Музыкальная гостиная. «Чудо музыки в произведениях К.Г. Паустовского»
Цели и задачи: показать значение музыки в прозе, помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее и углубленное ее восприятие; воспитывать интерес к литературе и самостоятельному чтению, развивать кругозор, речь, мышление, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.
Оборудование: портреты Э. Грига, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, фрагменты рассказов К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», картины природы крайнего Севера, пейзажи России, видеоматериалы (слайды), мультимедийный проектор, видео слайдшоу к рассказу К. Г. Паустовского «Струна».
Музыкальный материал: «Музыкальная страна» муз. и сл. Н. Тороповой», музыка П. И. Чайковского, Э. Грига, В. А. Моцарта.
- Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главным действующим лицом в повести. Она звучит во многих повестях К.Г Паустовского – одного из самых «музыкальных» писателей России. Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.
- Сегодня пойдет речь о таких произведениях как «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», «Струна». Послушайте, пожалуйста, отрывок из рссказа» Корзина с еловыми шишками». (Чтение) - О каком композиторе идет речь? - Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э.Григу сочинять музыку? Слушание: Мелодия из 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига. - Созвучны ли строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э. Грига, концерту для фортепиано с оркестром? - Почему К. Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли… за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
На экране слайд № 1. (Оркестр эпохи Просвещения) Звучит «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.
- Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то узнал, может быть, слышал раньше. Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе, сочинившем эту музыку. Но хотела бы, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? О чем можно рассказать такой музыкой, какие чувства выразить? (Ответы). - Эта музыка прозвучала не случайно, и мы с вами поговорим о ней.
На экране слайд № 3. (портрет К.Паустовского)
- Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.
Ребята, послушайте рассказ К.Паустовского «Старый повар» Слушание.
слайд № 4 (Вена, клавесин, портрет В. А. Моцарта))
- Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах все звенит то имя… И удивителные слова: «Слушайте и смотрите!».
- Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила? (Ответы)
-Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…
(Чтение стихотворения) Закрыл глаза и голубой туман его окутал, словно покрывало.
А музыка плыла и нарастала, и он вдыхал таинственный дурман.
И юность – сказкой из далеких стран – в цветенье прежнем перед ним предстала.
Все начиналось сызнова, сначала и в синий превращался океан
Великих магов крошечный обман, безумие, что сердце надрывало,
Все возникало вновь и уплывало…и, отдыхая от вчерашних ран,
Душа, как лебедь, крылья раскрывала…
- Перед вами портрет австрийского композитора 18 века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали в начале урока и в рассказе К.Паустовского.
- Моцарт прожил всего 35 лет. Он был большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, и музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.
Слайд № 6.(Венский оперный театр )
- Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе. чтобы находить в музыке радость, утешение и опору, не обязательно играть на каком либо инструменте или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая всей душой и верить в чудеса, которые всегда рядом.
Слайд № 7. (Портрет П. И. Чайковского0) Слайд №8 (высказывание П.И. Чайковского)
Дети, давайте послушаем пьесу из музыкального альбома «Времена года» «Песнь жаворонка». (Просмотр видеоролика) -Что вдохновило композитора сочинить такую музыку? Какими средствами он создал художественный образ жаворонка? (ответы детей) (Учащиеся читают стихи о весенней природе). -Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею. (Просмотр видео на фоне пьесы «Март» П.Чайковского) -Какое впечатление сложилось у вас от просмотра картин и прослушанной музыки? Можно ли назвать эту пьесу «музыкальным пейзажем». Как можно не любить такую природу, красоту гор, лесов? «Люблю природу русскую больше, чем другую» - писал П. И. Чайковский. Послушайте историю из его жизни, которую запечатлел К. Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы» (чтение фрагмента рассказа на фоне музыки «Мелодия» П. И. Чайковского ). Это повесть о лесе. Это и повесть о творчестве, несовместимом с равнодушием к жизни природы.
Слайд №9 (высказывание К. Г. Паустовского) «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного» (Просмотр-слушание рассказа «Струна» К. Г. Паустовского и обсуждение)
Итог:
- Итак, сегодня вы послушали фрагменты рассказов, главным героем которых является музыка. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее. Паустовский никогда не описывает природу, как таковую. Для него, при всем вдохновенном пред нею преклонении, природа всегда существовала в естественной связи с человеком. Секрет музыкальности лирической прозы писателя в умении так соединить пейзажные зарисовки с душевным состоянием человека, что природа и человек не существуют отдельно друг от друга. Герои его рассказов – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые всем сердцем чувствуют природу. Он писал не только о природе, но и о замечательных людях, с которым он встречался лично.
Музыка может делать с нами чудеса: она веселит и заставляет печалиться, она очищает наши сердца, приносит утешение и опору. Слушая прекрасную музыку, не хочется совершать плохие поступки. Музыка способна делать людей лучше, она облагораживает нас.
Музыка и литература не иллюстрирует одна другую, а дополняет, обогащает и усиливает наши переживания.
Вслушайтесь, весь мир поет: шорох, свист и щебет,
Музыка во всем живет, мир ее волшебен.
Исполнение песни «Музыкальная страна» музыка и слова Н. Тороповой.
Пение: «Музыкальная страна» сл. и муз. Н Тороповой
Неприятности все позабудь
Мы с тобой отправляемся в путь.
Есть на свете такая страна,
В которой нет горя и зла.
Припев.
И только музыка звучит,
Ясным днем звучит в ночи,
Звукам музыки подвластны
Все движения души.
Посмотри, как интересен
Мир из музыки и песен,
Мир гармонии и счастья,
Дружбы и любви.
Другом музыка вам станет,
Не предаст и не обманет,
Красотою несравненной удивит.
Пусть дорога порой не легка,
Нежно клавиш коснется рука,
И струна пропоет под смычком –
Утихнет гроза за окном.
Припев.
Доп материал. Константин Георгиевич Паустовский родился 1892 году в семье офицера (дед Петр Сагайдачный). Много ездил по нашей стране, часто бывал и за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России –Мещерский край. Здесь он открыл особую красоту родной земли: первозданные леса, прозрачные озера, прихотливые равнинные речки, испытал глубокое чувство сыновней преданности и благодарности своей родине. « Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России – писал Паустовский. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, воду из лесного колодца, каждое деревце над озером, каждое облако плывущее по бледному и высокому небу… И если мне хочется жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». |