- На свете существует много разных маршей. - На предыдущих уроках мы с вами знакомились с музыкой русских композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. - П.И.Чайковский создал «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» с музыкальными произведениями, С.С.Прокофьев так же писал музыку для детей, и сегодня мы познакомимся с их произведениями. - Давайте послушаем, что рисует нам композитор С. С. Прокофьев в своей пьесе и дадим ей название, выберем соответствующую картинку. Слушание «Шествие кузнечиков» С.С. Прокофьев. - Какой здесь шаг? (Быстрый) - Кто может под него маршировать? (Кузнечики) Видеофрагмент «Шествие кузнечиков» - Выберите слова, которые передают настроение этой музыки? (энергично, отрывисто, легко.) - Своим названием это произведение близко к маршу, но в нем слышатся и танцевальные моменты. - На сколько частей можно разделить эту музыку? (на три) (Первая часть - энергичная, отрывистая, громкая, весёлая, праздничная. Вторая часть более спокойная, тихая, легкая. Третья часть – громкая, быстрая, энергичная, резвая). - Послушаем, что рисует нам композитор С. Прокофьев в следующей пьесе и дадим ей название, выберем соответствующую картинку. Слушание «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьев. - Эта музыка похожа на марш солдат? (Нет.) - Какой слышен шаг? (Спокойный) - Так кто же это шагает, и где? (месяц в воздухе). - Выберите слова, которые передают настроение этой музыки? - В этой пьесе звучит интонация шага и напоминает русскую народную песню. - Какой музыкальный инструмент исполнял эти произведения? (Фортепиано) - С помощью следующего марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Этот марш написал П. И. Чайковский к балету «Щелкунчик». - Во Дворце живут не только солдаты, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский. - Какой здесь шаг изобразила музыка? - Кто может под него маршировать? (Маленькие дети, куклы) - Да, ребята, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто. - Послушаем еще раз и пошагаем на ладони под музыку. Повторное слушание «Марш деревянных солдатиков» - Выберите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Легкая, звонкая, веселая) - Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. - Музыка нужна человеку в радости и в горе. У П.И. Чайковского в сборнике «Детский альбом», есть пьеса, которая называется «Похороны куклы». Слушание «Похороны куклы» П.И. Чайковского. - Выберите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Грустная, тоскливая, печальная) |