СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкально-театрализованные представления, как эффективная форма внеклассной работы в школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети стали мало петь. на уроках музыки, по программе, большое внимание уделяется прослушиванию материала, и сами дети принимают пассивное участие в обучении. Использование музыкальных спектаклей, концертов и инсценировок песен во внеклассной работе, позволяет научить детей пользоваться таким замечательным умением, как исполнение песен. Некоторые дети никогда не пробовали петь, хотя имеют хороший слух, голос и чувство ритма. Моя задача, научить детей петь, почувствовать уверенность в своих силах, развить талант и умение сольного и коллективного пения.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-театрализованные представления, как эффективная форма внеклассной работы в школе»

МБОУ г. Иркутска СОШ №: 6









МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ



Разработка спектакля «Песни о войне»







Выполнила: Уржумова Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования

















Иркутск – 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………...……....................................................... 3

Глава 1. Роль и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процесс ……4

Глава 2. Детский музыкальный театр, как форма внеклассной деятельности ……. 6

Глава 3. Музыкально-театрализованные представления – одна из форм внеклассной работы МБОУ СОШ №6 ................................................................................................ 8

3.1. Из истории создания театральной студии «Фантазеры» в школе …………...... 8

3.2. Разработка театрализованного представления «Песни о войне» ...................... 10

3.3. Обобщение опыта и анализ музыкально-театрализованных представлений… 13

Заключение ……………….………………...................................................................15

Список литературы …………………………….......…………………………………16

























ВВЕДЕНИЕ

Ситуация, складывающаяся сегодня в стране и мире, накладывает определенный отпечаток на нас и наших детей. Период изоляции и дистанционного обучения не способствовал разностороннему развитию наших детей в плане общения и получения навыков взаимодействия в коллективе. Внеклассная работа, будь то на базе школы искусств, общеобразовательной школы или других детских коллективов (ансамблей, студий, хоровых объединений и т.д.) позволяет восполнять пробелы в формировании и развитие творческого потенциала подрастающего поколения, его эстетического воспитания.

Внеклассная и внешкольная работы с учащимися школ основаны на принципе добровольности. Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили каждому ребёнку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности, влечения в той или иной области музыкального искусства. Цель таких занятий — пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора. Как правило, человек, не любящий и не понимающий музыки, это человек эмоционально не развитый: он не способен глубоко чувствовать, понять переживания другого. Творчество помогает ребенку открыть свои способности, предрасположенности, таланты к тому или иному виду искусства.

Музыкально-театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Также она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Дети, обучающиеся в школе, будут развиваться успешнее как в музыкальном обучении, так и в личностном становлении, если во внеклассной работе будут использоваться виды и формы музыкально-театрализованной деятельности.

Глава 1. РОЛЬ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт учащегося, его знания о разнообразии человеческой деятельности, он приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа содействует развитию у детей интереса к творчеству, пробуждает желание активно участвовать в общественной деятельности.

В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Задача целостного гармоничного развития детей во внеурочной деятельности включает в себя два основных направления работы:

1) организацию развития специализированных, предметных творческих интересов и умений;

2) организацию педагогом воспитательных деятельностей с целью развития общекультурных стремлений и навыков.

Во внеурочное время дети, подростки, более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

В процессе коллективного времяпрепровождения происходит укрепление чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции. Отличительной особенностью детской внеурочной деятельности является её театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Организация внеклассных занятий должна осуществляться с учетом рационального использования времени учащихся и учителей. При планировании внеклассной работы полезно придерживаться принципа: лучше меньше, но высокого качества. Пробуя себя, познавая, ребёнок может выбирать занятия по душе, по способностям. При этом важно, чтобы детскими объединениями руководили не любители, а профессионалы. Их задача — не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит.

Таким образом, внеклассная работа — важная и неотъемлемая часть учебно-образовательного процесса. Призвана осуществлять глубокую связь и интеграцию учебных занятий, и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение во внеурочное время.









Глава 2. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован нашим обществом. В век информационных технологий детям иногда некогда просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок всё меньше двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.

Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Для многих ребят участие в творческом процессе важно и с психологической точки зрения. Порой застенчивые от природы дети при доброжелательной атмосфере, проявляют себя иногда совершенно неожиданным образом.

Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед учащимися возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. В процессе работы над постановками водевилей, оперетт, музыкальных сказок, устанавливается более близкий контакт между учащимися, преподавателями, родителями и создается благоприятное поле творчества.

Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Кроме того, театральная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядится.

Радость от процесса занятий возможна, только если ученик находится в состоянии творчества и игры в высоком смысле этого слова. Игра для ребёнка — это живой процесс создания, а не выполнение задачи заучивания пьесы. Играя во что-то, ребенок способен повторять и отрабатывать какие-либо детали пьесы множество раз и получать от этого удовольствие! Например, работая над техникой, ребёнок изображает разных сказочных персонажей. Работая над ритмом — сочиняет стихи.























Глава 3. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ФАНТАЗЕРЫ» ПРИ МБОУ СОШ №6

3.1. Из истории организации внеурочной работы театральной студии «Фантазеры». Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда была насущной. Для решения данной проблемы на базе МБОУ СОШ №6 в 2020 году была создана театральная студия «Фантазёры». Принцип подбора детей прост. Дети приходят сами, на добровольной основе. Никакой предварительный отбор не проводится. Критериев по возрасту, талантам или умениям не существует. Принимаются все дети, пожелавшие заниматься в студии.

На сегодняшний день в студии занимаются дети начальных и старших классов. Для удобства восприятия материала, дети поделены на три группы по возрастам.

1 группа – 8 - 11 классы;

2 группа – 5 -7 классы;

3 группа – 1 - 4 классы.

В каждой группе проводятся тематические занятия:

  • актерское мастерство;

  • сценическое движение;

  • грим;

  • сценическая речь;

  • вокал.

Каждая группа готовит свой спектакль и работает над сценарием. Работы представляются вниманию учащихся и педагогическому коллективу школы. Два раза в год проходят премьеры объединенных спектаклей, в которых принимают участие все артисты студии «Фантазёры».

Так же, работы отправляются на конкурсы городского, областного, всероссийского и международных уровней. Студия стала лауреатом II степени во II Международном Фестивале-конкурсе «Катюша» в мае 2022г. Победителем в номинации «Прикосновение к искусству театра» XXVIII Областного Фестиваля детских и юношеских театров «Театральная карусель – 2021». Дважды студия становилась призером городского конкурса «Февральский ветер» в 2021 и 2022 гг.

Произведения имеют самую разнообразную форму, спектакль, водевиль, оперетта, сказка, агитбригада.

Художественный руководитель своими силами ставит театрализованные представления: пишет сценарии, делает костюмы и декорации. Дети перевоплощаются в разных героев, готовят игровую программу.

Каждое представление яркое и неповторимое. Одним из таких является «Новогодняя сказка». В период ограничений посещения массовых мероприятий и невозможности выступать перед аудиторией, коллектив студии записывал видеоверсии спектаклей и распространял их ученикам школы через мессенджеры и социальные сети. Это позволило, создать праздничное настроение и не чувствовать детям себя оторванными от детского коллектива, находясь на дистанционном обучении.

Большое удовольствие получают дети от участия в музыкальных постановках, где они имеют возможность проявить свои не только актерские, но и музыкальные таланты. Водевиль «Средневековая история» и оперетта «Федорино горе».

Уже два года, студия «Фантазёры» принимает участие в театрализованном поздравлении Ветерана Великой Отечественной Войны Федорова Степана Павловича в поселке Ново-Иркутский Иркутского р-на.





3.2. Разработка театрализованного представления «Песни о войне».

Свой второй театральный сезон артисты студии «Фантазёры» завершили премьерой музыкального спектакля «Песни о войне». При работе над спектаклем ставились следующие задачи:

Образовательные

- обучение органичным движениям артистов при нахождении на сцене в соответствии с временем показанном в спектакле;

- обучение чистой интонации, умению передавать мелодию;

- ознакомление с понятием дикции и артикуляции;

- углубление и закрепление теоретических знаний артистов;

- формирование выразительного исполнения песен и стихотворений через певческую артикуляцию, дикцию.

Развивающие

- формирование музыкальных и творческих способностей ребёнка;

-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, умение изменить образ при смене сцены и донести его переживания до слушателя;

- развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности;

- развитие хорового пения;

- развитие актерского мастерства;

Воспитательные

- Способствовать формированию культуры общения у воспитанников, при совместном творчестве.

- Способствовать формированию интереса к хоровому пению, сольному пению, театральным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств, мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.

Материально-техническое обеспечение спектакля:

- актовый зал школы;

- декорации и реквизит;

- костюмы;

- музыкальный центр;

- флэш карта;

- ноутбук;

Метод обучения юных артистов: беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песен.

Психологические условия при подготовке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности в коллективе.

Проектируемый результат: ребёнок должен иметь устойчивый интерес к работе над спектаклем, иметь устойчивый интерес к каждой своей роли в спектакле, будь она главная или второстепенная, уметь эмоционально-выразительно показать своего героя, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить песни и стихотворения.

План подготовки спектакля:

  1. Вступительное слово учителя. Чтение и разбор по сценам и ролям спектакля – 10 мин.

  2. Объяснение каждой роли ее важность в спектакле и задачи – 20 мин.

Вопросы педагога:

- Как необходимо вести себя на сцене?

- Как работает метод «Четвертой стены»?

Задача: каждому артисту занять место на сцене, удобное для исполнения своей роли в «Сцене 2. Прощание на вокзале» и выгодное для обзора из зрительного зала.

Практическая работа:

Дети предлагают варианты размещения на сцене и действия каждого во время исполнения песни «Колька». – 20 минут

  1. Развитие голосового аппарата:

- Вокально-интонационные упражнения – 10 мин.

- Хоровое исполнение песни «Мы за ценой не постоим» -5 мин.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией читка ролей– 10 мин.

  2. Разбор костюмов -15 мин

  3. Подведение итогов – 2 мин.

При разработке этого спектакля использовалась форма инсценированной песни. В общий сценарий были объединены песни:

  • «Колька»

  • «Ленинградки»

  • «Облаком по небу»

  • «Кукушка»

  • «Тучи в голубом»

  • «Мы за ценой не постоим»

Каждая песня представляла собой миниспектакль. В песнях передавалась атмосфера того времени. С большим удовольствием ребята взялись за дело. Они подбирали костюмы, учились носить военную форму и правильно маршировать.

Изучали события, происходившие во время Великой Отечественной войны. Это пригодилось во время подготовки инсценировки песни «Ленинградки» и «Тучи в голубом». Ребята сопереживали своим героям и стремились показать и рассказать зрителям свои переживания.

Премьера музыкального спектакля состоялась на сцене актового зала школы в период празднования Праздника Победы 13 мая 2022. Все участники спектакля почувствовали себя настоящими артистами, частью сплочённого театрального коллектива. Декорации, и костюмы были изготовлены руководителем театральной студии и детьми. Участие в таких постановках всесторонне развивает каждого ребёнка: он учится слушать и слышать музыку, петь, у него вырабатывается правильное дыхание, хорошая дикция, он должен стараться передать мысли и поступки персонажа, которого исполняет. Это даёт толчок развитию мысли, творчества, фантазии детей. Образы представлены очень ярко благодаря выразительной сценической игре и эмоциональному пению юных музыкантов. Все ребята с удовольствием ходили на репетиции, готовили костюмы, многие побороли свою застенчивость и робость. Наблюдая со стороны за юными актёрами, можно было видеть светящиеся глаза детей, настроение ребят, увлеченность делом, которое им по душе. В ходе артистических тренингов ребята не только трудятся и добиваются яркости исполнения музыкального произведения и своей артистической роли, но и учатся жить в коллективе, поддерживают друг друга, как партнёры по сцене. В результате у детей повышается самооценка, обретается свобода от психологической зажатости, комплексов. У них присутствует волнение, но нет страха перед сценой! А это основная задача предпрофессионального обучения – раскрыть музыкальные способности и добиться свободы исполнения на публичном выступлении.

3.3. Обобщение опыта и анализ музыкально-театрализованных представлений. Организация театрализованного представления, подготовка к мероприятию — процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Необходимые профессиональные качества педагога. Деятельность педагога и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели — воспитанию театральной культуры детей как части всей духовной культуры. Чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо самому научиться работать творчески. Принцип совместно-разделенной творческой деятельности реализуется с помощью постоянного диалога между педагогом и учениками. Здесь имеет место и свободная дискуссия, и обмен мнениями, и парадоксальность суждений. Педагог корректирует и ведет своих учеников к открытиям, которые они делают самостоятельно. И, конечно, каждый ученик должен быть в поле зрения преподавателя. В каждом ученике педагог должен видеть уникальную личность. Эта уникальность предполагает максимальную индивидуализацию процесса обучения. Педагог должен знать и понимать любого из своих учеников и давать каждому возможность реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой — на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Обобщение опыта и анализ музыкально-театрализованных представлений в школе показал, что эта работа полностью строиться и соответствует задачам и принципам внеклассной работы в образовательных учреждениях. В процессе подготовки и в самом исполнении музыкально-театрализованного представления дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого. Участие детей в музыкальном театре — развивают речь, дыхание и голос, совершенствует речевой аппарат ребенка. Театрализованные спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат оценивать свои и чужие поступки. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, точно чувствовать и познавать окружающий мир.

Красочное оформление, афиши, костюмы — все это превращает форму внеклассной работы в праздник. Таким образом, опыт театральной студии «Фантазёры» показывает, что, театральная деятельность является исключительно эффективной формой внеклассной работы. Она соответствует главной задаче воспитания и образования — воспитанию гармоничной и духовной личности.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическим основанием организации внеклассной работы в формате школьной театральной студии послужил анализ методической, научной литературы, в которой определены основные направления и педагогические задачи внеклассной работы, характеристика и классификация театрализованных представлений, как одной из ее форм.

Практическим основанием работы послужил опыт внеклассной работы театральной студии «Фантазёры» МБОУ г. Иркутска СОШ №6.

Содержание разработки музыкальной постановки раскрывает, что всестороннее развитие детей через театрализованные представления будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Музыкально-театрализованная деятельность способствует общему развитию детей, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций. У учащихся развивается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия музыкально-театрализованной деятельностью во внеклассной работе требуют от учащихся решительности, целеустремленности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Дети, которые участвуют в музыкально — театрализованных постановках более ответственны, коммуникабельны, дисциплинированны. Занятия музыкально-театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В исследовании определено понимание того, что внеклассная работа является важной и неотъемлемой частью учебно-образовательного процесса и решает одну из главных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!