- О чем сегодня пойдет речь? Конечно, о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.
2.Актуализация знаний:
- «Вся жизнь – театр, а люди в нём - актеры» (У.Шекспир)
- Как вы понимаете эти слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира? (ответы детей) Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.
- Кто из вас любит театр? (ответы детей).
- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актерская игра на сцене.
- Как правило, театральные представления носят комический, трагический, либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства.
- Назовите их (дети перечисляют сами):
сценическое действие,
литература,
музыка,
изобразительное искусство (костюмы, декорации),
возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.
3.Изучение нового материала:
- Издревле античная театральная трагедия сопровождалась хором, комментирующим основные действия на сцене. Можно ли в наше время представить себе театр без музыки? Музыка в драматическом театре, в отличие от опер и балетов, не является главным «действующим лицом». Однако, иногда, музыка для спектакля приобретает большую популярность, чем сама постановка.
Послушайте знаменитый Вальс советского композитора Арама Ильича Хачатуряна, написанный к драме М.Лермонтова «Маскарад».
- Какую роль в этой драме играет вальс? Можно ли было обойтись в сцене бала без музыки? Конечно, нет. Музыка здесь не только создает особо праздничную атмосферу, но и играет весьма важную драматургическую роль. Вальс этот часто исполняется вне театральной постановки и приобрел мировую славу.
- Музыка к драматическому спектаклю была заказана Хачатуряну театром имени Е.Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной - 21 июня 1941 года. Молодой композитор в то время не написал ещё ни "Танец с саблями", ни балет "Спартак", но уже получил первую Сталинскую премию за свой знаменитый Скрипичный концерт.
- Отечественный композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович также неоднократно обращался к драматическим произведениям, в частности к творчеству У.Шекспира: он писал музыку к кинофильмам и театральным постановкам по мотивам произведений драматурга и даже «озвучил» один из его сонетов.
Послушаем фрагмент «Охота» из музыки к спектаклю «Гамлет» по трагедии У.Шекспира, поставленной в Театре имени Вахтангова в 1932 году художником постановщиком Н.Акимовым.
- Какой характер носит эта музыка? Она создает ощущение скорости, движения, в ней чувствуется тревога и волнение. В 1954 году спектакль в переводе Б.Пастернака был поставлен режиссером Г.Козинцевым в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина Санкт-Петербурга.
- Продолжая тему музыки к драмам У.Шекспира нельзя не отметить выдающегося советского композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского, написавшего музыкальные зарисовки к трагедии «Ромео и Джульетта» для Большого симфонического оркестра.
Звучит фрагмент «Утро в Вероне».
- Что передает эта музыка? Предвещает ли она беду? Интонационное своеобразие музыкального языка, колоритные краски симфонической палитры воссоздают атмосферу средневекового итальянского города, где разворачиваются события шекспировской трагедии.
- Вспомните, о чем повествует эта трагедия, какими словами она начиналась и как развивались основные сюжетные линии.
5.Практическая работа:
- Посмотрите на следующий слайд.
- Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Это знаменитый Большой театр в Москве - крупнейший в мире центр музыкально-театральной жизни. Именно на этой сцене впервые проходили многие музыкальные спектакли мира. Давайте вспомним некоторые значительные произведения музыкального театра.
- Откройте свои тетради и посмотрите на экран. Перед вами названия сценических произведений. Распределите их по жанрам и впишите в таблицу, классифицируя по следующему принципу:
Оперы, балеты | Мюзиклы, рок-оперы | Музыка к драматическим спектаклям |
| | |
6.Подведение итогов:
- Музыка театра разнообразна, но без нее не обойдется ни одна театральная постановка. Музыка Л.Бетховена сделала знаменитой драму И.Гете «Эгмонт», а Э.Григ своей музыкой увековечил драму Г.Ибсена «Пер Гюнт».
- В 20 веке музыку к драматическим спектаклям писали многие знаменитые композиторы, среди них Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Хачатурян, А.Шнитке, И.Дунаевский, Д. Кабалевский и другие.
7.Рефлексия:
- Что нам удалось выяснить о роли музыки в спектакле?
- Почему театр, существуя уже более 2000 лет, не теряет в наши дни своей актуальности? Может ли телевизионная постановка заменить театральное зрелище?
- Вспомните, какие театры есть в вашем городе, и на каких спектаклях вы побывали. Какую роль играла в них музыка?
- Завершить сегодняшний урок я хочу словами К.С.Станиславского:
«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
- Ходите в театр чаще - и перед вами откроется новый мир.
- До новых встреч!