СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Музыкальная терапия в детском саду. Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная терапия - это метод использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудненениях.

Просмотр содержимого документа
««Музыкальная терапия в детском саду. Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика».»

Тема: «Музыкальная терапия в детском саду. Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика «Веселый пирог».

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие     музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии. Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

     Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. 

Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого     эмоционального содержания.    В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации

самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. 

Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно – коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно – психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно.

Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.



                          Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

     Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

    Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,  «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

    Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

     Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

     Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

        

        Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме: 

1.     Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.     Основная часть. Восприятие музыки.

3.     Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

      В занятие включаются различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

  Используемый материал на занятиях по музыкотерапии. 

  Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и  переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

  Ритмические упражнения.

  Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. Дети учатся владеть собственным телом,  нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

  Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

  Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем  следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,  «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

      Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

  Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность. Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные  отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.     «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильный  выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.     «Не доеная корова »-  снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.     «Сытая лошадь»-  расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.     «Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.     «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

Музыкальная релаксация.

  Релаксация направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительности движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение умения снимать психическое напряжение.

Релаксация сопровождается музыкой, помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

Релаксация

  1. Принять удобное положение и закрыть глаза.

  2. Сосредоточить все свое внимание на дыхании, пытаясь представить, как воздух постепенно поступает в организм, а затем выходит. Для детей это должна быть импровизация знакомой ситуации. Например: Прогулка. Легко. Чистый воздух. Приятно и т.д.

  3. Сосредоточить внимание на грудной клетке. Глубокий вдох. Задержать его. Расслабиться. Выдох. Нормальное дыхание (воздух чистый, прохладный, ароматный, наслаждаемся).

  4. Ступни, икроножные мышцы.

  5. Бедра, живот, лежать на спине, ноги вперед.

  6. Руки, сжать кулаки, резко расслабить. Развести пальцы.

  7. Плечи. Поднять к голове, задержать, расслабить.

  8. Лицо. Улыбнуться как можно шире, задержать, расслабить. Сжать губы, вытянуть трубочкой, задержать, расслабить. Поднять брови повыше, задержать, расслабить.

  9. Почувствовать все тело, расслабить.

  10.  Сосредоточить внимание на собственном теле и окружающем мире, бодрость.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,  вызывая различные эмоции.

       Например:

1.     Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.     Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.     Упражнение,  формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Психогимнастика.

  Психогимнастика (авт. М.И.Чистякова) – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект. Всё это повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Психогимнастика «Веселый пирог».

Если стало вдруг кому-то,

Очень грустно почему-то, потирают кулачками глазки – «плачут»


И не знаешь – как же быть?

Как его развеселить? пожимают плечами


Мы возьмем стакан смешинок, имитируют приготовление пирога


Громкий хохот из корзинок, «пекут пирожки»

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.


Их веселкой размешай, круговые движения кулачками


В тонкий юмор раскатай, движения ладошек от себя к себе


Обваляй все в прибаутках, «пекут пирожки»

Запекай в горячих шутках.


Кто попробует кусочек –

Непременно захохочет! весело смеются

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

Литература.

Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005.

Петрушина В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии [Текст] / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001. - №4. Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы. Искусство в школе. - 2003.- №5.

Семячкина Г. А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников / Начальная школа. - 2008. - № 1 Битова, А. Л.

Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития [Текст] / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: «Триада-фарм», 2002. 114 с.

Read more at: https://stacys.ru/cvet-volos/cikl-zanyatii-po-muzykoterapii-v-dou-programma-kursa-korrekcionno/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!