Волкова (1729—1763). Елизавета Петровна, наслышанная о его успехах, вызвала труппу Волкова в Петербург. В 1756 г. был учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», где Волков стал не только актёром и режиссёром, но и декоратором, а с 1761 г. — директором. Это был первый русский профессиональный театр.

В театре стали ставить трагедии А. Сумарокова. Они хорошо воспринимались публикой, поскольку написаны были на русские сюжеты и исполнялись русскими актёрами. Приурочивались обычно эти постановки к юбилейным датам военных побед России или дням рождения монархов. Первыми такими постановками стали «Торжествующая Россия» и «Побеждённое предрассуждение». В 1767 г. впервые был поставлен на русском национальном музыкальном материале балет «Забавы о святках».

Ведущими русскими танцовщиками в этих балетах выступали Т. Бубликов, А. и М. Грековы.

Началось строительство постоянных помещений для театров. В 1756 г. на Царицыном лугу был построен Постоянный русский театр. В 1760 г. Театр для русских комедий, трагедий и опер был выстроен в Москве.

Следуя за столичной модой, публичные театры стали активно создаваться в провинции в 1770—1780-е гг. При Московском воспитательном доме возник балетный класс (1773), который стал готовить профессиональных артистов балета.

Скоморохи. Художник Ф. Рисс

4. Уличный театр в России

Несмотря на открытие театров, обычный обыватель был далёк ещё от оперных и балетных постановок. Ему были ближе традиции уличного театра, представления в котором были просты и безыскусны. Главными его артистами выступали скоморохи. Для детей ставились и кукольные постановки, в которых главным героем был всё тот же Петрушка. Уличные театры были популярны не только во время ярмарок, но и в праздничные и выходные дни. Они были непременным атрибутом любого народного гуляния в столицах и в провинции.

5. Музыка

В России романс как жанр музыки появился при Елизавете Петровне, которая очень любила его. Романсом тогда называли вокальное произведение, исполненное на французском языке, даже если оно было сначала написано по-русски. А вокальное произведение, исполненное по-русски, называли просто песней. Романсы были популярны не только в России, но и за рубежом. Со второй половины XVIII в. их с большим интересом слушали также в Германии, Франции, Австрии.

В XVIII в. в России получил успешное развитие кант. Такое название получила многоголосая бытовая песня. Канты были не только бытового, но и патриотического, а также лирического содержания.

6. Первые русские композиторы и их музыка

В эпоху правления Екатерины II развивается и русская оперная музыка. Наиболее популярными были оперы «Празднество сеньора» Дмитрия Степановича Бортнянского (1751—1825), «Скупой» Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797), «Ямщики на подставе» Евстигнея Ипатовича Фомина (1761 — 1800) и др.

Е. И. Фомин, работавший театральным капельмейстером в Москве, написал около 30 русских опер. Некоторые из них были написаны на тексты самой императрицы, а также баснописца И. А. Крылова.

Оперным композитором проявил себя крепостной М. А. Матинский (1750—1820), получивший музыкальное образование в России и в Италии. Его талант поддержал хозяин граф С. П. Ягужинский, отпустивший композитора на волю.

Выдающимся композитором и музыкальным педагогом был И. Е. Хандошкин (1747—1804). За виртуозное владение скрипкой современники называли его «русским Паганини».

В правление Екатерины II музыкальные постановки, как оперные, так и балетные, ставились всё чаще. Казна отпускала немалые средства на эти постановки и на работу театров. Но сама императрица предпочитала итальянскую оперу-буфф.

П. И. Ковалёва-Жемчугова. Художник Н. И. Аргунов

7. Крепостной и домашний театр

Итальянская музыка и пение являлись непременной принадлежностью балов, торжественных обедов и различных празднеств. Русские вельможи даже начинают заводить собственные домашние театры с крепостными певцами и актёрами.

Наиболее известными были крепостные театры графа Н. П. Шереметева в Кускове и Останкине и князей Юсуповых в Архангельском. Талантливостью и богатством постановок они порой превосходили казённые театры. Одна из великих русских певиц — крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова — стала женой своего хозяина, графа Н. П. Шереметева.

Дворец-театр Н. П. Шереметева в Останкине. Фото

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В XVIII в. происходит зарождение русской оперы и балета. Одним из важнейших явлений культурной жизни становится появление первого в России публичного театра.

Домашнее задание: прочитать стр. 97-100. В рамке «Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся» на стр. 100 письменно ответить на 6,7 вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!