СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная гостиная. Чудо музыки в произведениях К. Г. Паустовского.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная гостиная. «Чудо музыки в произведениях К.Г. Паустовского»Цели и задачи:показать значение музыки в прозе, помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее и углубленное ее восприятие; воспитывать интерес к литературе и самостоятельному чтению, развивать кругозор, речь, мышление, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.Оборудование:портреты Э. Грига, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, фрагменты рассказовК.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», картины природы крайнего Севера, пейзажи России, видеоматериалы (слайды), мультимедийный проектор, видео слайдшоу к рассказу К. Г. Паустовского «Струна».Музыкальный материал:«Музыкальная страна» муз. и сл. Н. Тороповой», музыка П. И. Чайковского, Э. Грига, В. А. Моцарта.-Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главным действующим лицом в повести. Она звучит во многих повестях К.Г Паустовского –одного из самых «музыкальных» писателей России. Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка –помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.-Сегодня пойдет речь о таких произведениях как «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», «Струна». Послушайте, пожалуйста, отрывок из рссказа»Корзина с еловыми шишками». (Чтение)-О каком композиторе идет речь?-Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э.Григу сочинять музыку?Слушание:Мелодия из 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига.-Созвучны ли строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э. Грига, концерту для фортепиано соркестром?-Почему К. Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли... за то прекрасное, чем должен жить человек!»)На экране слайд No 1. (Оркестр эпохи Просвещения)Звучит «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.-Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то узнал, может быть, слышал раньше. Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе, сочинившем эту музыку. Но хотела бы, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? О чем можно рассказать такой музыкой, какие чувства выразить?(Ответы).-Эта музыкапрозвучала не случайно, и мы с вами поговорим о ней.На экране слайд No 3.(портрет К.Паустовского)-Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашлаживой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно

так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.Ребята, послушайте рассказ К.Паустовского «Старый повар»Слушание.слайд No 4 (Вена, клавесин, портрет В. А. Моцарта))-Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах все звенит то имя...И удивителные слова: «Слушайте и смотрите!».-Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила? (Ответы)-Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе...(Чтение стихотворения)Закрыл глаза и голубой туманего окутал, словно покрывало.А музыка плыла и нарастала,ион вдыхал таинственный дурман.И юность –сказкой из далеких стран–вцветенье прежнем перед ним предстала.Все начиналось сызнова, сначалаив синий превращался океанВеликих магов крошечный обман,безумие, что сердце надрывало,Все возникало вновь и уплывало...и,отдыхая от вчерашних ран,Душа, как лебедь, крылья раскрывала...-Перед вами портретавстрийского композитора 18 века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали в начале урока и в рассказе К.Паустовского.-Моцарт прожил всего 35 лет. Он был большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, и музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.Слайд No 6.(Венский оперный театр )-Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе. чтобы находить в музыке радость, утешение и опору, не обязательно играть на каком либо инструменте или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая всей душой и верить в чудеса, которые всегда рядом. Слайд No 7. (Портрет П. И. Чайковского0) Слайд No8(высказывание П.И. Чайковского) Дети, давайте послушаем пьесу из музыкального альбома «Времена года» «Песнь жаворонка». (Просмотр видеоролика) -Что вдохновило композитора сочинить такую музыку? Какими средствами он создал художественный образ жаворонка? (ответы детей) (Учащиеся читают стихи о весенней природе). -Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею. (Просмотр видео на фоне пьесы «Март» П.Чайковского) -Какое впечатление сложилось у вас от просмотра картин и прослушанной музыки? Можно ли назвать эту пьесу «музыкальным пейзажем». Как можно не любить такую природу, красоту гор, лесов? «Люблю природу русскую больше, чем другую» -писал П. И. Чайковский. Послушайте историю из его жизни, которую запечатлел К. Паустовский в своемрассказе «Скрипучие половицы» (чтение фрагмента рассказа на фоне музыки «Мелодия» П. И. Чайковского ).Это повесть о лесе. Это и повесть о творчестве, несовместимом с равнодушием к жизни природы.Слайд No9(высказывание К. Г. Паустовского) «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного»(Просмотр-слушание рассказа «Струна»К. Г. Паустовского и обсуждение)Итог:-Итак, сегодня вы послушали фрагменты рассказов, главным героем которых является музыка.Музыка и литература взаимообогащаютдруг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.Паустовский никогда не описывает природу, как таковую. Для него, при всем вдохновенном пред нею преклонении, природавсегда существовала в естественной связи счеловеком. Секрет музыкальности лирической прозы писателя в умении так соединить пейзажные зарисовки с душевным состоянием человека, что природа и человек не существуют отдельно друг от друга.Герои его рассказов –добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые всем сердцем чувствуют природу. Он писал не только о природе, но и о замечательных людях, с которым он встречался лично.Музыка может делать с нами чудеса: она веселит и заставляет печалиться, она очищаетнаши сердца, приносит утешение и опору. Слушая прекрасную музыку, не хочется совершать плохие поступки. Музыка способна делать людей лучше, она облагораживает нас. Музыка и литература не иллюстрирует одна другую, а дополняет, обогащает и усиливает наши переживания.Вслушайтесь, весь мир поет: шорох, свист и щебет,Музыка во всем живет, мир ее волшебен.Исполнение песни «Музыкальная страна» музыка и слова Н. Тороповой.Пение:«Музыкальная страна» сл. и муз. Н Тороповой 1.Неприятности все позабудьМы с тобой отправляемся в путь.Есть на свете такая страна,В которой нет горя и зла.Припев.И только музыка звучит,Ясным днем звучит в ночи,Звукам музыки подвластныВсе движения души.Посмотри, как интересенМир из музыки и песен,Мир гармонии исчастья,Дружбы и любви.Другом музыка вам станет,Не предаст и не обманет,Красотою несравненной удивит.2.Пусть дорога порой не легка,Нежно клавиш коснется рука,И струна пропоет под смычком –Утихнет гроза за окном.Припев.Доп материал.Константин Георгиевич Паустовский родился 1892 году в семье офицера (дед Петр Сагайдачный). Много ездил по нашей стране, часто бывал и за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России –Мещерский край. Здесь он открыл особую красоту родной земли: первозданные леса, прозрачные озера, прихотливые равнинные речки, испытал глубокое чувство сыновней преданности и благодарности своей родине.« Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России –писал Паустовский. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, воду из лесного колодца, каждое деревце над озером, каждое облако плывущее по бледному и высокому небу... И если мне хочется жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная. Чудо музыки в произведениях К. Г. Паустовского.»

Музыкальная гостиная. «Чудо музыки в произведениях К.Г. Паустовского»

Цели и задачи: показать значение музыки в прозе, помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее и углубленное ее восприятие; воспитывать интерес к литературе и самостоятельному чтению, развивать кругозор, речь, мышление, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.

Оборудование: портреты Э. Грига, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, фрагменты рассказов К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», картины природы крайнего Севера, пейзажи России, видеоматериалы (слайды), мультимедийный проектор, видео слайдшоу к рассказу К. Г. Паустовского «Струна».

Музыкальный материал: «Музыкальная страна» муз. и сл. Н. Тороповой», музыка П. И. Чайковского, Э. Грига, В. А. Моцарта.

- Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главным действующим лицом в повести. Она звучит во многих повестях К.Г Паустовского – одного из самых «музыкальных» писателей России. Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.

- Сегодня пойдет речь о таких произведениях как «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», «Струна». Послушайте, пожалуйста, отрывок из рссказа» Корзина с еловыми шишками». (Чтение) - О каком композиторе идет речь? - Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э.Григу сочинять музыку? Слушание: Мелодия из 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига. - Созвучны ли строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э. Грига, концерту для фортепиано с оркестром? - Почему К. Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли… за то прекрасное, чем должен жить человек!»)

На экране слайд № 1. (Оркестр эпохи Просвещения) Звучит «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.

- Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то узнал, может быть, слышал раньше. Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе, сочинившем эту музыку. Но хотела бы, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? О чем можно рассказать такой музыкой, какие чувства выразить? (Ответы). - Эта музыка прозвучала не случайно, и мы с вами поговорим о ней.

На экране слайд № 3. (портрет К.Паустовского)

- Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.

Ребята, послушайте рассказ К.Паустовского «Старый повар» Слушание.

слайд № 4 (Вена, клавесин, портрет В. А. Моцарта))

- Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах все звенит то имя… И удивителные слова: «Слушайте и смотрите!».

- Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила? (Ответы)

-Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…

(Чтение стихотворения) Закрыл глаза и голубой туман его окутал, словно покрывало.

А музыка плыла и нарастала, и он вдыхал таинственный дурман.

И юность – сказкой из далеких стран – в цветенье прежнем перед ним предстала.

Все начиналось сызнова, сначала и в синий превращался океан

Великих магов крошечный обман, безумие, что сердце надрывало,

Все возникало вновь и уплывало…и, отдыхая от вчерашних ран,

Душа, как лебедь, крылья раскрывала…

- Перед вами портрет австрийского композитора 18 века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали в начале урока и в рассказе К.Паустовского.

- Моцарт прожил всего 35 лет. Он был большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, и музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.

Слайд № 6.(Венский оперный театр )

- Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе. чтобы находить в музыке радость, утешение и опору, не обязательно играть на каком либо инструменте или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая всей душой и верить в чудеса, которые всегда рядом.

Слайд № 7. (Портрет П. И. Чайковского0) Слайд №8 (высказывание П.И. Чайковского)

Дети, давайте послушаем пьесу из музыкального альбома «Времена года» «Песнь жаворонка». (Просмотр видеоролика) -Что вдохновило композитора сочинить такую музыку? Какими средствами он создал художественный образ жаворонка? (ответы детей) (Учащиеся читают стихи о весенней природе). -Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею. (Просмотр видео на фоне пьесы «Март» П.Чайковского) -Какое впечатление сложилось у вас от просмотра картин и прослушанной музыки? Можно ли назвать эту пьесу «музыкальным пейзажем». Как можно не любить такую природу, красоту гор, лесов? «Люблю природу русскую больше, чем другую» - писал П. И. Чайковский. Послушайте историю из его жизни, которую запечатлел К. Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы» (чтение фрагмента рассказа на фоне музыки «Мелодия» П. И. Чайковского ). Это повесть о лесе. Это и повесть о творчестве, несовместимом с равнодушием к жизни природы.

Слайд №9 (высказывание К. Г. Паустовского) «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного» (Просмотр-слушание рассказа «Струна» К. Г. Паустовского и обсуждение)

Итог:

- Итак, сегодня вы послушали фрагменты рассказов, главным героем которых является музыка. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее. Паустовский никогда не описывает природу, как таковую. Для него, при всем вдохновенном пред нею преклонении, природа всегда существовала в естественной связи с человеком. Секрет музыкальности лирической прозы писателя в умении так соединить пейзажные зарисовки с душевным состоянием человека, что природа и человек не существуют отдельно друг от друга. Герои его рассказов – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые всем сердцем чувствуют природу. Он писал не только о природе, но и о замечательных людях, с которым он встречался лично.

Музыка может делать с нами чудеса: она веселит и заставляет печалиться, она очищает наши сердца, приносит утешение и опору. Слушая прекрасную музыку, не хочется совершать плохие поступки. Музыка способна делать людей лучше, она облагораживает нас.

Музыка и литература не иллюстрирует одна другую, а дополняет, обогащает и усиливает наши переживания.

Вслушайтесь, весь мир поет: шорох, свист и щебет,

Музыка во всем живет, мир ее волшебен.


Исполнение песни «Музыкальная страна» музыка и слова Н. Тороповой.

Пение: «Музыкальная страна» сл. и муз. Н Тороповой

  1. Неприятности все позабудь

Мы с тобой отправляемся в путь.

Есть на свете такая страна,

В которой нет горя и зла.

Припев.

И только музыка звучит,

Ясным днем звучит в ночи,

Звукам музыки подвластны

Все движения души.

Посмотри, как интересен

Мир из музыки и песен,

Мир гармонии и счастья,

Дружбы и любви.

Другом музыка вам станет,

Не предаст и не обманет,

Красотою несравненной удивит.

  1. Пусть дорога порой не легка,

Нежно клавиш коснется рука,

И струна пропоет под смычком –

Утихнет гроза за окном.

Припев.







Доп материал.

Константин Георгиевич Паустовский родился 1892 году в семье офицера (дед Петр Сагайдачный). Много ездил по нашей стране, часто бывал и за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России –Мещерский край. Здесь он открыл особую красоту родной земли: первозданные леса, прозрачные озера, прихотливые равнинные речки, испытал глубокое чувство сыновней преданности и благодарности своей родине.

« Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России – писал Паустовский. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, воду из лесного колодца, каждое деревце над озером, каждое облако плывущее по бледному и высокому небу… И если мне хочется жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!