СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка 3 класс "Виват, Россия!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки 3 класс «Виват, Россия!» 

Просмотр содержимого документа
«Музыка 3 класс "Виват, Россия!"»

Технологическая карта урока музыки

Тема: «Виват, Россия!»

Класс: 3

Вид урока: открытие новых знаний

Цели урока: Вызвать (привить, пробудить) чувство гордости у всех поколений к российской государственности, которая находила выражение через песни (канты) гимнического характера и русские народные солдатские песни.

Задачи:

· Образовательные

  1. Уметь анализировать художественный образ канта «Радуйся, Росско Земле!» и познакомить с понятием «кант», его значением, авторами, историей создания.

  2. Сделать выводы о привитии чувства гордости у всех поколений к российской государственности, которая находила выражение через песни (канты) гимнического характера и русские народные солдатские песни.

· Развивающие

  1. Послушать кант «Радуйся, Росско Земле!», Кант «Орле Российский»; послушать звучание оркестра «Марш лейб-гвардии Преображенского полка»

· Воспитательные

  1. Исполнить фрагмент канта «Радуйся, Росско Земле!»

Дидактические средства:

· для учителя: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные произведения: кант «Радуйся, Росско земле!», Кант «Орле Российский»; «Марш лейб-гвардии Преображенского полка».

· для учащихся: портреты Петра I, А.Суворова, М.Кутузова, изображение Ордена Святого Георгия 1й степени на ленте.






Этап урока

Время (мин.)

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный.

1 мин.

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)


Приветствие с учениками

«Добрый день!»

Здороваются, проверяют свою готовность к уроку.

«Здравствуйте!»

Волевая само регуляция.


Выстроить коммуникацию между учеником и учителем.


Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.

Актуализация знаний.

6 мин.

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Проверка домашнего задания.

Распевка «про Ваню»



Дети показывают домашнюю работу.

Распеваются

Уметь применять знания основных средств музыкальной выразительности.


Участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками.

Целеполагание.

7 мин.

Метод художественного контекста

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

-Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества» (Слайд 2), которая висит в настоящее время в приемной президента России.



Что на ней изображено?








- Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента?



- Что значит «Виват, Россия!»

Заздравное приветствие во времена Петра I - «Да здравствует!», «Пусть живет!»

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?










-Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены.

На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников.

Радостный возглас наподобие «Ура!»





Ответы детей.

Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности.


Участие в совместном открытии знаний и повторении.


Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Усвоение новых знаний.

20 мин.

Метод интонационного анализа худ. Произведений

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), практические методы (анализ фрагментов музыкальных произведений)

Практические методы (исполнение канта)

- Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам?


Какие качества больше всего ценятся в женском характере? А в мужском?


- Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи?


- Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать?


- И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества?


- Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев?


(Слайд 3)Александр Невский (Слайд 4)Дмитрий Донской (Слайд 5) А.В.Суворов

(Слайд 6) Орден им.Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.

(Слайд 7) Михаил Илларионович Кутузов.


- Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев?


- Знаете ли вы, кто изображен на этой картине? (Слайд 8) Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны - Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. (Слайд 9) Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Триумф» - победа)

- Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины-победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.


- Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным.

- Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты-инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.


- Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12

- Итак, что же такое Кант?

(Слайд 10) Особая форма торж.песнопения, возникшая в русской музыке петровской эпохи. Характерно: мелодия фанфарного склада. 17-18вв.

- Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

Школьники выполняют задание.

- Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.


Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»


Ритм

Исполнитель

Характер

Интонация

- Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.


Звучание Канта «Орле Российский» (Слайды 11-13)

- Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей?


Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно?





- Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями?


Звучание оркестра «Марш лейб-гвардии Преображенского полка»

Ряд вопросов о сущности произведения

Женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик.


Доброта, нежность, красота.

отвага, сила, выносливость.


Да.




Нужно воспитывать.


беседа с детьми.


Ответы детей

















Из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений.


Ответы детей


















































Сопровождать шествие музыкой.











работа по учебнику.



Читают определение













Слушают и анализируют произведение.

энергичная интонация, четкий ритм, исполнение мужским хором без сопровождения










звучит торжественно, широко и т.д.











три


Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно.


Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно.

Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


Развить умение слушать и воспринимать информации.


Умение сравнивать муз. произведения.


Развивается умение слушать и принимать точку зрения другого.

Рефлексия.

5 мин.

Метод устной диагностики (беседа, наблюдение)

С каким жанром мы сегодня познакомились?

Когда он появился?

При каком царе?

Что характерно для канта?



С какими кантами мы сегодня познакомились?

Кант

в 17 веке

при Петре I


фанфарное звучание, исполнение мужским хором, исполнение a.саpella.

перечисляют произведения.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действии по решению учебных и познавательных задач.


Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Домашнее задание.

1 мин.

Метод устной диагностики (беседа, наблюдение)

Посмотреть и записать в тетрадь жанры, подобные жанру кант.

Записывают домашнее задание в дневник.

Прощаются с учителем.

Закрепление изученных произведений




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!